(Продолжение. Начало в N 20 за 2005 г.)
Второй шаг к успеху — контроль за техническим состоянием автомашины.
Только не пугайтесь, что здесь пойдет разбор устройства автомашины по косточкам. Этого не будет. Мы же прекрасно знаем ваше мнение: автомашина для того, чтобы ездить, а не лежать под ней или вникать, как там что-то работает. Здесь пойдет речь всего лишь о нескольких моментах, напрямую и существенно связанных с экономией автомашиной топлива.
Колеса
Первое, на что надо обратить внимание — давление в покрышках. Чем оно меньше, тем выше сопротивление качению, и наоборот, чем выше, тем сопротивление меньше. Чем меньше сопротивление качению, тем меньше будут потери мощности и меньше расход топлива. Естественно, что все в разумных пределах и не следует накачивать покрышки до 10 атмосфер. В руководстве по эксплуатации, в каталогах, а иногда и на внутренней стороне лючка топливного бака схематично указывается рекомендуемое давление в покрышках при минимальной, средней и максимальной нагруженности автомашины. Вот максимальное давление и желательно поддерживать в колесах своего автомобиля.
Второе. Очень важно, чтобы была правильно сделана установка геометрии колес. В определенной степени это можно проверить и самому. Необходимо для начала привести в соответствие степень изношенности внутренней и наружной кромки рабочей поверхности покрышки. Если они одинаковые, то это уже хорошо.
Третье. Следующую проверку следует сделать при движении по горизонтальному и ровному участку автодороги. При движении на скорости 50-90 км/час надо отпустить ненадолго рулевое колесо. Автомашина при этом не должна уклоняться в какую-либо из сторон (давление в покрышках с обеих сторон должно быть одинаковым!). Автомобилисты еще говорят, что машину не должно тянуть ни в одну из сторон. Если тянет, значит, нарушена геометрия, и вам надо ехать в автосервис и восстановить геометрию колес.
Багажники и другие цацки
Слава богу, что наши автомашины не ездят с космическими скоростями, иначе они бы здорово пообуглились и подгорели от трения о воздух.
О том, что воздух имеет сопротивление, каждый убеждался, высовывая руку из окна на скоростях 60-90 км/час. Причем сопротивление воздуха движущейся автомашине возрастает не прямо пропорционально, а по квадратичной зависимости, т.е. гораздо быстрее. Поэтому автостроители при конструировании автомашин всеми силами стараются уменьшить лобовое сопротивление автомашины воздуху, сделать корпус как можно более обтекаемым, так как это напрямую связано с расходом топлива. А теперь задумайтесь о том, что установленный на крыше автомашины багажник вы используете за лето 4-5 раз, а все остальное время сопротивление воздуха из вашего кармана каждый день выдувает реальные денежки.
Багажники увеличивают расход топлива на 7-10%!Задумайтесь над этим. Может, стоит «надевать» багажник лишь тогда, когда он действительно нужен? Это относится точно в такой же степени и к другим «цацкам», которые многие любят навешивать на автомашину, например, в виде гирлянды противотуманок и пр. Ведь автомашина — не красна девица. За все излишества вы платите перерасходом топлива. Подумайте об этом: копейка рубль бережет!
Тормоза
Все остальное в автомашине должно быть, естественно, тоже в исправности и в порядке. Особенно тормоза и одинаковость торможения правой и левой сторон. Проверить это легко. На небольшой скорости на ровной гладкой и мокрой дороге очень резко затормозите до состояния юза. Траектория тормозного пути вашей автомашины должна оставаться прямой. Если этого нет, то займитесь тормозами сами или поспешите в автосервис. Шутить с ними не стоит.
Имеет смысл сделать еще одну проверку на предмет: отходят ли тормозные колодки после торможения в исходное положение. И не трутся ли во время езды о тормозные диски? Для этого на небольшой скорости надо перейти на накат (включив нейтральную передачу), послушать свою автомашину и посмотреть как легко, свободно и далеко она катится. Делать это следует на очень хорошей гладкой дороге. Обычно автомобилисты даже с небольшим опытом вождения при такой проверке легко замечают наличие такой неисправности в тормозах.
Третий шаг — все об экономичной манере езды
Несколько общих положений
Топливо не расходуется автомашиной только в одном случае — когда двигатель выключен. А сколько расходует двигатель топлива при работе на холостом ходу? Подсказываем: для всех двигателей легковых автомашин эта величина укладывается в 0,7 — 1,5 л/час на прогретом двигателе. Естественно, что эта величина напрямую связана с объемом двигателя и его мощностью. Для простоты будущих подсчетов примем, что наш автомобиль, который мы будем учить экономично ездить, потребляет топлива на холостом ходу 1,0 литр в час. Значит, за одну минуту работы на холостом ходу он будет потреблять всего 17 мл топлива. Для образности напомним, что вместимость обыкновенного стакана — 200 мл.
Теперь сделаем подсчеты для автомашины, движущейся по городу. Обычно автовладельцы на вопрос о среднем расходе топлива при движении по городу называют величину в 8-10 литров на 100 км пути. Примем, что наша подопытная автомашина потребляет 9 литров на 100 км. В городе разрешенная скорость движения равна 50 км/час, за исключением немногих мест с разрешенной скоростью движения в 70 км/час.
Из-за обилия автомашин, перекрестков, светофоров и прочих, мешающих движению факторов, средняя скорость движения в городе оказывается в лучшем случае равной 40 км/час. За одну минуту наша автомашина в среднем проезжает 670 метров и потребляет, в среднем за минуту 150 мл топлива, т.е. три четверти того самого стакана. Это, конечно, очень упрощенно, но наглядно. Мы ведь уже подсчитали, что на холостом ходу, в котором находится автомашина перед красным светом светофора (или находясь в движении накатом), расходует всего 17 мл топлива. Теперь сравните 17 мл и 150 мл.
Почти каждый автомобилист скажет, что на самом деле при ускорении движения (т.е. при нажатии на педаль газа) топлива тратится гораздо больше, а при равномерном движении — меньше. Вы думаете, мы этого не знаем? Мы скажем вам еще больше:
самое большое количество топлива затрачивается в первые секунды трогания с места. А самое наименьшее, если не считать холостой ход (или движение накатом),
при равномерном движении на сколь возможно наивысшей передаче при минимально устойчивых оборотах двигателя.
Когда у очень «опытных» автомобилистов спрашиваешь, какая самая экономичная скорость, то почему-то большинство называют скорость 90 км/час. Но разве при этой скорости двигатель имеет минимально устойчивые обороты? Конечно, нет. На большинстве автомашин установлены пятиступенчатые коробки передач. Так вот, при наивысшей передаче (в основном это пятая) наименьшие устойчивые обороты двигатель будет иметь при скорости движения в пределах от 40 до 60 км/час в зависимости от модели автомашины.
Минимально устойчивые обороты двигателя это те обороты, при которых малейшее ослабление давления ноги на педаль газа приводят как бы к захлебыванию и дерганью автомашины (как говорят, «машина не тянет»), а при нажатии на педаль газа ускорение автомашины при той же передаче (наивысшей) происходит очень медленно и вяло.
* * *
Для кого-то все это азы, которые излишне было напоминать, мы же учитываем тот факт, что эту статью будут читать и молодые неопытные автоводители, зачастую знающие только про педали, руль и крышку топливного бака. Так, один из позвонивших на радиопередачу «Домская площадь», посвященную этой теме, рассказал, как один молодой автомобилист попросил его отбуксировать, и трос привязал не к транспортировочному крюку, а к решетке радиатора. В результате, у годовалой автомашины был разворочен весь передок. Другой дозвонившийся под термином «накат» понимал выключение зажигания на движущемся автомобиле (чего категорически и никогда делать нельзя !) и выражал опасение, что в коробке-автомате остановится насос и она выйдет из строя. Вот так! Поэтому, мы рассчитываем и на самых неопытных. Им ведь тоже хочется иметь экономию на топливе.
_________________
©Бендикс Валерий