Открывая последний в уходящем году номер женского журнала, деловые женщины и домохозяйки хотят увидеть одно – то, что поможет им хорошо выглядеть в главный праздник года и то, что подскажет, как лучше его организовать. После поздравлений, адресованных читательницам, редакции женских изданий публикуют советы, подсказывающие, в чем встречать гостей, как украсить свой дом и что лучше поставить на новогодний стол. Да, наш главный праздник – Новый год, и журналисты, и читательницы готовятся к нему заранее. А между тем Новый год не всегда был главным праздником в нашей стране, а женская пресса не всегда уделяла ему так много внимания, и были времена, когда любимые женщинами журналы о нем совсем не вспоминали.
В XIX — начале XX веков основным праздником являлось Рождество, по-старому стилю его отмечали 25 декабря, следовательно, основной темой декабрьских изданий была подготовка к рождественским торжествам. Обложки женских журналов украшали иллюстрации к библейским сюжетам, публиковались рождественские сказки, истории и песни, что не было связано с данью моде, а соответствовало интересам дам и барышень тех лет. По мнению издателей дореволюционной прессы, образованной можно было считать лишь женщину верующую («Друг женщины», 1882), потому подобные материалы были интересны как для женского, так и для семейного чтения, организатором которого чаще всего выступала хозяйка дома.
В преддверии праздника читательниц тех лет, как и наших современниц, волновало, что подарить близким. Подарки приобретались в магазинах, так «Дамский мир» в 1914 году советовал покупать украшения и в качестве «более скромной, но очень модной, безусловно, красивой вещи» рекомендовал «лорнет, ручка которого заканчивается маленькими часиками. Лорнет-часы могут быть сделаны из платины, чуть украшены мелкими бриллиантами». Прекрасную даму можно было также порадовать браслетом с модным сочетанием камней, лунного и рубина.
Но не всегда ценность подарка определялась его стоимостью. То, что книга – лучший подарок, было придумано отнюдь не человеком советской эпохи. Идеалом дореволюционной прессы была женщина, как уже говорилась, образованная, только она могла выбрать в качестве подарка «собрание сочинений А.С.Пушкина в одном томе. В изящном переплете и в футляре», а также книги М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя. Детям младшего возраста журнал советовал приобрести «Мою первую естественную историю», «Мою первую священную историю», «Мою первую азбуку» («Дамский мир», 1914, № 12. Книги для рождественских подарков).
И то, что лучший подарок — сделанный своими руками — придумали не в советских школах, а намного раньше. В журналах «для дам» разделы рукоделия заполнялись уроками ручного труда самых различных видов, не удивительно, что перечень самодельных подарочных сюрпризов мог быть довольно внушительным: в подарок мужчине можно было приготовить «ящичек для папирос, сигар, туалетных мелочей (запонок, пуговиц и т. п.). Бумажник или визитницу… Возможны рамки, обложки для блокнотов, подушки или скатерти в кабинет», дамы были бы рады получить «подушки белого шитья или пестрого, шкатулочки для драгоценностей и для писем, ридикюли, салфеточки всевозможных форм и размеров, рамочки для фотографий» («Дамский мир», 1915, № 12. Работы-подарки).
Немало внимания уделялось праздничному столу. Дореволюционные журналы предлагали целые меню, составленные с учетом не только культурных традиций читателей – у православных заканчивался рождественский пост, норм здорового питания – не приветствовалось обилие жирных и сладких блюд, но и финансовых возможностей семьи — публиковались рецепты дорогих и более дешевых кушаний. Так, «Дамский мир» предлагал следующий праздничный ужин: кокольи из омара, паштет «фуа-гра» (из телячьей печени), сардины, кефаль в томате, сыр бри и честер, суп-рыбный крем, пирожки, заливную осетрину, куропатки на грибном пюре, жареные каплуны, груши «ala conde», фрукты. Семьи, которым данные яства были не по карману, могли порадовать себя не столь дорогостоящими, но не менее аппетитными закусками: форшмаком из телятины, груздями и рыжиками под соусом, селедкой маслированной, сыром, колбасой, сардинками, заливным из судака, жарким из тетеревов, маринованными фруктами, горящим пудингом («Дамский мир», 1914, № 12).
После революции Рождество становится праздником старой, буржуазной, «поповской» России. Однако, несмотря на запреты, его по-прежнему праздновали, особенно верны православным традициям были жители сел и деревень. Ни о Рождестве, ни о Новом годе издания не писали, складывалось впечатление, что таких праздников и не было никогда. Декабрьские номера женских журналов 20-х годов прошлого столетия ничем не выделялись, а в январских сообщалось о новых производственных задачах, поставленных перед гражданами в начавшемся году.
В 30-е годы в стране организуется антирождественская компания, в нее активно включилась пресса. В декабрьских номерах журналов работниц и крестьянок появлялись статьи с красноречивыми названиями: «Непрерывка и Рождество», «В ряды антирождественского похода» и др. Их авторы разъясняли насколько непопулярны в стране советов религиозные праздники, что «они сопровождаются большими убытками, ущербом народному хозяйству, вызывая прогулы, понижение производительности труда». Но исключить из советской жизни праздники было не возможно, потому в конце декабря — начале января предлагалось проводить на предприятиях беседы и собрания, в школах – детские утренники, в местах массового отдыха – «антирождественские карнавалы на льду, катание с гор» (Коммунистка, 1929, № 22, Работница, 1930, № 47, 1932, № 1).
В середине 30-х годов советская власть решила возродить праздник Нового года, позаимствовав для него рождественские атрибуты: рождественское дерево превратилось в новогоднюю ель, вифлеемская звезда – в пятиконечную новогоднюю, миниатюрное подобие кремлевской звезды. И хотя Новый год получил статус основного праздника, пресса не вернулась к дореволюционному опыту, советы и рекомендации по созданию праздничной атмосферы занимали всего несколько страниц. Считалось, что этого достаточно, ведь советская женщина – не домохозяйка, она трудится наравне с мужчиной, и у нее нет времени для новогодних рукоделий и кулинарии.
Официально о Рождестве вспомнили только в 90-х годах. В 1995 году январский номер старейшего отечественного журнала «Работница» открылся обращением к читательницам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В нем Алексий Второй говорил о необходимости возвращения духовных и нравственных ценностей. В первом номере за 1996 год «Крестьянка» поместила выдержки из лекции Александра Меня «Святочные обычаи в культуре народов» («Свет Рождественской звезды»), позже здесь даже появилась специальная рубрика «Рождество на Руси».
Сегодня, как ни печально, многочисленные женские издания к теме Рождества не обращаются. Все усилия журналистов, художников, кулинаров, дизайнеров сводятся к созданию новогоднего настроения, а о празднике, который отмечали в России столетиями, но который мы разучились праздновать – не знаем, как к нему готовиться, что означают рождественские символы, как проводить рождественские дни – в глянцевых журналах нет и упоминания. И тому можно найти объяснение.
В основу современных женских журналов положена западная модель издания, а на родине модных у нас «Космополитен» и «Эль» главный праздник — католическое Рождество, и пока католики готовятся к нему, мы с головой погружены в предновогоднюю суматоху. Значит, и темы в журналах несколько различаются: для жительниц западной Европы и Америки актуальны рождественские подарки и рецепты, для наших – новогодние, их женщины разучивают со своими семьями рождественские песни и гимны, наши — выясняют, каким будет год по-восточному календарю и как соответствовать модным тенденциям главной ночи года.
_______________________________
© Боннер-Смеюха Виктория Вячеславовна