Ростовский-на-Дону институт бизнеса и права (аттестация Минвуза РФ, постановление № 37/409 — П от 04.12.98) готовит специалистов по юриспруденции и экономике. Помимо усвоения специальных знаний неотъемлемой частью этого процесса должно быть воспитание системного понимания окружающего мира и способности к четкому анализу его развития. Однако недостаточно только понимать развитие, необходимо еще и постоянно участвовать в обновлении предметов труда и общественных отношений. Знание диалектических законов ( единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания и др.) не гарантирует специалисту способность прогнозировать развитие систем, в которых и с которыми он будет работать. Нужно владеть инструментами выявления и решения проблем, а механизм работы этих инструментов не должен противоречить законам диалектики и обеспечивать получение решений на максимально эффективном уровне. Очевидно, что и необходимость формирования творческой личности должна признаваться всеми участниками процесса.

Учитывая современное состояние с «национальной идеей России», РИБИП намерен внедрять в образовательный процесс Теорию Решения Избирательных Задач (ТРИЗ), созданную в России и пока не получившую должного применения. Как это было и ранее, когда российские разработки возвращались через внедрение их на Западе, ТРИЗ сейчас внедряется в США лос-анжелесской компанией Ideation International Inc. И это естественно, так как участников рынка не может не заинтересовать методика выявления угроз существования Дела, разработки концепции повышения конкурентоспособности товаров (услуг) и всего Дела, определения стратегии постоянного обновления.

В основе ТРИЗ лежат выявленные при анализе тысяч изобретений закономерностей развития систем. Столетия человек использовал для поиска нового один метод — перебор вариантов (метод проб и ошибок). До сих пор делаются попытки снизить затраты времени и средств путем интенсификации процесса (НИИ, психологическая активизация — «мозговой штурм», «синектика», «эмпатия» и др.), однако, коренная ломка устоявшихся взглядов состоялась, когда в 50-х гг. Г.С.Альтшуллер заявил, что изобретательству можно учить и за прошедшее время с коллективом единомышленников (сегодня — это Российская Ассоциация ТРИЗ) создана система поддержки изобретателя:

— законы развития технических систем

— инструменты преобразования ситуации в задачу,

— стандарты на решение задач

— механизм выявления противоречий и приемы их устранения

— алгоритм решения изобретательских задач

— механизм прогнозирования развития систем

— курс развития творческого воображения

— компьютерная программа «Изобретающая машина».

ТРИЗ определяет планомерное развитие систем: проблемы должны решаться до того, как обострившиеся противоречия станут сдерживать развитие. ТРИЗ дает возможность прогнозировать параметры новых изделий, формулировать цели организации и планировать вложения средств. Уже 40 лет ТРИЗ применяется в различных областях техники (металлургия, гидротехника, авиация и космонавтика), в педагогике, искусстве и маркетинге.

На начальном этапе ТРИЗ вводится в учебный процесс экономического факультета в виде курса «Кризис — менеджмент» объемом 144 час. С целью отработки умения выявлять угрозы существования организации и устранять их; определять стратегию обновления организации; разрабатывать концепцию повышения конкурентоспособности товаров услуг).

В дальнейшем предполагается увязать все дисциплины с одним из направлений ТРИЗ — развитием творческого воображения (Теория Развития Творческой Личности).