Появление в 1906 году донской периодики по вопросам народного образования тесно связано с деятельностью прогрессивных учительских организаций. В апреле 1905 года в Москве состоялся учредительный съезд Всероссийского союза учителей, в работе которого принимали участие и донские делегаты. После его работы образовались Новочеркасская, Ростовская, Таганрогская, Азовская и другие группы учителей, входящих во Всероссийский союз. Союз учителей выдвинул девиз «За свободную, автономную демократическую школу!» Этот девиз был подхвачен всем прогрессивным учительством Дона.
25 сентября 1906 года в Новочеркасске вышел первый номер педагогического и общественно-литературного двухнедельного «Журнала учителя». Издавал его на собственные средства народный учитель А. П. Крупницкий. Среди сотрудников были Н. Рождественский, К. А. Тренев, А. И. Шепкалов, А. И. Петровский, Н. П. Попов.
В передовой статье, подписанной Алекс. Павлов (псевдоним А. П. Крупницкого) дается высокая оценка самоотверженности русского учительства, которое «в грозный момент политической бури…, оставаясь со своим народом в его борьбе…, принесло в жертву эпохе сотни лучших своих представителей» (1906, № 1).
В качестве причины, побудившей начать выпуск журнала, указывался вызванный революцией могучий рост личности учителя, сбросившего с себя чиновничий мундир и теперь энергично ломающего свой «беликовский футляр», ищущего путей к свободной гражданской жизни.
«Цель школы, — говорилось в статье «Современная средняя школа», — создание полезного общественного деятеля. А таким может быть лишь человек с развитым сознанием долга, с правильным его пониманием и, кроме того, он должен обладать известной духовной мощью, чтобы суметь выполнить, что находит нужным. Отсюда задача школы сводится к выработке миросозерцания, к развитию чувства ответственности перед родиной и обществом» (1906, № 2). Чтобы выполнить эту задачу, по мнению автора, необходимы автономность школы, ее демократичность, бесплатное обучение, равное для всех образование (без имущественного и национального ценза), составление программ обучения на научной основе.
Таким же воинствующим органом демократической интеллигенции был и вышедший в октябре 1906 года в Новочеркасске литературно-педагогический журнал «Вестник донских учителей». Издавала его группа журналистов во главе с бывшим народным учителем М. М. Молчановым.
В передовой статье «Задачи народного образования» последние определялись так: «… приготовить из ребенка не тупого ремесленника, прислуживающего капиталистам, а равноправного гражданина с ясным серьезным умом и внутренней силой…» (1906, № 3). Более четкая программа организации школы ставилась в статье «Об организации начальной школы на демократических началах». «Бюрократия запрещает принимать в гимназию «кухаркина сына», — пишет автор. — Мы же должны стремиться к тому, чтобы все дети без исключения и без различия состояний, веры, национальности и пола прошли до окончания курса равную для всех общеобразовательную школу до самых высших ступеней» (1906, №3). Он критикует существующую школу с ее зубрежкой, законом божьим, лишними предметами и отсутствием необходимых. По его мнению, нужно ввести в программу научное естествознание и обществоведение, отказаться от фальсификации истории в пользу правящих классов, ввести преподавание на родном языке народов, населяющих Россию. Особое внимание должно быть обращено на воспитание у подрастающего поколения чувства собственного достоинства и на пробуждение общественных инстинктов.
Журнал освещал не только вопросы народного образования и хроники событий в школах городов и станиц области. Здесь также печатались острые злободневные «Внутренние обозрения», резко обличающие правительство за кровавые репрессии по всей стране.
В апреле 1907 года «Вестник донских учителей» был переименован в «Вопросы школы и жизни», но общая направленность его выступлений оставалась прежней. В мае 1907 года издание журнала прекратилось.
____________________________________________________
© Ахмадулин Евгений Валерьевич