Интернет-конференция «Каким быть школьному учебнику истории». Всероссийский интернет-педсовет. До конца года будет утвержден новый федеральный перечень учебников.
Начальник отдела федеральных перечней учебной литературы Министерства образования и науки РФ Светлана Тетерина сообщила, что новый федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки, будет утвержден до конца года. Ректор Государственного университета гуманитарных наук, директор Института всеобщей истории РАН, академик, член-корреспондент РАН Александр Чубарьян заверил участников интернет-конференции, что новый учебник по истории мировых религий, который готовится при его участии, появится для апробации в различных учебных заведениях уже через месяц.
В интернет-конференции также приняли участие педагоги -учитель истории, методист по истории Южного округа Москвы, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года — 2004» Андрей Лукутин и учитель истории средней школы г.Углича Ярославской области, победитель конкурсного отбора Приоритетного национального проекта «Образование» и лауреат конкурса «Учитель года России-2006» Елена Резчикова.
Светлане Тетериной были адресованы вопросы о процедуре прохождения учебников через госэкспертизу. Она напомнила, что учебник для преподавания того или иного предмета выбирает учитель или школа. Министерство не предписывает каждой конкретному учебному заведению, по какому учебнику вести предмет, а лишь составляет федеральные перечни учебников по каждому предмету. Попадают в перечень и получают гриф «Рекомендовано (допущено) Министерством образования и науки РФ» издания, прошедшие экспертизу, которую проводят сотрудники РАН и РАО. Причем РАН оценивает научную составляющую учебника, а РАО проверяет его на соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. Федеральные перечни обновляются ежегодно и сразу же появляются на официальном сайте министерства (www.mon.gov.ru ). Это происходит задолго до начала учебного года. Например, на 2006-2007 гг. федеральные перечни были одобрены, размещены на сайте и разосланы по регионам в декабре 2005 года, а до конца текущего года будут одобрены перечни на 2007-2008 гг.
По словам Светланы Тетериной, сегодня в России более 40 издательств, чьи учебники входят в федеральный перечень. Авторами одобренных учебников являются, как правило, известные ученые, академики и профессора. Отправлять учебник на экспертизу или нет, решают автор и издательство.
Александр Чубарьян, отвечая на вопросы, говорил о социальной роли учебника и учителя, о соответствии учебно-методических комплектов требованиям развитого информационного общества. По мнению Александра Чубарьяна, главная задача на сегодняшний день – «приблизить учебные планы, уровень преподавания и школьные стандарты к стандартам для поступления в вузы». Академик Чубарьян убежден, что «учебник истории – это прежде всего изложение определенных фактов и событий». В то же время он отметил, что «вопросы нравственности и морали в оценке исторических событий, особенно касающихся преступлений против личности, агрессии, репрессий и прочих атрибутов человеческой истории, должны присутствовать со стороны автора учебника, и обязательно прокомментированы учителем».
«Учебник должен способствовать гордости за нашу страну, но и не должен мешать тому, чтобы учащиеся и все люди знали негативные теневые стороны своей истории». По словам А. Чубарьяна, проблема соотношения в учебнике фактов и мнений о фактах обсуждается во всем мире. В частности, этот вопрос рассматривался на двух недавно прошедших образовательных конференциях Совета Европы.
Андрей Лукутин считает, что даже лучший учебник не может заменить «личного общения со стариной». Хорошему учителю федерального перечня недостаточно: учебник всегда представляет концентрированную информацию. Учитель должен быть профессионалом в отборе дополнительного материала, заявил А. Лукутин.
____________________
Подробные ответы участников пресс-конференции вы можете прочитать на сайте Всероссийского интернет-педсовета в рубрике «Задайте вопрос» http://pedsovet.org/ask.html.