Рынок труда города представляет собой сложную социально-экономическую систему, испытывающую влияние макроэкономических и региональных факторов. К числу последних следует отнести сложившуюся структуру промышленного производства, где доминирующую роль играли высокотехнологичные предприятия, прежде всего ВПК. Именно на этих предприятиях в структуре рабочей силы преобладали специалисты высшей квалификации. Кроме того, в городе существует разветвленная сеть высших и средних специальных учебных заведений, которые ежегодно выпускают тысячи квалифициро-ванных специалистов различных профессий.
Динамика уровня экономической активности различных образовательных групп свидетельствует об опережающем росте предложения рабочей силы высшей квалификации и снижении — среди лиц, не имеющих специального образования. Такая ситуация позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, активность специалистов высшей квалификации связана с ростом спроса на рабочую силу данной группы. Во-вторых, более высокий уровень образования (при прочих равных условиях) дает возможность работнику быстрее адаптироваться к рыночным условиям вообще и к данному рабочему месту — в частности. Для инвалида, имеющего высшее или среднее специальное образование, проблема профессиональной мобильности решается быстрее и эффективнее, чем у тех, чье образование не превышает уровня средней школы.
В этой связи достаточно спорными являются утверждения некоторых экономистов и специалистов в области социально-трудовых отношений о необходимости сокращения числа обучающихся в вузах и техникумах. Их основным аргументом является следующее. Высшая и средняя специальная школы выпускают специалистов, спрос на профессии которых либо отсутствует, либо минимален на рынке труда. Государственный заказ на подготовку специалистов практически отсутствует, поэтому выпускники получают «свободный диплом» и должны трудоустраиваться самостоятельно. Не найдя работы по специальности, они обращаются в государственные центры занятости населения, где им присваивается статус безработного, выплачивается пособие по безработице, а в некоторых случаях осуществляется переподготовка на новую специальность. Таким образом, делают вывод сторонники сокращения числа обучающихся в вузах и техникумах, государство несет большие и неоправданные издержки: сначала тратит деньги на подготовку специалистов, не имеющих спроса на рыке труда, а затем — на выплату пособий по безработице и переподготовку на новую специальность.
На первый взгляд, такой подход достаточно логичен и позволяет снизить государственные расходы. Между тем, по нашему мнению, необходимость стабилизации (а, возможно, и увеличения) числа обучающихся в высших специальных учебных заведениях обусловлена рядом объективных тактических и стратегических причин. Во-первых, рост числа студентов решает (хотя бы частично) проблему занятости молодежи после окончания общеобразовательной школы. Во-вторых, даже если полученная специальность не пользуется спросом на рынке труда, то имеющийся запас знаний позволяет молодому специалисту достаточно быстро и на более высоком уровне освоить новую профессию, требующуюся на рынке труда. В-третьих, сокращение численности обучающихся в вузах и техникумах приведет к тому, что после окончания школы молодежь выходит на рынок труда, не имея никакой специальности с перспективой остаться на всю трудовую жизнь неквалифицированным работником. И, когда в России возникнут условия для экономического роста, и потребуется рабочая сила высшей квалификации, как на замену выбывающей, так и на создаваемые рабочие места, требующие высококвалифицированных специалистов, потребность в этой категории работников удовлетворена не будет. Экономические последствия данной ситуации очевидны: замедление темпов экономического роста, резкое увеличение расходов на подготовку специалистов.
Очевидно, что без изменения стратегии инвестиций в человеческий капитал невозможно будет успешно проводить экономические реформы. Это тем более необходимо, что в настоящее время удельный вес специалистов с высшим и средним специальным образованием в структуре безработных составляет 49,6 % (по данным опроса занятого и незанятого населения, проведенным ГЦЗН в мае-июне 1997г.). Эти группы дольше всего ищут работу ( в среднем 17-17,5 мес.), им предлагаются работодателями неквалифицированные рабочие места с низкой заработной платой.
Противоречие между требуемым и имеющимся у безработных образованием можно разрешить путем проведения такой образовательной политики в городе, которая учитывала бы интересы всех субъектов рынка труда. Причем, речь идет не только о подготовке специалистов определенного уровня квалификации. На наш взгляд, необходимо учитывать культурный и духовный фактор в развитии личности, так как рабочая сила с ее профессионально — квалификационными характеристиками неотделима от личности. Именно сочетание этих двух важнейших компонентов позволяет быть человеку не только конкурентоспособным на рынке труда, но и быстрее адаптироваться к быстро изменяющимся социальным условиям. В этой связи разработанная ГЦЗН программа «Духовное наследие — детям» решает стратегическую задачу — формирование такого культурного и эстетического уровня молодежи, который обеспечит высокое качество рабочей силы. При таком взгляде на проблему можно выделить три составляющих стратегической политики развития человеческих ресурсов и обеспечения эффективного трудоустройства незанятого населения:
1. Профессиональная ориентация.
Создание в городе многоступенчатой системы профориентационной работы (на основе имеющегося у ГЦЗН опыта).
2. Упреждающая профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан, прежде всего составляющих мобильный резерв рабочей силы, с учетом меняющегося спроса экономики на рабочую силу в интересах обеспечения ее конкурентоспособности.
3. Развитие новых технологий работы городской службы занятости, совершенствование ее инфраструктуры. Расширение информационного поля относительно числа и качественной структуры вакансий. Налаживание непосредственно контактов с работодателями.
Количественное и качественное расширение банка вакансий позволит изменить структуру обращающихся в ГЦЗН, значительно повысив долю тех, для кого главная цель — получение достойного рабочего места, а не пособия. Расширению информационного поля будет способствовать создание до 2000 года городской телефонной справочно-информационной службы. (По примеру службы 056 г. Санкт-Петербурга).