Не правда ли, звучит несколько странно? Однако, при этом, вполне соответствует нынешнему положению дел в ОАО «АВТОВАЗ». Ведь в 2004 году обновленное семейство автомобилей «LADA SAMARA» наконец-то совсем вытеснило «Самары» первого поколения с главного конвейера и стало полным, следовательно – «расчет закончен». Ну, а появление машин этого самого поколения происходило не по возрастающей, как обычно, а по убывающей. Сначала был начат выпуск седана «LADA-2115», затем свет увидел пятидверный хэтчбек «LADA-2114». И только в сентябре 2004 года состоялся дебют трехдверного хэтчбека «LADA-2113». Причем нынешние автомобили семейства «SAMARA» уже далеко не те первые «пятнашки», которые появились на автомобильном рынке России в далеком 1998 году…
Ты помнишь, как все начиналось…
Выпуск автомобилей самого первого вазовского переднеприводного семейства начинался в «правильном» порядке: сначала появилась «LADA-2108» (1984 год), затем «LADA-2109» (1987 год) и только потом «LADA-21099» (1990 год). Однако в дальнейшем судьба не баловала эти модели – «девяносто девятая» еще не успела встать на конвейер, как в Дирекции по техническому развитию (в то время Генеральном департаменте развития) ОАО «АВТОВАЗ» начались обширные проектные и доводочные работы по абсолютно новому семейству машин – «десятому». Именно поэтому «Самары» оказались на некоторое время в роли «золушек» и достаточно долго выпускались практически без какой-либо серьезной модернизации.
И лишь только к середине девяностых годов прошлого века, когда подготовка производства «LADA-110» уже близилась к завершению, на ВАЗе, наконец, «вспомнили» и о предшественнице «десятки». Причем начались работы по глубокой модернизации «Самар» с пятидверного хэтчбека, получившего в новой жизни наименование «LADA-2114». Опытные образцы этой машины имели оригинальную дверь задка, доходящую до уровня бампера, и складывающееся по частям заднее сиденье. Благодаря таким конструкторским решениям заметно удобнее стало пользование багажным отделением. Правда, при испытаниях модернизированного хэтчбека проявился и еще один положительный фактор – из-за измененного угла наклона двери задка ее стекло абсолютно не загрязнялось при езде даже в дождливую погоду!
Однако затем на первый план вышел седан «LADA-2115», причем испытывались его версии с восьми- и шестнадцатиклапанными впрысковыми моторами, оснащенные к тому же антиблокировочной системой тормозов и четырнадцатидюймовыми колесами. Но в 1998 году в Опытно-промышленном производстве Дирекции по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» началась мелкосерийная сборка «пятнашек» с… карбюраторными двигателями ВАЗ-21083 и так называемыми «высокими» панелями приборов (модель 21099), имеющими весьма низкие эргономические показатели. И только в дальнейшем начался переход на более современные моторы ВАЗ-2111 с системой распределенного впрыска топлива и на панели приборов модели 2114 (в народе именуемые «европанелями»), который был полностью завершен в 2000 году, когда «LADA-2115» наконец-то попала на главный вазовский конвейер. Вот тогда и началась «новейшая история» этого семейства.
День сегодняшний
А сегодня с конвейера ВАЗа сходят автомобили «LADA SAMARA» с тремя типами кузовов в двух комплектациях – «стандарт» (номерное обозначение «20») и «люкс» (обозначение «22»). Список оборудования для этих комплектаций приведен в таблице 1. Однако следует сделать оговорку – заводом предусмотрено вариантное исполнение «Самар», имеющих заводские индексы 2113-20-031, 2114-20-031 и 2115-20-031 (последние три цифры обозначают здесь дополнительную, в отличие от базовой, комплектацию), которое предусматривает оснащение «стандартных» машин наружными зеркалами с противоослепляющим покрытием синего цвета, а также контроллером М 7.9.7 и системой улавливания паров бензина. В комплекте с новым контроллером применяются датчик расхода с улучшенными эксплуатационными показателями и катушка зажигания вместо прежнего модуля. Все эти новшества призваны облегчить процесс пуска двигателя при низких температурах окружающего воздуха и повысить надежность электронной системы управления двигателем.
Ну а для более долговечной работы ходовой части и снижения уровня шума при движении «Самар» в самое последнее время на них были внедрены усиленные подшипники ступиц передних колес, новые неразборные телескопические стойки в передней подвеске и амортизаторы – в задней. Также все автомобили семейства в настоящее время комплектуются уплотнителями дверных проемов усовершенствованной конструкции, благодаря чему заметно улучшилась герметичность салона.
Внешне рестайлинговые «Самары» выглядят гораздо современнее и элегантнее своих предшественниц в результате изменения формы капота и передних крыльев, использования оригинальных бамперов, окрашенных в цвет кузова, пластиковых накладок дверей и обтекателей порогов. Кстати, передние бамперы могут быть двух видов – либо жесткий, полипропиленовый без отверстий под противотуманные фары и с пластмассовой балкой (так называемый «тринадцатый»), либо мягкий полиуретановый с металлической балкой («четырнадцатый»).
Автомобиль с кузовом седан смотрится более цельно, так как имеет новую крышку багажника с крупным спойлером и разъемом по уровню бампера, а также оригинальные задние фонари со вставкой между ними. К большому сожалению, хэтчбеки, с целью сокращения затрат на подготовку производства, так остались со «старыми» дверью задка и задними фонарями… А вот что явно не украшает все модели семейства, так это маленькие 13-дюймовые колеса со штампованными дисками, тем более, что «Руководство по эксплуатации» допускает установку более солидных 14-дюймовых колес, как на «десятках» с шестнадцатиклапанными двигателями.
Салон новых «Самар» по вместимости немного проигрывает «десяточному», а во всем остальном весьма хорош, пожалуй, даже в чем-то превосходит салоны более дорогих «LADA-110». Достаточно элегантная комбинация приборов с двумя дисплеями, регулировка рулевого колеса по высоте, бортовая система контроля и передние электростеклоподъемники даже на машинах самой доступной комплектации «стандарт» — это просто здорово! А вот блок управления вентиляцией и отоплением с невнятным алгоритмом уже давно устарел…
Плюсом же является то обстоятельство, что для окраски автомобилей «LADA SAMARA» применяются абсолютно те же металлизированные эмали, что и для машин «десятого» семейства.
Использование на всех «Самарах» более мощных и тяговитых впрысковых двигателей обеспечивает этим автомобилям неплохие динамические показатели и низкий расход топлива (см. таблицу 2). Ну а отличная управляемость в любых дорожных условиях досталась второму поколению «LADA SAMARA» от прославленного в этом плане первого поколения.
День завтрашний
Итак, на вазовском конвейере обновленные «Самары» полностью вытеснили своих заслуженных предшественников. Что же дальше? Понятно, что в первую очередь ВАЗ готовит замену морально устаревшим заднеприводным моделям «LADA 2105» и «LADA 2107», следовательно «Самары» наверняка будут производиться еще несколько лет. А вот можно ли ожидать появления на них вслед за «десятками» 1,6-литровых двигателей, гидравлических или электрических усилителей рулевого управления, АБС в тормозной системе и подушек безопасности? К большому сожалению вряд ли это случится…
Таблица 1
Комплектации автомобилей «LADA SAMARA»
Тип кузова | Трехдверный хэтчбек (2113) |
Пятидверный хэтчбек (2114) |
Седан (2115) |
«Стандарт» | Панель приборов 2114, комбинация приборов 2115 с указателем температуры наружного воздуха, электростеклоподъемники передних дверей с кнопками управления на дверных ручках, бортовая система контроля, иммобилайзер, дополнительный сигнал торможения, ворсованная обивка багажника (только на седанах) | ||
«Люкс» | «Стандарт» + центральный замок, улучшенная обивка салона (бархат), набивка передних сидений растительным волокном, подголовники задних сидений, бортовой компьютер, тонированные стекла, противотуманные фары, наружные зеркала с противоослепляющим эффектом, два тональных звуковых сигнала, колпаки колес, электронная система управления двигателем на базе контроллера М 7.9.7 и система улавливания паров бензина |
Таблица 2
Технические характеристики автомобилей «LADA SAMARA»
Тип кузова | хэтчбек | седан | |
Количество дверей | 2 | 5 | 4 |
Количество мест, включая водителя | 5 | ||
Габаритные размеры, мм: — длина — ширина — высота |
4122 1650 1402 | 4330 1650 1402 | |
Колесная база, мм | 2460 | ||
Колея колес, мм: — передних — задних |
1400 1370 |
||
Дорожный просвет (до нейтрализатора), мм | 135 | ||
Снаряженная масса, кг | 945 | 970 | 985 |
Компоновка | поперечное расположение двигателя, привод на передние колесаr | ||
Модель двигателя | 2111 | ||
Система питания | распределенный впрыск топлива с электронным управлением | ||
Нормы токсичности | Евро 2 | ||
Количество цилиндров/клапанов | 4/8 | ||
Рабочий объем, куб. см | 1499 | ||
Максимальная мощность, л.с. при об/мин | 78 5400 | ||
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин | 115,7 3000 |
||
Максимальная скорость, км/ч | 158 | ||
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с | 14,2 | ||
Средний расход топлива, л/100 км | 7,6 | ||
Полная масса буксируемого прицепа, кг: — не оборудованного тормозами — оборудованного тормозами |
300 750 |
||
Емкость топливного бака, л | 42,5 | ||
Размер шин | 175/70R13 | ||
Объем багажника, л | 330/600* | 430 |
Примечания: * — в числителе для разложенного заднего сиденья, в знаменателе – для сложенного
____________________________
© Костянов Александр Аркадьевич