[Продолжение. Начало см. в №№ 20 (122) за 2005 г. и 2 (124) за 2006 г.]
Поехали дальше
А знаете ли вы, что такое накат? Это тот случай, когда вы при движении переключаетесь на нейтральную передачу и катитесь вперед с двигателем, работающем на холостом ходу (нога при этом, конечно же, не давит на педаль газа). Вы катитесь с постепенно затухающей скоростью, а двигатель при этом потребляет всего 17 мл топлива в минуту. Можно кататься не только с незатухающей скоростью, но даже с возрастающей. Например, в том случае, когда вы съезжаете с горы.
Почему мы вам рассказываем о накате?
Потому что максимальное применение наката является одним из основных элементов экономичной манеры езды.
А знаете ли вы «накатные» свойства своего автомобиля? Если не знаете, то советуем проделать несколько интересных и полезных экспериментов. Экспериментировать лучше на шоссе. Наберите на ровном участке дороги скорость равную, 90 км/час, отметьте показания одометра и перейдите на накат. Во время езды еще трижды отметьте показания одометра: на 70 км/час, при 50 км/час, и в момент, когда машина остановится. Оцените теперь длины участков пути, которые вы проехали накатом, и их общую длину. Скорее всего, вы удивитесь тому, насколько велики силы инерции и насколько далеко автомашина может проехать без особых нагрузок на двигатель.
Теперь сделайте то же самое, но при движении накатом со скорости 60 км/час до 50 км/час. Оцените длину и этого участка пути. Между прочим, во время движения накатом ваша автомашина расходует всего порядка 17 мл топлива за минуту.
Для того, чтобы почувствовать накатные свойства своей автомашины полностью, советуем пристроиться в хвост на удалении 30-40 метров к какой-нибудь автомашине, едущей с заведомо постоянной скоростью 50-60 км/час по ровному участку дороги, и перейти на накат. Обратите внимание на то, через какое время и через какой пройденный вами путь расстояние между впереди идущей и вашей автомашинами начнет заметно увеличиваться.
Проделайте такие же эксперименты на участках дорог, ищущих под разными уклонами. Вы увидите, насколько прекрасными накатными свойствами обладает ваша автомашина. Можете это проделать и в случаях, когда дорога поднимается вверх.
Теперь вы почувствовали, что такое накат. Не надо его бояться. Пока это теория, и мы не предлагаем вам так ездить. Все главное еще впереди.
Даем, почти что в философском виде, определение манеры экономичной езды на автомобиле. Оно в целом правильно отражает смысл экономичной манеры езды. Вот оно:
«Экономичная манера езды — это разумно обоснованное использование педали газа для поддержания постоянной скорости движения или для ускорения, а также оправданное использование наката при условии, что автомашина вписывается в общий скоростной поток и не мешает другим участникам дорожного движения».
Сразу хочется предупредить:
1. Экономичная манера езды несовместима с агрессивной ездой или со спортивным характером езды. Может быть, вы Шумахер-2? Тогда вам срочно необходимо забыть об экономии и вступить в один из авто-мотоклубов. Вас ждут победы и признание публики.
2. Экономичная манера езды не означает медленную езду, но подразумевает приличное поведение на дороге, уважение других участников дорожного движения и соблюдение требований дорожных знаков, что позволяет предотвратить денежные штрафы и получение штрафных баллов.
3. Если вы решите освоить экономичную езду, то имейте в виду, что несмотря на всю простоту (а это вы увидите на многочисленных примерах, которые мы разберем), вам придется поработать над своим характером в течение определенного времени. Сидя за рулем своей автомашины, придется постоянно анализировать манеру своей езды, обнаруживать ошибки и постепенно учиться их не делать.
Сразу сногсшибательных результатов не будет. Только при вашем упорстве они появятся, и потом будут только возрастать. Со временем, когда будут устойчивые результаты по экономии топлива, у вас это войдет в привычку. Руки и ноги без участия головы будут вести автомашину в экономичной манере, а ваш мозг частенько будет отмечать про себя, как неэкономно ездят другие участники дорожного движения. Не скрою, что мне с опытом вождения с 1978 года, на переучивание потребовался почти год.
И запомните:
давить на педаль газа много ума не надо — это умеет делать каждый, закончивший автошколу, а вот с наименьшими затратами топлива и в оптимальное время прибыть в конечную точку мало кто умеет. Для этого нужны голова и характер.
О таком элементе как накат, мы уже рассказали. Он достаточно широко применяется при экономичной манере езды. Теперь остановимся на торможении. Принципиально возможны три варианта торможения или притормаживания:
1. Торможение, или притормаживание, одновременно двигателем и тормозами — это когда автоводитель, не выключая передачи, переносит ногу с педали газа на педаль тормоза. До момента полной остановки вторая нога нажимает на педаль сцепления, чтобы двигатель не заглох.
2. Торможение, или притормаживание, только педалью газа при включенной передаче. При уменьшении давления ноги на педаль газа или убирании ноги с педали газа скорость автомашины начинает замедляться.
3. Торможение, или притормаживание, только педалью газа. При этом переключатель передач переведен в нейтральное положение, а двигатель переходит в работу режима холостого хода.
При освоении экономичной манеры езды необходимо понять следующее: любое нажатие на педаль газа приводит к тому, что в двигатель поступает больше топлива. Там оно сгорает и превращается в энергию движения автомобиля, в скорость. Теперь этой порции топлива у вас больше нет! Вместо порции топлива вы имеете порцию энергии движения. И вот этой порцией энергии движения вы должны уметь очень по-хозяйски, в разумных пределах, распорядиться.
Любое же принудительное торможение уничтожает эту энергию движения, сводя на нет эффективность затраченного топлива для получения данной энергии.
Тем более неэффективно затрачивать дополнительное количество топлива для того, чтобы уничтожить энергию движения, которая была получена сожженной предыдущей порцией топлива. Поэтому, с точки зрения экономии топлива, если вам и надо тормозить или притормаживать, то лучше это делать по третьему варианту. Но все в разумных пределах, ведь ситуация может быть экстремальной, и правильнее может оказаться тормозить по первому варианту. На то вы и водитель, чтобы принимать (в зависимости от ситуации) единственно правильное решение.
В отношении педали газа вы должны придерживаться трех правил (естественно, опять же в разумных пределах):
стараться использовать педаль газа преимущественно:
— для трогания с места и набора скорости;
— для поддержания определенной скорости движения;
— для увеличения скорости движения.
НО!
1. По возможности не использовать педаль газа для уменьшения скорости движения (притормаживание). Для уменьшения скорости движения вы должны, по возможности, использовать накат. А для того, чтобы вы могли с целью уменьшения скорости использовать накат (или еще и педаль тормоза, но этим вы уничтожите энергию движения, а это уже нежелательно), необходимо поддерживать достаточную дистанцию от впереди идущей автомашины (летом минимальная дистанция должны быть равна пути, который ваша автомашина преодолевает за 3 секунды, т. е. при скорости 60 км/ч это будет около 17 метров, при скорости 90 км/ч — 25 метров).
На скользкой дороге (зимой и в дождь) эти величины возрастут примерно в полтора раза. Это те дистанции, при которых среднестатистический автоводитель за 3 секунды способен оценить и предпринять меры в случае возникновения впереди экстремальной ситуации.
Обратите свое внимание на то, что в дорожных правилах не оговорены дистанции в метрах, а говорится только о необходимости безопасных дистанций. Решение дается как бы на откуп водителю, подразумевая его опытность. В то же время, большинство автоаварий в городе происходит именно из-за несоблюдения требуемой дистанции между автомашинами. Очень наглядным примером могут быть почти ежедневные утренние взаимные «поцелуи» на мосту Славы и соответствующие из-за этого пробки. Так что в пробках мы частенько сами виноваты.
2. На притормаживании перед впереди идущей автомашиной, в случае сокращения дистанции, вам для ее поддержания должно хватить естественного затухания скорости при переходе на накат, т. е. впереди идущий тормозит, что видно по стоп-сигналам, а вы переходите на накат. И только если этого не хватает, следует прибегать к услугам тормозов. Но это должно быть исключением. А про себя вы должны отметить, что вам не хватило опыта на прогнозирование ситуации.
3. Научиться прогнозировать поведение других участников дорожного движения так, чтобы тут же, после использования педали газа, не пришлось пользоваться торможением.
Это в целом, но могут быть и исключения, и они, к сожалению, бывают.
_________________
© Бендикс Валерий