Фрагмент исследования студентов отделения журналистики Ростовского госуниверситета В. Концовой, А. Скрипниченко, А. Гарматина, В. Колодкина, Т. Авиловой, проведенный под руководством преподавателя кафедры теории журналистики РГУ Татьяны Засориной.

История возникновения. Тип издания. Аудиторная и целевая направленность

Еженедельник «Город N» издается с 1992 года. Полное название — «Город N. Ростовское обозрение». Девиз издания — «Деловые новости недели». Формат — А3. Объем 12-24 полосы. День выхода — вторник. Тираж — 5 тысяч экземпляров. Совокупный тираж вместе с «Город N-Банк-Клиент» — 10 000 экз. Бессменный главный редактор — Сергей Строителев. За семь лет своего существования газета сменила несколько учредителей, последними из которых являются ООО «Пресса» и ООО «Деловые издания» (учредителями которых в свою очередь являются сами журналисты — те, кто стоял у истоков газеты, а также те предприниматели, которые на разных этапах принимали финансовое участие в издании еженедельника).

В 1991-92 г.г. старшекурсники отделения журналистики Ростовского госуниверситета Сергей Строителев, Андрей Мирошниченко, Алексей Тимошенко, Олег Марченко, Юлия Самойлова, Александр Воронцов и др., полные честолюбивых планов, разработали модель нового для Ростова издания — делового еженедельника. Начало 90-х годов в Ростове характеризуется быстрым и нецивилизованным развитием малого бизнеса и коммерции, зарождаются новые рынки, в первую очередь — компьютерный, появляется существенная прослойка предпринимателей, будущих бизнесменов. Именно на них и удовлетворение их информационных потребностей ориентировались студенты, задумывая газету. Они смогли убедить региональное представительство биржи «Алиса» (помните первую рекламу на телевидении с собакой Алиса) выделить деньги на нулевой номер, один компьютер и возможность пользоваться приемной биржи, как рабочим помещением. Летом был выпущен пилотный, нулевой номер, а Сергей Строителев, которого ребята выбрали главным редактором, на «отлично» защитил дипломную работу на тему «Моделирование делового городского издания». На самом первом этапе главным назначением N было создание информационного пространства для предпринимателей, обеспечение циркуляции периодической актуальной деловой и политической информации в рамках регионального рынка и социальной коммуникации между его участниками .

Еженедельник «Город N» изначально задумывался как издание, призванное заполнить пустовавшую вначале 90-х гг. нишу информации для деловых людей. Это обстоятельство предопределило ту позицию, которое издание занимает по отношению к развивающемуся ростовскому бизнесу. Газета в целом выражает интересы предпринимателей, оценивает происходящие в экономике, политике или обществе события преимущественно с точки зрения их влияния на условия существования и деятельности тех людей, которые заняты в частном бизнесе. Выражается это как в комментариях журналистов, так и в отборе новостей.

В первые годы своего существования негативная оценка работы каких-либо коммерческих структур в материалах еженедельника встречались крайне редко, как правило, в случаях раскрытия фактов явного обмана, мошенничеств в той или иной сфере. Однако, начиная с 95 г. количество такой информации непрерывно растет на фоне роста общей критичности газеты. В этом заметна позиция еженедельника как можно более объективно подойти к проблемам, порожденным развивающейся рыночной экономикой в Ростовской области.

Другой характерной чертой «Города N» с самого начала его существования является компетентность и оперативность, событийность информации.

В круг тематики и проблематики газеты входят практически все стороны экономической жизни региона, работа всех структур и организаций, действующих в разных сферах бизнеса (банки, страховые компании, торговые и выставочные фирмы, различного рода финансовые институты, ростовские производители и др.).

При анализе еженедельника легко отслеживается динамика развития его тематики и проблематики. На наш взгляд можно условно выделить несколько основных изменений в развитии газеты, каждое из которых характеризуется новыми подходами к освещению тех или иных тем.

1) Начало 1994 г. Выход в свет двух приложений — вкладышей к газете «Город N». Первое приложение — «Выбор», финансируемое Центром занятости — своей целью поставило отслеживание ситуации на рынке труда, привлечение к нему внимания бизнесменов, консультативная помощь по трудоустройству, сообщения о вакансиях в различных фирмах. Второй вкладыш — «Сервер» — начал издаваться в сотрудничестве с фирмами «Компьютер Сервис SH» и «Форте». Он содержит сведения о рынке деловой электроники Ростова, о новинках, появившихся в продаже, а также рубрику для новичков «ПК — ликбез» и для более опытных — «Новости со всего света» и т.п.

2) Начало 1995 г. К этому времени была достигнута цель, заявленная редакцией в 1992 г.: «расширить в газете блок оперативной деловой информации» в виде появившихся новых постоянных рубрик «Коммерческая панорама» и «Производственная панорама».

3) Январь — апрель 1996г. Активное появление специальных выпусков «Города N», посвященных проблемам потребителей, малого бизнеса, банков: «Банковский сервис», «Вложение средств», «Малый бизнес», «Годовой балансовый отчет», «Постановление № 661».

4) Ноябрь 1996 г. Выходит в свет еженедельник «Город N — Банк — Клиент» («NБК»), созданный в сотрудничестве с крупнейшими банками Ростовской области. Эта газета адресована руководителям предприятий, обслуживающихся в этих банках. В ее содержание входят наиболее интересные публикации в «Городе N» (в сокращении), информационные сообщения банков для клиентов, а так же реклама, адресованная директорам предприятий.

Информационное пространство Ростова сегодня очень насыщенно, печатных СМИ, выходящих в Ростове, около 70. Тираж изданий колеблется от тысячи до 360 тысяч экземпляров. Система прессы очень разветвлена (см. Приложение 1). В разных сегментах рынка прессы идет жесткая конкуренция между изданиями. Есть безусловные авторитеты и лидеры. У горожан — ежедневная городская «Вечерка», у политиков, банкиров, бизнесменов и научной интеллигенции — деловой еженедельник «Город N», у всех, кто что-то продает и покупает, — рекламное издание бесплатной доставки «Ва-банкъ по-ростовски», газета бесплатных объявлений «Все для Вас».

На рынке СМИ еженедельник «Город N» позиционируется для читателей как качественное издание, независимое от властных и коммерческих структур. Именно поэтому только в «Городе N» можно найти объективную, грамотно прокомментированную информацию об основных событиях недели, а также непредвзятый и квалифицированный анализ главных процессов в экономике, политике и культуре региона. Слоган издания на современном этапе: «Подробно о самом важном!».

Основные маркировки «Города N» как товара — это эпитеты «деловой» и «элитный». Первое определение привлекает к нему читателей, либо уже самостоятельно зарабатывающих деньги, либо пытающихся начать это делать. «Элитная» же характеристика газеты создает для потребителя эффект попадания в определенное сообщество, а точнее, в элиту региона (если ты читаешь «Город N» — значит, ты пытаешься управлять окружающей действительностью).

«Город N» имеет небольшую по количеству, но влиятельную и состоятельную аудиторию. В ноябре 1994 года по заказу издательского дома «Коммерсанта» фондом «Социальные исследования и организационные технологии» проводился опрос среди определенных слоев населения города по социально-профессиональным квотам, репрезентирующим экономически активную часть населения города, интересующуюся деловой информацией различного рода.

Исследование проводилось среди 604 респондентов 6 следующих категорий жителей города:

1) руководители высшего и среднего звена;

2) специалисты производственной сферы;

3) представители органов управления и местных властей;

4) специалисты непроизводственной сферы;

5) представители мелкого и среднего бизнеса;

5) члены семей предпринимателей.

Каждая из вышеназванных социально-профессиональных групп насчитывала не менее 100 респондентов, что составляет около 17% общего числа опрошенных.

Информационные предпочтения респондентов в сфере местной печати:

А. Ростовские городские и областные газеты:

1. «Вечерний Ростов» — 41%
2. «Город N»-18%
3. «Утро»-11%
4. «Молот» — 8%
5-7. «Наше время» — 2%
5-7. «Приазовский край» — 2%
5-7. «Официальный Ростов» — 2%

Б. Центральные газеты, имеющие местные выпуски:

1. «АиФ на Дону» — 40%
2. «КП на Дону»-31%
В. Рекламно-информационные издания:

1. «Ва-банкъ» — 16%
2. «Все для Вас» — 7%

Список наиболее предпочитаемых экономических изданий:

1. «Город N»- 18%
2. «Экономика и жизнь» — 17%
3. Еженедельник «Коммерсанта» — 15%
4. «Коммерсанть-Daily» — 13,5%
5. «Финансовая газета» — 8%
6. «Деловой мир» — 5%
7. «Финансовые известия» — 4%

Распределение информационных предпочтений по группам респондентов

Группа «руководители высшего и среднего звена»

А. Местные газеты:
1. «Вечерний Ростов» — 38%
2. «Город N» — 25%
3. «Утро» — 15%
4. «Молот» — 8%
5. «Наше время» — 4%

Группа «специалисты производственной сферы»

А. Местные газеты
1. «Вечерний Ростов» — 52%.
2. «Молот» — 9%.
3. «Утро» — 9%
4. «Город N» — 5%
5. «Приазовский край» — 3%

Группа «представители органов управления и местных властей»

А. Местные газеты:
1. «Вечерний Ростов» — 53%
2. «Утро» -21%
3. «Город N» — 20%
4. «Молот» — 17%
5. «Официальный Ростов» — 10%

Группа «специалисты непроизводственной сферы»

А. Местные газеты:
1. «Вечерний Ростов» — 42%
2. «Город N» — 21 %
3. «Утро»- 12%
4. «Молот» — 8%
6. «Приазовский край» — 3%

Группа «представители мелкого и среднего бизнеса»

А. Местные газеты:
1. «Город N» — 30%
2.»Вечерний Ростов» — 28%
3-4 «Молот» — 4%
3-4 «Утро» -4%

Группа «члены семей предпринимателей»

А. Местные газеты:
1. «Вечерний Ростов» — 34%
2. «Город N» — 8%
3-4. «Утро» — 7%
3-4. «Наше время» — 7%
5. «Молот» — 4%

Как видно, среди экономически активной части населения рейтинг N высок, а кроме того, следует заметить, что опрос проводился в 1994 году, когда еженедельнику было всего два года. К настоящему времени некоторые издания из этого списка прекратили свое существование («Утро», например), другие существенно ослабили свою позицию на рынке.

Осенью 1997 г. бюро рекламных исследований «Проспект» проводило исследование аудитории СМИ в г. Ростове-на-Дону (выборка 1000 чел., квотрировались пол и возраст в соответствии с демографическими параметрами населения Ростова). И хотя опрос проводился среди всех жителей города старше 16 лет, рейтинг N вполне приемлем для данного типа издания.

Как видно из приведенной ниже таблицы, рейтинг N 2,1%, однако, во-первых, относительно двух старейших (выходят более 70 лет) изданий «Молот» и «Наше время», рассчитанных на широкую читательскую аудиторию, имеющих статус областных газет, рейтинг молодого (в сентябре 1999 г. будет 7 лет) издания высок. Во-вторых, как уже было сказано, профиль аудитории N — экономически активное население Ростова, и в первую очередь бизнесмены, предприниматели, руководители властных структур, и 17 тысяч читателей одного номера — высокий показатель для такой аудитории.

Принципы тиражной, ценовой и экономической политики. Распространение газеты

Тиражная и ценовая политика газеты «Город N» определяется ее аудиторной и целевой направленностью. С точки зрения редакции, газета имеет сейчас оптимальный тираж (5-6 тыс. экз.). Подписка составляет около 15%, и делится на обычную и офисную в соотношении 1:4. Розничная продажа газеты (4400-4500 экз.) осуществляется через киоски Росдонпечати в Ростове, Таганроге, Шахтах, Новочеркасске и некоторых других городах Ростовской области. Количество экземпляров еженедельника, поступающего в киоски, зависит от его места расположения и колеблется от 5 до 300 экз. Например, самый эффективный с точки зрения продаж и спроса — киоск в центре города рядом с Ростовской государственной экономической академией, студенты, преподаватели и научные сотрудники которой являются как подписчиками, так и розничными покупателями. В первые годы своего существования редакция газеты осуществляла еженедельный мониторинг розничных продаж тогда еще через Роспечать, собирала точные данные на каждую неделю, как продается газета в каждом киоске Ростова, и в зависимости от процента списания, регулировала количество поступаемых в киоски экземпляров, работала с киоскерами, чтобы еженедельник был правильно выложен на витрине киоска. В настоящее время мониторинг проводится периодически.

С 1999 г. газета практикует распространение в населенных пунктах области через почтовые отделения (однако, эта система продаж газет в области только начала работать и обратных точных данных, где именно и сколько экземпляров продано в каждом конкретном населенном пункте редакция пока не имеет) и распространение курьерами (так называемая офисная подписка, когда курьерская служба N доставляет газету в фирмы и на предприятия через два-три часа после выпуска.). Следует отметить, что в штате газеты имеется 2 человека, занимающихся распространением газеты распространением «Города N». В круг их обязанностей входит: расширять количество подписчиков, составлять условия льготной подписки, контролировать расход тиража, работу курьеров и т.д.

Ценовая политика — невысокая розничная цена в «Росдонпечати» (газета стоила 1 р. 50 коп., с июня 1999 г. — 2 руб.) и подписная цена 72 руб. за полугодие.

Себестоимость номера по разным системам исчисления колеблется от 70 коп. до 10 руб.

Из статей расхода большую часть составляет заработная плата (с премиями и гонорарами). Остальные расходы делятся приблизительно поровну между расходами на бумагу, типографские услуги и аренду помещения. На тираж одного номера требуется не менее 500 кг бумаги. Цены на бумагу в Ростове по последним данным (весна 1999 г.) составляют 11-12 тыс. руб. за тонну (для сравнения: весной 1998 г. тонна бумаги стоила 3-3,5 тыс. руб.).

Основные доходы газета имеет от рекламы (90%). Поэтому, чтобы увеличить количество потребителей рекламы, руководство «Города N» использует понятие «рекламный» тираж (10-12 тыс. экз.). Для увеличения рекламного тиража существует бесплатное приложение «Город N — Банк — Клиент». Он распространяется в офисах банков среди клиентов.

Композиционная модель

Наиболее постоянные полосы:
«Экономика» (в различных комбинациях с «рынками», «страхованием» и «финансами») тяготеет к 4-ой-8ой полосам, но объем не фиксирован и изредка захватывает и другие полосы. Во всех номерах.
«Обозреватель» стабильно на 2-ой полосе, иногда еще и третья. Почти в каждом номере.
«Общество» (иногда в комбинации с культурой») почти всегда на 11-й полосе.
«Управление» примерно раз в месяц на 3-й полосе.
«Автосалон» примерно два раза в месяц, тяготеет к 8-й — 9-й полосам.
«Экспонент» приблизительно раз в месяц (или реже), нет постоянного места.
«В городе» почти каждый номер. Почти всегда 12-я полоса.
«Отдых, путешествия» раз в месяц , 14-я или 10-я полоса.
Остальные тематические полосы переменны в объеме, местоположении, периодичности.
Впечатление легкого беспорядка, возможно, стремятся передать рабочую атмосферу. Тем не менее прослеживается тенденция стабилизации тематических полос по месту. (Ура!)

Содержание. Тематика и проблематика

Тематику и проблематику газеты мы изучали в том числе и с помощью социологических методов, а именно контент-анализа. Программа исследования предусматривала жанровую палитру N, основные тематические направления, разделы и более мелкие конкретные темы и объекты материалов газеты. Кроме того, исследовалась локальность материалов и характер информации. Было выделено 6 общих тематических направлений, к которым можно было отнести материалы, — экономика, финансы, социальная сфера, политика, культура, спорт, реклама (см. Приложение 10). Если говорить о приоритетности направлений, то «Город N» полностью подтверждает свой тип делового издания. Экономика занимает 44% объема всех материалов, финансы — 18%. Среди оставшихся направлений лидирующее место принадлежит социальной сфере, хотя здесь следует говорить скорее о количестве относимых к этому направлению тем (милиция, здравоохранение, СМИ, экология и т.д.), которые и дают сравнительно высокий процентный показатель, нежели о приоритете. Зато интересно другое соотношение: тема культуры в общем объеме газетных материалов занимает 8%, а политика — 6%.. Ростовские деловые круги — это не взбудораженные политическими дрязгами пролетарии или безработные. Это люди, которые, когда не заняты бизнесом, отдыхают, а не занимаются политической трескотней. Что касается спорта (1%), то деловой человек просто должен знать о положении ростовской футбольной команды в высшей лиге — и только. Остальное — дело спортивных и общественно-политических изданий.

Как уже отмечалось выше, общие тематические направления для объективности и точности было разделены на разделы, которые значительно сужали указанный тематический круг. И последняя стадия систематизации — конкретные темы/объекты газетных материалов (их было выделено больше всего — порядка 150-ти).

Лидерами среди тематических разделов оказались рынки товаров, рынки услуг, производство и банки — в целом эти разделы занимают более 50% содержания газеты. Это закономерно для делового издания, и стоит выделить грамотную информационную политику редактора. Единственный минус — недостаток внимания к рынку торговли и к фондовому рынку — здесь стоит исправиться, ведь, например, образование и СМИ занимают больший объема. Остальные разделы занимают свои законные 1-2% от общего объема газеты, т.к. N старается отражать довольно широкий спектр городской жизни, чем привлекает не только деловые круги города Ростова-на-Дону.

Конкретизируя разделы, отметим, что большую часть объема еженедельника занимают материалы посвященным компьютерному рынку, здесь стоит упомянуть о качественном и, как получается, насыщенном информацией приложении «Города N» — «Сервере».

Услуги связи на втором месте. Заметим, что большие площади под данную тематику связаны еще и с огромным количеством рекламы по вышеупомянутым темам. Немалые объемы занимают темы: разработка и корректировка отдельных налогов (особенно в преддверии введения вмененного налога, нового для России и, в частности, для Ростовской области), характеристики отдельных банков (тема-фикс в период начала и «расцвета» кризиса), общее состояние фондового рынка, информационные услуги, общее психологическое состояние общества и средства связи, компьютерные игры. В назидание желтым «бульваркам» и для собственного удовольствия обратим внимание, что криминальные преступления идут на 43-й позиции после театральных и концертных гастролей, транспорта, курортов и др. «Парад» тем, не набравших в своем объеме и 1000 кв. см. открывает деятельность милиции, которая деловым людям, слава Богу, не столь интересна.

Содержание газеты исследовалось также по характеру информации. Были выделены следующие параметры: новостная, рекламная, аналитическая, проблемная, описательная, статистическая, официальная информация. Несмотря на то, что деловое издание называет себя обозрением, новостная информация преобладает над аналитической. Информация рекламного характера занимает 2-ю позицию, но это ожидаемо. После них следует анализ и проблема — аналитичность налицо. За это можно и похвалить.

Если посмотреть на преобладание характера информации в различных тематических направлениях, то мы увидим, что в экономике ведущими являются рекламные и новостные сообщения. В финансах — новостные и аналитические, в соц. сфере — новостные и проблемные (журналисты N пытаются острее выявлять социальные проблемы и говорить о них, нежели анализировать сложившуюся общественную ситуацию). Здесь отсутствует статистика (деловым людям в этой тематике она не требуется). Политика в основном преподносится через новости, а также иногда анализируется. Стоит заметить, что «N-овцы» предпочитают не пользоваться официальными сообщениями в данном случае. Это говорит о попытке быть объективными и не зависеть от официальных городских пресс-служб. Культура в основном представлена в виде новостей и описаний. Спорт — это прежде всего описание матчей, а потом уже новости.

После того, как мы исследовали тематику содержания, было бы интересным проследить жанровые приоритеты среди общих тематических направлений, которые, как мы увидим, иногда очень разнятся.

Начнем с общих итогов. Было выделено 24 жанра, основными среди них являются заметка, интервью, репортаж, отчет, репортаж, статья, корреспонденция, обзор, обозрение, рекламный модуль (хотя это не жанр, но все же условно мы его так назовем, ведь это тоже форма подачи информации). По объемам получилось, что больше всего материалов в газете «Город N» представлено в виде рекламного модуля — 22% (см. Приложение 12). Далее следуют вездесущие и незаменимые заметка (все ее виды) — 21% и интервью — 16%. Хотя «Город N» именует себя деловым обозрением, как оказалось, однокоренные аналитические жанры (обзор и обозрение) следуют у него после статьи и корреспонденции (около 8%) и занимают 4-5% от общего объема материалов. После самостоятельного графика или диаграммы (3%) — особого жанра, присущего деловому изданию, завершает 2-х% ряд отчет, возрожденный жанр. Наиболее редкими в употреблении являются, как и следовало ожидать, шарж, реплика, фельетон, анекдот, анонс и письмо читателя (среди деловых людей редко встречаются «чайники»).

Теперь собственно о соотношении тематики и используемых жанров. Начнем с профилирующего направления — экономики. Характерно, что именно здесь на первой позиции оказался рекламный модуль, занявший почти треть объема всех экономических материалов. Затем следуют заметка и интервью (заметка занимает в 2 раза больше объема, чем интервью). И после них идет обзор, правда, статья и корреспонденция опережают обозрение. Репортаж, отчет и комментарий завершают горячую экономическую десятку.

В финансовом направлении ситуация несколько иная: в то время как в экономике самостоятельный график или диаграмма находятся на 13 позиции, в финансах они используются намного чаще (третья позиция после интервью), что по всей видимости, вызвано августовским кризисом и частыми опросами банковских и финансовых деятелей. Обозрение и обзор на последних позициях (после статьи, заметки и корреспонденции). Есть материалы, жанр которых трудно определить. Если в экономическом направлении используется 21 жанр, то в финансовом -5. В социальной сфере интервью так же на первом месте, но после идет заметка, а за ней корреспонденция. В «социальную» десятку вошли также зарисовка, очерк и фельетон.

В политическом направлении используется всего 10 жанров. Заметка и интервью превалируют. Далее одинаковые объемы у статьи и отчета. Необычных жанров нет.

Культура более разнообразна в жанровом плане — 16 жанров. На первом месте заметка, за ней интервью. Затем появляется характерный для этого направления жанр — путевые заметки, ведь именно с их помощью «Город N» рассказывает о курортах и различных турах. Стоит обратить внимание на рецензию (седьмая позиция), которая говорит о профессиональном подходе журналистов к освещению вопросов культуры.

Спорт не изобилует жанрами. Преобладают репортаж (с матчей) и обозрение (ситуация в чемпионате и прогнозы).

И в заключение о локальности материалов. Больше половины общего объема, естественно, занимает Ростов — 58%, но стоит выделить довольно пристальное внимание к Ростовской области (29%) и к России (10%). Северо-Кавказский регион, весь мир и иное взяли соответственно по 2, 4 и 3%.

В целом можно сказать, что «Город N» в содержательном плане подтверждает свой тип делового обозрения. Газета пытается охватить как можно больший спектр тем и разделов, но в то же время не забывает о своей целевой аудитории и потому больше внимания уделяет финансовой и экономической информации.