Алиса Борубаева,
История журналистского образования охватывает более столетия. Как известно, школы журналистики зародились в недрах университетского образования. Представители европейской школы были сторонниками фундаментального университетского образования, в то время как американские коллеги являлась сторонниками практической подготовки. Российская система подготовки журналистов, имеющая полувековую историю, прошла длинный и сложный путь, органично сочетая лучшие стороны как европейской, так и американской школы.
В 1956 году в Киргизском государственном университете было открыто отделение журналистики при филологическом факультете. На протяжении сорока лет одна кафедра журналистики обеспечивала подготовку специалистов для всей республики.
Учебный план, рассчитанный на 5 лет, составляли традиционные филологические дисциплины. В качестве иллюстрации позволю себе привести пример из зачетной ведомости моего отца, который был одним из первых выпускников этого отделения: современный киргизский язык, практическая стилистика киргизского языка, русский язык, иностранный язык, основы языкознания, основы литературоведения, киргизское устное народное творчество, киргизская литература XIX в., киргизская советская литература, русская и зарубежная литература, советская литература. Общественные дисциплины включали политэкономию, диалектический и исторический материализм, историю философии, основы советского права, основы экономики промышленности и сельского хозяйства. Цикл исторических дисциплин включал историю КПСС и историю Киргизской ССР.
Однако количество профессиональных и практических дисциплин в первые годы становления отделения журналистики было невелико. В дипломах первых кыргызских выпускников-журналистов значатся следующие специальные дисциплины: история русской журналистики, история зарубежной коммунистической печати, история партийно-советской печати, теория и практика партийно-советской печати, техника производства и оформления газеты. Предусматривались спецкурсы и спецсеминары. Студенты направлялись на производственную практику, защищались курсовые и выпускные работы.
В 70-80-е годы учебный план совершенствовался в соответствии с требованиями того времени. В это время появились новые дисциплины такие, как «Основы журналистики», «Литературное редактирование», «Журналистское мастерство», а также был введен творческий конкурс для поступающих на отделение журналистики, совершенствовалась система производственной практики.
Начало 90-х годов ознаменовалось парадом суверенитетов республик бывшего Советского Союза. В1991 году стал суверенным и Кыргызстан, в связи с чем произошло изменение системы государственного устройства. Наряду с этим происходят изменения в республиканской системе СМИ и образования. Была отменена цензура — пресса стала свободной. Масс-медиа разделились на государственные и независимые. В средствах массовой информации происходит оживление репортерской журналистики — СМИ вошли в систему рыночных отношений. Усиливается роль электронных СМИ. Растет значение рекламы, происходит компьютеризация масс-медиа. Увеличивается потребность в журналистских кадрах разных специализаций.
События, описанные выше, оказали существенное влияние на журналистское образование в Кыргызстане. Мне представляется важным отметить следующие моменты в развитии журналистского образования в республике:
Во-первых, отделение журналистики в Кыргызском государственном национальном университете было преобразовано в факультет в составе кафедр печати, телерадиожурналистики. С осени 1995 по 1997 гг. на этом факультете реализовался проект по укреплению материально-технической базы с помощью гранта ЮНЕСКО, поэтому в настоящее время на факультете функционирует радиостудия, телестудия, компьютерный класс.
Во-вторых, в ряде вузов республики быстро стали появляться отделения журналистики. Как, например, в Бишкекском гуманитарном университете, Кыргызском техническом университете, Кыргызском государственном педагогическом университете, Кыргызском американском университете, Кыргызско-Российско-славянском университете и др.
Кыргызское отделение Фонда Сороса постаралось обеспечить новейшей литературой по журналистике и СМИ отделения журналистики ряда вузов.
Помимо этого возникла форма специального образования в рамках журналистских школ, к примеру, при Центрально-азиатском информационном центре успешно стартовал и функционирует школа профессиональной журналистики «Радужный мир».
В-третьих, неуклонное развитие информационных и коммуникационных технологий в СМИ заставили коренным образом пересмотреть учебные планы, в которых c l996 года появились такие курсы, как реклама, паблик рилейшнз, менеджмент и экономика СМИ, экологическая журналистика, зарубежная журналистика, телерадиожурналистика. Как видим, исключены партийно-политические, идеологические дисциплины, которые были широко представлены в предыдущие годы. В новых учебных планах эти курсы заменены курсами политологии, культурологии, истории религий. Введен также цикл естественнонаучных дисциплин.
В-четвертых, в современном образовании журналистов для Кыргызстана характерна ранняя профессионализация студентов. Многие работают штатно в процессе учебы в связи с нехваткой кадров, как в русскоязычных, так и в киргизских редакциях. Таким образом, производственная практика видоизменилась и стала фактически непрерывной, что имеет свои плюсы и минусы.
В-пятых, в учебном процессе к преподавательской деятельности привлекались и привлекаются журналисты-практики, высококвалифицированные специалисты. Их приглашают к проведению творческого конкурса, чтению спецкурсов и спецсеминаров, руководству курсовыми и дипломными работами, производственной практикой. Между факультетом журналистики и редакциями заключаются договоры о сотрудничестве, студентов прикрепляют к редакциям, начиная с третьего курса.
Следует отметить, что на факультете журналистики КГНУ в течение года (1996-97) проработал асс. проф. Огайского университета Дэвид Моулд, приехавший по линии Фулбрайта и читавший студентам курс по американской журналистике.
С учетом мирового опыта в Кыргызстане, как и в других странах СНГ, трансформировалась вузовская система образования. Появилась трехуровневая система подготовки: бакалавр (4 года), специалист (5 лет), магистр (2 года). Разработан государственный стандарт по направлению «Журналистика». В прошлом году осуществил свой первый выпуск первых магистров журналистов Кыргызский государственный национальный университет.
Примечания:
1. Сб. информационно-аналитических и методических материалов «Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития». Минобразование РФ, Москва. 1999.
2. Отметим, что после введенного определения упоминаемая интеграция подпадает под введенное понятие, но в тексте оно сохранено для отражения особой значимости этого вида академической мобильности.
3. Пелихов Н.В., Розин М.Д., Тумакова Ж.Л. «Региональная специфика деятельности университетов в перспективе их интеграции в мировую систему науки и высшего образования». «Проблемы интеграции российских университетов в мировую систему образования и науки с учетом региональных особенностей». Изд. ИМК. № 1. 1994. Ростов. Стр. 4 -18.
4. E. Staudt, J. Bock, P. Muhlemeyer. «Technology centres and science parks: agents or competence centres for small businesses?». 196 Int. J. Technology Management, Vol. 9, No. 2, 1994.
____________________
© Борубаева Алиса