Очевидная истина о том, что движение к информационному обществу — это путь к прогрессу и цивилизации, слишком долго и трудно утверждалась в сознании российских политиков. Десять лет назад академик Велихов озвучил ее на одном из заседаний первого демократического Верховного Совета СССР в качестве важнейшей государственной задачи. Уже тогда эта идея воспринималась как запоздалое прозрение после многолетних ограничений в развитии отечественной кибернетики. С тех пор в этом направлении было многое сделано, однако сфера компьютеризации все еще не стала объектом государственного приоритета. Главный показатель здесь, безусловно, внедрение компьютерных комплексов в науку и образование.
Несколько лет назад была, наконец, утверждена серьезная программа «Информатизация учреждений науки и высшей школы на 1995-2001 годы», предусматривающая комплексное компьютерное оснащение научно-исследовательских организаций и вузов, развитие сети телекоммуникаций, выход в Интернет с подключением к нему крупных библиотек и т. п. Программа должна была обеспечить создание 32 университетских центров во всех крупных регионах России — от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Эта хорошая, перспективная программа, однако, плохо выполняется. Прежде всего, она, как и многие другие, создана в основном на деньги иностранных инвесторов. Из 130 миллионов долларов, выделяемых на первую пятилетку, 100 миллионов должен был оплатить Фонд Сороса (Институт «Открытое общество») и 30 — российское правительство. Пока финансовые обязательства выполняет только американская сторона, из российского бюджета на пятый год программы все еще ничего не поступало. Беда в том, что финансирование предусмотрено целевое, и российские деньги должны были пойти на оплату каналов связи. В результате несколько уже созданных и оснащенных центров не работают в полную мощность из-за отсутствия этих средств. Кое-где местные власти пытаются решить эту проблему из своих источников; в других регионах, напротив, работы по информатизации срываются из-за расходования американских денег не по назначению (увлечение строительством фешенебельных зданий, формирование компьютерной инфраструктуры для администраций и т. п.).
И все-таки заметные сдвиги в компьютерном образовании налицо. Так, в Ростовским государственном университете число компьютеров, используемых в учебном процессе, возросло с 166-ти в 1993 г. до 332 в 1999-м, в том числе компьютеров современного поколения за тот же период — с 27 до 311-ти. В 1997 г. при поддержке Фонда Сороса создан Центр Интернет, приобретена многопроцессорная супер-ЭВМ. В университете функционируют 5 современных компьютерных классов и лаборатория мультимедиа. При другом ростовском вузе — госуниверситете путей сообщения — создан Ростовский региональный центр Международного института менеджмента «Линк», где повышают квалификацию руководители предприятий и вузов, ученые и преподаватели. Центр ведет дистанционное обучение по программам Школы бизнеса Открытого университета Великобритании. Ростовский экономико-статистический колледж также внедрил дистанционное обучение на основе кейс-технологий, программированных учебных пособий, сетевых технологий и мультимедиа-курсов. Так что процесс информатизации учреждений образования, так или иначе, развиваются.
Здесь нужно отметить, что никакая обширная государственная программа не решит всех проблем компьютерного образования. Каждый вуз должен выделять средства, предназначенные не только для создания новых компьютерных классов и лабораторий и их эксплуатации, но и постоянного обновления программных продуктов, ремонта и приобретения дополнительных устройств и комплектующих. Большинство вузовских руководителей, увы, не имели представления обо всем комплексе расходов, кроме приобретения компьютеров. Отсюда повсеместное использование в вузах нелицензионных программных продуктов (Windows, Word, Excel и др.).
Не прошло и каких-то 5-6 лет, как, в основном с помощью различных международных фондов и организаций, спонсирования зарубежного и, частично, отечественного, компьютеризация вузов и НИИ все-таки произошла, были утверждены и внедрены в практику учебные программы. Школьники и студенты, наконец, преодолевают компьютерную безграмотность и осваивают основы информатики, без которой невозможна эффективная профессиональная деятельность ни в одной отрасли знания. При всех недостатках и проблемах это направление, хотя и намного медленнее, и в значительно меньших объемах, чем хотелось, развивается…
Гораздо хуже обстоит дело с сетевым образованием. Общие представления о существовании глобальной компьютерной сети Интернет (и только о ней, хотя существуют десятки других), которые даются в вузах, в настоящее время крайне недостаточны. Необходимо широкое участие студентов, преподавателей и научных работников как в получении информации из Сети, так и в процессах ее создания и функционирования. Электронные сети, в первую очередь Интернет, стали новым средством массовой информации, прочно заняв свое место в ряду других, традиционных. При этом крупные сетевые серверы, содержащие многоступенчатые каталоги с развитой корневой системой, выступают в качестве информационных агентств, постоянно обновляющих свои информационные ресурсы во всех областях знания. Кроме того, в Интернете распространена система электронных периодических изданий, часть из которых является электронными версиями печатных газет и журналов, другая часть существует лишь в электронном виде. Это — сетевые журналы, газеты, периодические сборники статей и материалов, альманахи и т. п. Некоторые из этих изданий по богатству информационных ресурсов, проблемно-тематическому и жанровому разнообразию, оперативности значительно превзошли все существующие печатные издания. Достаточно в качестве примера привести «Русский журнал», «Zhurnal.RU», «Вечерний Интернет», «Форум.Москва», ежедневный дайджест Содружества on-line изданий «ЕЖЕковская правда» и новое, начавшее выходить с 1 марта 1999 года, издание — «Gazeta.ru». Последнее стало уникальным явлением вследствие выхода в сетевой эфир в режиме реального времени, опережая в оперативности даже телевидение.
Отдельная проблема — электронные библиотеки. Российская Библиотека иностранной литературы является одним из лидеров в осуществлении важнейшего проекта «Российские библиотеки в Интернет», основной задачей которого является подключение библиотек к сети Интернет в образовательных целях. На первом этапе 15 крупных государственных библиотек Москвы, Санкт-Петербурга и других культурных центров начали исполнение этой программы. Однако эта важнейшая работа продвигается крайне медленно. Сказывается значительное отставание России в объемах и темпах комплектования электронных ресурсов, острый недостаток финансирования. Речь идет о переводе огромного количества источников в Сеть и в CD-ROM. Главное же заключается в возможности объединения библиотечных ресурсов и совместного использования каталогов. К сожалению, тут тоже имеет место недостаточное понимание важности проблемы со стороны вузовских руководителей. То же касается распространения в Сети лекций, методических пособий и учебных программ.
Главной задачей в сетевом образовании в настоящее время являются: 1) организация научных исследований; 2) проведение научно-практических конференций; 3) введение в учебный процесс во всех высших учебных заведениях специальных курсов по сетевым дисциплинам; 4) создание силами студентов и преподавателей электронных газет и журналов — научных, научно-популярных, культурологических, массовых; 5) формирование сетевой учебно-методической и научной базы в виде учебников, учебных и методических пособий, монографий и сборников научных работ.
Однако весьма актуальным является осознание важности, безальтернативности компьютерного и сетевого образования со стороны преподавателей и руководителей высшей школы. Увы, и с этим дело обстоит неважно. Известный автор сетевых изданий Роман Лейбов в одной из своих статей «Зачем Интернет гуманитарию», опубликованной в журнале «Интернет», сетует на компьютерную безграмотность коллег-филологов. «Не был бы я ленив, — пишет он, — да был бы полюбопытнее — давно бы уже составил коллекцию из высказываний типа: «Почта у меня есть, а Интернет мне не нужен» или: «В Интернете я не работаю — русского шрифта в нем нету». Насчет лени Р.Лейбова верится с трудом (только в «Русском журнале» свыше 60 публикаций!), но его коллекцию мог бы пополнить многими примерами, из которых приведу лишь один. Обратившись к весьма известному ученому и отнюдь не филологу, а к представителю естественных наук, с просьбой почитать редактируемую мной электронную газету и высказать свое мнение по интересующей его теме, я услышал: «А где ее можно посмотреть? В библиотеке? Знаете, если не трудно, пришлите с кем-нибудь подшивку, через два дня верну в полной сохранности. Если что-то очень заинтересует, — снимем ксерокс». На традиционной международной конференции по журналистике, прошедшей в феврале с.г. на факультете журналистики Московского госуниверситета, среди сотен докладов только один имел отношение к нашей теме. Он назывался: «Интернет как средство общения». Хорошая тема, жаль только, что устарела лет на десять.
Ректор Московского университета, известный ученый и крупнейший деятель отечественного образования Виктор Антонович Садовничий в интервью газете «Известия» 3 апреля с.г. несколько фраз уделил и компьютерному образованию. «Компьютер — это не более чем способ передачи информации. Тот же Интернет не выведет к вершине знания. Большим ученым, академиком с этой базой не станешь… Все это не более чем средство». Увы, каждая из этих фраз уважаемого академика вызывает возражения. Думаю, в 21 веке именно Интернет, наряду с другими источниками и средствами познания, позволит начинающему исследователю стать большим ученым, именно Интернет выведет его к вершинам знания. И если это «способ передачи информации», «средство», то такой способ и такое средство, которые ускорят и умножат тысячекратно усилия в поиске и восприятии нужной информации, в организации научных исследований и публикации их результатов. Причем же тогда уничижительное «не более чем»?
Если такие взгляды и подходы имеют место даже в сфере образования, то впору ставить проблему сетевого сознания. Как сказали бы в старые времена, поднимать его надо на уровень задач современного общества. Громко звучит, конечно, зато точно. Впрочем, тише уже и не получится.