Теоретическая и практическая значимость проблемы, вынесенной в заголовок данной статьи, очевидна. Ее решение зависит от ряда обстоятельств, суть которых заключается :

а) в четком определении понятия «Юг России», включающем совокупность административно-территориальных образований — Волгоградскую область, Калмыкию, Астраханскую область и все другие, некогда составлявшие Северо-Кавказский край (плоскостные и горные единицы); или есть какой-то иной подход?

б) после определения территориальных границ и объекта изучения, объективно встает следующая важнейшая сторона: все научные выводы, рекомендации могут быть осуществлены на практике при едином подходе. В современных условиях при разбросе названий административно-территориальных образований в регионе (а, следовательно, и форм правления) реальной объединяющей структурой может стать Северо-Кавказский научный центр высшей школы. Потенциал этого уникального образования еще далеко не раскрыт;

в) изложенные выше посылки предполагают принятие решения на высшем уровне.

Уровень образования определяет степень развития региона, страны. Введение всеобщего начального, среднего, высшего образования отражает уровень развития общества. В этих условиях возникает вопрос: чем обосновываются утверждения типа «нам таких-то специалистов готовить не нужно, их избыток»? Каждый гражданин использует свое конституционное право на образование. Как он предполагает использовать полученные знания — это его право. Общество образованных людей требует соответствующего уровня аппарата управления. Демократизация общества не «вводится», а осознается как суровая, непреложная необходимость.

Юг России (даже если иметь в виду только административно-территориальное объединение в рамках прошлого Северо-Кавказского края) обладает развитой устойчивой сетью образовательных учреждений различных уровней, в которых сосредоточены высокопрофессиональные кадры профессорско-преподавательского состава. Их потенциал достаточен для решения задач, обеспечивающих запросы населения в получении всех направлений образования.

Государственные образовательные учреждения в силу объективных условий не могут обеспечить удовлетворение желаний всех граждан региона в получении искомого образования. Эту естественную нишу заполняют негосударственные образовательные учреждения. Некоторая снисходительная настороженность к НОУ с течением времени снимается успешной практикой функционирования последних. Стало очевидным, что организаторы НОУ в большей степени выступают государственниками, создавшими условия молодежи найти свое место и обеспечить заметное число рабочих мест для высокопрофес-сиональных специалистов. Последнее обстоятельство важно, т. к. сохранился достаточный контингент преподавателей в России и не покинул ее в поисках решения материальных проблем. Это обстоятельство имеет непреходящее значение.

Образование НОУ приняло массовой характер. Судить о достоинствах и погрешностях каждого из них может только потребитель своим выбором того или иного образовательного учреждения. И все-таки стали очевидными некорректные рекламные «заманушки», уводящие от истинного положения дел в организации и содержании учебного процесса, состояния материальной базы и особенно кадрового обеспечения, перспектив будущего специалиста. В селах и весях возникают многочисленные образования, филиалы, представительства, не имеющие лицензии и аккредитации.

Широкая сеть образовательных учреждений не порок, если подкреплена соответствую-щей материальной базой и кадровым обеспечением. Регулирование развития их — задача единого органа, быть может, СКНЦ. Ясно, что обман в образовательной деятельности несовместим со статусом учебного заведения.

Не может быть двойного стандарта: для государственных и негосударственных учебных заведений. Образовательное учреждение любого типа должно обеспечивать подготовку специалистов отвечающих требованиям времени.

Качество подготовки определяется многими компонентами, важнейшим из которых является издание учебно-методической литературы под эгидой Ассоциации вузов или СКНЦ, что обеспечит не только сокращение материальных затрат учебных заведений, но повысит уровень методических изданий. Можно было бы определить специализацию учебных заведений различных уровней в подготовке методических пособий. Тем самым удастся избежать возможной монополизации дела в отдельных руках.

Будущий потенциал образования региона скорее всего будет определяться профессиональными модулями (комплексами, объединениями) регионального уровня. Многообразие программ подготовки (школа — среднее звено — вуз) должно уступить место продуманной профильной программе специалиста. Главная роль при этом отводится вузу, определяющему уровень знаний и умений на каждом предшествующем этапе в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Качество специалистов высшего звена по заочной системе образования целесообразнее сосредотачивать в специализированных вузах. Такая интеграция позволит повысить качество подготовки специалистов с учетом специфики работы.

Образовательный потенциал региона несравнимо выиграет, если заинтересованные «хозяйственные» органы и организации будут составлять единое целое с учебными заведениями в определении мест практики, постоянном совершенствовании материальной базы. Специалиста необходимо готовить для конкретного производства по заказу последнего. Например, юристов готовят десятки вузов, для отраслей же хозяйства необходимы конкретные специалисты.

Учебные заведения — центры подготовки не только специалистов, они формируют патриотов России. Весь процесс должен проходить в добротных материальных условиях. В связи с этим образовательные учреждения, особенно аккредитованные, должны быть поддержаны в улучшении материальной базы (выделение зданий или части их). Целесообразно на договорных началах создать в регионе постоянно действующие вузовские оздоровительные комплексы для студентов и преподавателей.