Мы применили системный подход к системе экологического менеджмента (СЭМ) на основе структурного, функционального, параметрического, и информационного анализа.

     Структурный анализ СЭМ включает:

— определение структуры системы экологического управления и экологического менеджмента (субъекты, объекты, коммуникации);
— организация взаимодействия с основными заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия лицами и сторонами (формальные и неформальные взаимодействия);
— распределение должностных обязанностей, полномочий и ответственности; осуществление благотворительной экологической деятельности.
— разработка управляющих процедур, включая процедуры принятия экологически значимых решений;
— обеспечение деятельности в области экологического управления и менеджмента необходимыми людскими, финансовыми и материальными ресурсами (включая деятельность по предупреждению чрезвычайных экологических ситуаций и деятельность в условиях таких ситуаций);
— определение требований, формирование и ведение необходимой внутренней документации, обеспечивающей эффективность экологического управления и менеджмента.

Функциональный анализ СЭМ включает:
     
— обоснование экологической политики и обязательств: мотивация руководства предприятия к организации и развитию деятельности в области экологического менеджмента (мотивация «сверху»); подготовка и распространение соответствующих информационных материалов среди всех заинтересованных лиц и сторон;
— разработка и обсуждение рабочего варианта экологической политики и обязательств;
— доработка экологической политики и обязательств;
— осознанное принятие руководством предприятия экологической политики и обязательств на планируемый период;
— определение ответственных лиц (подразделений) специально уполномоченных на осуществление (методическое руководство) деятельности в области экологического менеджмента;
— установление круга лиц сторон, заинтересованных в экологических аспектах деятельности предприятия выявление их позиций;
— проверку соответствия выполнения законодательным требованиям и установление приоритетных экологических аспектов деятельности предприятия;
— привлечение заинтересованных лиц и сторон к планированию экологической деятельности предприятия и установление законодательных и иных требований к приоритетным экологическим аспектам деятельности предприятия;
— включение в программы (планы) экологического менеджмента действий и мероприятий, направленных на активное взаимодействие с заинтересованными лицами и сторонами;
— разработка рабочего варианта экологических целей и задач;
— определение критериев и показателей оценки результатов достижения поставленных экологических целей и задач;
— вовлечение персонала предприятия в планирование экологической деятельности;
— согласование экологических целей и задач с руководством предприятия;
— разработка и утверждение руководством программы (или ряда программ) экологического менеджмента на планируемый период.
— мотивация персонала к деятельности в области экологического менеджмента (мотивация «снизу»);     
— мотивация заинтересованных лиц и сторон к взаимодействию с предприятием в области экологического менеджмента;
— экологическое образование руководства предприятия и персонала в целом;
— формирование благоприятного общественного мнения в отношении экологических аспектов деятельности предприятия и формирование благоприятного экологического имиджа предприятия в целом;
— дополнительная профессиональная подготовка (в т.ч. стажировка) специалистов, непосредственно отвечающих за деятельность предприятия в области экологического менеджмента;
— подготовка персонала к действиям в условиях чрезвычайных экологических ситуаций;
— предусматривание и осуществление определенных действий в случае несоблюдения установленных законодательством или предприятием требований к экологической деятельности (включая контроль документации и оперативный контроль);     
— предусматривание определенных корректирующих и/или предупредительных действий для устранения причин существующих или потенциальных несоблюдений требований к экологической деятельности предприятия;
— аудит системы экологического управления и экологического менеджмента;
— корректировка экологической политики и обязательств предприятия на основе анализа и оценки результатов деятельности;
— вовлечение персонала предприятия в совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента;     
— корректировка экологических целей и задач предприятия;     
— совершенствование организации и практической реализации.
     
     Информационный анализ СЭМ включает:

— информирование руководства и персонала о разрабатываемой экологической политике и обязательствах;     
— выявление и учет общественного мнения, конкретных рекомендаций и предложений заинтересованных лиц и сторон при доработке экологической политики и обязательств;
— выявление и учет замечаний, рекомендаций и предложений со стороны руководства и персонала;тиражирование и распространение (публичное декларирование) принятой руководством предприятия экологической политики и обязательств;
— разработка базы данных, обеспечивающей предприятию необходимую информацию об объектах экологического управления и экологического менеджмента;
— информирование персонала о деятельности предприятия в области экологического управления и экологического менеджмента;
— информирование заинтересованных лиц и сторон об экологических аспектах деятельности предприятия;
— определение требований к вариантам «зеленой отчетности» предприятия с учетом позиций и интересов основных лиц и сторон, заинтересованных в экологических аспектах деятельности предприятия;
— разработка внутреннего отчета для руководства предприятия, включая рекомендации и предложения, направленные на совершенствование (корректировку, дополнение, развитие) экологической политики, обязательств и целей, совершенствование структуры и организации деятельности в области экологического управления и менеджмента;
— разработка, тиражирование и распространение вариантов «зеленой отчетности»;
— использование «зеленой отчетности» в целях развития производства, маркетинга, снижения издержек и получения дополнительной прибыли, а также в целях пересмотра и совершенствования системы экологического управления и экологического менеджмента.
— тиражирование и распространение (публичное декларирование) улучшенных экологической политики и обязательств;
— информирование руководства и персонала об изменениях экологической политики и обязательств;
— обсуждение усовершенствованных экологической политики и обязательств предприятия со всеми заинтересованными лицами и сторонами;
— принятие руководством предприятия улучшенной экологической политики и обязательств на планируемый период;
— выявление и учет общественного мнения, конкретных рекомендаций и предложений заинтересованных лиц и сторон при последующем пересмотре и совершенствовании системы экологического управления и экологического менеджмента.

     Параметрический анализ СЭМ включает:
     
— мониторинг осуществляемой деятельности в соответствии с поставленными экологическими целями, задачами и принятой программой менеджмента;
— минимизация сбросов загрязняющих веществ (выбросов, отходов, потребления материальных и энергетических ресурсов, использования особо опасных веществ и материалов и т.д.);
— минимизация воздействий на окружающую среду предприятий-поставщиков, смежных предприятий, потребителей продукции и услу;
— прогнозирование чрезвычайных экологических ситуаций и деятельности в условиях таких ситуаций.
— экологической деятельности.
     
Особенностью анализа и синтеза СЭМ на основе стандартов серии ИСО 14000 на наш взгляд, является существенное развитие, углубление и расширение ряда функций и соответствующей деятельности, которые в традиционном экологическом управлении реализуются поверхностно и формально. Например, обоснование экологической политики и обязательств, организация внешней экологической деятельности, пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента и формирование экологической культуры на производстве.
С развитием экологического менеджмента значительно расширяются и видоизменяются традиционные функции экологического управления. Так, функция анализа и оценки результатов экологической деятельности начинает определять задачи аудирования системы экологического менеджмента, отсутствующие в традиционном управлении.

В соответствии с принятым в международных стандартах определением, СЭМ представляет собой часть общей системы менеджмента (организационная структура, планирование деятельности, распределение ответственности, практическая работа, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики).
По характеру взаимосвязей с внешним окружением (например, со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия лицами и сторонами) СЭМ обладает наибольшей степенью открытости систем, чем традиционная система экологического управления, которая, обладает степенью закрытости.
Для СЭМ характерна обратная связь, практически отсутствующая в формальном экологическом управлении. Общие характерные задачи и соответствующая им практическая деятельность предприятий определяются функциями экологического управления и менеджмента. Все виды экологической деятельности предприятий можно условно разделить на: внутреннюю экологическую деятельность (деятельность руководства предприятий и персонала в целом, направленная на достижение внутренних экологических целей и задач); внешнюю экологическую деятельность (активное взаимодействие со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия внешними лицами и сторонами).

Экологическое управление — составная часть общей системы управления организации. Структура, ответственность, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы для внедрения экологической политики, целей и задач охраны окружающей среды могут координироваться с работами в других областях, как например, производственная деятельность, финансы, обеспечение качества продукции, охрана здоровья и обеспечение безопасности населения.

Основные принципы внедрения СЭУ, определяемые стандартом серии ИСО 14000, следующие:

1)     установление того, что управление качеством окружающей среды находится среди высших приоритетов организации;
2)     установление и поддержание связей с внутренними и внешними заинтересованными сторонами;
3)     идентификация требований со стороны действующих норма
правовых актов к экологическим аспектам деятельности организации, использования продукции или оказания услуг;
4)     реализация согласия между управляющим персоналом и работниками
организации по проблемам охраны окружающей среды с ясным пониманием экономической и другой ответственности;
5)     включение процедур планирования и учета экологических аспектов в весь жизненный цикл продукции или услуг;
6)     оценка параметров производственных процессов, необходимых для достижения требуемого уровня характеристик экологичности;
7)     выделение соответствующих и достаточных (материальных, финансовых, кадровых) ресурсов;
8)     оценка характеристик экологичности, их соответствия эколoгической политике организации, ее целям и задачам;
9)     оценка процессов экологического управления посредством проверок и идентификации возможности улучшения системы экологического управления;
10)     поддержка деятельности субподрядчиков по созданию и развитию их собственных систем экологического управления.
11) поддержание хороших отношений с населением, общественностью и соответствие критериям инвесторов и страховщиков;
12) поддержание хорошего имиджа организации и высокой рыночной стоимости акций и соответствие нормативным требованиям со стороны заказчика;
13) улучшение контроля издержек;
14) снижение уровня аварийности, наносящей экологический ущерб;
15) экономия расходуемых материалов и энергии;
16) упрощение получения разного рода лицензий и полномочий;
17) улучшение отношений с контрольными и надзорными органами исполнительной власти.

Алгоритм практической реализации системы экологического менеджмента более подробно описано в литературе.
На основе проведенного информационного, структурного, параметрического и функционального анализа СЭМ, мы считаем, что можно практически реализовать СЭМ с учетом следующих принципов:

1.Определение экологической политики и требований к системе экологического управления.
2.Формирование программы реализации экологической политики.
3.Разработка необходимого и возможного механизма обеспечения достижения целей и задач экологической политики.
4. Обеспечение эффективным мониторингом, контролем и проверкой характеристик окружающей среды.
5. Обеспечение постоянного анализа состояния и улучшение характеристик системы экологического управления, обеспечивая постоянное соответствие системы изменяющимся внешним и внутренним факторам.
6. Выполнение требований нормативно правовых актов в области охраны окружающей среды и рационального расходования природных ресурсов.
7. Реализуемые процедуры, программы и технологии могут быть направлены на дальнейшее улучшение экологических характеристик деятельности предприятия, при этом рассмотрение экологических аспектов может быть интегрировано с рассмотрением всех хозяйственных проблем.
8. Необходимость обязательства руководства верхнего уровня организации по учету экологических аспектов деятельности организации, ее продукции или услуг в общей хозяйственной деятельности.
9. Осуществление анализа исходного состояния, который охватывает следующие области: требования законодательных и нормативных актов; экологические аспекты деятельности организации, ее продукции, услуг, отражающие значительный уровень воздействия на окружающую среду; оценку соблюдения требований внутренних и внешних стандартов, правил и норм; существующую практику и процедуры экологического управления; существующую политику и деловые процедуры по выполнению контрактов, поставок; реализацию обратной связи по результатам анализа предыдущих случаев нарушения договоров; возможности обеспечения преимуществ в конкурентоспособности; оценки заинтересованных сторон; функции и деятельность других организационно-технических систем, которые могут способствовать или препятствовать улучшению характеристик окружающей среды; возможные аварийные ситуации.
10. Документирование и идентификация процессов и результатов анализа исходного состояния возможности разработки СЭУ.
11. Необходимость анализа состояния перечня областей с использованием различных информационных источников, в т.ч.: внешних источников информации — вопросников; интервью; контрольных опросов; прямых измерений; анализа документации; анализ деятельности организаций или подразделений организации, опыт которых может быть адаптирован для улучшения природоохранной деятельности.
12. Учет и анализ внешних источников информации, таких, как: правительственные органы; контрольные и надзорные органы; промышленные ассоциации; общества потребителей; производители используемого технологического оборудо¬вания; партнеры по хозяйственной деятельности, которые, например, транспортируют и размешают отходы; необходимость формирования экологической культуры.

Большое число международных, национальных правительственных и неправительственных организаций, промышленных и других ассоциаций разрабатывают общие руководящие принципы деятельности, учитывающие требования устойчивого развития. На наш взгляд, экологическая политика может быть строго индивидуализирована, она должна учитывать специфику организации и человеческий фактор. Политика охраны окружающей среды устанавливается общим направлением хозяйственной деятельности организации, состоянием окружающей среды, требованиями законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность организации в области охраны окружающей среды. Соответствующий уровень ответственности организации за состояние окружающей среды и соответствующие действия организации должны быть оценены.

     Ответственность за формирование политики охраны окружающей среды лежит на высшем руководстве организации. Руководство организации ответственно за внедрение политики, за формирование и своевременную модификацию политики.
Экологическая политика организации должна рассматривать следующие аспекты: цели и направления деятельности организации; соответствие руководящим документам по охране окружающей среды, законам, другим подзаконным актам, нормам и правилам, за соблюдение которых организация несёт ответственность; требования заинтересованных сторон; предотвращение аварийных загрязнений среды; согласование с другими аспектами административной политики, например, в области обеспечения качества продукции, здоровья и безопасности; специфические местные или региональные условия.
При анализе деятельности по охране окружающей среды организации рассматриваются следующие вопросы:

1. Имеет ли организация документально оформленную политику охраны окружающей среды?
2. Отражает ли эта политика основные цели организации?
3. Одобрена ли экологическая политика советом директоров или другим высшим органом административного управления, обеспечена ли возможность корректировки этой политики?
4. Сформулированы ли цели и задачи экологической политики?
5. Даёт ли политика направление деятельности в области экологического мониторинга, использования соответствуюших технологий в практике управления?
6. Поддерживает ли политика деятельность по непрерывному улучшению характеристик экологичности, по экологическому мониторингу и выполнению нормативных требований и учитывает ли мнения заинтересованных сторон?

В дополнение к требованиям соответствия нормативно-правовым актам по охране окружающей среды политика может обеспечивать: минимизацию негативных воздействий на окружающую среду новых разработок; учет параметров жизненного цикла продукции.
Проектирование продукции необходимо проводить так, чтобы минимизировать вредное воздействие на окружающую среду при производстве, использовании и утилизации продукции; предотвращение загрязнений, снижение количества отходов и расходов материальных ресурсов, обеспечение восстановления дефектной продукции, исключение, где только возможно, захоронения отходов; экологическое образование и обучение кадров; обмен опытом по охране окружающей среды; вовлечение в процесс реализации экологической политики заинтересованных сторон; поддержку использования системы экологического управления поставщиками и подрядчиками.
     Экологическая политика организации, цели и задачи должны быть основаны на знаниях об экологических аспектах ее деятельности,уровне воздействий на окружающую среду, связанных с деятельностью организации, ее продукцией и услугами. Должна быть обеспечена уверенность, что значительные воздействия на среду, последствия для окружающей среды, ассоциируемые с этими аспектами, приняты во внимание при формировании целей экологической политики.
Идентификация (выявление) экологических аспектов — постоянный процесс, определяющий прошлое, текущее состояние и потенциальные воздействия на окружающую среду ( положительные или отрицательные) от деятельности организации. Этот процесс включает также идентификацию потенциальных регулирующих воздействий, общественной и деловой активности, воздействующей на организацию. Он может включать также идентификацию и оценку факторов, влияющих на здоровье безопасность людей, и оценку экологического риска.

При идентификации экологических аспектов деятельности рассматривают:
1. Могут ли произойти отрицательные изменения в окружающей среде вследствие производственной деятельности организации, при применении ее продукции или при использовании услуг (далее — деятельности)?
2. Имеет ли организация процедуры оценки экологических аспектов применительно к новым проектам?
3. Как оцениваются экологические аспекты возможных изменений или нововведений в деятельности организации и возможные воздействия на окружающую среду?
4. На сколько серьезны и важны потенциальные воздействия на окружающую среду при возможных авариях?
5. Насколько часто могут случаться ситуации, которые приводят к значительным воздействиям на окружающую среду?
6. Каков возможный уровень ущерба от таких воздействий?
7. Возможные значительные воздействия на окружающую среду имеют местный, региональный или глобальный характер?

При оценках значимости воздействий могут быть выделены такие характеристики по экологическим аспектам: характер воздействия; масштаб воздействия; интенсивность воздействия; вероятность воздействия; продолжительность воздействия.
По хозяйственным аспектам: возможность нормативно-правового регулирования; трудности измерения характеристик воздействия; затраты на измерения уровня воздействий; влияние изменения характера деятельности или процесса на уровень воздействия; отношение заинтересованных сторон; влияние экологических аспектов на образ организации в глазах общественности; идентификация и оценка всех нормативно-правовых и других требований (так называемые внешние критерии), которые непосредственно связаны с экологическими аспектами выбранных видов деятельности.

При идентификации нормативно-правовых требований следует учитывать, что последние могут существовать в различных формах: относящиеся непосредственно к выбранному виду деятельности, например, требования к получению лицензии на землепользование; относящиеся к продукции или услугам организации; относящиеся к промышленному производству; основные законодательные акты по охране окружающей среды; требования по лицензированию деятельности.
Источники, используемые для идентификации нормативно- правовых актов и соответствующих изменений в них, включают: все уровни органов государственной власти; промышленные ассоциации или группы; коммерческие базы данных по нормативно-правовым аспектам; профессиональные услуги юридических служб.
Дня упрощения решения подобных вопросов организация может создать или приобрести соответствующие базы данных с нормативно-правовой информацией, относящейся к соответствующим, видам деятельности.
Внутренние критерии разрабатываются и внедряются там, где отсутствуют или нет необходимости во внешних документах, регламентирующих деятельность организации. Внутренние критерии, наряду с внешними, помогают в разработке организацией своих целей и задач.
Примерами областей, где организация может иметь свои внутренние критерии, могут быть: системы административного управления; обеспечение ответственности работников за охрану окружающей среды; приобретение, управление собственностью, лишение прав собственности; выбор поставщиков;
выбор субподрядчиков; управление сбытом продукции; внутренние коммуникации в области охраны окружающей среды; отношения с контрольными надзорными органами; подготовленность к аварийным экологическим ситуациям; осведомленность и обученность персонала в области охраны окружающей среды; измерения характеристик экологичности и улучшение их; снижение производственного риска; предотвращение загрязнений; ресурсосбережение; проекты инвестиций; модификация технологических процессов; управление использованием комплектующих и сырьевых материалов; управление отходами внутри организации; управление расходованием энергии и др.

Цели должны соответствовать политике организации в области охраны окружающей среды. Эти цели определяются общими преимуществами, предоставляемыми политикой охраны окружающей среды. При оценке целей организации принимаются в расчет результаты, полученные по данным предварительного анализа состояния окружающей среды, идентифицированные экологические аспекты деятельности организации и соответствующие воздействия на окружающую среду.Задачи по охране окружающей среды формируются на основе поставленных целей в рамках определенного периода времени.

Когда цели и задачи определены, организация должна определить измеряемые показатели экологичности. Такие показатели могут давать информацию как для экологического управления, так и для функционирующих производственных систем. Цели и задачи ставятся для организации в цепом или в более узком смысле для отдельных подразделений, имеющих свою специфику. Цели и задачи определяются и для соответствующих уровней управления. Цели и задачи должны периодически пересматриваться, уточняться и при этом должны приниматься во внимание мнения заин-тересованных сторон. При оценке целей и задач рассматриваются следующие вопросы:

1. Насколько цели и задачи организации в области охраны окружающей среды находятся в контексте экологической политики, отражают ли экологические аспекты существенные воздействия на среду?
2. Насколько работники организации отвечают за достижение целей и задач экологической политики?
3. Как учитываются интересы заинтересованных сторон?
4. Имеются ли соответствующие показатели, характеризующие достижение целей и задач экологической политики?
5. Насколько регулярно анализируются и пересматриваются цели и задачи, чтобы отразить желательные улучшения характеристик экологичности?

Цели реализации экологической политики могут быть направлены на: сокращение количества отходов и экономию ресурсов; снижение или исключение выбросов (сбросов) загрязнителей в окружающую среду; проектирование изделий с минимальным воздействием на окружающую среду при производстве, использовании и утилизации; управление уровнем воздействий на окружающую среду исходного сырья; способствование росту экологического сознания среди работников организации и общественности. Прогресс в достижении целей может измеряться с использованием показателей экологичности, таких как: количество используемых сырьевых материалов и энергии; количество выбрасываемых газов, таких как СО2 ; количество твердых отходов, производимых в расчете на единицу продукции; эффективность использования сырья и энергии; число аварий, связанных с воздействием на окружающую среду; уровень утилизации отходов; уровень переработки материалов, используемых для упаковки; километраж пробега транспортных средств, приходящийся на единицу продукции; количество выделяемых газообразных загрязнителей, таких как NO x, SO 2, CO, HCI, соединения свинца, CIFC; инвестиции в охрану окружающей среды: число судебных исков, связанных с экологическими нарушениями; наличие соседних участков местности, пригодных для жизни диких животных.
Экологические программы, на наш взгляд, должны обеспечивать достижение поставленных целей, определять временные графики выполнения работ, потребные ресурсы, ответственных за реализацию политики, достижение целей и задач в области охраны окружающей среды с учётом определённых приоритетов.
Программа экологического управления должна быть динамичной и регулярно пересматриваться, чтобы отражать изменения в целях и задачах организации.

Организация должна постоянно реагировать на изменяющиеся требования охраны окружающей среды и обеспечивать непрерывное совершенствование системы. Для достижения пoставленных целей организация должна ориентировать и настраивать людей, стратегию, ресурсы таким образом, чтобы в полной мере соответствовать меняющейся ситуации и новым требованиям. Для многих организаций внедрение экологического управления может быть реализовано поэтапно. Такое управление должно основываться на уровне осознания предъявляемых требований, учете экологических аспектов, достигаемой выгоды и степени доступности необходимых ресурсов.

Для обеспечения внедрения экологической политики, достижения поставленных целей организация должна определить и обеспечить доступность соответствующих ресурсов: кадры, материальные ресурсы и иметь достаточные финансовые ресурсы.
Обладая ресурсами, организация может разработать процедуры ля оценки и отслеживания результатов от внедрения системы экологического управления, необходимых затрат на обеспечение экологической безопасности соответствующей продукции, услуг, а также оценить стоимость средств контроля загрязнения среды, стоимость утилизации отходов.

Имеющиеся ресурсы и структура системы управления организации могут создать определенные ограничения на внедрение системы. Для смягчения таких ограничений необходимо использовать возможности кооперации с: большими организациями, обладающими соответствующими технологиями и ноу-хау: другими организациями, создающими системы подобного типа — для оценки возможности реализации системы, а также совместного использования консультантов, определения общих проблем, обмена опытом, ноу-хау, ускорения технических разработок, совместного использования оборудования; организациями по стандартизации, промышленными ассоциациями, коммерческими организациями для разработки программ обучения; университетами, институтами, академиями и другими исследовательскими центрами для поддержки производства и инноваций.
Для должной эффективности элементы системы экологического управления должны быть спроектированы или настроены таким образом, чтобы они могли быть регулируемыми и совмес¬тимыми с существующими элементами системы управления организации.
Элементы системы управления организации, которые могут дать определенную выгоду от интеграции их с подсистемой экологического управления, включают: политику организации; использование ресурсов; системы контроля и документацию; системы информационного обеспечения; системы обучения; структуру организации и распределение полномочий; системы стимулирования эффективного труда; системы измерений и мониторинга; коммуникации; организацию отчетности.

Ответственность за общую эффективность системы экологического управления должна быть возложена на ответственное лицо, обладающее достаточным авторитетом, компетенцией и полномочиями.
Функциональные руководители должны четко определить ответсвенных за эффективное внедрение системы экологического управления, а также обеспечение требуемых характеристик экологичности. Работники на всех уровнях должны иметь пол¬номочия в рамках их ответственности за поддержание требуе¬мых характеристик системы.

При распределении полномочий и ответственности учитывается:

1. Проведено ли определение и документирование распреде¬ления полномочий, ответственности управляющего персонала за работы, оказывающие воздействие на окружающую среду?
2. Обладает ли персонал достаточным опытом и возможностями?
3. Можно ли реализовать действия, соответствующие экологической политике?
4. как идентифицировать и регистрировать проблемы охраны окружающей среды?
5. Как инициировать, рекомендовать или предусмотреть решение этих проблем?
6. Как проверять внедрение предлагаемых решений?
7. Как контролировать дальнейшую деятельность после коррек¬ции действий, вследствие возникновения определенных проблем с охраной окружающей среды?
8. Как действовать в аварийных ситуациях?
9. Как понимать последствия несогласованных действий?
10. Как понимать ответственность, закрепленную за ним?
11. Зачем выполнять действия по своему усмотрению и инициативе?

Общая величина затрат на охрану окружающей среды должна быть определена для организации и должна соблюдаться с учетом мнений заинтересованных сторон. Высшее руководство организации играет ключевую роль в организации работ, определении размера заработной платы и стимулировании труда работников. Работа над системой эколо¬гического управления с учетом привлечения отдельных специалистов в рамках запланированных затрат превращается из бумажной деятельности в реальное дело.
Руководящие работники организации должны понять всю важность достижения поставленных целей и решения задач по охране окружающей среды, за выполнение которых они ответственны и/или получают зарплату. Они в свою очередь должны подключать к работам всех других работников организации.
Мотивация может увеличиваться, если работники озна¬комлены с целями и задачами по охране окружающей среды и могут оценить свой вклад в улучшение окружающей среды.

При оценке затрат на охрану окружающей среды рассматривают:

1.     Предпринимает ли руководство действия по оценке, распространению сведений о величине затрат на охрану окружающей среды?
2.     Насколько работники организации понимают, принимают и разделяют оценки предстоящих затрат организации?
3.     До какой степени разделяют работники мнение об этих затратах, чтобы быть заин-тересованными в достижении реальных результатов?
4.     Используется ли система стимулирования за результаты деятельности по охране окружающей среды?

Знания и умения, необходимые персоналу для достижения поставленных целей, должны быть зафиксированы в нормативной документации организации. Они должны учитываться при, наборе персонала; должно предусматриваться обучение и повышение квалификации кадров.
Получение соответствующего уровня знании для достижения поставленных целей и задач должно быть предусмотрено для всего персонала организации.
Работники должны обладать соответствующими основами профессиональных знаний, включая знания о воздействиях, которые оказывает их деятельность на окружающую среду, или о том вреде, который они могут нанести окружающей среде при отклонении от технологических регламентов выполнения работ. Организация должна быть также уверена, что субподрядчики, работающие вместе с ней, обладают также достаточными знаниями и умением, чтобы выполнять работы экологически ответственным способом. Поскольку требуемый уровень и детали обучения могут различаться в зависимости от зданий и имеющейся базы обучения, то должен существовать определенный механизм реализации в виде регулируемых требований, внутренних стандартов обучения, согласованных с экологической политикой организации.

Необходимой составной частью системы экологического управления являются коммуникации. Коммуникации необходи¬мы для согласования внутренней и внешней деятельности орга¬низации, в том числе:
— обеспечения согласованных действий управляющего персонала по охране окружающей среды;
— согласования позиций и вопросов по экологическим аспектам деятельности организации, ее продукции и услуг;
— информирования заинтересованных сторон о системе экологического управления и соответствующих характеристиках системы.

Результаты мониторинга в рамках системы экологического управления, результаты аудита должны быть предоставлены тем лицам внутри организации, которые несут ответственность за экологическую политику организации.
Соответствующее информирование работников организации и других заинтересованных лиц способствует мотивации эффективной деятельности работников, а также облегчает понимание и принятие общественностью целенаправленной работы приватизации по улучшению характеристики экологичности.
     В отчетности, представляемой заинтересованным сторонам, может найти отражение общая характеристика организации включая: профиль организации;
экологическую политику, цели и задачи; процессы экологического управления, в т.ч. учет интересов заинтересованных сторон и одобрение указанной деятельности работниками; оценка характеристик окружающей среды, включая учет выбросов, сбросов, характеристик ресурсосбережения, согласованных действий, сопровождения продукции и учета экологического риска; возможности улучшения характеристик окружающей среды; дополнительная информация, такая как термины и определения в области охраны окружающей среды.
Важные элементы, которые необходимо учитывать при внутренних и внешних коммуникациях и отчетности, включают: поддержание двухсторонних и многосторонних связей; информация должна быть понятной и адекватно объясняемой; информация должна быть точной; информация должна быть представлена в удобной форме, например, одинаковые единицы измерения должны позво¬лять сравнивать данные за различные периоды.
Организация может поддерживать коммуникации и обмен информацией различными способами, включая: внешний обмен информацией — через годовые отчеты, до¬клады контролирующим и надзорным органам, публичные и правительственные отчеты, публикации в изданиях промышленных ассоциаций, в средствах массовой информации, включая заказные статьи в журналах; проведение дней открытых дверей, публикацию телефонных номеров организации, по которым может быть полу¬чена информация и даны ответы на вопросы населению и прессе; внутренний обмен информацией — через выпуск информационных бюллетеней, проведение семинаров, сообщения по электронной почте.

Процессы функционирования системы и соответствующие процедуры должны быть определены и документированы. Организация должна четко определить различные виды документов, которые эффективным образом описывают процессы функционирования и контроля.
Наличие документации по системе экологического управ¬ления поддерживает интерес работников, что необходимо для достижения поставленных целей, и способствует критическому анализу и оценке системы. Состав документации может изменяться в зависимости от размеров и сложности структуры организации. Когда элементы системы экологического управления интегрирован общую систему административного управления организацией, то и документация по системе экологи-ческого управления должна быть интегрирована в существующую документацию по системе административного управления. Для упрощения использования организация может разработать и поддерживать самостоятельный комплект документации. Вся документация на систему должна иметь срок действия, определённую периодичность пересмотра, учетные номера. Документация должна быть доступна для ознакомления и поддерживаться в сохранности определенное время.

Организация должна гарантировать, что: документация может быть идентифицирована по соответствующим подразделениям организации, по области деятельности и/или по лицам, ответственным за контакты; документация периодически пересматривается (при необходимости), при этом привлекается соответствующий подготовленный персонал; действующая документация доступна и может быть использована персоналом для обеспечения эффективного функционирования системы; устаревшая документация своевременно удаляется со всех мест ее хранения; документация несет полезную информацию и легко понимаема.
Внедрение системы завершается функциональным контролем, подтверждающим, что системы экологического управления полностью отвечают направлениям экологической политики, ее целям и задачам.
Организация должна рассмотреть различные производственные функции, имеющие важное значение при разработке функционального (производственного) контроля, включая: исследования и разработки, проектирование и инженерную деятельность; сбыт; поставки сырья и комплектующих; перемещение и хранение сырьевых материалов; производственные процессы; лабораторные исследования; хранение конечной продукции; транспортировку; маркетинг, рекламу; услуги потребителю.

При этом деятельность может быть разделена на три категории: деятельность по предотвращению загрязнений и экономии ресурсов в новых проектах инвестиций, при изменениях технологий, при изменениях в управлении ресурсами, управлении собственностью, включая приобретение лицензий, при организации выпуска новой продукции и упаковки и др.; повседневная деятельность, которая должна соответствовать внутренним и внешним требованиям и быть эффективной; деятельность по стратегическому управлению, которая должна отвечать изменяющимся требованиям по охране окружающей среды.
Большое значение имеет степень подготовленности персонала к аварийным ситуациям и действиям по ликвидации последствий аварийных ситуаций. Планы и процедуры действий в аварийных ситуациях должны быть разработаны с целью обеспечения соответствующей реакции на неожиданные и случайные аварийные ситуации. Организация должна определить и обеспечивать выполнение необходимых процедур для предотвращения аварийных ситуаций.
Соответствующие методики контроля и управления должны учитываться: аварийные выбросы в атмосферу; аварийные сбросы в воду и почву; эффекты воздействия аварий на характеристики окружающей среды и экосистем. Процессы, принимаемые при этом в расчет, могут являться результатом: отклонений от нормальных условий функционирования; аварийных или потенциально опасных ситуаций.
План действий в чрезвычайных ситуациях может включать: организацию действий в чрезвычайных ситуациях и распределение ответственности; перечень ответственных лиц; детальный план действий соответствующих аварийных служб (например, пожарной охраны, службы ликвидации последствий аварийных сбросов и т.п.); план внутренних и внешних взаимодействий аварийных служб; действия, предпринимаемые в различных видах аварийных ситуаций; информацию об опасных материалах, включая каждое потенциально опасное воздействие на окружающую среду и перечень измерений, проводимых в аварийных ситуациях; план обучения действиям в аварийных ситуациях и проверки эффективности обучения.

Мониторинг и оценки — ключевые элементы деятельности в рамках систем экологического управления, которые позволяют удостовериться, что организация действует в соответствии с принятой программой по охране окружающей среды. Должна существовать система измерения и мониторинга фактических характеристик окружающей среды, соответствующая целям и задачам охраны окружающей среды в рамках общей системы управления производственными процессами. Система должна обеспечивать оценку соответствия требованиям нормативно-правовых актов по охране окружающей среды. Результаты должны анализироваться и использоваться для определения областей успешных действий, выявления областей, где необходимы корректирующие действия и улучшения. Соответствующие процессы должны обеспечивать надежность получаемых данных с помощью калибровки средств измерения, тестирования оборудования, соответствующих программных и аппаратных средств. Должны быть выбраны и идентифицированы соответствующие показатели экологичности. Такие показатели должны быть объективными, контролируемыми и воспроизводимыми. Они должны соответствовать характеру деятельности организации, политике охраны окружающей среды, быть технологически реализуемыми и приемлемыми по стоимостным параметрам.

При оценке характеристик мониторинга рассматривается:

1. Регулярен ли мониторинг компонентов окружающей среды?
2. Определены ли конкретные показатели экологичности, соответствующие целям и задачам организации?
3. Проводятся ли регулярные освидетельствования и калибровка средств измерения, отбор и анализ образцов, контроль оборудования для мониторинга?
4. Реализуется ли процедура периодической оценки выполнения требований нормативно-правовых актов по охране окружающей среды?

Выводы, заключения, рекомендации, получаемые в результате мониторинга, аудиторских проверок или других оценок систем экологического управления должны быть документированы, должны быть указаны необходимые корректирующие и превентивные меры. Управляющий персонал организации должен обеспечить проведение корректирующих и превентивных мер, что может свидетельствовать о система-тической работе по повышению эффективности системы.
Особенностью функционирования систем экологического управления является периодический аудит системы. Аудит должен проводиться с целью определения соответствия системы намеченным планам внедрения и обеспечения функционирования системы. Аудит систем экологического управления может выполняться персоналом организации и/или внешними организациями или экспертами. Во всяком случае, персонал, про-водящий аудит,должен занимать объективную и независимую позицию и быть соответствующим образом подготовлен. Частота проведения аудита определяется характером деятельности организации, экологическими аспектами деятельности организации и потенциальными воздействия-ми на среду. Результаты предыдущих аудитов должны рассматриваться с определенной периодичностью до полного устранения выявленных недостатков.
С развитием экологического менеджмента значительно расширяются и видоизменяются традиционные функции экологического управления. Так, функция анализа и оценки результатов экологической деятельности начинает определять задачи аудирования системы экологического менеджмента с учетом человеческого фактора, отсутствующие в традиционном управлении.
________________________________
© Шайкенова Ольга Валентиновна