На последние несколько лет печать Ростова-на-Дону довольно сильно расширила свои типологические рамки, большей частью за счет негосударственной печатной продукции. В их числе общественно-политические, научно-популярные, информационно-коммерческие, отраслевые журналы и газеты. Следует учесть, что динамика развития каждого из видов имеет свои особенности. Наиболее бурно развивается рынок информационно-коммерческих массовых изданий, в частности, рекламно-справочных и развлекательно-информационных.
Темпы расширения ростовской отраслевой прессы разнятся в отдельных ее сегментах. Есть отрасли, где экономические потрясения прямо сказываются не только на функционировании предприятий, но и на печатных изданиях, например, в угольной промышленности. Другие отрасли, наоборот, успешно развиваются, что сразу же сказывается на росте обслуживающих их периодических изданий. Яркая иллюстрация этому — быстрое развитие компьютерных печатных изданий.
Компьютеризация российского общества в последние годы идет небывалыми темпами. По оценкам наблюдателей, западные страны самые большие инвестиции в России делают сейчас в телекоммуникации, развитие средств связи и глобальных компьютерных сетей. Компьютеры есть везде — на производстве и в быту, в сфере досуга и развлечений.
Это находит прямое отражение и на информационном рынке Ростова. Часть печатной периодики посвящена непосредственно компьютерной отрасли.
Это как общероссийские, так и местные периодические печатные компьютерные издания. К первым следует отнести зарубежные переводные, отечественные и совместные издания. Их можно разделить на четыре группы: 1)издания, предназначенные для программистов; 2)издания для тех, кто интересуется сборкой компьютеров; 3)издания для пользователей и 4)издания, посвященные компьютерным играм. В каждой из этих групп можно найти периодику как для опытных, подготовленных в данной области читателей, так и для новичков, для взрослых и для детей, подростков. Компьютерная индустрия обеспечивает всех, помимо своего основного товара, еще и информационным.
В каталогах газет и журналов, издаваемых агентствами «Роспечать», «Книга-сервис» и др. для подписчиков в тематических указателях выделены целые разделы: «Компьютерные издания», «Компьютеры», насчитывающие до 50 наименований изданий. Наиболее популярные из них — «Компьютерра», «Computerweek-Moscow», «PC WEEK», «PC Magazine», «Мир персональных компьютеров», «Компьюнити».
Для читателей, только начинающих знакомство с компьютерами, интересны издания «Домашний Компьютер», «Мир ПК», «Магазин игрушек»; для уже имеющих определенные знания в этой области, — «Компьютерра», «Персональный компьютер сегодня», «Сети», «Компьютерная неделя», «Компьютеруйк-Москва». Аналитики компьютерного рынка читают «PC Magazine», «Компьюнити», «Софт Маркет» и другие серьезные издания.
Компания «КомпьюЛог», которая активно участвует в развитии российской информатики и формировании цивилизованного российского рынка, наполненного высококачественными программно-техническими продуктами, выпускает три издания:
1. «Russian Dr.Dobb^s Journal», предназначенный для профессионалов в области программирования и представляющий собой русскоязычную версию одного из самых популярных американских изданий и наиболее авторитетного компьютерного журнала в мире;
2. «КомпьюЛог», ориентированный на пользователей и потребителей компьютерных систем, компьютерных технических средств, программного обеспечения, средств и систем связи и оргтехники. Он знакомит читателей с фирмами, организациями, их продукцией, конкретными людьми, стоящими за фирменными разработками на различном уровне, рыночной информацией и последними новостями мира информатики и вычислительной техники;
3. «Мой компьютерный журнал», рассчитанный на тех , кто общается или хочет научиться общаться с компьютерами и компьютеризированными системами на работе и дома. Издание полезно для людей, не имеющих специального образования в компьютерной области, но в нем есть немало материалов, способных заинтересовать и профессионалов.
К группе местных периодических печатных компьютерных изданий следует отнести еженедельник «Что?Где?Почем? Компьютеры и оргтехника» и еженедельник «Телеком Ростов». Остальные местные компьютерные издания Ростова выходят не регулярно и данной работе не учитываются. Не рассматриваются в работе компьютерные приложения и вкладыши других ростовских газет.
Еженедельник «Что?Где?Почем? Компьютеры и оргтехника». Это частное рекламно-информационное издание. Тираж — 8.500 экз. Формат — А4. Объем — 72 полосы. Цвет — черный. Учредитель и издатель коммерческая организация. Выходит — один раз в неделю, в четверг. Распространяется бесплатно по офисам в Ростове и по области; по договорной цене у распространителей.
Содержание — 95% — прайсовые материалы; 5% — информационные. На 01.07.00 — в еженедельник «Что?Где?Почем? Компьютеры и оргтехника» давало рекламу около 55 компьютерных коммерческих организации и фирм.
Издание выходит регулярно уже около 3 лет и прочно утвердилось на ростовском рынке. Почти все компьютерные организации и фирмы Ростова публикуют здесь свою прайсовую и модульную рекламу. Кроме прайсовой информации, в еженедельнике публикуются обзоры, информационные статьи и новости. К сожалению новостная информация и раздел частных объявлений в еженедельнике выходят нерегулярно. Новости почти всегда являются перепечатками из других источников. Кроме того, новостная информация является в принципе рекламной, так как содержание новостей сводиться к рекламе какого-либо товара какой-либо фирмы. Заявленная в рекламной брошюре еженедельника концепция о том, что это аналитическое издание не соответствует действительности. Статьи, заявленные как аналитические, таковыми не являются. В издании отсутствует рубрикация.
Издание имеет свой, довольно неплохой сайт в Интернете по адресу:
http://www.pricenews.ru
mail to: ayu@aaanet.ru
Еженедельник «Телеком Ростов». Это также рекламно-информационное издание. Тираж 8.500 экз. Формат А4. Объем — 56 полос. Цвет — черный и фиолетовый. Учредитель- частное лицо, издатель — коммерческая организация. Выходит — 1 раза в неделю. Распространяется бесплатно по офисам; через сеть частных реализаторов.
Издание молодое, выходит с июля 1999 года. В еженедельник «Телеком Ростов» дают прайсовую и модульную рекламу около 40 коммерческих организаций и фирм Ростова. В издании предусмотрена рубрикация, присутствуют рубрики: «колонка редактора», «новости, семинар», «сезон», «игровой салон», «мировые новости», «электронная коммерция», «начиная с нуля. Рубрика Ивана Саянова» (хотя в рекламном буклете издания указано в два раза больше рубрик).
В этих рубриках публикуются новости, статьи. Информационное содержание рубрик мало соответствует политике, проводимой еженедельником «Что?Где?Почем? Компьютеры и оргтехника» в своем рекламном буклете. В рубриках почти отсутствует аналитика, информация является мало интересный для потребителя, новости являются перепечатками из Интернета, обзоры игр и сайтов слабоваты. В целом еженедельник «Телеком Ростов» является чем-то улучшенным, чем-то ухудшенным клоном еженедельника «Что?Где?Почем? Компьютеры и оргтехника». Основное отличие и плюс еженедельника «Телеком Ростов» от еженедельника «Что?Где?Почем? Компьютеры и оргтехника», состоит в том, что первый попытался хоть как-то решить проблему подачи информации по компьютерной тематике для ростовской аудитории. Кроме того издание проводит призовые конкурсы в каждом номере. В еженедельнике «Телеком Ростов» постоянно работает рубрика частных объявлений. Сайт издания на 21.07.00 находится в стадии реконструкции. Его адрес:
http://www.telecom.donpac.ru
mail to: telecom@fiber.ru
Итак, были рассмотрены общероссийские и местные периодические печатные компьютерные ростовские издания. Было выяснено, что ни одно из местных изданий не содержит стоящих информационные и аналитические публикации, а те, что представлены, по сути являются скрытой рекламой какой-либо фирмы. Два местных еженедельника являются рекламными и полностью отражают весь спектр товаров и услуг Ростова-на-Дону. Все это связано с тем, что компьютерный рынок Ростова еще не совсем дожил до того момента, чтобы выпускать, а также информационно обслуживать хорошую местную информационно-аналитическую газету. Поэтому об аналитике на местном уровне говорить еще рано. Анализировать в Ростове просто нечего, да и не зачем. Задачу доставки аудитории всей информации (любого вида) решают общероссийские периодические печатные компьютерные издания, выходящие в основном в Москве. Сомнительно, что ростовская аудитория заинтересована в получении местного издания с перепечатанной из общероссийских компьютерных изданий информацией. Публиковать информацию с интернет-сайтов тоже не имеет смысла, аудитория сама в силах найти нужное, да и в тех же общероссийских компьютерных изданиях проходит параллельно та же информация. Так что Ростову нужно компьютерное издание, снабжающее аудиторию аналитической информацией на местном уровне.
___________________
© Чуков Павел