Древлеправославные христиане — такое определение староверам было дано на круглом столе «Староверы Латвии — исторический опыт и перспективы», состоявшемся в информагентстве «Росбалт».

Его благословил своим присутствием председатель Центрального совета Древлеправославной Поморской церкви Латвии отец Алексий Жилко. В дискуссии участвовали председатель Старообрядческого общества Латвии Илларион Иванов, депутат Рижской думы Иван Иванов, ответственный секретарь журнала Старообрядческого общества Латвии «Поморский вестник» Александр Емельянов.

Московская оппозиция

– Староверы – это жившие по всей России православные люди, которые не приняли церковную реформацию в середине XVII века, — сказал отец Алексий. — Они не хотели предавать, в первую очередь, православную веру, считая, что реформа наносит огромный урон национальному самосознанию и национальному самолюбию.

Когда они бежали от гонений сюда, на земли бывшей Речи Посполитой, принимали их здесь с радостью. И не только потому, что разоренная войной Польша нуждалась в рабочих руках, но и потому, что к ним бежала «московская оппозиция», люди, выступившие против российского царя! Хотя, когда в свое время Герцен и Огарев хотели поднять их на восстание против царя, староверы за политическими лозунгами не пошли. Староверы не хвалят род Романовых, но у них есть особое почитание Николая II — за издание Манифеста 1905 года, по которому они получали все права.

Интересная деталь: в Риге до революции только на Московском форштадте давали кредиты не под залог, а под честное слово.

Сегодня 66 староверческих общин, находящихся в основном в Латгалии, в общей сложности объединяют около 80 тысяч человек. В сельских общинах, которые прежде были весьма сильными, положение непростое — они обезлюдели. А в Риге — наоборот: до войны Гребенщиковская община насчитывала 10 тыс. человек, а сегодня — 20 тыс. Урбанизация коснулась и нас.

Старовер Тартутти

На ежегодных съездах латвийские староверы встречаются со своими братьями по вере из СНГ и Балтии. Кроме того, у них работает единая редколлегия по изданию Староверческого календаря.

Россияне уже несколько лет подряд проводят молодежные конференции и организуют трехнедельный лагерь в Псковской области, куда направляют свою молодежь и латвийские староверы.

Поморцы Латвии тоже испытывают общий социальный стресс и, к сожалению, многие молодые староверы уезжают за границу — в Англию, Ирландию, Германию, Италию. В Лондоне их живет уже так много, что они собираются открывать свой храм.

На вопрос, как удается привлечь староверческую молодежь в храмы, собравшиеся дружно ответили: «За счет правильного воспитания в семье». И тут же привели примеры. Молодой банкир, старовер, уезжает в Канаду. И там, в чужом окружении, у него просыпается тяга к своему, родному — он начинает искать соплеменников, единоверцев. А в США у староверов четыре сильных общины. И парень начинает регулярно туда ездить, вливается в свой «коллектив».

Еще один пример: в Лондоне у молодых латвийцев рождается ребенок, и они привозят его крестить в Латгалию, где были и сами крещены. Если один из супругов некрещен — крестят в древлеправославную веру и его.

– Могу с ответственностью сказать, что это уже явление, — отмечает отец Алексий. — Когда спрашиваешь при крещении имя отца и матери, зачастую «вторая половина» оказывается Джексоном или Тартутти. В последнее время в наши ряды влилось немало латышей, потому что у староверов брак возможен только через венчание, и если один из будущих супругов — латыш или латышка, то сначала нужно окреститься.

Староверы и компартия

Старейший старовер Александр Емельянов отмечает, что в Риге до войны было 11 основных русских школ и три гимназии. Причем это были государственные школы, и никто не ставил вопрос о том, что их нужно «переделать» в латышские. Когда я слышу, что латыши говорят: мы, мол, возвращаемся к тому, что было до войны, то отвечаю — отлично, пусть будет так, но сегодня все совсем не так.

Так получилось, что трое из четверых староверов, участников круглого стола, в недавнем прошлом — члены компартии. Как же уживалась древлеправославная вера с коммунистической идеологией?

Илларион Иванов рассказал, что и сам был крещен, и сына крестил, и на панихиду приходил в церковь, и исповедовался не реже одного раза в год. «В партию ведь тогда принимали лучших, — замечает г–н Иванов, — и когда нам в студенческие годы сделали такое предложение, мы искренне думали, что сможем принести пользу обществу, в том числе и староверам. Сыграло свою роль, вероятно, и стремление к социальной активности».
Иван Иванов рассказал, что, будучи депутатом, всегда от души помогал единоверцам «административным ресурсом». Так, например, недавно он выхлопотал возвращение своим братьям староверского кладбища.

Александр Емельянов утверждает, что в Латвии, конечно, никогда не было такого идеологического пресса, какой существовал в России и других регионах бывшего СССР. А в Прибалтике намного свободнее была общественная атмосфера. «Когда я вступал совсем молоденьким в партию, тоже искренне думал, что смогу принести пользу. И у меня никто не требовал отречения от Бога, хотя все знали, что я старовер, — вспоминает он. — Когда в 1945 году у нас умерла мать, мы решили, по ее завещанию, похоронить ее по древлеправославному обряду. Мои товарищи по партии возмутились, но сестра пошла к тогдашнему «главному коммунисту» Калнберзиньшу, и он сказал: «Воля матери — превыше всего. Делайте, как она велела».

– Коммунистическая идеология, особенно в советском исполнении, проигрывала потому, что на вооружение она взяла воинствующий атеизм. В Польше, Румынии, Югославии коммунисты свободно ходили в церковь, — говорит отец Алексий.
В этом и есть особенность староверов: в главном не терять свое. Мудрость — в компромиссе, как у царя Соломона: «И это пройдет…». А вера сохранится.
Если, конечно, мы ее сохраним.
_____________________
© Лебедева Наталья