Фабио Годеретти, гендерный психолог из Италии, несколько лет жил в Финляндии и консультировал «горячих финских парней», которых совсем задавила победоносно шествующая по Скандинавии эмансипация. Фабио написал книгу «Искусство искушать» — для комплескующих мужчин, которые не могут устроить личную жизнь. В принципе, любой мужчина, считает Фабио, может стать плейбоем: «Если клиент пожелает — поможем». Но зачем? Лучше быть просто счастливым, чем крутым. Фабио Годеретти — сторонник извечных семейных ценностей. У финнов они в дефиците. Но когда Фабио приехал в Латвию, (где, кстати, нашел подругу жизни), то обнаружил, что в нашей стране люди, ментально хоть и более открытые, чем скандинавы, тоже страдают от одиночества. Причем чаще — женщины.

Это понятно. В Латвии: а) соотношение мужчин и женщин не в пользу дам (в том смысле, что их больше); б) наши мужчины подразделяются на два типа — либо они слишком пассивны, и потенциальной невесте приходится слишком долго и зачастую безрезультатно «окучивать» предмет воздыханий, либо, напротив, чрезвычайно самоуверенны и рыщут в поисках не меньше чем «прынцесс».

Когда я говорю о невестах, я не имею в виду юных дев, которым есть где потусоваться со сверстниками и вообще замуж торопиться незачем. А вот тем леди, которые вошли в пору зрелости неокольцованными и без бой-френда, — трудновато. А ведь есть еще разведенные, вдовы, женщины с детьми, кстати, иногда проблемными или больными.

Г-н Годеретти уверен, что шанс на семейное счастье есть у всех, а его советы вполне годятся и для слабой половины человечества. Потому что нас всех объединяют — первобытные инстинкты!

При выборе партнера все мы, оказывается, ориентируемся на его ранг — чем ранг выше, тем сильнее нас влечет к данной персоне. Ранг определяют образование, интеллект, статус, внешность, физические данные и, конечно, доходы. И дело тут не в циничном расчете. Просто так устроена наша натура, которая ищет самого сильного полового партнера для воспроизводства жизнеспособного потомства. Мы сколь угодно можем убеждать себя, что Вася — добрый малый и будет хорошим мужем, а влюбляемся почему-то в ветренного Ваню, про которого заранее известно, что будет, подлец, гулять направо и налево.

Тут наше естество входит в конфликт с разумом: инстинкт продолжения рода подсказывает, что как раз от бабника Вани женщина родит здоровых и талантливых детей. Потому что Ваня — спортивный, удачливый в бизнесе, картах, творчестве, бесстрашный, сметливый, сексуальный. А Вася — весь такой правильный, положительный, но … посредственный. Хотя даже заведомый сухарь может прoизвести на женщину неизгладимое впечатление, если он … богат. Дело не в женской алчности, — просто умение зарабатывать большие деньги говорит о конкурентоспособности индивидуума. Раз он смог сколотить капитал, а другие нет, значит, ему присущи некие качества, которые говорят о нем, как о сильной личности. И естественно, что сия персона сразу обретает в глазах женщины ореол привлекательного самца.

Надо сказать, что абсолютно сильных мужчин, которых выбирают женщины, всегда меньше десяти процентов всей мужской половины человечества. Это бесспорные лидеры, победители по жизни — такие сходу добиваются благосклонности избранниц.

Но бог с ними, с олигархами, президентами, кинозвездами и прочими мачо. Что делать остальным 90 процентам простых смертных? Оказывается, для них остается игра на рангах. Поясним. Если женщина выглядит на сто миллионов, не всякий воздыхатель наберется смелости, чтобы начать с ней флирт. Если тип, на которого положила глаз обычная женщина, подъедет на свиданье на неожиданно дорогой машине, это может вызвать приступ застенчивости у дамы. Как люди рассуждают в этих случаях? Он (она) слишком крут(а) для меня. У нее (него) наверняка должны быть пассии рангом повыше меня.

Но весь вопрос в том, что понятие ранга — это чисто субъективное ощущение. Для кого-то «ламборджини» последней модели — символ успеха, для кого-то таковым может считаться только «бентли». Самоуверенный владелец престижного авто может получить легкий щелчок по самолюбию, услышав нотки разочарования или равнодушия из уст дамы, когда разговор заходит о предмете его гордости. Отсутствие ожидаемого восторга или хотя бы вежливого почтения по поводу его навороченной тачки, как ни парадоксально, поднимает в глазах сего тщеславного господина ранг данной особы. А небрежно брошенное: «А вот у «бентли», по-моему, салон просторнее…» заставляет предполагать, что ей привелось поездить на двухдверном спортивном авто-класса «люкс» (интересно, с кем?). А если дама вообще «не замечает» такого атрибута преуспеяния, то мужчина понимает, что для нее значимы какие-то иные ценности и она ими дорожит больше, чем его «бирюльками». Что тоже вызывает уважение к чужому Эго.

«Укол» по самолюбию партнера, а точнее по самолюбованию может вызвать неожиданный интерес к тому, кто его нанес. «Красивые ногти! Но настоящие ли?» «Шикарное BMW! В Европе такую модель выбирают самые богатые старички.» Так что не бойтесь играть с потенциальным кавалером, даже если он кажется вам неприступным.

Ну, вот примерно такие советы я услышала от сеньора Годеретти. Но кое-в-чем усомнилась.

Фабио, вам не кажется, что на Западе все же иные социальные роли у мужчин и женщин. Нам тут наоборот приходится скрывать интеллект, силу характера, статус, чтобы не вспугнуть ухажера. Наши мужчины побаиваются самодостаточных женщин, или как вы говорите — с высоким рангом.

— А надо ли скрывать? Повинуясь природе, женщина будет недолго чувствовать влюбленность и притяжение к мужчине, который в ее глазах ниже рангом, чем она сама. Но она может умом сделать выбор в пользу такого человека. Тогда она должна стать для него партнером и помочь поднять его самооценку. С ее помощью мужчина тоже может преуспеть. Если же она уступит голосу инстинкта, то начнет подавлять мужчину, сделает его женоподобным или даже разрушит его как личность. Он может, к примеру, стать алкоголиком. Это плохой бизнес для женщины.
Сильный мужчина тоже не может удовлетворить всех женщин, которые ему доступны, даже если бы и хотел. Да, повинуясь зову природы, мы все ищем равных или более сильных партнеров. Но если мы будем слушать только инстинкт, наша жизнь превратиться в джунгли, где выживает сильнейший. Если я не договорюсь с желанной женщиной, что я буду верен ей, что мы будем вместе растить детей и вить совместное гнездо, то я буду прыгать из постели в постель. Это та самая «невыносимая легкость бытия», когда измена и ложь влекут за собой ложь, ложь, ложь и, в конце концов, — одиночество.

Если ты хочешь только власти, ты искушаешь партнера на уровне инстинктов, ты тянешь одеяло на себя. Но всегда найдется кто-то еще более сильный, чем ты, и оставит тебя без твоего самца или самки. Так что в браке речь идет о соглашении между мужчиной и женщиной.
Латвийские мужчины заслужили, чтобы вы им помогли. Социальные катаклизмы, через которые они прошли, заставили их оставлять семьи и уезжать в поисках заработка, отказываться от любимых профессий, проходить через многие трудности и опасности. Они испытывали стыд перед семьей за то, что не могут заработать на ее достойное существование. Это ломало, унижало их мужское начало. Постарайтесь сохранить бережное, терпимое отношение к своим любимым и супругам, иначе вы выстроите такую же бездушную модель семьи, как на Западе, где все основано на расчете. В итоге там небольшая часть сильных женщин получают самых сильных мужчин, а 80 процентов живут одинокими. Им хватает средств на жизнь, а личной выгоды в семье они не видят. А без выгоды — зачем им семья? В итоге женщины мускулинизируются, мужчины напиваются и идут к проституткам.

Мне доводилось бывать на вашей родине, в Италии, и я обратила внимание, как там мужчины легко, но корректно идут на контакты с незнакомками. У нас традиция иная — на улице, в кафе как-то не принято подходить к понравившейся женщине.

— Ваша культура такова, что людей с детства обучали быть закрытыми. Но учить мужчин открытости и коммуникабельности — опять же задача ваших женщин. Это тот же вопрос самооценки. Протяните им руку помощи. В других странах такой проблемы не существует. Как ни странно, эта проблема связана с процессом обретения Латвией независимости, когда ваши мужчины почувствовали себя никому не нужными. Ни старому государству, но новому, ни семье. Теперь Латвия начинает интегрироваться в Европу, и мужчина воспринимает себя ведущим этого процесса. И путь женщина подчеркивает этот факт. Говорите своему избраннику: ты мой ведущий! А уж потом подсказывайте, что ему делать. Для мужчины это чрезвычайно важно — почувствовать, что он ведет.
На Западе женщина отстаивает свое пространство, она говорит мужчине: нет, мой дорогой — это я веду! У каждого мальчика когда-то была мама. Если мама говорит: это очень важно, нужно делать так, — мужчина просто не может противостоять этому давлению. Он так устроен. Но, уступая роль лидера, сильный пол феминизируется. В Европе слишком сытая жизнь, нет войн и испытаний, женщины в таком социуме начинают конкурировать с мужчинами, вытеснять их. Им уже не нужен мужчина-лидер. Женщина сама претендует на лидерство. Но природа-то требует свое! И что мы наблюдаем: женщины, у которых хорошие заботливые мужья, вечерами сидят в барах и заводят любовников-мачо. А сильные мужчины, которые не согласны на вторые роли, находят свою миссию вне семьи и вне общества — они отправляются в горячие точки — Ирак, Афганистан, ищут себя в экстремальных видах спорта и пр.

Чтобы иметь в одном лице и любовника, и мужа нужно стремиться к гармоничной интеграции с мужчинами — учиться их понимать. И если управлять ими, то незаметно, деликатно, без диктата.
Но это «воспитание» мужчин — дело двух-трех поколений. Это путь социальных договоренностей в обществе.
____________________________
© Севидова Наталья Александровна