Наша цель – формирование «идеального профиля» специалиста
Известно, что к основным задачам современного образования в первую очередь следует отнести подготовку специалистов нового поколения, обладающих навыками конструктивного и критического мышления, а также практическими знаниями, развивающими их способности и умение принимать «Я» — решения в нестандартных ситуациях. Названные выше задачи могут быть успешно решены только в том случае, если в ходе обучения студента и подготовки его к дальнейшей профессиональной деятельности будут полностью задействованы не только внутренние мотивации студента, но и внешние факторы, побуждающие его к активной деятельности в ходе учебного процесса.
В нынешней ситуации в условиях реального учебного процесса на студента, ориентированного в дальнейшем на реализацию его потребности в успешном карьерном росте, непосредственное влияние оказывает множество факторов, различных как по своей природе, так и по степени их влияния на конкретного индивида. Естественно, что обстоятельство педагогу высшей школы в своей повседневной деятельности это обстоятельство необходимо учитывать в первую очередь. Однако, на взгляд автора, существенную помощь преподавателю в организации взаимодействия и работы со студентом может оказать использование на практике основных теоретических положений концепции под названием «логика формирования профиля специалиста».
Рассмотрим вкратце основные тезисы этой концепции, изложенные в работе [1]. Для начала более подробно проанализируем, какое содержание вкладывают обычно в понятие «профиль специалиста» авторы этой концепции. Для наглядности наших пояснений возьмем лист бумаги и разделим его вертикальной чертой на две равные части. Левая часть листа будет содержать поле личностных характеристик индивида, а также отражать особенности его поведения в социальной группе. В правой части листа будут представлены показатели профессиональных знаний и навыков, приобретаемых индивидом в течение всей его жизни. Далее разделим лист бумаги горизонтальными линиями еще на три части и получим три горизонтальных поля, которые, если перемещаться снизу вверх, можно условно обозначить как «поле потребления», «поле активности» и «поле творчества». На рисунке наглядно представлены все выполненные нами действия.
Теперь перейдем к содержательной трактовке понятия «идеальный профиль» специалиста и к анализу возможных отклонений от этого профиля. Идеальным специалистом считают того, кто к определенному возрасту не только сумел развить свои коммуникативные способности, но и имеет отличные профессиональные навыки. Кривая «идеального профиля» расположена в верхнем поле рисунка. Изначально следует оговориться, что применительно к специалисту инженерного профиля, по мнению авторов концепции, такая ситуация может сложиться к тому времени, когда его возраст достигнет 45 лет.
Однако, следует сказать, что возможно существование множества вариантов сформировавшихся профилей специалиста, имеющих существенные отклонения от идеального варианта. Например, серьезные проблемы в плане соответствия квалификационным требованиям имеют специалисты, не сумевшие должным образом развить свои коммуникативные способности и профессиональные навыки. Неблагополучным для специалиста считается также вариант, когда человек обладает хорошими профессиональными знаниями, но не умеет при этом построить свои взаимоотношения в коллективе, т.е. его отличает ярко выраженное отсутствие профессиональной коммуникабельности. Еще один вариант деформированного профиля специалиста: человека отличает хорошая коммуникабельность, но у него при этом практически полностью отсутствуют необходимые профессиональные знания и знания. Возможны и другие варианты «деформации» профиля, на которых здесь мы останавливаться не будем.
Рис. Возможные варианты формирования профиля специалиста
Перейдем теперь к интерпретации содержательной части концепции формирования «идеального профиля» специалиста. Совершенствование как личностных и коммуникативных характеристик индивида, так и развитие его профессиональных навыков, и пополнение им багажа знаний происходит в течение всей его жизни. Однако существуют определенные периоды в жизни любого человека, когда наиболее целесообразно заниматься своим развитием в том или ином направлении. Например, специальные профессиональные знания и навыки тех, кто недавно окончил школу, находятся на недостаточно высоком уровне, однако в период от 18-ти до 30-ти лет любой человек обладает наибольшими потенциальными способностями к «поглощению» знаний. Отсюда следует вполне тривиальный вывод: студенческий возраст наиболее подходит для того, чтобы, выражаясь языком одного известного классика, «учиться, учиться и учиться». В дальнейшем предполагается, что развитие специалиста пойдет по пути приобретения им навыков «серьезного профессионального» общения. Далее согласно теории должен последовать переход к профессиональному росту за счет развития творческой компоненты в профессиональной карьере индивида.
Современный инженер живет не только IT-технологиями
Известно, что качество подготовки инженеров во многом определяется совокупным влиянием нескольких факторов. При этом принято считать, что внедрение новых информационных технологий в процесс обучения студентов технического вуза следует интерпретировать как фактор, оцениваемый однозначно положительно. Однако важно отметить, что к основным умениям и навыкам инженера относятся не только умение «грамотно» рассчитать конструкцию, но и умение ее запроектировать. При этом конструктивная часть работы предшествует расчетной. Широкое внедрение и использование вычислительной техники не только помогает выполнять в автоматизированном режиме достаточно сложные расчеты и сократить, в конечном счете, издержки на проектирование, но и может привести к тому, что студент, подготавливаемый к инженерной деятельности с упором на компьютерные технологии, овладеет «расчетными» навыками в ущерб «конструкторским».
Из инженерной практики следует, что множество решаемых инженерами задач условно можно поделить на две большие группы: стандартные и нестандартные. Решение стандартной задачи начинается с её постановки, отвечающей одному из расчётных случаев, представленных в нормативной литературе, далее использованию соответствующего этому случаю вычислительного алгоритма, содержащегося в методической литературе («Руководство», «Инструкция», «Указания» и др.), а затем реализованного в одной из компьютерных расчетных программ. Такой метод решения задачи условно может быть назван «аналоговым». В процессе обучения студент подробно знакомится с представленными в различной методической литературе стандартными задачами, которые могут рассматриваться в качестве таких аналогов. Квалифицированный инженер, имеющий достаточный опыт практической работы, располагает не только информацией о методической базе, но и информацией о своеобразном банке уже решённых задач-аналогов. Поэтому проблем с использованием «аналогового» метода на практике не возникает. В этом состоит его основное преимущество. Недостаток метода заключается в том, что он явно не пригоден к решению нестандартных инженерных задач. Возникает вопрос, какие приемы и методы следует использовать в этом случае.
Прежде чем изобретать велосипед, обратимся для начала анализу «изобретательских приемов»
В первую очередь, для решения нестандартных задач необходимо применять нетрадиционные или эвристические приёмы, заложенные, например, в алгоритм изобретательской деятельности.
Из некой «генеральной совокупности» этих методов рассмотрим для начала приемы, которые можно отнести к эвристическим процедурам. Первая и наиболее простая эвристика предлагает идти по пути «проб и ошибок», или последовательного перебора анализируемых вариантов. Преимущество метода состоит в том, что он гарантирует конечный результат, на его поиск которого затрачивается слишком много времени, что является существенным недостатком такого подхода.
Следующая эвристика, известная из практики изобретательства, реализует алгоритм, осуществляемый на практике в три последовательных этапа. Сначала согласно алгоритму следует интуитивное рождение замысла, затем переходят к выработке плана или схемы на основе рассуждений, базирующихся на знаниях, только после этого переходят к конструктивному оформлению замысла на основе профессиональных умений и навыков. Преимущество такого подхода заключается в том, что алгоритм упрощает поиск решения. Однако процесс этого поиска может затормозиться на стадии конструктивного оформления идеи. Это связано с тем, что выработка конструктивного решения требует хорошей инженерной практики и доступна только опытным инженерам. Указанное выше обстоятельство считается основным недостатком «алгоритмического» метода.
В некоторых случаях эффективным методом решения нестандартных инженерных задач может оказаться использование отдельных стандартных изобретательских приёмов. К таким приёмам относятся: принцип дробления, объединения, исключения, копирования, обратной связи и др. Указанные способы хороши тогда, когда речь идет о поиске нового конструктивного решения. В повседневной практике проектирования, когда, как правило, требуется оптимизировать параметры конструкции, применение их может оказаться неоправданным. Названное выше обстоятельство и является их основным недостатком.
Инженерные вершины следует брать и «штурмовать мозгами»
Рассмотрим теперь другую группу методов, которую условно можно обозначить как методы организационные. Например, для эффективного поиска решения в рамках нестандартной ситуации широко применяются такие методы как организация «мозговых атак или штурмов». Суть этого метода сводится к тому, что группа специалистов в ходе совместного обсуждения сначала генерирует идеи, а затем отбирает для реализации на практике наиболее перспективные. Преимущество метода состоит в том, что в ходе «мозгового штурма» взаимодействуют специалисты различного профиля, что позволяет существенного расширить выдвигаемый ими альтернативный набор вариантов. Недостаток метода заключается в том, уровень подготовки модератора и участников «мозгового штурма» к его проведению часто оказывается недостаточно высоким, что существенно влияет на итоговые результаты. Поэтому в качестве предварительного этапа проведения «мозгового штурма» эффективным может оказаться проведение серии тренингов на заранее отработанных учебных примерах.
А теперь вспомним, что «новое – это хорошо забытое старое»
Ещё один подход к решению не имеющих аналогов инженерных задач может быть обозначен как поиск прототипов решений в других областях знаний. Суть этого метода заключается в использовании так называемой «чужеродной методики», то есть методики, которая в инженерной практике, как правило, не используется, но применяется в других областях. Проблема ее поиска состоит том, что инженерные задачи решают, как правило, инженерными методами, при реализации которых следуют по пути усовершенствования и усложнения алгоритмов их решения. Это происходит потому, что любой специалист в области инженерных знаний располагает достаточной информацией о своих специфических методах и не учитывает тот факт, что существуют методики и подходы, которые можно охарактеризовать как универсальные. Поясним это на примере. Из области ядерной физики известна концепция «полураспада». А при решении задач природоохранного плана, например, очень часто сталкиваются с такой проблемой как ликвидация последствий загрязнения нефтью участка акватории. Для своевременной ликвидации нефтяного пятно, появляющееся на водной поверхности, например вследствие аварии нефтеналивного судна, необходимо в любой момент времени точно знать как его размеры, так и направление перемещения. Известно, что в расчётную схему методики, согласно которой определяли размеры пятна, была заложена концепция, аналогичная чисто «физической» концепции полураспада. Использование подобного приема внедрения «чужеродной» методики возможно только при наличии весьма широкого кругозора у инженера.
Для того чтобы воспользоваться приёмом «чужеродной» методики, необходимо доказать, что заложенный в ее основу метод, полностью совместим с решаемой с его помощью задачей. Для этого необходимо провести исследование его качества, которое позволяет сделать предварительные выводы о том, насколько достоверны и надёжны получаемые с помощью этого метода результаты. Преимущество использования «чужеродных» методик, для решения нестандартных задач состоит в том, что экономятся силы и средства на разработку новой методики. Недостаток метода заключается в том, чисто механический подход к его использованию может существенно снизить достоверность и надёжность полученных результатов.
Мы пойдем другим путем: упростим задачу и проверим результат «на прочность»
Предположим, что рассматриваемая нами задача не отвечает ни одному из уже известных нам аналогов. В таком случае возможны два пути решения этой проблемы. Первый путь заключается в поиске адекватного данной задаче метода решения. Поиск может идти в направлении усовершенствования уже известного метода, то есть усложнение алгоритма решения задачи, а также по пути разработки совершенно нового алгоритма решения. На базе этого нового алгоритма разрабатывается соответствующая методика. Второй путь решения задачи предполагает упрощение или «адаптацию» самой проблемы и доведение её до уровня задачи, решаемой известным способом. Естественно, что второй путь намного проще. В этом и состоит его основное преимущество. Недостаток же заключается в том, что решение может быть приближенным, так как оно получено более грубым методом. Путь усовершенствования методики и алгоритма является достаточно трудоёмким, этот факт можно считать его основным недостатком. Однако его несомненное достоинство — точность расчета.
Подведем черту
В заключение следует подчеркнуть, что «идеальный профиль специалиста» характерен для инженера, обладающего не только прочными профессиональными знаниями и умением правильно выстроить свои «деловые» отношения с коллегами, а также характерен для тех специалистов, которые умеют творчески и нестандартно мыслить. Поэтому можно утверждать, что для подготовки такого специалиста необходимо не только совершенствование материально-технической базы учебного заведения, но активное внедрение тех методик, программ и средств обучения, которые способствуют развитию творческого потенциала личности. В противном случае специалист с «идеальным профилем» может так и не состояться.
Литература:
1. Schroeder D. Mensch — Natur – Technik Gedanken fuer Verantwortung eines Ingenieurs. Jahrbuch der HTG Gesellschaft, Hamburg 1995.
___________________________
© Керро Наталия Ивановна