Есть журналы на нашем рынке СМИ, которые служат музыке и человеку. Их достаточно много, но именно эти заслуживают особого внимания. Дело в том, что музыкальный вкус и качество звука находятся в очень тесной зависимости. Но еще четче подобная зависимость проявляется между аудиозаписью и качеством ее воспроизведения. Как известно, причиной конструктивных и технологических усовершенствований музыкальной аппаратуры является стремление приблизить звучание аудиозаписи к живому звуку. И этот совершенный звук будет зависеть как от качества записи, так и от качества аппаратуры, на которой слушают. Но аппаратуру посчитали первичной — вот и появились «Stereo & video» и «Hi-Fi & music» — два путеводителя по миру музыкальной техники, в помощь нашему неискушенному аудиофилу.

Интересны эти издания содержанием, подходом к такой популярной теме , как музыка. Но если я выбрала эти массово-профессиональные журналы, то целью анализа будет: раскрыть, что кроется за качественной полиграфией, за стильной обложкой, так как, на- пример, многие библиотеки, сочтя издания однотипными и ориентируясь только по внешним признакам, продолжают подписку на «Stereo & video» и прекращают получать «Hi-Fi & music», а этот выбор не обоснован.

«Stereo & video»

Издатель: LARKFIELD Corp.,
13 Broad Street, St. Helier Jersey,
JE48PR England
Учредитель: ООО «КАТМАТ»
Российская редакция журнала находится:
117908 Москва, ул. Орджоникидзе, 11
Главный редактор: Андрей Андреев
Типография: «Svoboda plc» Sazecska 8, Praha 10
Цветоделение: «Trade & leisure publications»

Журнал появился в России в октябре 1994 года и сразу привлек к себе широкое внимание. Рынки аппаратуры были значительно беднее, чем сейчас, и понятия Hi-Fi и High-end еще не совмещались с именами производителей. Низкое качество музыки в России дошло почти до предела. И это издание (как и «Hi — Fi & music»)должно было учить нас заново ценить звук, мелодию, песню, ходить на концерты и «переносить» концертные залы к нам в дом. Но «Stereo & video» взялся еще и за руководство читателем в мире изображения.

Как только человек начинает серьезно интересоваться музыкой, стоит взять в руки такой журнал и познакомиться с основами «аудиофильских» знаний. Интересно такое издание будет и для тех, кто хочет идти в ногу с техническим прогрессом, хочет просто об этом знать или купить достойную аудио- видеотехнику. В общем, все выше написанное касается возрастной категории читателей журнала, для которой точных ограничений нет. О том, что читают «Stereo & video» в основном мужчины , открытием не станет. А вот о социальном статусе и экономическом положении читателей можно сказать, что это в основном люди с доходами выше среднего, преимущественно с высшим техническим образованием, занимающие руководящие посты.

А еще любопытно будет отметить ошибку, допущенную при расчете потенциальной аудитории. Когда английские и американские издатели (это относиться и к «Hi-Fi & music» тоже) выпускали свои творения на российский рынок, такого высокого требования читателей они не ожидали. Оказалось, что огромное количество «неискушенных» аудиофилов с высшим образованием давно ждет подобных изданий, готово к ним и не терпит сюсюканий и разжевывания информации. В итоге читатель «подогнал» издания под себя и изменил даже некоторые принципы журналов.

«Stereo & video», ежемесячный, толстый (от 160 стр. до 230 стр.), распространяется по подписке и в свободной продаже, стоит около 50 рублей, в подарок обязательно диск (CD или mini disk), который крепится на красочной обложке журнала. Имеет постоянные рубрики:

— события (краткий обзор новинок техники);
— тема месяца (рассказывается о событии, имеющем социальное значение и связанном с аудио — и видео-технологиями);
— лицом к лицу (экспертная оценка техники);
— тест (сравнительная характеристика и экспертная оценка нескольких единиц техники одного вида);
— домашний театр (видеотехника: обзор, оценка);
— High-End (о технике класса High-end);
— Play (Обзор CD, видео кассет, DVD, музыкальные новости, интервью с музыкантами);
— Stereo Card (списки салонов аудио- и видеотехники, предоставляющие скидки обладателям дисконтной кары Stereo Card от 3% до 10% );
— Письма (письма читателей с вопросами и ответы редакции на них);
— Quido (перечень техники, имеющейся на рынках Москвы (около 40 стр.)

Что касается оформления, то это один из козырей журнала: мелованная тонкая бумага, хорошая полиграфия, цветные иллюстрации и стильные фотографии. Именно интересный и гармоничный дизайн, стандартная гарнитура шрифтов (для обложки), лаконичные и строгие анонсы выстраивают крепкий образ серьезного, полезного советами и информацией журнала. Но как будет видно дальше, подобная внешняя серьезность (а библиотеки и молодые ценители звука покупаются именно на неё) не всегда залог серьезного содержания. Хотя при чтении журнала уже можно заметить брешь в «стильном» оформлении: текстовые материалы и иллюстрации сливаются с рекламой, причем реклама разбивает материалы на части и поэтому приходится довольно долго искать окончание материала. Кстати, о рекламе: ее в журнале в среднем 35%, а это около 80 страниц.

Есть подзаголовок: крупнейший, независимый журнал по аудио- и видеотехнике. Но на страницах первого же номера остро чувствуется зависимость экспертов от дилеров и фирм, предоставляющих журналу свою аппаратуру для тестов или просто рекламы. Это видно по намеренно положительным выводам экспертов. Нет ни слова отрицательной критики — все хорошо и отлично. Иногда доходит до абсурда, когда одинаковыми эпитетами награждается техника, стоящая в разных ценовых категориях (ну, не может магнитофон за 500$ звучать так же, как аппарат за 2000$. Качество стоит денег!) Журнал перенасыщен рекламой в ущерб объективным просветительским функциям. Столь очевидное преувеличение сильно снижает авторитет издания, а доверие читателей — залог существования подобного журнала. Тираж постоянно скачет — от 105000 экз. (1997г.) до 75000 экз. (2000г.)

Кроме того, отсутствует информация, факты, способные заинтересовать компетентных читателей. Например, в ранних номерах (вплоть до 1999 года) отсутствовали научные данные тестов, подтверждающие более пространные рассуждения о достоинствах и свойствах параметров аппаратуры. Вместо этого — много эмоций. А итоги тестов до сих пор сводятся лишь к общим достоинствам (дизайна и окраски звука), недостаткам и цене.

Изменения содержания в положительную сторону происходят. В последние годы появилось разделение информации на несколько уровней:

1. Для новичков (эмоциональное описание, доступное объяснение);
2. Для подготовленных (термины, цифры, рассказывается о технических новшествах и конструктивных решениях).
3. Только данные тестов (таблицы, графики и т.п.)

Естественно, с появлением фактического материала экспертная оценка аппаратуры стала объективнее, стали указывать на недостатки. Произошло четкое деление аппаратуры на 4 ценовые категории, и сравнительные характеристики теперь проводятся только в рамках какой-то одной. Но иногда журнал ударяется в крайности — описание слишком сложное или отражены одни лишь ощущения экспертов

Все, что было сказано о «подгоне» издания под читателя, в большей степени касается «Stereo & video». Он имел очень размытую концепцию, было мало дельной информации. В настоящее время журнал продолжает свою трансформацию соответственно требованиям и пожеланиям аудитории: на страницах журнала печатаются анкеты для анализа издания.

«Hi-Fi & music»

Издатель: PIDP Publishing 143 Hughes Place Albertson, NY 11507
Главный редактор: Олег Рзянкин
Типография: General Press Publication SA (Athens, Greece)
Цветоделение: PIDP, Россия

В России с сентября 1995. Этот специальный ежемесячник был создан в тесном сотрудничестве с авторитетным британским изданием «Hi-Fi Choice» и предназначен для тех, кто любит чистое звучание хорошей музыки. Журнал намерен подсказывать, как грамотно выбрать аппаратуру, правильно и максимально эффективно использовать её, продать, купить, отремонтировать. Об это написано в первом номере журнала, и вплоть до последнего он исправно выполняет эти обязательства. Появившись позже «Stereo & video», он отобрал для себя уже опробованные пути к читателю, глубже продумал их и получился сильнее своих предшественников.

Аудитория у него четче ограничена: от 22 до 60 и более, высшее образование обязательно. Хорошая полиграфия и бумага, композиционные фотографии и стильные иллюстрации. Обложка не так сдержанна по цвету, как в «Stereo & video», слишком пёстрая. В целом оформление несколько «угловато» за счет заголовков рублеными шрифтами с цветовой заливкой без контуров (для обложки), выделительно-разделительных средств, расположения материалов на полосе и недостаточной фоновой насыщенностью полосы цветом. Хотя в этом заключается изюминка, отличающая от слащаво сглаженных «углов», цветовой насыщенности всех остальных массово-профессиональных журналов.

По объему он уступает «Stereo & video»: всего в среднем от 110 до130 страниц, но и рекламы значительно меньше — от 3% до 10%, а это всего 4-10 страницы чистой рекламы. Стоит он около 70 рублей, подарками не заманивает, а достать его намного сложнее , чем «Stereo & video». В свободной продаже на него «охотятся». Тираж стабильный — 50000 экз. В последних номерах помещена таблица для тех, кто хочет приобрести прошлые номера издания. За ними нужно прийти в редакцию, но количество и ассортимент с каждым днем уменьшается, об этом и сообщает таблица на последней полосе.

Набор постоянных рубрик:

— Hi-Fi новости (новинки техники);
— система месяца (по оценкам экспертов о лидерах рынка);
— интервью (чаще всего с экспертами и интересными людьми);
— тест (сравнительные характеристики аппаратуры экспертами)
— алгебра гармонии (материалы, насыщенные советами и формулами для тех, кто хочет усовершенствовать звучание уже имеющейся аппаратуры);
— точка зрения (различные мнения известных экспертов и не только);
— в руках эксперта (анализ техники, интересные подробности);
— домашний кинотеатр (все о звуковом сопровождении видео-картинки);
— кулуары (неофициальные беседы и рассуждения о состоянии рынка, проведении мероприятий и т.д.);
— Hi-Fi шоппинг (что, по мнению журнала, стоит купить);
— обратная связь (письма читателей с вопросами и ответы редакции на них, частные объявления);
— музыкальные страницы (интервью с музыкантами, интересные подробности из истории, обзор CD, DVD и видео кассет);
— кроссворд;
— комикс;
— указатель дилеров и дистрибьюторов (где купить аудиоаппаратуру, представленную на страницах журнала);
— Hi-Fi референт (более 2500 устройств с ценами и характеристиками);

Теперь стоит отметить, что с самого начала журнал имел деление информации на три уровня, и первый уровень интересен абсолютно для всех (новичков и специалистов) и по объёму значительно больше, чем в «Stereo & video», так как, кроме внешнего описания и первого впечатления от звучания, приводятся данные о производителе, интересно и доступно рассказывается о конструкционных решениях. Делится информация и по типу: сравнительная характеристика, технические данные, лабораторный отчет.

«Hi-Fi & music» объективен в оценках, может сделать замечание всемирно признанному производителю: вот, мол, и «на старуху бывает проруха».

В тестах вердикт выносится по нескольким положениям: звучание, конструкция, качество, цена. Помимо этого рассказывается, как проводился тест. Обычно четыре этапа: 1) внешний осмотр; 2) прослушивание вслепую; 3) открытое прослушивание; 4) проверка с помощью компьютерных программ; а также обязательно указывается, какую аппаратуру принимали за эталон, какую музыку слушали, какие кабели использовались для подключения и что входило в состав прослушиваемой аппаратуры (например, если тестировали CD проигрыватель, указывают усилитель, акустическую систему и т.д.). Кстати, до весны 1996 года тестирование проводилось в Лондоне, но выбранная аппаратура была очень далека от нашего рынка, поэтому тесты стали делать в Москве наши специалисты, превосходящие по глубине анализа европейских экспертов.

Обзоры СD касаются качества звука, содержания, изображения и качества перевода (если это DVD или видео кассеты).

Словом, журнал имеет основательный подход. Уровень специалистов выше, язык доступнее.

Выводы будут излишними. Но хочу оставить здесь обращение к библиотекам и читателям: не стоит судить по внешним признакам о содержании и пользе издания.

________________________________________________
© Гордеева Ольга