Социальные последствия изменений, выпавших на долю России в минувшее десятилетие, выражаются в следующем факте. С 1992 по 1998 год включительно естественная убыль населения России, то есть превышение числа умерших над числом родившихся, составила 4,9 миллиона человек. Численность населения страны сократилась с января 1992 по сентябрь 1999 года со 148,3 миллионов человек, до 145,8 миллиона человек. Число родившихся детей уменьшилось с 2,1 миллиона в 1989 году до 1,6 миллиона в 1992 году и 1,3 миллиона детей в 1998 году. Эксперты ООН считают, что через полвека население России сократится до 115 миллионов человек. По пессимистичным прогнозам, к концу следующего века россиян может остаться всего 50-55 миллионов при условии, что темпы роста и рождения останутся на сегодняшнем уровне. Изменилась возрастная структура населения. Особенно тревожен факт сокращения за период кризиса, с 1992 по 1998 годы, числа детей в возрасте до 16 лет — на 3,3 миллиона и женщин детородного возраста — на 1,1 миллиона человек.
Однако небольшое увеличение числа родившихся и уменьшения числа умерших имело место в 1996-м и, особенно, в 1998 годах. Несколько повысился показатель ожидаемой продолжительности жизни.
Но, уже 1999 году демографическая ситуация в России вновь претерпела неблагоприятные изменения. Возросли темпы депопуляции населения. За январь-сентябрь 1999 года численность россиян сократилась на 521 тысячу человек, против 412 тысяч за весь 1998 год. Ускорение депопуляции обусловлено увеличением естественной убыли при одновременном уменьшении миграционного прироста из-за рубежа.
Значительно обострились медико-социальные проблемы в области демографии. Катастрофически ухудшается качество здоровья детей и молодежи, репродуктивное здоровье населения. Растет число болезней, передаваемых половым путем, резко увеличилась заболеваемость туберкулезом. Высокой остается инфекционная и онкологическая заболеваемость.
Необходимо отметить, что большинство демографических проблем современной России, в том числе низкая рождаемость, суженное воспроизводство населения, непрочность брака, рост числа нерегистрируемых сожительств, внебрачных рождений, высокая смертность от «болезней цивилизации», замедляющийся прирост, а иногда и убыль населения, уже давно наблюдаются в Западной Европе. Однако именно в России все эти процессы в очень резкой форме обострились одновременно в 90-е годы, что дает основание говорить о демографическом кризисе.
Кроме этого для России характерен целый ряд специфических проблем, с которыми западным странам удалось уже справиться полностью или частично. Россия, как и большинство стран СНГ, выделяется крайне низкой продолжительностью жизни, высокой смертностью от устранимых причин смерти от инфекционных заболеваний, несчастных случаев, отравлений, травм, убийств и самоубийств, недостаточной обеспеченностью репродуктивных прав женщин и семьи, низким уровнем репродуктивного здоровья, неразвитостью методов планирования семьи, огромным числом абортов, ростом числа бесплодных супружеских пар, высокой материнской смертностью.
Можно говорить о том, что демографический кризис в России перешел в стадию длительной стагнации неблагоприятных демографических процессов.
Существенное влияние на развитие негативных процессов оказывает кризисная социально-экономическая ситуация в стране: падение уровня и качества жизни, обнищание значительной части населения, безработица, ухудшение питания, неблагоприятные условия труда и быта, сокращение возможностей для занятий спортом, отдыха и оздоровления. Резко снизилась доступность бесплатной медицинской помощи населению, особенно в государственных учреждениях федерального подчинения.
В сложившихся условиях обращает на себя внимание недостаточное обеспечение финансовыми средствами и реализация не в полном объеме федеральных целевых программ, касающихся отдельных проблем в области здоровья.
Критическая демографическая ситуация, неблагоприятные тенденции состояния здоровья населения, женщин и детей имеют очевидные социальные, экономические и геополитические последствия для будущего России и создают угрозу ее национальной безопасности.
В этих условиях необходимо принятие неотложных мер по преодолению негативных тенденций в демографическом развитии России, выдвижение на приоритетные позиции улучшение демографической ситуации и охрану репродуктивного здоровья.
Однако прежде чем принимать соответствующие меры, необходимо точно знать «демографическую картину» России. Нужно знать, сколько нас вообще живет в государстве, сколько мужчин, женщин и детей, сколько пенсионеров. Инструмент для составления такого образа общества уже давно найден — всеобщая перепись населения.
Надо отметить, что в нашей стране перепись населения — событие далеко не неординарное. Своеобразный учет населения ведется чуть ли не с Киевской Руси, по крайней мере, еще со времен татаро-монгольского нашествия. Правда, методы учета тогда несколько отличались от современных — учет в то время был по хозяйственным признакам: учитывались для обложения данью дома. Так как тогда в каждом доме стояла печь, то считали по «дымам». Результаты подобных учетов, например, позволяли посчитать количество собираемой дани. С XIV — XVI веков такие «предтечи» современных переписей стали более документированными — результаты учетов записывались в так называемых «писцовых книгах». Меняется, правда немного, и система учета — в XVII в. единицей налогообложения становится хозяйство («двор»), а учеты населения именуются подворными переписями.
Восемнадцатый век, в частности, время правления Петра Первого можно отметить первым указом, который на государственном уровне закреплял необходимость проведения переписей населения. Причина была простая: царь Петр замышлял большие преобразования, в том числе и в границах Российской империи, и поэтому ему необходимо было знать, сколько же российских мужиков он сможет поставить под ружье. В 1718 году Петр Великий издал указ, которым предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого, в которой деревне душ мужеского пола…». Составленные подобным образом списки («сказки») были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трех лет были подвергнуты проверке — «ревизии».
С тех пор учеты населения в России стали называться «ревизиями». Такие ревизии проводились на протяжении почти полутора веков, вплоть до отмены крепостного права. Всего в России прошло десять ревизий, последняя — в 1857-1860 гг. Эти «переписи» не были лишены недостатков — они длились по несколько лет и были очень неточными, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только «приписных» из податных сословий, т.е. людей, числящихся в списках для уплаты подати. Помещики не торопились подать очередную ревизскую «сказку», поэтому многие умершие числились живыми.
После отмены крепостного права в 1861 году начали проводиться переписи населения в отдельных городах и даже целых губерниях, однако многие их них представляли собой казенные полицейские «народосчисления», при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных в их домах жителей.
Необходимость перейти к научно-организованным переписям населения должна была когда-нибудь назреть и это случилось в конце девятнадцатого — начале двадцатого века. Надо ли удивляться, что первые переписи, поставленные на научную основу, стали проводиться в двух столицах — Санкт-Петербурге и Москве. В Москве они проходили в 1871, 1882, 1902, 1912 годах, а в Петербурге в 1862, 1863, 1864, 1869, 1881, 1890, 1900, 1910, 1915 годах). Были затронуты и некоторые другие крупные города. В некоторых губерниях (Астраханской — в 1873 году, Акмолинской — в 1877 году, Псковской — в 1870 и 1887 годах и других) переписывали жителей во всех городах. В 1863 и 1881 годах переписано население всей Курляндской, а в 1881 году — также Лифляндской и Эстляндской губерний. Таких местных переписей было проведено не менее 200, но, к сожалению, материалы многих из них не были опубликованы, и о некоторых неизвестно ничего, кроме года переписи.
Инициатором и организатором первой и единственной всеобщей переписи населения Российской Империи, проведенной в начале 1897 года, стал выдающийся русский ученый П.П. Семенов-Тян-Шанский. На данный момент эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века.
С приходом к власти большевиков тема переписей населения не потеряла своей актуальности. Первая советская перепись населения проводилась в 1920 году. Из-за шедшей тогда гражданской войны переписью было охвачено только 72% населения страны, так как в ряде районов страны еще велись военные действия. В 1923 году была проведена перепись населения в городах и поселках городского типа одновременно с переписью промышленных и торговых предприятий.
Все население страны впервые охватила Всесоюзная перепись населения в декабре 1926 года. При ее подготовке выдающиеся статистики В.Г. Михайловский и О.А. Квитко выработали научные принципы, которые легли в основу как этой, так и следующих переписей населения. Перепись 1926 года отличалась не только продуманной методикой получения сведений, но и богатством собранных данных, особенно о социальном составе населения и о семьях.
Следующая перепись проводилась в январе 1937 года, но ее организация была признана неудовлетворительной. Новая перепись состоялась в 1939 году. В этой переписи впервые были применены специальные меры для повышения точности счета населения. Ее краткие итоги публиковались в 1939-1940 годах, однако начавшаяся война не позволила завершить обработку всех собранных материалов.
Первая послевоенная перепись была проведена в январе 1959 года. По организации и содержанию собранных данных она практически не отличалась от предыдущей. Данные переписи были использованы в планировке управлении, послужили основой для последующих расчетов численности и состава населения.
Следующая перепись состоялась в 1970 году. В организационном и методологическом отношении она соответствовала двум предыдущим (1939 и 1959 годах), однако данных было получено значительно больше. Впервые в практике советских переписей ради экономии времени и средств часть сведений была получена путем опроса не всех, а только 25% жителей. При обработке материалов переписи был применен ряд технических новшеств. Ее данные широко использовались для социально-экономического планирования и разработки долгосрочных экономических прогнозов.
Существенно отличались от предыдущих организация и обработка материалов переписи населения 1979 года. Впервые в практике советской статистики записи, сделанные при опросе, вводились в ЭВМ с помощью специальных читающих устройств и записывались на магнитную ленту. Были добавлены новые вопросы, формулировки некоторых других уточнены. Перепись дала обширные сведения об изменениях в составе населения, которые впоследствии широко использовались.
Последняя перепись в СССР проводилась в январе 1989 года. Отличительной ее особенностью явилось то, что впервые наряду со сведениями о населении были собраны сведения о жилищных условиях. Это позволило получить сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве.
В 2002 году нам предстоит новая перепись населения, которая будет иметь несколько особенностей. В частности, они обусловлены тем, что именно она будет способна оказать помощь в разрешении многих демографических проблем современной России.
Например, из-за многочисленных военных действий появилось огромное количество русскоязычных беженцев из Ближнего зарубежья, которые не получают достаточной помощи для адаптации в новых условиях. Многие из них, особенно живущие в мегаполисах, не зарегистрированы официально, и поэтому Госкомстат России, Минтруд России, Пенсионный фонд России и другие заинтересованные ведомства не имеют точной информации об их численности. Это затрудняет трудоустройство беженцев, решение их социальных проблем. Не найдя достойной работы, эти люди зачастую вовлекаются в криминальную сферу. Отсутствие точных статистических данных не дает возможности оказать беженцам помощь в нужном объеме. Беженцы неравномерно распределяются по территории России, что создает дисбаланс между регионами. Необходима точная статистика беженцев, чтобы скорректировать социальную политику. Если в ходе переписи будет установлено, что численность населения того или иного региона резко возросла за счет беженцев, и они нуждаются в дополнительной социальной помощи, то данный регион вправе претендовать на увеличение дотаций из федерального бюджета. В этом регионе должны быть созданы дополнительные механизмы помощи беженцам.
Из-за войн в столице, да и во многих регионах России появились нерусскоязычные беженцы, которые зачастую вступают в конфликт с коренным населением. Для предотвращения разжигания национальной розни и решения всего комплекса возникающих социально-экономических проблем необходима точная картина ситуации. Ее может дать только перепись.
В связи с открытием границ, с одной стороны, возросла эмиграция из России, а с другой, иммиграция, в том числе нелегальная, в Россию, особенно, из слаборазвитых стран. Многие иммигранты используют Россию как перевалочный пункт для дальнейшей эмиграции на Запад. Эти явления оказывают большое влияние на экономику страны, на межнациональные отношения в обществе. Однако для решения возникающих проблем опять-таки нужна точная статистика, которую может дать только перепись.
По мере развития рыночных отношений нарушилась прежняя система распределения трудовых ресурсов. Наблюдается отток населения из экономически неблагополучных регионов и, наоборот, перенаселенность других регионов, особенно, мегаполисов. Эти процессы необходимо взять под контроль, однако без статистических данных принятие решений на государственном уровне невозможно.
Среди демографических проблем есть и такая, как изменение возрастной структуры населения. Известно, что население стареет, и в ближайшее время количество пенсионеров сравняется, а затем превысит численность трудоспособных граждан. Это обстоятельство требует соответствующей реакции со стороны Минтруда России, Пенсионного фонда России, социальных служб. Перепись будет способствовать тому, чтобы у государства появится возможность корректировки социальной и экономической политики в интересах как пенсионеров, так и работающего населения и работодателей.
Таким образом, видно, что предстоящая в 2002 году Перепись населения будет способна если не решить некоторые демографические проблемы современной России, то хотя бы указать на них, статистически оценить масштабы.
__________________________
Госкомстат РФ