«Проект С» – таково рабочее название нового семейства автомобилей LADA, относящегося к самому популярному как в мире, так и на российском авторынке классу «С». Представленный на автосалонах сначала в Москве, а затем и у себя на родине – в Тольятти элегантный прототип в дальнейшем призван стать родоначальником абсолютно новой платформы, на которой кроме седана будут разработаны модели с кузовами «хэтчбек» и «универсал», а также компакт-минивэн и кроссовер с двигателями объемом от 1,6 до 2,0 л. Семейство изначально воплощает в себе принципиально новый уровень основных потребительских качеств автомобилей – безопасности, надежности, комфорта.
При разработке проекта перед вазовскими конструкторами с самого начала была поставлена задача – достичь максимальных результатов с точки зрения пассивной безопасности, как для пассажиров, так и для пешеходов. Помимо выполнения обязательных требований Европейского экономического сообщества, требовалось получить высокую оценку по более жесткой программе тестирования автомобилей EuroNCAP. Также стояла задача придать автомобилю новые характеристики активной безопасности и свести к минимуму расходы на ремонт после аварий на низких скоростях.
С целью эффективной защиты при фронтальном ударе разработан силовой каркас новой структуры из высокопрочных сталей. Благодаря этому кузов обладает необходимым уровнем прочности и способностью поглощать удар. Кроме того, для «Проекта С» предусмотрены подушки безопасности водителя и пассажиров и ремни безопасности с механизмами предварительного натяжения, ограничения усилия и оптимального распределения усилия между тазовой и грудной областями. Автомобиль снабжен системой предупреждения водителя о непристегнутом ремне безопасности. Пассивную безопасность при фронтальном ударе также повышают:
— травмобезопасные педали;
— оригинальная конструкция панели приборов со специальными энергогасящими элементами в зонах возможного удара головой и коленями;
— травмобезопасная рулевая колонка;
— система крепления детских сидений.
Для защиты при боковом ударе предусмотрены:
— оригинальный силовой каркас кузова;
— усиленные центральные стойки кузова;
— специальные вставки в панели боковой двери и энергопоглощающая обивка двери, препятствующая нанесению серьезного ущерба жизненно важным органам человека;
— накладки в верхней части стоек, позволяющие исключить риск травмирования головы водителя и переднего пассажира;
— подушка безопасности, обеспечивающая защиту при боковом ударе.
Для защиты водителя и пассажиров при ударе сзади служат силовой каркас оригинальной конструкции из высокопрочных сталей, а также специальная конструкция сидений и подголовников, снижающая риск травмирования шейных позвонков.
С целью минимизации расходов на ремонт после столкновения на скоростях до 15 км/час в конструкции «Проекта С» применены специальные энергогасящие сменные элементы в передней и задней частях автомобиля, защищающие от повреждения дорогостоящие компоненты конструкции.
Для снижения риска травмирования пешехода в случае наезда на него автомобиля на скоростях до 40 км/час разработан специальный бампер. Кроме того, более безопасным автомобиль делает современная конструкция капота и подкапотного пространства.
В «Проекте С» заложены такие конструктивные элементы, повышающие активную безопасность, как полностью независимая задняя подвеска и современная тормозная система повышенной эффективности. Последняя включает передние и задние дисковые вентилируемые тормоза, вакуумный усилитель увеличенной размерности, оснащенный системой экстренного торможения, и антиблокировочную систему с электронным распределением тормозных сил по осям.
Автомобиль будет оснащаться колесам с шинами размерности 195/65 R15 или 205/55 R16 для улучшения сцепных свойств. В качестве опции планируется применять электронную программу стабилизации движения.
При разработке «Проекта С» широко применялось математическое моделирование аварийных ситуаций и расчеты испытаний. Такой способ позволил значительно сократить как финансовые, так и временные затраты на поиск оптимальных конструктивных решений. Сравнение расчетов с данными последующих испытаний показало соответствие прогноза и результата.
Результаты физических тестов прототипов «Пректа С», проведенных по условиям EuroNCAP, говорят о том, что автомобиль выполняет не только действующие, но и перспективные требования по пассивной безопасности.
При фронтальном ударе в деформируемое препятствие с 40-процентным перекрытием на стороне водителя на скорости 64 км/час подушки безопасности раскрылись в нужный момент, надежно защитив головы водителя и пассажира. Показатели травмирования не превысили допустимого предела. Структурная целостность пассажирской ячейки сохранилась, позволив открыть переднюю дверь со стороны водителя без применения специального инструмента. Прототип набрал 14,4 балла из 16 возможных для данного типа испытаний.
При боковом ударе деформируемым барьером со скоростью 50 км/час структура автомобиля со стороны удара повела себя устойчиво. Центральная стойка изменила свою форму без изломов, которые могли бы стать причиной перелома ребер. Показатели травмирования манекена водителя были ниже допустимого уровня. Без использования боковой подушки безопасности автомобиль набрал 13,9 балла из 16 возможных для данного типа испытания.
По итогам двух видов испытаний получено 28,3 балла из 32 возможных, что по программе EuroNCAP соответствует оценке «4 звезды».
_____________________________
© Костянов Александр Аркадьевич