Чтобы правильно определить место риторики в ряду других лингвистических дисциплин, нужно прежде всего обратиться к учению о качествах речи. Вслед за Теофрастом, Квинтиллиан различал четыре основных положительных качества речи: правильность, ясность, красоту и уместность. На языке современной науки можно сказать, что правильность — это соответствие плана выражения нормам грамматики и орфоэпии; ясность — соответствие плана выражения плану содержания в том его виде, в каком он формируется в сознании говорящего и пишущего; красота — соответствие плана выражения и плана содержания эстетическим потребностям участников речевой коммуникации, а уместность — соответствие плана выражения и плана содержания специфическим условиям общения (обстановке, ситуации, теме, жанру и пр.). Таким образом, качества речи по-разному связаны с экспрессивной и коммуникативной функциями языка.
Правильность — чисто коммуникативное качество, ясность — это не только коммуникативное, но в первую очередь экспрессивное качество, играющее решающую роль в процессе формирования и выражения мысли. Красота тесно связана с обеими функциями, уместность же — прежде всего с коммуникативной, но нужна и для экспрессивной. У истоков риторики было противопоставление правильности речи всем остальным ее качествам. Так, Квинтиллиан характеризует грамматику как «науку говорить правильно» («recte dicendi scientia», [1], а риторику — «науку говорить хорошо» (bene dicendi scientia») и даже как «искусство говорить хорошо» («ars bene dicendi» [2]). В этом плодотворном противопоставлении по существу заложено уже и дальнейшее разграничение грамматики и стилистики.
Чтобы правильно понять всю его значимость, нужно иметь в виду следующее:
1. Лестница качеств речи отражает роль лингвистических и экстралингвистических знаний и навыков, необходимых для успешного использования языка в процессе общения.
2. Правильность речи связана только с лингвистическими знаниями и навыками, потому изучалась и должна изучаться только в грамматике (в широком смысле этого слова, т. е. вместе с фонетикой и словообразованием).
3. Ясность, а затем красота и уместность связаны не только с лингвистикой, но с логикой и психологией и даже с эстетикой и этикой. По этой причине необходимо создание специальной дисциплины риторики (и стилистики).
Порядок расположения качеств речи, изучаемых а риторике, не был случайным. Он повторяется у большинства античных и средневековых авторов. Уже Аристотель считал ясность первым (важнейшим) качеством речи [3]. Того же мнения придерживался и Квинтиллиан [4].
Казалось бы, за плодотворным разграничением грамматики и риторики как целостной дисциплины (а равно и стилистики), основанным на вычленении одного из качеств речи — правильности, должна последовать дифференциация на основе других качеств — ясности, красоты и уместности. Но, что касается ясности, такая дифференциация не последовала, точнее, запоздала. И дело здесь в том, что еще со времен Цицерона ясность отождествлялась с точностью словоупотребления [5] и соотносилась по существу только с логическими, но не с наглядно-образными и эмоциональными сферами психической деятельности во всей их своеобразности. Глубокому и всестороннему изучению этого качества должно было предшествовать появление экспрессивной стилистики. Но разграничение по принципу изучения качеств речи все же продолжалось. Уже с эпохи Возрождения и затем Просвещения красота речи действительно изучается в специальной дисциплине — художественной стилистике, которой в известной мере соответствует литературная риторика. Много позже (с XX в.) уместность речи тоже начинают изучать в специальной дисциплине — функциональной стилистике, которой соответствуют частные риторики.
Теперь о разграничении риторики и стилистики. В нашем понимании стилистика — это в первую очередь анализ текста, обучение искусству понимать, слушать, читать, оценивая всю глубину и мастерство сказанного и написанного. Стилистика — опора и предшественница риторики. Риторика же — это синтез текста, искусство говорить и писать с максимальной эффективностью.
Итак, место общей риторики в ряду других лингвистических дисциплин может быть определено следующей многоэтажной структурой:
1. Грамматика (в широком смысле ср.: «правильность речи»).
2. Экспрессивная стилистика — общая риторика (ср.: «ясность речи»).
3. Художественная стилистика — литературная риторика (ср.: «красота речи»).
4. Функциональная стилистика — частные риторики| (ср.: «уместность речи»).
5. Культура речи.
На первом этаже здания (грамматика) мы получаем не только ясные представления о правильности, норме, но и все те знания, которые можно назвать «введением в стилистику». Что же касается последнего этажа — культуры речи, то он нужен для того, чтобы привести все полученные ранее знания и навыки в соответствие с требованиями, предъявляемыми к языку в данном обществе на данном отрезке времени.
Литература:
1. Quintiliani Institutionis oratoriae libri: 12th Ed. L.Rademacher. Lipsiae, 1959. — 1, 42, 2.14.15
2. Там же. — 2.141-6.; 2.17.37
3. Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978. С.3-164, 3.2.1404
4. Quintiliani Institutionis oratoriae libri: 12th Ed. L.Rademacher. Lipsiae, 1959. — 8.2.22
5. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. — кн. 3, 214
___________________________________________
© Хазагеров Томаз Григорьевич, Ширина Лидия Сергеевна