Одной из важнейших сфер в изучении радиожурналистики являются ее жанры, поскольку именно в них проявляются содержание вещания, его тематика, проблематика, методы работы журналиста, формы общения с аудиторией, приемы и средства воздействия на слушателей.
Историки вещания — В. Б. Дубровин, Ю. А. Летунов, П. С. Гуревич, В. Н. Ружников — рассматривали истоки становления радиожанров, их эволюцию в процессе развития самого вещания, освоения его специфики и возможностей звучащей журналистики.
Опыт этих исследований создает историческую и теоретическую базу для методологического осмысления эволюции самих жанров и их теории с точки зрения функционирования в определенной жанровой системе.
Система жанров радиожурналистики складывалась исторически, но это не значит, что ее развитие представляло собой однолинейный процесс. Синхронические и диахронические факторы тоже находятся между собой в определенной взаимосвязи.
Эволюция вещания знает немало примеров, когда идеология, партийно-государственная политика оказывали прямое влияние на функционирование жанров и форм. Приведем лишь некоторые примеры.
Так, появление радиогазет, сыгравших огромную роль в становлении массового вещания, в функционировании жанров, объединенных одной сборной программой, связано с Постановлением ЦК ВКП(б) «Об издании радиогазет» в 1926 году [1]. А их ликвидация — с партийным решением в августе 1932 года.
Это относилось и к докладам на этапе становления регулярного вещания.
Бюро секретариата Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) 7 сентября 1926 года приняло решение о плане выступления в радиоэфире с общеполитическими докладами представителей разных организаций. В нем были четко расписаны и круг тех, кто обязан был (подчеркнем это слово) выступать у микрофона, и частота этих выступлений, от одного до двух раз в неделю. Списки выступающих должны были утверждаться в парткомах разных уровней. В целом в неделю по краевому радио звучало 17 докладов на общеполитические темы, не считая других докладов [2]. Позже, в середине 30-х годов, шла такая же жесткая регуляция радиоперекличек. Все они (темы, состав участников, место и время проведения) утверждались на заседаниях бюро Крайкома ВКП(б).
После решения ЦК ВКП(б) от 22 сентября 1937 года, запрещавшего проведение перекличек, бюро Северо-Кавказского крайкома разрешало радиопереклички в исключительных случаях. Они находились под особым контролем секретариата крайкома. Визировались тезисы выступлений в эфире и обеспечивался «квалифицированный контроль над самим процессом радиопереклички» [3].
Внутренняя эволюция отдельных жанров и всей системы в целом во многом зависела еще и от технических параметров коммуникационного канала, его специфики. Усовершенствование техники и предопределяло творческое освоение новых возможностей.
К концу 20-х — началу 30-х годов на радио стала использоваться магнитная звукозапись. «Появление звукозаписи стало подлинной революцией в развитии советского радиовещания», — справедливо утверждают П. Гуревич и В. Ружников [4]. Возможности использования предварительных документальных записей, а особенно монтажа намного расширило рамки творческой работы. Звукозапись стала основой для появления радиорепортажа, радиоочерка, радиозарисовки, появления такой формы , как радиофильм.
В данном случае мы имеем дело с примером совпадения синхронического и диахронического факторов развития радиожурналистики. Именно такое совпадение и дает наибольший эффект, оказывает самое активное воздействие на жизнь жанров.
Именно в начале 30-х годов стала складываться современная система жанров радиожурналистики.
Система жанров радиожурналистики и каждый жанр в отдельности представляют собой динамичную среду. Классификация жанров сталкивается с проблемами разного характера, среди которых первая — логическое определение единства основания деления и вычленение наиболее важного основания.
Известны попытки деления жанров по темам, по предмету, по форме, по источнику информации. М. Каган, говоря о жанрах искусства, предлагал учитывать тематику, познавательную емкость жанра, аксиологическую плоскость, тип создаваемой образной модели [5].
Э. Г. Багиров, рассматривая проблемы классификации жанров и видов передач, опирается на опыт и рекомендации международной конференции по классификации телевизионных программ, состоявшейся в 1973 году в Венгрии. К основным видам он относит функциональную, предметно-тематическую, адресную классификации, классификацию по форме передач [6].
Предлагаемые в данной работе две классификации жанров радиожурналистики базируются на двух основаниях: первая -на функционально-предметном подходе к системе жанров и жанровому делению на группы, вторая — на форме звучания в эфире.
Эти классификации, учитывающие все основные категории функционирования журналистики, пересекаясь, создают объем содержательных и формальных параметров, подчеркивают взаимодействие жанров в системе, расширяют вектор бытия отдельных жанров, обусловленный подвижностью конкретных задач.
В таком случае система отражает коренные жанровые «гнезда», их главные типо-родовые отличия, а также подвижность жанров, которой так богата творческая практика журналистики.
Целостную систему современных жанров радиожурналистики можно охарактеризовать как совокупность жанров: динамические связи которых как внутренние, так и внешние определяются:
— потребностями отражения современной жизни с целью воздействия на общественное мнение;
— функционированием радиожурналистики в системе массовых коммуникаций;
— единым типом творчества — публицистическим;
— акустическими особенностями коммуникационного канала;
— функциями жанров, внутренними законами, закономерностями их развития, их взаимодействием.
Журналистика решает триединую задачу:
— сообщение фактов;
— оценка, анализ, интерпретация фактов, событий, явлений;
— изображение фактов, событий, явлений.
Эти три задачи формируют и три группы жанров:
— информационное радиосообщение;
— аналитические;
— документально-художественные.
По функционально-предметным признакам, в основе которых лежит рассмотрение содержания журналистского произведения, жанры радиожурналистики распределяются по группам так:
Информационные жанры:
— информационные;
— радиоотчет;
— радиообзор;
— информационное радиоинтервью;
— информационный раодиорепортаж;
— информационная радиокорреспонденция.
Аналитические жанры:
— аналитическое радиоинтервью;
— аналитический радиорепортаж;
— аналитическая радиокорреспонденция;
— радиорецензия;
— письмо, обзор писем;
— радиобеседа;
— радиокомментарий;
— радиодискуссия;
— радиоречь;
— журналистское радиорасследование.
Документально-художественные жанры:
— радиокомпозиция;
— радиоочерк;
— радиозарисовка;
— радиофельетон.
По форме звучания в эфире:
Монологические жанры:
— информационное радиосообщение;
— радиорецензия;
— радиообзор;
— радиоотчет;
— радиокомментарий;
— радиобеседа;
— радиоречь;
— радиозарисовка.
Диалогические жанры:
— радиобеседа;
— радиоинтервью;
— радиодискуссия.
Синтетические жанры (в них используются все звуковые средства вещания):
— радиорецензия;
— радиообозрение;
— радиоотчет;
— радиокомпозиция;
— радиокорреспонденция;
— радиорепортаж;
— радиозарисовка;
— радиоочерк;
— радиофельетон.
Некоторые жанры не закреплены жестко в своих жанровых «гнездах». Эта подвижность определяется изменением задач выступления, смещением функциональных акцентов: на информационное отражение или на их анализ.
Форма звучания тоже варьируется. Некоторые жанры бытуют и в монологическом варианте, а с включением звучащих фрагментов в радиоотчет, звуковых иллюстраций в радиорецензию, радиообозрение, радиозарисовку они переходят в группу синтетических жанров.
Каждый жанр, выполняя свою задачу, обладает набором своих признаков, но и эта задача, и эти признаки обусловлены соседством с другими жанрами. Разнообразие конкретных функций предопределяет своеобразное «разделение труда» между жанрами. Взгляд на жанр, функционирующий в системе, позволяет лучше увидеть его собственные особенности и тем самым оттенить и рассмотреть особенности других жанров.
Кроме того, жанры взаимодействуют не только по вертикали, но и по горизонтали. Решение определенных задач, их разновидности, возникающие в каждом конкретном случае, вынуждают журналиста использовать и самые разные методы, поэтому, естественно, в структуре одного жанра появляются элементы других. Эти внутренние взаимосвязи жанров тоже есть продукт их системного функционирования. В дальнейшем мы подробнее рассмотрим специфику этих связей, внутреннюю необходимость и на уровне функциональном, и структурном.
Жанр является определенным типом решения творческой задачи. Подлинное творчество многолико, оно не любит рамок, оно всегда нацелено на поиск новых путей, освоения новых возможностей и связано с творческим потенциалом автора, его индивидуальностью, опытом, стремлениями. Поэтому жанр в определенной степени лишь «форма» для конкретного наполнения материалом.
Многообразие ситуаций, событий, явлений действительности, которые требуют публицистического осмысления и отражения, подвижность творческих задач и разнообразие индивидуальных подходов к их воплощению порождают сложную картину практической жизни эфира.
При описании характерных признаков отдельных жанров, при их системном рассмотрении выделяются самые существенные, значительные черты и содержательные, и формальные связи.
М. М. Бахтин, говоря о взаимодействии жанров, подчеркивал характер влияния одних жанров на другие: «Никогда новый жанр, рождаясь на свет, не отменяет и не заменяет никаких уже существующих жанров. Всякий новый жанр только дополняет старые, только расширяет круг уже существующих жанров. Ведь каждый жанр имеет свою преимущественную сферу, по отношению к которой он незаменим.
… Но в тоже время каждый существующий и значительный жанр, однажды появившись, оказывает воздействие на весь круг старых жанров: новый жанр делает старые жанры, так сказать, более сознательными, он заставляет их лучше осознать свои возможности и свои границы» [7].
Кроме того, появление нового жанра влияет на связи между старыми жанрами.
Однако «живая жизнь» жанров настолько подвижна, что требуется рассмотрение второго, внутреннего плана взаимодействия жанров.
Все категории жанра находятся в диалектическом взаимодействии, которое подчинено динамике решения определенной задачи, воплощения замысла всем необходимыми публицистическими и художественными средствами в ходе творческого процесса.
В цепочке категорий: функция — предмет — метод — содержание — форма, функция и предмет являют собой предлежащий материал, базу для изучения, осмысления творческого освоения материала, содержание и форма — готовый продукт творческой деятельности. Метод — основная центральная категория, воплощающая в себе процесс творчества и превращение необходимого материала в произведение. Поэтому взаимоотношение метода и жанра проявляют самые существенные стороны этого процесса. «Выбор жанра для публикации диктует журналисту определяющие методы сбора материала. В свою очередь, познания, исследования действительности не остаются бесследными для эволюции жанров» [8], — пишет В. В. Ученова. Естественно, выбор жанра влияет и на использование различных методов в процессе литературной работы. В. В. Ученова рассматривает взаимодействие метода и жанра. Но ведь «жанр» включает в себя понятия и функции, и самого метода. Поэтому точнее было бы говорить о взаимоотношении метода и предмета, метода — содержания и формы.
Если метод влияет на подходы к предмету исследования: материал, попадающий в поле зрения журналиста, очерченного задачей исследования и отражения, то, реализуя, перевоплощая предмет (материал), сам метод исчезает, растворяется в произведении. Взаимоотношения метода и жанра В. В. Ученова рассматривает в основном на примерах реализации разных методов в рамках одного жанра (репортажа, очерка, интервью).
Функции и предмет носят объективный характер. Использование же и воплощение творческих методов более индивидуально, субъективно. Поэтому сам процесс создания произведения носит характер разобъективизации, т. е. постепенного раскрытия авторского «я», индивидуального видения действительности, которое раскрывается в разнообразии жанровых произведений. К этой проблеме мы вернемся позже.
В системе жанров взаимоотношения разных методов, их использование более подвижно. Они обусловливаются модификацией функций, творческими установками журналиста.
С точки зрения методологии классификация жанров, подходы к жанру, изучение их признаков и структур могут быть ориентированы на изучение межжанровых и внутрижанровых, структурных связей. И в обоих случаях основой для понимания жанрового поведения и жанрового мышления журналиста служит трансформация функции и предмета под воздействием метода, т. е. реализация целевых установок в процессе освоения и воплощения в текст конкретного материала в результате его творческой переработки.
Рассмотрим трансформацию фактического материала под воздействием изменяющейся функции в разных группах жанровой системы. Информационное сообщение, отвечающее первостепенной задаче — сообщению фактов — лежит в основе всей журналистики. Информационные жанры насыщаются фактическими сведениями под углом определенного жанра. Отчет, репортаж подчиняют факты (отбор, элементы комментирования, подача, обрисовка) своей задаче: рассказать о событии. Методы наблюдения, повествования, обобщения диктуют условия отбора фактов, их монтаж, их сцепление, сюжетное движение. В интервью, оперирующем одноименным методом (опроса) факты подчиняются логике раскрытия темы, проявляющееся в их движении, монтаже вопросов, внутреннем развитии мысли.
Уже в этих жанрах, информационных в своей основе, начинают проявляться элементы оценки (отбор, характеристика, акценты) и элементы описания (место действия, время), элементы портретных характеристик.
В аналитических жанрах, естественно, присутствует фактическая основа, но факты выстраиваются в иной связи между собой. Они подчинены основной функции этих жанров: анализу, интерпретации фактов, событий, явлений. Оценка выходит на передний план, она — сердцевина авторских размышлений, умозаключений. Методы работы: подбор фактов, осмысление событий -подчинены наиболее полному, всестороннему, глубокому взгляду на предмет публицистического исследования: явлений политической жизни, социальных проблем, состояние экономики, развитие процессов из разных сфер действительности и т. д.
Аналитические жанры базируются на информационных. Они существуют и необходимы только потому, что о событии уже заявлено средствами информационных жанров.
Документально-художественные жанры также включают в себя факты, содержат анализ, но уже на ином уровне, решая другие задачи. Их главная функция: показать факты, события, явления документально-художественными средствами — определяет трансформацию творческих методов и связей всех структурных элементов текста. Наблюдения, интервью, описание, повествование, подчинены не сообщению этих сведений, не их прямой публицистической оценке, а раскрытию социального характера героя, проблемы, изучению явления, представляющего значительный социальный интерес для аудитории.
Таким образом, жанры объединяются в систему и развиваются в ней. Каждый жанр соотносит свои задачи и возможности в ее решении с задачами и возможностями других жанров. Однако следует подчеркнуть: мозаичность сложных в структурном отношении жанров подчинена основной функции того или иного жанра, органичное сцепление элементов — непременное условие для создания полноценного текста. Каждый элемент в структуре жанра соподчинен общей задаче. Если этого не происходит, жанр «рассыпается», теряет свое «лицо», не достигает ожидаемого воздействия на слушателя, так как слушатель психологически приготовился к восприятию заявленного жанра.
Такое взаимодействие начинает проявляться уже в жанрах информационных, в радиоинтервью и радиорепортаже. В них могут присутствовать элементы комментария, зарисовки, обозрения.
Особенно разнообразна структурная палитра художественно-документальных жанров: композиции, радиоочерка. Они могут вбирать в себя элементы почти всех других жанров и элементы жанров художественного вещания. Но это совсем не значит, что использование таких элементов является непременным условием. Они присутствуют только в том случае, когда в них возникает творческая необходимость.
Обратим внимание на важную деталь: к использованию других методов и элементов смежных жанров прибегают жанры, решающие более сложные задачи, чьи функции и предмет требуют для своего раскрытия разнообразных подходов и дают простор для творческого осмысления и использования всего богатства выразительных средств: и вербальных, и акустических.
Так, элементы зарисовочного описания в интервью дают возможность слушателям представить обстановку общения,комментария — оттенить оценочную сторону материала.
Элементы интервью в репортаже помогают точнее, интереснее нарисовать картину происходящего события, вносят речевое разнообразие в текст. Все элементы радиоочерка создают целостный звуковой образ, звуковую панораму. Мастерство радиожурналиста и состоит в том, чтобы владеть всеми творческими методами, уметь использовать богатейшие возможности звучащего слова и всю палитру звуковых красок для эффективного воздействия на слушателей.
Функциональное основание служит надежным теоретическим инструментом и для уяснения специфики отдельных жанров и их разновидностей.
Границы между разновидностями того или иного жанра также часто бывают размыты. Но что такое, собственно, жанровые границы? «Окрестности» жанра, где они передают свои функциональные полномочия соседним жанрам, меняя нацеленность на предмет или такие особенности внутреннего наполнения, которые, реагируя на изменения обстоятельств журналистской работы, частично используют «полномочия» соседних жанров.
В таких случаях, «граница» — понятие условное, это скорее не сфера формораздела, а формослияния.
Разновидности делают систему жанров еще более подвижной, гибкой, структурно взаимозависимой не только от жанровых «гнезд» и чутко реагируют на колебание задач, творческих методов. Они — и производное опыта журналиста, его творческих установок, меняющихся задач времени и традиций редакций.
Жанр одновременно и консервативен, и подвижен. И в этом его универсальность. Консервативен в характере функции, в ее связи с предметом и набором методов. Подвижен — в зависимости от политических задач времени (содержательное наполнение, степень отношения автора к действительности и его индивидуальное проявление) от установок на формы общения с аудиторией.
Функция и предмет журналистского отражения предопределяют и степень проявления личности автора в произведении. От отбора фактов в информационном сообщении, интерпретации фактов, событий, явлений в аналитических жанрах, их монтаже в новостных программах до присутствия автора в качестве лирического героя в радиоочерке, когда отношение журналиста к своему герою, проблеме, проявляется и в прямых оценках, в монтаже, в художественной организации текста, в подборе деталей, и в самораскрытии, необходимом для более яркого и масштабного изображения события и человека.
Проблемы функционирования жанров в радиопрограмме практически не изучены. Еще в середине 70-х годов Ю. А. Летунов подчеркивал, что исследование вещательной программы как целого, взаимодействие программы и жанра является «самым необходимым и защищенным участком наших теоретических изысканий» [9].
Взаимопритяжение и взаимоотталкивание жанров, их «сцепление» во многом и происходит в результате их соседства в конкретной программе. И это взаимодействие зависит от типа передачи, от ее обращенности к своей аудитории, от ролевого поведения ведущего, оттого, какие задачи и какими средствами он решает в эфире.
Каждая сложившаяся программа имеет свои традиции, стиль, тональность, в которых учитываются особенности той аудитории, к которой она обращена. История вещания знает программы, звучавшие в эфире десятки лет.
Характерной особенностью журнальных программ является внутренняя ритмика их движения. Смена жанров, текст ведущего или ведущих, чередование речевых фрагментов, музыкальных отрывков, песен вносит акустическое разнообразие в ритм всей передачи и всей радиопрограммы дня. И каждый жанр, обладая своими акустическими ресурсами, являясь составной частью этого единства, тем самым раскрывает и проявляет все многообразие публицистической нацеленности жанров на свой участок воздействия на аудиторию.
Таким образом, взаимодействие жанров, их элементов направлено на наиболее оптимальное решение всего спектра публицистических задач.
Литература:
1. Издание радио-газет / Из Постановления ЦК ВКП(б) — В кн. : О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник материалов и документов // М., Мысль. — 1972. — С. 510.
2. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. 7, оп. 1, ед. хр. 338. Л. 12-13.
3. ЦДНИРО Ф. 9, оп. 1, ед. хр. 9. Л. 16.
4. Гуревич П. С., Ружников В. Н. Советское радиовещание: Страницы истории // М. Искусство. — 1976. — С. 95.
5. Каган М. Морфология искусств // Л., — 1972. — С. 410-424.
6. Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения // М., Искусство. — 1978. — С. 95-118.
7. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского // М., Советский писатель. — 1963. — С. 36.
8. Ученова В. В. Метод и жанр: диалектика взаимодействия. -В. кн.: Методы исследования журналистики. // М., Изд-во Москов. ун-та. — 1982. — С. 76.
9. Летунов Ю. А. Время. Люди. Микрофон. // М., Искусство. — 1974. — С. 97.
_______________________________________________
© Смирнов Владислав Вячеславович