Одно из последних определений профессионализма, на которое мы будем в дальнейшем опираться, принадлежит профессору Белградского университета Д.Ж. Марковичу: «Профессия – специализированная и институционализированная деятельность, в которую входит совокупность или система работ, выделенных в более или менее однородную целостность в рамках существующего общественного и технического разделения труда, выполняемая индивидами относительно длительное время на основе специализированных способностей (образования и знаний) и обеспечивающая доход для поддержания существования человека» (Маркович Д.Ж. Социология труда. М., 1997, с. 249).

Профессия журналиста – одна из древнейших в мире, и, казалось бы, к XXI веку должно было сложиться устоявшееся представление о ней. Тем не менее не только в кругу практиков, но и в среде учёных и преподавателей журналистики не существует общепринятого понимания нашей профессии. Более того, на рубеже тысячелетий в России началась и продолжается по сей день дискуссия о перспективах вузовского журналистского образования. Отсутствие «профессионально-общественного договора», определённого согласия создаёт проблемы при определении специфики журналистского труда, журналистики как социального института и духовно-практической деятельности – такое положение приводит к скрытому или явному конфликту между СМИ и обществом (аудиторией), между СМИ и центрами подготовки журналистов, между работодателями и молодыми специалистами, выпускниками факультетов и отделений журналистики.

Прежде чем сформулировать собственный взгляд на означенную проблему, обратимся к авторефрату кандидатской диссертации М.В. Симкачёвой, успешно защищённой в начале в ноября 2006 года (Симкачёва М.В. Профессионализм журналиста: трансформация понятия, модели практического воплощения. Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук. – Казань, 2006. – 24 С).

Казанский исследователь отмечает, что в отечественной теории журналистики параллельно рассматриваются два подхода к определению профессионализма. Согласно первому подходу основу профессиональной деятельности журналистов составляют мастерство и творческие способности, реализация которых невозможна без проявления природного таланта и призвания к профессии, согласно второму – профессионализм приравнивается к технологизму, предполагающему «владение в совершенстве технологией труда, знание тонкостей ремесла и умение спланировать свою деятельность так, чтобы она была полезной для других людей» (с. 9). Истоки первого подхода следует искать в истории, например, в XIX веке, когда в отношении к труду превалировали «такие компоненты, как творчество, талант, призвание, которые были необходимы не только для творческого саморазвития личности, но и прогресса всего общества. В этот период закрепилось гуманистическое (этическое) понимание профессионального отношения к своей деятельности (творчество, талант, призвание, служение обществу). (Вспомним и слова нашего современника Г. Маркеса о том, что в журналистике профессионализм и этика так же неразделимы, как жужжание и муха – В.Т. )

Параллельно с этическим пониманием, в эпоху индустриализации утвердилось отношение к труду как к зарабатыванию денег. На отношение к труду усилилось влияние социальных факторов, главным из которых выступало материальное благосостояние» (с. 11).

Современная российская журналистика, претерпевающая с середины восьмидесятых годов прошлого века коренные изменения, всё ещё не определилась с выбором ведущей модели профессионализма: «В профессиональном сознании и на практике реализуются три альтернативные функции СМИ в обществе. Это управленческая функция, которая осуждается прогрессивно настроенными критиками, коммерческая функция, побеждающая сегодня в мире масс-медиа, и социально-объединяющая, гуманитарная функция» (с.12).

Исследователь выделяет четыре группы факторов – социокультурные, политические, экономические и технологические, – оказавшие влияние на современные представления о профессионализме.

Так, «…развитие профессионализма журналиста как социокультурного феномена обусловили: потребительская культура, сформировавшаяся в обществе; явление «нового журнализма»; воздействие зарубежной культуры; раскол общества, связанный с переходом социальной системы из одного состояния в другое. Следствием всех этих процессов стало: изменение профессионального сознания, ценностей, приоритетов деятельности в журналистике, развитие и существование различных профессиональных установок (парадигм профессиональной деятельности); разделение журналистского сообщества; изменение жизненных стратегий – установка на высокий уровень жизни; «светский» образ жизни» (с. 14). Отсюда – формирование таких «профессиональных проявлений», как управление информацией и аудиторией; прагматизм; упрощённость подходов; «светский» образ жизни; стилистический талант; умение понимать факты и интерпретировать мнения и комментарии (с учётом меры проявлений, конкретных ситуаций некоторые из них возможно трактовать и позитивно, и негативно).

Влияние политических факторов проявляется в негласном цензурном давлении со стороны властей, в излишней политизация СМИ, политической ангажированности прессы, воздействии той или иной идеологии на позицию журналиста, в трансформации журналистики в «пиарналистку» и др. Отсюда – растущее недоверие населения к средствам массовой информации, укрепление представления о журналистике лишь как об инструменте власти, сфере обслуживания и манипулирования, а об информации – как о символе политического влияния (тенденциозность информации).

М. В. Симкачёва справедливо указывает, что регламентированная «сверху» деятельность журналиста всё больше походит на работу сотрудника пресс-службы государства. И работодатели уже требуют от сотрудников таких навыков, как владение манипулятивными тактиками, умение найти сенсацию; меньше уделяется внимания компетентности, ориентированности на конечный результат (эффективность и действенность) и т.д. Именно с этим связана актуализация относительно новых качеств журналиста: политизированность и корпоративный менталитет.

«Становясь элементом рыночной системы, отдельные СМИ начинают подчиняться законам её функционирования и стремятся к завоеванию господствующего положения среди себе подобных. Всё это сказывается на качестве их деятельности: создаются такие СМИ, для которых достижение выгоды стали важнее объективности и реальных интересов читателя» (с. 16). Современный работодатель представляет профессионализм журналиста как способность выживать в условиях рыночной экономики (умение приспосабливаться, работать на износ, успех, карьерный рост): «Новый журнализм характеризуется прагматичными целями, и всё больше востребованы журналисты, имеющие коммерческую жилку, умеющие лоббировать интересы заинтересованных частных лиц» (с.17).

На фоне коммерциализации и монополизации СМИ формируется не только самостоятельность, но и такие черты, как коммерциализация сознания; продажность (умение угодить заказчику, писать рекламные материалы); безответственность и стремление к славе любой ценой.

Технологизация деятельности журналиста предполагает универсализм (совмещение несколько видов работы одновременно, исполнение любых ролей и удовлетворение разнообразных потребностей и интересов аудитории), супероперативность и мобильность. В то же время деятельность лишается этической составляющей, и журналист «перестаёт осознавать свою социально-значимую роль в профессии, ориентируется на человека как на безликого, бездушного потребителя информации» (с. 18). Журналист превращается в манипулятора общественного мнения. Таким образом, технологический фактор по-своему влияет на формирование профессионализма, требуя определённых от работников разнообразных умений и навыков: владение компьютерными и информационными технологиями; мобильность, оперативность, активность; способность адаптироваться к языку электронных СМИ; способность выполнять разные роли и разные виды работ одновременно; диалогичность (взаимодействие различных форм СМИ); коллективный характер профессии; ориентация на профессиональный успех; способность манипулировать общественным мнением; несоблюдение норм профессиональной этики.

Диссертация М.В. Симкачевой – крайне актуальное и своевременное исследование, опирающееся на работы отечественных авторов В. Аграновского, С. Виноградовой, И. Дзялошинского, А. Короченского, Б. Лозовского, Г. Мельник, С. Пасти, В. Прозорова, Л. Свитич, В. Третьякова, В. Тулупова, С. Шайхитдиновой, а также на труды зарубежных теоретиков (М. Мэтис, Ф. Сибберт, У. Шрамм, Э. Деннис, Д. Меррил и др.). Молодой учёный смог обобщить современные идеи, экстраполировать полученные данные и на представления о профессионализме в профессиональном сознании регионального журналиста. Но всё же данному исследованию, отличающемуся системным подходом, не хватило… именно системности.

Чтобы выявить константы профессионализма, следует, во-первых, учесть субъективные факторы. Для журналистской профессии это – некая природная предрасположенность к деятельности: призвание к духовно-практической, общественной деятельности; талант к созиданию, творчеству; гуманитарная направленность личности; физическое здоровье (динамизм, активность) . Во-вторых, системность в нашем случае предполагает выделение и рассмотрение ценностей, знаний, умений и навыков.

Для любой профессии важны как моральные ценности, так и ценности компетенции, причём не только «абстрактные привлекательные смыслы» (ситуативные ценности), но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. Ценности как духовные идеи заключены в систему понятий, формируемых в сознании индивида в процессе воспитания в семье, школе, на улице, а затем в вузе, на производстве. Литература, искусство, журналистика (шире – культура) играют в этом огромную роль. Конечные, базовые, «верховные» предпочтения определяют и профессиональные качества. Сегодня дальновидный редактор (работодатель) оценивает прежде всего мировоззренческие установки молодого специалиста. Базовые ценности можно обозначить либо абстрактно (стремление к свободе, искания смысла жизни и т.п.), либо достаточно конкретно, поскольку они определяют поведение и действия (честность, аккуратность и т.п.). Собственно, о второй группе ценностей, имеющих отношение к морали (ответственный и т.п. работник) и компетенции (логичный, здравый), большинство исследователей и ведёт речь при определении составляющих профессионализма.

Знания, умения, навыки – это то, на что должны нацеливаться государственные стандарты высшего профессионального образования, в которых обозначены определённые виды профессиональной деятельности: журналистская авторская, журналистская организаторская, журналистская редакторская, программирующая и производственно-технологическая.

Но прежде – в рамках системного подхода – мы должны развести близкие коммуникационные деятельности: журналистику, пропаганду, связи с общественностью, рекламу и даже политику.

Затем – определиться с типом коммуникации (например: авторитарная, либеральная, тоталитарная, демократическая модели системы массовой коммуникации).

Следующие два этапа:
—     определение приоритетов в характере информирования (безоценочный или комментированный подходы; «западная», фактологическая, или «российская», аналитико-образная, модели);
—     определение вида журналистики и СМИ (общественная, государственная, частная; общественно-политическая, деловая, специализированная, развлекательная пресса).

Наконец, при выработке констант профессионализма нельзя пройти мимо специализаций: по каналам (печатная, электронная пресса), виду творчества (словесный, визуальный, словесно-визуальный), направленности творческой деятельности (репортёрский, аналитико-образный), характеру труда (творческий, технический, комбинированный), социальной сфере (структуры гражданского общества, государственные структуры, политика, экономика, искусство и т.д.).

Современные СМИ – это одновременно и предприятия, и творческие коллективы. В связи с этим, например, меняется роль редактора – он уже не только литературный редактор, но и менеджер, организатор производственно-творческого процесса. Предприятие по «производству и распространению информации» подразделяется на редакционный, технический и коммерческий отделы, к работникам которых предъявляются свои требования. Понятно, что журналист прежде всего корреспондент, но в современных условиях ему нередко приходится решать и смежные профессиональные задачи.

Таким образом, обозначив сферу деятельности журналиста (в широком и узком значении), выделив «качественное ядро» профессии, возможно и необходимо сформулировать её универсальные, базовые константы. Но это – непростая, системная, предполагающая типологический и классификационный подходы работа.

Опираясь на существующие модели, преподаватели журналистики выделяют ведущие качества, необходимые будущему журналисту: высокий уровень профессиональных знаний по специальности; инициативность, самостоятельность в принятии решений; организаторские навыки, умение работать с людьми; отличное владение русским языком, грамотно поставленная речь; стремление совершенствовать свои знания, навыки, творческий подход к делу; знание социальной, экономической, политической обстановки и умение ориентироваться в ней и др. (См.: Образовательные ценности и ориентации воронежски студентов. Воронеж, 2006. С. 60).

В заключение ещё об одной диссертации, автореферат которой также поступил на факультет журналистики ВГУ (поскольку здесь реализуются три программы образования – «Журналистика», «Реклама», «Связи с общественностью»): Бабочиева М. Л. Профессия «Связи с общественностью» в социально-профессиональной структуре общества. Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. полит. наук. – Санкт-Петербург, 2006. – 19 С.

Петербургский исследователь учёл тот факт, что сфера деятельности паблик рилейшнз как целостная система также включает в себя различные направления и специализации (связи со СМИ; связи с местным сообществом; связи с инвесторами; корпоративные коммуникации; лоббистская деятельность и связи с государственными структурами; избирательные технологии; финансовый и кризисный паблик рилейшн), и представил комплексное описание профессии. Справедливо полагая, что идеальный образ профессионала «помогает групповой идентификации внутри профессионального сообщества и предлагает обществу образ носителя профессии» (с. 14), М.Л. Бабочиева сформулировала модель PR-специалиста, базирующуюся на профессиограмме, квалификационных характеристиках и должностных инструкциях. Авторская профессиографическая модель призвана отразить основные профессиональные качества, а именно: коммуникабельность, организованность, лидерство, целеустремлённость, креативность, вербальный интеллект, толерантность, обучаемость.

«Анализ степени выраженности и взаимной динамики проявления как отдельных качеств, так и блоков качеств позволяет прогнозировать профессионализм и успешность претендента на должность в зависимости от степени ответственности принимаемых решений; потенциал карьерного роста и границы компетентности; эффективное выполнение профессиональных функций, связанных с решением текущих задач и организационным обеспечением работы; эффективное решение задач, относящихся к стратегическому планированию развития организации, а также руководству проектами (направлениями), основанными на развитии новых технологий, требующими завоевания новых рынков, нетрадиционных подходов» (с. 17).

В этом смысле очень важны адекватные квалификационные характеристики и должностные инструкции специалиста. Регламентация работы каждого сотрудника – чрезвычайно важная задача, от решения которой зависит оптимизация выполняемых работ, оптимизация профессионально-квалификационной структуры персонала. Набор документов, сформированных во внешней по отношению к предприятию, организации среде (нормативные правовые акты трудового законодательства, инструктивно-методические материалы отраслевого и регионального уровней), и документов локального характера (положения о структурных подразделениях и должностные инструкции) позволяет разграничивать профессиональные компетенции между профессиями. Он также способствует определению количества квалификационных уровней и требований к специалисту на каждом уровне; созданию номенклатуры должностей и перечня должностных обязанностей, соответствующих квалификационному уровню по каждой профессии; формированию требований к образованию и его теоретическому (знаниям) и практическому (навыкам и умениям) содержанию, а также к частоте и содержанию профессиональных переподготовок и циклов повышения квалификации; определению требований к личным качествам специалиста; формированию требований, порядка и периодичности оценки (аттестации и сертификации) квалификации работников; оценке потребности в специалистах разных квалификаций и профессий.

Подобная работа должна проводиться по отношению к любой профессии – нас же интересуют профессии журналиста, пиармена и рекламиста, которые сегодня одинаково остро востребованы как обществом в целом, так и средствами массовой информации.

______________________________
© Тулупов Владимир Васильевич