«Деньги — это суть идеи. Если вы хотите иметь больше денег,
просто измените свое мышление. Каждый человек, что-то
добившийся в финансовом плане, начинал с малого, с идеи,
которая со временем приносила внушительные плоды».
Роберт Т. Кийосаки

Некоторые факты и сюжеты, выловленные в потоке мутной читательской реки, заставили остановиться, оглянуться и задуматься. Может потому, что вышли за рамки обычного информационного шума, а может оттого, что задели больной нерв, потребовали ответа на мучавшие когда-то вопросы. Как занозы они впились в сознание и, прячась там, сигнализировали о чем-то, тревожа подсознание.

Так случилось и на сей раз.

Обратила на себя внимание и запомнилась небольшая статья, где речь шла о журналистском расследовании. Автор проследил за судьбой нескольких счастливцев, выигравших в последние годы в Израиле миллионные призы в различных лотереях. Оказалось, что несмотря на совершенно разные личные обстоятельства, разные места проживания (от Эйлата до Метулы, включая Тель-Авив и Иерусалим) и возрасты, все они пришли к одному и тому же заранее предсказуемому результату: оказались без денег. Конечно, попутно они обзавелись шикарными машинами, купили квартиры себе и детям, совершили длительные путешествия – исполнили, наконец, свои заветные желания, но в итоге очутились на том же месте, в том же незавидном положении «у разбитого корыта», где застал их денежный дождь.

Что неминуемо приводит нас к горькому выводу: большие деньги, павшие на кого-то неожиданно, полученные спонтанно, еще никого не сделали миллионерами. В данном конкретном случае деньги были лишь средством удовлетворения жарких и немедленных желаний. Исполнив их, отведав нечто экзотическое, человек просто не знал, что делать дальше: чем быстрее таяли казалось бы несметные денежные горы, тем легче ему становилось. Не нужно было напрягать воображение, не нужно было мучиться, что с ними делать, какую новую забаву учудить, куда, в крайнем случае, их вложить, не нужно было опасаться за их потерю.

Следующий сюжет хорошо знаком каждому, листающему газеты. Поведение «новых русских» за границей.

Ну, в самом деле, скажите пожалуйста, что мало богатых людей как в Европе, так и в Америке, не говоря уже о саудовских принцах, тратящих несусветные деньги без толку, только лишь по прихоти, из-за каприза? Почему же так бросается в глаза поведение русских? Думается, не только общее количество денег, не только размах кутежей, дорогих подарков и огромных поместий, купленных в самых престижных местах. Главное здесь в агрессивности трат, безудержности и размахе выставленных напоказ миллионов, в широких жестах, с которыми расстаются с деньгами. То ли это пресловутая «широта русской души», то ли отчаянное желание показать себя всему миру, то ли рекламный трюк — то что принято называть «пиаром». Если уж покупать, то обязательно футбольный клуб «Челси», если уж дарить, то непременно «Фаберже».

Так вот, замеченные в пестром потоке факты и сюжеты наводят нас на простую мысль: миллионер — это не только большие деньги или колоссальные состояния, но и прежде всего особое, подготовленное долгой практикой сознание. Особый вид мышления, при котором ты вынужден жить и мыслить соответственно. «Новые русские», открыто и цинично швыряющие деньги, оказываются белыми воронами в стаде миллиардеров, ибо ведут себя не правилам.

Как же определиться, как найти золотую середину поведения в том, что западное сознание считает нормальным для богатого человека?

Классическое европейское сознание, сформировавшееся на протяжении веков, говорит о бережном, скорее даже трепетном отношении к достатку. Материальное благополучие становится средством, целью и даже смыслом жизни. Выработанную, а может выстраданную таким образом стратегию поведения условно можно назвать сберегающей: заключается она в том, чтобы как можно меньше тратить, как можно точнее вести домашнюю бухгалтерию, довольствоваться лишь необходимым, а больше откладывать на черный день и передать капитал по наследству. Стратегия так проста и эффективна, результаты ее так наглядны, что, конечно же, такую манеру приняли, освоили и довели до совершенства поколения прижимистых бюргеров.

Образец такого поведения, доведенный до логического конца, демонстрирует бальзаковский Гобсек, герой одноименного рассказа. «Скупой рыцарь», — определил его Александр Сергеевич.

Современное постиндустриальное и постмодернистское общество потребления в его глобалистском варианте развития вырабатывает новые подходы и решения.

Здесь мы перейдем к культовой книге двух американских авторов Роберта Т. Кийосаки и Шэрон Л. Лектор «Богатый папа, бедный папа», в которой математически точно, окончательно и бесповоротно найден ответ на самый жгучий вопрос современности: «Как стать миллионером?» Примем, за неимением другого критерия, популярную книгу за образец поведения современного человека, стремящегося к богатству. За базисную формулу успеха.

Прежде всего интересен необычный подход, сверхидея, философия книги, хотя позднее мы отвлечемся и скажем несколько слов о самой книге.

С огромной всепоглощающей страстью и целеустремленностью авторы учат жить, намертво вдалбливают в головы, делясь своим опытом, наконец внушают читателям: вы можете стать богатыми и успешными, только для этого вы обязаны овладеть новыми методиками, особыми техниками манипулирования денежными потоками. Для того, чтобы жить в богатстве, следует жить разумно, то есть быть не рабами денег, а стать их хозяевами; не рабочей лошадкой, вкалывающей всю жизнь за определенную зарплату (пусть и неплохую), не глупой белкой, бегающей всю жизнь по замкнутому надоевшему кругу (предположим, даже за хорошие деньги), а счастливцами, живущими по собственным законам и стригущими купоны по своему желанию.

«Деньги — великая сила. К сожалению, люди используют силу денег против себя. Если ваша финансовая мудрость на низком уровне, деньги станут понукать вами. Деньги будут умнее вас. А если деньги будут умнее вас, вы будете работать на них всю свою жизнь. Чтобы быть хозяином денег, вам следует быть разумнее них, тогда они подчинятся вам, станут делать то, что вам нужно. Вместо того, чтобы быть рабом денег, вы станете их хозяином. Это и есть финансовая мудрость».

Таким образом, согласившись с ними, приняв такой строй нового американского мышления, по мнению авторов книги, вы примите единственно разумное решение, найдете искомую идеальную сторону жизни. Эта точка зрения должна заменить их последователям все другие личные цели. Целью и смыслом жизни становятся не сами деньги, а способы и методики их приобретения, накопления и проживания.

Скажем так: цели не самые плохие, авторы не самые глупые.

Однако с первой и до последней страницы вас не покидает чувство недоумения – неужели это все? Неужели действительно достаточно уметь превращать любые возможности в деньги, не терять ни при каких условиях накопленное, а лишь приумножать его, плыть только в русле денежных потоков, всегда имея возможность отщипнуть нужное.

Что поразило меня в этой книге?

Поистине непробиваемая серьезность, не оставляющая пробелов хотя бы для легкой улыбки или иронии. Безоговорочная и всеохватывающая убежденность в том, что человека, не принявшего за основу сей универсальный закон жизни, не следует принимать всерьез – он за рамками.

Самое страшное обвинение – некто живет не по выверенным финансовым законам, а по зову души (плоти). Что взять с человека, который не знает, как снизить налоги, куда лучше вложить деньги, какие банковские программы перспективнее, как не потерять деньги на бирже?

«Богатые не работают на деньги. Они знают, как заставить деньги усердно работать на себя. Заработанный доход — это деньги, на которые вы работаете, а пассивный доход и доход портфолио — это деньги, работающие на вас. Знание того, что отличает один доход от другого, всегда было важным в моей жизни».

Главное: несоразмерность, бьющее в глаза несоответствие между технически безупречно разработанной методикой и куцей ничтожной философией жизни. Поистине, огромная денежная гора в конце концов родила ничтожную мышь, ради которой не стоило бы вообще рождаться.

Но не будем отвлекаться от основной темы.

Вернемся к тому, о чем было сказано раньше. Если принять за современную норму американскую мечту, то как привязать сюда установки русского человека? Отчего бы не воспользоваться советами американских «учителей» и не выстроить по научным рекомендациям разумную жизнь? Почему некоторых, мягко скажем, не самых глупых людей не устраивает блестящая перспектива господина Кийосаки прожить жизнь по предписанным и выверенным законам деловой жизни?

Для русского национального самосознания деньги, даже очень большие, даже несметные сокровища, семейные капиталы, передающиеся по наследству, никогда не выступали (обратите внимание: речь идет о прошлом) как главная задача, смысл жизни, заветная ее мечта. Деньги, конечно же, в данном национальном контексте не цель и тем более не образ мышления – это лишь средство, вспомогательный рычаг для достижения идеальной цели.

Если идеалом поведения европейского «скупого рыцаря» считалось умеренное и благоразумное поведение, то идеалом русского подсознания выступал широкий жест. Русский живет вдохновением, судит себя по своим законам, плюет с высокой горки на общепринятые нормы поведения. Одним махом бросить к ногам женщины 100 000 рублей, проиграть за одну ночь в рулетку целое состояние, что может быть слаще и желаннее? Какие типично русские черты уловил и обессмертил Федор Михайлович в «Идиоте» и «Игроке»?

Да и русский язык – безупречный индикатор русского самосознания – весьма иронически оценивает как данный предмет, так и людей, сумевших ловко припасть к денежным родникам и вдоволь напиться живительной влаги.

Как только с издевкой не называют деньги: зеленые, зелень, капуста, мани, как только не смеются над богатыми «новыми русскими»!?

Не забудем и политическую составляющую. Долгие годы советской власти, в которые лицемерно и бесстыдно насаждалось двуцветное видение мира: гнусный мир капитализма – добрый мир бедных людей, взявшихся за руки. Почему-то руководители партии и допущенные до денежного пирога лизоблюды весьма недурно пользовались плодами другой философии: урвать как можно больше, а там пусть земля горит.

Русская философская мысль на протяжении целого века хорошо потрудилась и ввинтила в русское сознание две взаимоисключающие установки:

1) Деньги – пустяк, мелочь, частность, лишь средство для достижения великой цели. Скорее всего, деньги появятся тогда, когда они будут нужны, а вот медленное скапливание, собирание денег – занятие недостойное порядочного человека.

2) Деньги, конечно же, по определению, должны наличествовать у порядочного человека. Никого не касается, откуда они взялись. Но вот говорить о них, тем более мечтать о них – мещанство и несусветная глупость.

Русская классическая литература, имевшая долгое и серьезное влияние на мысли и чувства соплеменников, не опускалась до того, чтобы воспевать сей презренный предмет, прививать здоровому русскому телу микроб стяжательства, поклоняться золотому тельцу, скорее наоборот. Бессеребренник у нее всегда предпочтительнее жадного богача: растративший наследство Обломов милее расчетливого предпринимателя Штольца (к тому же и немца впридачу); убийца Родион Раскольников и падшая дева Софья Мармеладова и благороднее, и чище, и в тысячу раз ближе автору, чем ловкачи Лужин, Луиза Ивановна или Кох (вновь ненавистная немецкая фамилия); простой мужик Платон Каратаев оказывается глубже, чем интеллигентный, но ненормально богатый Пьер Безухов; не говоря уже о босяках Горького, ведущих в ночлежке философские диспуты и свысока плюющих на такую мелочь, как деньги.

Не будем углубляться в глубокие противоречия жизненных установок, которые исповедовали великие русские писатели и прививали верящим им читателям, и их собственными, весьма недурными материальными условиями жизни. Трудно все же говорить о любви к униженным и оскорбленным, восхвалять простую незатейливую жизнь, имея порядочное состояние, фамильное имение и блестящее положение в высшем обществе, что часто приводило к непредсказуемым последствиям. Ведь, согласитесь, нелегко переносить такие душераздирающие муки и страдания, когда высокие благородные стремления вступают в противоречие со всем укладом жизни, так можно дойти и до помутнения рассудка. Остается только посочувствовать и Грибоедову, и Гончарову, и Тургеневу, и Герцену, и Фету, и Льву Николаевичу Толстому, которым так мешали жить в гармонии с собой и миром их текущие счета…

Таким образом, подвергнувшись такому массированному и долголетнему давлению, промыванию мозгов на всех уровнях, естественное человеческое чувство собственности и стремления к богатству у россиянина было искривлено, подавлено и ушло в народное подсознание. Может быть, только сейчас наступило время настоящей переоценки роли денег.

И еще один неожиданный поворот той же темы.

Коренное отличие русских подходов и целевых устанок от западного образца и является причиной многих трагедий, разыгрывающихся в эмиграции. Русскому интеллигенту никогда не понять мещанскую, с его точки зрения, аксиому: «Жить следует по средствам». Зато у западных обывателей совершенно не укладываются в голове поступки «странных русских», которые ведут себя безрассудно и тратят лишние деньги: покупают дорогие машины, не вписывающиеся в рамки их доходов, пользуются дорогой косметикой и одеждой, не оправдываемые необходимостью; отправляются в экзотические страны, когда можно недорого отдохнуть недалеко от дома, и прочее.

С другой стороны, русскому эмигранту совершенно непонятно, почему в европейской стране равных возможностей жизнь так строго регламентированна и предопределена. То есть, если доход твой не превышает определенной суммы, то и позволительно тебе жить в рамках этой суммы: следует жить в таком-то районе, ездить на такой машине, отпуск проводить там, где проводят его твои коллеги. Всякий выход за рамки, считается ненормальностью.

Не касаемся мы здесь, заметьте, ни прямо, ни косвенно деликатной темы денег в еврейском сознании. Ни слова не скажем. Не потому, конечно, будто бы тема так взрывоопасна иль сенсационна, что вызовет волну возмущений. Не потому даже, что автор незнаком с этим предметом, а оттого, что растиражирована и распространена она столь обильно и широко в мировом фольклоре, столь густо рассыпана в бесчисленных анекдотах, что, думается, будет напрасной тратой времени касаться ее. Все и так все знают или имеют представление.

А вот отношение к большим деньгам израильтянина, настоящего сабры, взращенного на горячей местной почве, не менее противоречиво и неустойчиво, чем русское самосознание.

Богатый израильтянин хотел бы вести себя как американец или, по крайней мере, как представитель европейского образа мышления, как настоящий бизнесмен и предприниматель, джентльмен без страха и упрека, однако частенько его подводит менталитет.

Общий настрой, восточная расслабленность, необязательность, откровенная лень портят сияющую огнями витрину. Потому ли многие бизнесы, так мощно стартовавшие, так много обещавшие, быстро выдыхаются и с радостью отдаются в деловые американские руки? А может, от того, что масштаб страны, выделенная нам игровая площадка таковы, что не в силах вынести всех претендентов на выигрыш.

Уместно будет в конце концов задасться сакраментальным вопросом: что такое деньги в современном понимании? Как выработать правильное отношение к ним?

Не хочу вспоминать студенческие годы и страшные дни сдачи экзамена по политэкономии. Знаменитая марксова формула «Деньги – Товар – Деньги» до сих пор ассоциируется у меня не с понятными денежными знаками, а с отточенными умозрительными леммами, виртуальными, ускользающими теоремами, знать которые нужно, но толку от них чуть.

Понятно, что мы говорим не об этих деньгах.

Речь идет о тех Деньгах, которые являются символами, отражениями наших представлений о способе, цели и смысле жизни. С какой жизненной позиции вы подойдете к ним, тем они вам и покажутся.

Они (милые) не больше, но и не меньше, чем наше потаенное осознание счастья.
Они (дорогие) заменят вам и родных, и близких, и друзей, и родину, если таковые понятия для вас ничего не значат.
Они же (не к ночи будь помянуты) совсем не занимают умы тех, кто и без них чувствует себя счастливым.

Короче, дай вам Бог никогда не задумываться о сем предмете, имея его в бумажниках и на банковских счетах в постоянном наличии.

______________________________
© Бендерский Яков Михайлович