Вы не задумывались над тем, почему, поглядывая на начатый проект или учебники по языку, который давно хотели выучить, вы убеждаете себя: вот, еще пара минут, и я обязательно займетесь делом. Пара минут проходит, потом еще пара, а вечером вы говорите: ладно, сегодня не получилось, а вот завтра обязательно. Но наступает завтра – и все идет по кругу. И из круга этого очень трудно вырваться. Как все успевать, на все находить время и не жалеть о неиспользованных возможностях? Об этом рассказывают известные консультанты по управлению временем Глеб Архангельский и Ольга Стрелкова. С ними беседовал московский журналист Андрей Куликов.
Справки об интервьюируемых:
Архангельский Глеб Алексеевич — генеральный директор консалтинговой компании «Организация Времени». Создатель и главный редактор крупнейшего в Рунете сайта по тайм-менеджменту – www.improvement.ru. Руководитель корпоративных ТМ-проектов в компаниях Comstar Telecommunications, MC-Bauchemie-Russia, BKG, «СТЭП», Банк24.ру, Омскбанк и др. Автор многочисленных публикаций в ведущих деловых изданиях: «Ведомости», «Элитный персонал», «Компания», «Карьера», Top-Manager, «Управление персоналом» и др. В 2003 году в издательстве «Питер» вышла его книга «Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы».
Стрелкова Ольга Сергеевна — директор по развитию консалтинговой компании «Организация Времени». Разработчик дистанционного курса «Школа тайм-менеджмента». Руководитель и организатор проектов ТМ-сообщества. Координатор ТМ-клуба. Бизнес-тренер, консультант по тайм-менеджменту.
– Сегодня вы признанные гуру российского тайм-менеджмента, среди ваших клиентов крупные российские компании. А как все начиналось, когда впервые пришла идея экономить время?
Глеб Архангельский: В студенческие годы мне рассказали про книгу Гранина «Эта странная жизнь» – о биологе Любищеве, который разработал собственную систему учета времени, планировал работу, вел хронометраж выполненного и успевал гораздо больше чем окружающие. Книга потрясла. Стал применять методы Любищева для себя – ставил цели, составлял планы, рисовал графики. Примерно через год, когда я уже работал в банке, узнав о моих пристрастиях считать время, мне поручили вести проект — исследование рабочего времени. Затем в том же банке я стал заниматься стратегическим планированием. В какой-то момент понял, что могу консультировать по вопросам тайм-менеджмента, так появилась консалтинговая компания – Организация Времени.
Ольга Стрелкова: У меня все началось со школы. Мама ставила очень жесткие рамки при выполнении домашних заданий. Двадцать минут давалось на математику, столько же на историю, химию и т.д. Причем за двадцать минут нужно было подготовить урок не иначе чем на пятерку – таковы были правила. Мне это очень помогло. Я сама для себя сначала ставить цели. Это было что-то вроде игры, но игры осмысленной.
– Расскажите, в чем заключается современный тайм-менеджмент?
Глеб Архангельский: Современный тайм-менеджмент – комплексная система. Она позволяет эффективно управлять собой и своей деятельностью. Есть несколько ключевых направлений.
Первое и самое главное – это личные цели и ценности. Большинство людей не имеет ясно сформулированных целей. Как только вы задаетесь вопросом о целях, о том, чего хотелось бы добиться в жизни, вы сразу начинаете по-другому относится к своему времени.
Второе – это анализ расходов времени, хронометраж. Если мы хотим рационально тратить деньги, мы должны вести учет расходов и анализировать их целесообразность. Сам факт такого учета дисциплинирует и помогает найти резервы. То же самое со временем. Попробуйте 3-4 недели записывать, на что вы тратите свое рабочее время – поверье, результаты окажутся ошеломляющими. Разговоры ни о чем, перекуры, кофе, «просто сидел, не мог сосредоточиться и сделать что-то путное» — вот на что тратится время, самый невосполнимый ресурс человека.
И, наконец, третья составляющая тайм-менеджмента – это планирование задач и управление приоритетами. Это ни в коем случае не расписание по минутам. Вполне достаточно обычного списка дел, без жестких привязок ко времени. Этот список обязательно должен быть «материальным» – на листе бумаги или в Outlook и т.д. Полезно наметить в списке главное и начать работу именно с приоритетных задач. Через некоторое время такое планирование и расстановка приоритетов превратятся у вас в навык, не требующий каких-то усилий. После этого можно осваивать более сложные формы управления задачами, если они вам потребуются.
Ольга Стрелкова: Самое сложное в технологии тайм-менеджмента – это проблема, которую можно выразить вопросом: «Зачем?». Зачем ставить именно такие цели, а не другие? Как правильно осознать свои жизненные ценности, определить, «что же мне наконец нужно»? На этом уровне чаще всего происходит сбой. К примеру, кто-то начинает учить английский. Покупает самоучители, диски, и через какое-то время все благополучно забывается. Закономерный вопрос: «Почему это происходит?». На мой взгляд, проблема в том, что у многих молодых людей еще нет своих личных желаний. У многих людей вообще нет личностных целей. Есть стереотипы, социальные штампы, давление родственников, знакомых, среды. Но это все не прочувствовано, навязано извне и рано или поздно ведет к конфликту с самим собой.
Традиционная российская культура тоже не способствует формированию собственных целей. Что-то хотеть лично у нас не принято. Дело не только в тяжелом наследстве советского режима. Все начинается с семьи. Сегодня у большинства благополучных молодых людей в возрасте двадцати лет нет отчетливого желания жить самостоятельной жизнью. К примеру, на Западе поступление в университет – основа дальнейшей карьеры. Это осознанный выбор, это очень дорого стоит и уже до поступления студент точно знает, что ему предстоит и что лично он от этого хочет. Наш выпускник чаще выбирает вуз потому, что родители посоветовали, вуз в родном городе и проще будет учиться, за компанию с друзьями. Все это навязанные, неосознанные цели. В результате, доучившись до 4-5 курса, большинство студентов очень смутно представляют, чем им предстоит заниматься, получив диплом. Полагаю, что современный студент должен уже со второго курса работать по специальности, это поможет и понять будущую деятельность, и накопить определенный опыт, и, прядя на работу, не начинать учиться заново.
– Допустим, человек определил, чего он хочет. Но часто планы так и остаются на бумаге. Что может помешать исполнению заветной цели?
– Определив цель, важно разбить ее на отдельные части, каждая из которых должна приближать вас к намеченной цели. Абсолютно все просчитать трудно, но в общем, задача вполне выполнимая. Один мой знакомый очень хотел побывать в Японии. С чего он начал? Стал собирать и читать книги об этой стране, изучил ее историю, начал учить иероглифы. Все это здорово, но его усилия ни на йоту не приблизили его к заветной цели. Резоннее было бы посчитать материальные затраты на поездку, найти хорошо оплачиваемую работу и купить тур. Я говорю банальности, но большинство не в состоянии мыслить рационально. Мы не ставим перед собой задачи, а просто мечтаем: «ах, как было бы хорошо съездить в Японию!». Здесь стратегическая ошибка: мечты и реальность — вещи несопоставимые.
– Какие ТМ-инструменты позволяют эффективно организовывать собственное время? Или хотя бы задуматься о необходимости этого?
Глеб Архангельский: Инструментов на самом деле много. Здесь у каждого свои предпочтения: то, что подходит одному, может не понравиться другому. Об этом мы говорим на наших семинарах. Многие используют так называемый календарик-пинарик (от слова «пинать»). Главная его прелесть в том, что для его ведения не требуется никаких усилий. Работа с пинариком занимает 30 секунд утром и 30 секунд вечером, поэтому я называю его быстрорастворимой эффективностью для ленивых.
Суть этого инструмента в следующем. Вы распечатываете и ставите себе на рабочий стол небольшой календарик. И над графиком текущего года пишете ряд цифр – годы от вашего рождения до нынешнего, а под графиком – от текущего до, скажем, 2030-2050-го, в зависимости от вашего возраста и уровня оптимизма. А дальше берете карандаш и с толком, с чувством, с расстановкой, один за другим вычеркиваете прожитые годы. Можно – с лирическими воспоминаниями. Затем таким же манером вычеркиваете прожитые дни текущего года.
Ваш пинарик готов к употреблению. Теперь каждое утро, приступая к работе, зачеркивайте половину наступившего дня. Вечером – вторую половину. Держите пинарик на видном месте, заглядывайте в него почаще, особенно в нижнюю строчку. Можно где-нибудь поблизости прописать ваши стратегические цели и время от времени соотносить реальный ресурс времени с процессом их достижения.
Я скажу, больше двух-трех недель такой жизни не выдерживает никто: когда время «материализовано», когда ежедневно своей рукой вы отмечаете его ход – появляется стимул к тому, чтобы задуматься о проблеме «самого невосполнимого ресурса» и начать что-то делать в этом направлении.
– Вы говорили о целях и целеполагании, а каковы ваши личные цели?
– Сначала мы рассматривали тайм-менеджмент как бизнес инструмент. Потом пришло понимание, что это еще и инструмент для изменения мировоззрения. Занимаясь тайм-менеджментом, человек начинает задумываться о своих целях, своей жизненной миссии. Начинает себя осознавать. Начинает меняться внутренне. Это как раз то, чего нам не хватает. Наши реформаторы всегда проводили преобразования сверху, и всегда это заканчивалось «как всегда». Пока в обществе нет движения снизу, ничего не изменится. Мы ставим задачу не просто распространения бизнес продуктов – мы ставим вопрос о распространении культуры отношения к времени на уровне общества в целом. Мы хотим внедрить идею осознанности своей жизни среди максимально широких слоев общества.
Очень обидно, что сегодня огромное количество людей в нашей стране живут «от зарплаты до зарплаты», просто плывут по течению. Тайм-менеджмент позволяет изменить мировоззрение людей. В конечном счете, как ты расходуешь свое время, так ты расходуешь свою жизнь…
______________________
© Куликов Андрей Львович