По сведениям социологов, камерную музыку слушает поистине избранное общество – всего 0,4% от общего числа меломанов. Художественный руководитель и дирижер московского камерного оркестра «Cantus firmus» Александр Хургин для истинных любителей способен создать еще более утонченное удовольствие: практически в каждой концертной программе его оркестра звучат впервые исполняемые произведения.
Александр Хургин убежден, что существует много прекрасной литературы для разных инструментов, которая исполняется достаточно редко или вообще не исполняется. Концерты для арфы Франсуа Жозефа Госсека (1734 – 1829) и Мацея Малецкого (р. 1940) как раз оказались в таком положении. Наконец благодаря «Cantus firmus» и арфисткам Анне Чудовой и Кристине Рожковой эта музыка обрела своих слушателей. Премьера программы состоялась 26 ноября 2003 года на базовой сцене оркестра — в Болгарском культурно-информационном центре. Еще раз концерты для двух арф прозвучат на Фестивале арфы, 25 – 28 марта в концертном зале Центрального дома работников искусств.
С коллективом давно сотрудничает композитор Татьяна Чудова. По мнению композитора, Александр Хургин как никто другой способен составить необычную, контрастную концертную программу, которая будет в равной степени интересна искушенным завсегдатаям концертных залов и начинающим слушателям. Концерт «Посвящение арфе», затем прозвучавший еще в нескольких залах, начинался с пьесы Макса Бруха (1838 – 1920) «Кол нидрей» для виолончели с оркестром. Светский вариант иудейской покаянной молитвы Судного дня строго прозвучал в исполнении Виктора Либенсона. Александр Хургин также солировал в этой программе, впрочем, как и во многих предыдущих концертах оркестра.
Оркестр «Cantus firmus» часто становится первооткрывателем не только новых или незаслуженно забытых произведений, но и дарит встречу с редко звучащими инструментами. В этом сезоне уже прозвучала программа с мандолинами. Готовится концерт с участием Михаила Коломыцева, исполнителя на гармонике из Орловской области, который сам сделал обработку своего репертуара для камерного оркестра. Планируется исполнение концерта Телемана для трубы с оркестром, разучивается музыка московского композитора Леонида Бобылева, уроженца Тулы. В этом городе оркестр бывает регулярно, участвуя во всех значительных событиях и праздниках. Два года назад директор тульской филармонии Генрих Гиндес пригласил камерный оркестр «Cantus firmus» на тульскую сцену. Генрих Самуилович уже ушел из жизни, но благодаря его решению тульская публика уже услышала 24 разных программы, без единого повтора.
Вместе со своим оркестром Хургин давно старается расширить границы аудитории камерной музыки за пределы Садового кольца. Например, несколько лет подряд музыканты сотрудничали с филармонией Тольятти, для симфонического оркестра которой совместные выступления с московскими музыкантами были хорошей школой, а для слушателей – большой радостью.
Оркестр «Cantus firmus» под руководством Александр Хургина в следующем году отметит свое 15-летие. За эти годы выкристаллизовался состав музыкантов, мыслящих в одном русле со своим маэстро. В Москве много камерных коллективов, у слушателей есть выбор, но «Cantus firmus» обладает своим узнаваемым голосом.
В преддверии своего пятнадцатилетия московский камерный оркестр «Cantus firmus» становится все более востребованным: не проходит ни одной недели без выступлений, а то и нескольких. В своем плотном рабочем расписании Александр Хургин нашел время для интервью нашему журналу:
— Александр Львович, каковы ближайшие планы оркестра «Cantus firmus»?
— 27 февраля в Туле, в рамках V Международного фестиваля им. Михоэлса состоится выступление оркестра с новой программой. В этот раз мы подготовили авторский концерт Салима Крымского, композитора, совершившего, по моему мнению, творческий подвиг. Он положил на музыку все 12 глав «Экклезиаста» и «Песнь песней». Мы будем исполнять Кантату из «Экклезиаста», солист – Константин Поплинский, бас. Во втором отделении прозвучат 14 еврейских танцев. 18 марта запланирована интересная программа: будем исполнять концерт Вивальди для двух мандолин, солистки Анна и Мария Семеновы. А также концерт Вивальди для скрипки и гитары. Солисты Андрей Гарин (гитара) и я.
Этот год наш оркестр начал очень активно: 28 января в Болгарском центре прошел концерт из музыки советских композиторов, 12 февраля там же — концерт «Посвящение молодым исполнителям», с участием юных солистов – студентов академического музыкального училища при Московской консерватории.
— В концертах оркестра часто участвуют яркие, талантливейшие солисты. Как вы находите таких людей, например, как пианист Михаил Мартин?
— Сегодня на первом плане внимания публики, к сожалению, находится одна и та же обойма исполнителей. Им отданы лучшие залы, их балует пресса и телевидение. Между тем, прекрасные музыканты вовсе не ограничены тем узким кругом, который всем знаком. Да, Михаил Мартин лишен того, что принято сейчас называть «раскруткой». В результате широкая публика многое теряет. Музыканты понимают, что мы поддерживаем друг друга, мы – единомышленники, поэтому мы вместе играем.
— Кроме оркестра «Cantus firmus», чем еще Вы заняты?
— Я преподаю в академическом музыкальном училище при Московской консерватории. Там у меня два оркестра: училищный и школьный. Еще занимаюсь с оркестром студентов музыкального факультета педуниверситета им. Ленина.
Я очень люблю работать с юными музыкантами. Подростки, дети тянутся к прекрасному. Какое удовольствие работать со школьным оркестром! Дети счастливы, когда у них начинает получаться совместное исполнение, им открывается мир оркестрового звучания.
Слава Богу, у нас есть концертная площадка, поэтому можно играть и для публики. В Болгарском культурно-информационном центре однажды выступали сразу все четыре моих оркестров: мы исполняли «Канон» Пахельбеля.
Есть и другая сторона: в ученических оркестрах подрастают кадры для профессионального оркестра. В составе «Cantus firmus» сегодня играют очень талантливые музыканты, врожденные ансамблисты, закончившие МПГУ им. Ленина.
— Александр Львович, Вы готовились стать солистом, или сразу хотелось быть дирижером?
— Конечно, я рано понял, что буду стремиться к дирижерскому пульту. Хотелось исполнять так, как я это чувствую. Когда дирижируешь, общаешься с музыкой без посредников. Но для моих оркестрантов – я посредник. При этом у нас есть общее понимание, и мне удается убеждать. Я сам иногда играю в оркестрах, подчиняться дирижеру я умею. Порой это бывает мучительно, если музыку я понимаю совершено по-другому.
— Как в последние годы изменилась публика в камерных залах?
— Классическая музыка несет гармонию в души, а это вечные ценности, которые не зависят от времени. Поэтому публика у нас есть и будет. Но мы играем, у нас есть обязанности, даже если в зал придет один человек – исполнение должно быть высшего качества. Надо делать свое дело добросовестно, второсортных залов и слушателей не бывает. Музыканты, как и врачи, каждый раз должны работать на пределе возможностей.
Состав камерного оркестра «Cantus firmus»:
Лариса Беленькая, Татьяна Файзилина, Ольга Кислицына, Борис Меркулов (первые скрипки); Вера Горелова, Филипп Меркулов, Дмитрий Филипченко, Ирина Аллавердова (вторые скрипки); Екатерина Белых, Елена Суханова (альты); Татьяна Шолохова, Виктор Либенсон, Ольга Бабина (виолончели); Владимир Алмазов (контрабас).
________________________________
© Белянчикова Лариса Александровна