Латвийские ученые весь прошлый год в поте лица трудились над исследованиями знаменитой ступенчатой пирамиды Джосера, расположенной в египетском городе Саккаре и пострадавшей в 1992 году от землетрясения. Уже в феврале исследователи намерены приступить к координации работ по укреплению древней пирамиды. За осуществлением проекта, разработанного латвийской научной экспедицией и утвержденного советом экспертов и представителей Министерства культуры Египта, пристально следят средства массовой информации всего мира и лично президент Латвии Вайра-Вике Фрейберга — большая любительница древностей. Бесспорно, ведущая роль в таком значимом проекте является поводом для гордости за нашу маленькую Латвию.

В связи с данной ситуацией не совсем понятно другое. В то время как латвийские ученые активно участвуют в благородном деле спасения и сохранения мирового культурного наследия, местное культурное наследие почему-то отдыхает — по-прежнему остается невостребованным. Хотя наша земля продолжает хранить в себе многочисленные тайны, которые лишь иногда приоткрываются. Так, минувшей осенью в Даугавпилсском районе был найден курган — место массового захоронения языческих времен. Наши ученые здесь, увы, ни при чем…

Главное — докопаться до правды

Дмитрий Каверзин Житель Даугавпилса Дмитрий Каверзин из тех редких собеседников, с которыми интересно поговорить на любую тему. Начитан, пишет картины, имеет массу разносторонних увлечений, в числе которых история. Причем, не только книжная. Восемь лет назад, когда в Латвии еще только начинался процесс зачистки системы МВД от неграждан, Дмитрий из принципа не стал натурализовываться. Решил махнуть на Латвию рукой и подался в Россию. Работал помощником патологоанатома в одном из моргов города Калуги. В свободное время участвовал в экспедициях калужского поискового отряда, разыскивавшего останки воинов, погибших во Вторую Мировую войну. Благодаря данному отряду, были найдены и с почестями преданы земле десятки «без вести пропавших». Два года назад по семейным обстоятельствам Дмитрию пришлось вернуться в Латвию, где он первым делом занялся поиском единомышленников — людей, также как и он, интересующихся историей. Дмитрий уже принял участие в нескольких экспедициях по Латгалии, однако самой большой своей находкой считает найденный осенью прошлого года в Биркинельской волости языческий курган.

— От историков и краеведов мне неоднократно приходилось слышать, что самой большой бедой памятников латвийской истории являются так называемые «черные копщики», безжалостно разграбляющие и разрушающие исторические ценности. Вы к «черным копщикам» имеете какое-то отношение?

— Надеюсь, что нет. Поскольку основными местами моих экспедиций являются латгальские леса. А они наших археологов, насколько мне известно, абсолютно не интересуют. К тому же мои поиски не связаны с какими-то материальными ценностями. Самое важное для меня — докопаться до правды. Дело в том, что по древней истории Латвии местными учеными даются какие-то разрозненные, противоречивые сведения, из которых трудно составить общую картину, приводится слишком мало убедительных доказательств. А мне очень интересно, к примеру, что раньше на самом деле было на территории Латвии, как здесь жили люди, кем они были и так далее.

— Но вы ведь наверняка не идете в лес наобум? У вас имеются хоть какие-то предположительные ориентиры для поисков?

— Конечно. Перед каждой экспедицией осуществляется большая и кропотливая работа: встреча со старожилами мест, где планируется поиск; расспросы на предмет сказок и легенд, которые эти люди слышали в детстве. К примеру, обнаружить курган в Биркенельской волости удалось совершенно случайно. Знакомый пожаловался, что заказал рабочим привезти гравий для дачного участка, а те вместе с гравием привезли кучу человеческих костей. Я подумал, возможно, это останки воинов Второй Мировой, поехал с друзьями взглянуть на карьер и наткнулся на языческое захоронение. Причем, то, что нам довелось увидеть собственными глазами, не описано ни в одном учебнике истории.

Кровавая бойня на рубеже времен

— Уже на месте сразу стало ясно: над этим курганом изрядно потрудилось как время, так и люди, — рассказывает Дмитрий. — Из разговора с жителями Биркинельских окрестностей стало понятно почему. Во время войны рядом с курганом упал самолет, обломки которого привлекли внимание местной ребятни. По слухам, после войны там нашли много старинных украшений, однако, как водится, впоследствии о кургане забыли. Второй раз он привлек внимание жителей в конце 80-х годов прошлого века. Якобы это тоже было связано с необычной находкой. Жители принялись активно раскапывать курган, поскольку из Даугавпилса сюда регулярно стал наведываться один мужчина, охотно скупавший находки, для простых людей особой ценности не представлявшие. А в последние годы из кургана активно брали гравий. Холм был почти полностью снесен тракторами. Нашей группе удалось найти лишь маленький участок нетронутой земли, который время пощадило. Но он рассказал нам о том времени намного больше, чем все прочитанные книжки вместе взятые.Инсценировка языческого обряда

— А именно?

— Судя по всему, мы обнаружили захоронения как раз того периода, когда в здешних местах христианство пробивало себе дорогу огнем и мечом крестоносцев. При раскопках нами был найден череп, приколоченный к дубовой доске гвоздем, а рядом — семь деформированных черепов людей, имевших при жизни явные физические отклонения. Они были казнены (их головы отрублены), но похоронены с почестями соплеменниками. Почему-то останки располагались в форме восьмиконечной звезды. Такой ритуал в книгах мне никогда не встречался.

— И что, вы думаете, это означает?

— Скорее всего, казнен был языческий жрец. И именно его голову прибили гвоздем к дубовой доске. Это определенный магический ритуал, в котором гвоздь считается «осью мира». В те времена уродцы внушали священный трепет, а поэтому их держали рядом с людьми, обличенными властью. Можно сделать предположение, что они находились в окружении жреца, а поэтому их тоже казнили.

— Напрашиваются вопросы: кто же их казнил и за что?

— Над этими вопросами я тоже долго размышлял. Если предположить, что их обезглавили крестоносцы, то значит, первым христианам не чужды были магические обряды язычества. А возможно, они пострадали от соплеменников. Ведь истории известны примеры, когда для избавления от неугодных, но наделенных большой властью людей, использовалось негодование и агрессия простого народа. А от жрецов, обладающих не только властью, но и обширными знаниям, представителям новой религии нужно было во что бы то ни стало избавиться. Жрецы были главными хранителями языческих традиций, передаваемых из поколения в поколение. Потому вековые традиции искоренялись вместе со жрецами. Многие древние знания были безвозвратно утеряны. Я считаю, что в те времена здесь проходила революция громаднейшего значения.

Эпоха великанов

— Это единственная ваша находка в Биркинельском кургане?

— Нет, просто самая впечатляющая. В этом месте мы нашли еще несколько захоронений. Из наиболее интересных — парень с девушкой, руки которых были соединены даже после смерти. Оба, по состоянию зубов, молоды, у обоих проломлены черепа… Рядом — еще одно захоронение. Судя по состоянию костей, и бронзовым украшениям, людей состоятельных. Возможно, представителей одного клана. Они были без видимых признаков насильственной смерти. Если честно, больше всего поразило то, что эти люди, оказывается, при жизни были очень высокого роста. Хотя принято считать, будто бы мир в то время населялся исключительно коротышками. Я сам замерял рост нескольких найденных в кургане скелетов — почти все под два метра. По утолщениям на коленных и локтевых суставов можно также сделать вывод: они обладали недюжинной силой. Еще удивило, что на некоторых женщинах были украшения из ракушек каури, использовавшихся также в магических ритуалах, а в странах Азии и Африки служивших еще и разменной монетой. Возникает закономерный вопрос: если родина «каури» Индия, то откуда они появились среди наших латвийских болот, у «темных язычников»?

— А вы не пытались получить ответы на эти вопросы у латвийских ученых?

— Пытался неоднократно. И в Даугавпилсе, и в Риге. Интересно же было узнать, что мы нашли. Однако столкнулся с одной проблемой. Специалистов, способных ответить на эти вопросы, в Латвии нет.

— Ну, такого просто не может быть!

— Если даже кто-то и имеется, то он так хорошо законспирирован, что выйти с ним на связь абсолютно невозможно. Хотя я очень старался найти хоть одного эксперта. Кстати, заинтересованности в наших находках работники музеев, к которым мы обращались, тоже не проявили. По всей видимости, им это не особо нужно. Лучше действовать по накатанной схеме: раз в год выезжать в деревни в так называемые «экспедиции», спрашивать у народа, не завалялось ли у кого чего на чердаке… Вот и получается, что исторические открытия в Латвии совершать некому. Зато они иногда сами всплывают на поверхность, преподносятся на блюдечке с голубой каемочкой.

— Например?

— Вспомним последнюю подобную ситуацию. Когда по Латвии прошлась буря, основательно повалившая деревья, в лесном массиве под Ригой при осмотре места ЧП нашлось старинное захоронение. А недавно посчастливилось одному латгальскому землемеру: мерил шестом землю и наткнулся на старинный клад. То есть, речь идет о случайных открытиях, к которым латвийские археологи непричастны. Хотя это удивительно. Территория Латвии – крошечная. Можно было бы изучить вдоль и поперек каждый клочок ее земли. Но наши ученые едут изучать и сохранять ту же историю Египта. Наверное, потому что климат там намного лучше. Недостатка в ведущих экспертах и специалистах по древностям в стране фараонов, скорее всего, нет. А кто же, в таком случае займется изучением латвийской истории? Как показывает жизнь, малоизученной, но тоже достаточно древней.

Примечание. По мнению одного латгальского краеведа, пожелавшего остаться неизвестным, равнодушие латвийских ученых к древней истории Латвии вряд ли случайно: «Первые известные истории государства, появившиеся на территории Латвии — славянские княжества в Кокнессе и в Ерсике, подчинявшиеся Великому Полоцкому князю. Их границы простирались до нынешнего Айзкраукле, что подтверждается самыми ранними дошедшими до нас летописями. Можно предположить: в латвийской земле хранится много чего интересного, и здесь можно найти все что угодно. За исключением национальных корней. Судя по проводимой в последнее время Латвией национальной политике, нашему государству это не очень-то выгодно»…
________________
© Стома Людмила