На семинаре Клуба региональной журналистики аналитик Рунета Антон Носик рассказал журналистам, приехавшим в Москву из разных точек страны, о новом пространстве в Интернете – блогосфере. Это новое пространство бросает вызов и традиционным, и интернет-СМИ. И начинает выигрывать «конкуренцию за глаза» читателей. Также основатель ведущих изданий в российском интернете рассказал о современных тенденциях интернет-журналистики.

«На место денежного мешка, на роль вершителя судеб средств массовой информации вышел читатель»

Антон НосикЯ думаю, мы все одинаково хорошо понимаем, что 10 лет назад у нас в стране, как и 12 лет назад ни в одной стране мира, не существовало такого понятия как «интернет-СМИ». Средства массовой информации или средства массовой коммуникации – это были средства, учредитель которых имел достаточное количество денег для того, чтобы печатать сколько-нибудь значимый тираж; для того чтобы приобрести ретранслятор, который позволяет донести сигнал до станции или телевизионный сигнал до широких общественных масс. С приходом Интернета эта ситуация значительно изменилась. Существенно понизился порог вхождения на рынок массовой информации и рынок массовой коммуникации, то есть отпала необходимость в некоем очень богатом учредителе, который профинансирует средства доставки, который профинансирует доступ слова к читателю. На место этого денежного мешка, на роль вершителя судеб средств массовой информации, вышел читатель – тот, кто предъявляет спрос на написанное слово.

«Конкуренция за глаза»

Уже 5 лет назад было понятно, что судьба тех или иных средств массовой информации в Интернет зависит не от того, насколько богатые люди за ними стоят, а от того, какое количество людей хочет данное средство массовой информации читать. Мы на сегодняшний день живем в ситуации, которая определяется этими последствиями. Мы живем в ситуации, в которой слово, сказанное в lenta.ru или в gazeta.ru, или на сайте РБК имеет не меньший вес, чем слово, написанное в «Известиях», «Московском комсомольце», «Комсомольской правде» или в каком-либо другом издании, на доставку которого читателю тратятся миллионы долларов в месяц.

А где-то в другом месте подрастают другие люди, которые, в свою очередь, соберутся их куда-то подвинуть. Эти «другие» люди, которые подрастают, которые не успели ни к раздаче 1989 года, ни к раздаче 1999 года, они формируют некое новое пространство, конкурентное и традиционным СМИ, и интернет-СМИ. Возникает и оформляется некое третье пространство. В свою очередь, оно бросает вызов традиционным и интернет-СМИ, свободно и смело с ними конкурирует на рынке внимания. Конкуренция за глаза – конкуренция не за кошельки. Конкуренция не за деньги, которые платит читатель за то, чтобы купить на лотке эти газеты. Конкуренция за то, какое количество читателей данное издание читает. Потому что от этого зависит стоимость рекламы в издании.

«Интеллектуальная элита с каждым годом все больше времени проводит в Интернете»

Когда мы говорим об интернет-СМИ как о новости пятилетней давности, о блогах, как о новости более свежей, то мы говорим об изданиях, которые имеют свое право на существование исключительно постольку, поскольку их кто-то хочет читать. Тут все довольно просто и прозрачно… Мы не можем сегодня сказать, сколько народу читает самый читаемый блог в русскоязычном сегменте Интернета. Или сколько народу читает самый востребованный блог в украинском сегменте Интернета. Нет счетчика, мы не можем это подсчитать…

На сегодняшний день на русском языке в сети интернет читают и пишут более 50 миллионов человек. Не все находятся в Российской Федерации, в Российской Федерации из них находится ровно половина. Это больше аудитории любой, самой читаемой в нашей стране газеты, будь то «Московский комсомолец», «Комсомольская правда». Это больше аудитории любой самой рейтинговой передачи самого смотримого телеканала в стране.

Среди них есть самые разные люди: есть образованные и необразованные люди, есть молодые и старые, хитрые и простые. Толпа подчиняется законам толпы, поэтому понятно, что существуют какие-то технологии привлечения массовой аудитории в Интернет, которые не имеют никакого отношения к средствам массовой информации, а имеют отношение к порно-технологиям. Тем не менее, интеллектуальная элита нашей страны с каждым годом все больше времени проводит в Интернете. Получают информацию из Интернета больше, чем из газет, больше, чем из радиостанций, телевизора.

«Блогосфера – это некий странный способ разрезать средство массовой информации»

Блогосфера – это некий странный способ разрезать средство массовой информации, как альманах. Любая привычная нам газета, в том числе и интернет-газета, является альманахом. Разрезать этот альманах на некоторые мелкие части в соответствии с запросом читателей. Ни для кого не секрет, что в газете, где есть 20 авторов, есть авторы, ради которых эту газету покупают, а есть авторы, которые за 20 лет никому не запомнились. Очевидно, что люди, которые покупают газету «Коммерсант» из-за того, допустим, что там замечательные тексты про Путина, совершенно спокойно могли бы покупать тексты про Путина, не покупая 4 полосы газеты «Коммерсант». Люди, которые читают спортивные репортажи Василия Уткина и очень эти репортажи любят, им совершенно не нужно в нагрузку той общественно-политической платформы той газеты, в которой печатают репортажи Уткина. Такая возможность существовала с первого дня существования интернет-СМИ.

Когда интернет-СМИ начали создаваться, они уже создавались с сознанием того, что чего-то у них получится, а чего-то у них не получится. То, что у них не получится, получится у их конкурентов. У них нет проблемы с тем, что их аудитория будет по другим вопросам ходить на сайт к конкурентам, и будет это делать каждый день. У аудитории, которая читает спорт на gazeta.ru, и по этой причине никогда не будет читать спортивный раздел lenta.ru, у этой аудитории нет причины перестать читать lenta.ru, как таковую. По большому счету, нет никакой проблемы у lenta.ru и news.ru.com, чтобы рекламировать РБК, как поставщика экономической информации. Потому что, в конце концов, круг чтения составляет читатель. Он составляет свой круг чтения из того, что он считает лучшим.

«Проблема блогосферы – соотношение шум-сигнал»
Изначальная проблема блогосферы заключается в том, что там провозглашено равенство. Если вы вводите в «Яндекс» по блогам любое слово, совершенно не обязательно матерное, то вам найдется одинаковое количество записей, содержащих это слово, сделанных как круглым идиотом, так и, например, профессиональным журналистом Максимом Соколовым, изобретателем термина «новые русские». Проблема блогосферы – это проблема соотношения шум-сигнал. В этом смысле, естественно, что у нас СМИ более или менее находятся по другую сторону этой проблемы. Потому что, когда нашли какого-то бездельника, который за деньги ходил в Минпечати и выбивал оттуда свидетельства о регистрации СМИ, значит, деньги есть. А если есть деньги, значит, есть человек, который их считать умеет. Когда кто-то считает, то это называется СМИ, какая-то организация за этим просматривается, какая-то совместная работа каких-то осмысленных людей…

«Яндекс Новости» как средство информации»

450 тысяч уникальных пользователей заходит на сервер «Яндекс». Из них поиском по новостям пользуются 50 тысяч – 11%. Значит, 89% людей, которые ходят на «Яндекс Новости» на сегодняшний день, ходят на «Яндекс Новости» не как на поисковый механизм, а как на средство информации, собранное из 850 других средств массовой информации. Ни один живой человек в индексации участия не принимает. То есть робот, написанный программистом компании «Яндекс», отбирает главные сюжеты, группирует их, отбирает картинку, все это каким-то образом оформляет. Полмиллиона человек каждый день обращается к этому ресурсу не за поиском, а просто за заголовками. Это успешный сервис. «Яндекс Новости» был бы невозможен, если бы не было тех 850 тысяч источников новостей. Ему бы нечего было показывать людям. Он показывает информацию, которую он не создал. Но за то, что он показывает заголовки, которые не он создал, каждый из субъектов этого медиа-рынка получает от «Яндекса» какое-то количество десятков или сотен тысяч переходов. То есть читатели этих новостей идут дочитывать туда, откуда «Яндекс» взял этот заголовок. Существуют некоторые средства массовой информации, которые вообще перестали бы существовать, если бы не индексировались службой «Яндекс Новости».

______________________________
© Гарматин Алексей Алексеевич