(диалог о театре)
«Все театры советую положить в гроб. Ленин»
Из телефонограммы Луначарскому 26 августа 1921 года.
ПСС,т.53, стр.142.

«Оставить из оперы и балета лишь несколько
десятков артистов на Москву и Питер для того, чтобы
их представления (как оперные, так и танцы) могли
окупаться, т.е. устранением всяких крупных
расходов на обстановку и т.п.
Ленин»

В.М. Молотову для Политбюро ЦК РКП (б) 12 января 1922 г.
ПСС, т.54, стр.110.

В декабре 2000 года Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской (Казачий драматический театр) города Новочеркасска отмечал свое 175-летие. На юбилейную ретроспективу спектаклей театра были приглашены наши театральные обозреватели Наталья Смирнова и Александр Хавчин. Увиденное дало повод к диалогу, который выходит за пределы внутритеатральной жизни.

Краткая справка

Донской театр драмы и комедии им. В. Ф. Комиссаржевской был образован в 1825 году. Па его сцене работали талантливейшиe представители русского театрального искусства — Н.Х. Рыбаков, В. Н. Андреев-Бурлак, А. П. Ленский, М. Т. Иванов-Козельский, Н. II. Рощин-Инсаров и др. В 1891- I894 г.г. Новочеркасский театр снимало Товарищество артистов, во главе которого стоял известный режиссер и актер Н. Н. Синельников. В 1893 году в Новочеркасске впервые на профессиональной сцене дебютировала великая русская актриса В. Ф. Комиссаржевская. Большую роль в становлении театра в советский период сыграл известный драматург К. А. Тренев. Народные артисты России П. С. Вельяминов и В. П. Телина, впоследствии известные зрителям по работе в кино, работали в Новочеркасске. В 1964 году Новочеркасскому драмтеатру было присвоено имя Веры Федоровны Комиссаржевской. В 1991 году театр получил второе название — «Казачий драматический театр», одна из главных задач театра — возрождение казачьей культуры. В 1992 году при театре открыт филиал Ярославского государственного театрального института. В 1998 году Донской театр драмы и комедии им. В. Ф. Комиссаржевской в числе 35 российских театров и организаций культуры был награжден призом «Золотая пальма » (г. Париж), а в 1999 году вошел в рейтинг лучших театральных коллективов России и был награжден специальным отличительным призом «Гран-при».

«Я вижу величие даты — 175 лет театру Новочеркасска — в том, что ни разу за этот почти двухвековый отрезок времени не иссякал живительный источник духовности в городе. Он был в душах людей, работавших в разном качестве в театре. Он был в душах людей, стремящихся в свой, иногда очень захудалый театр, в качестве зрителей. Он был в душах людей власть предержащих, которые в самое трудное время находили возможности сохранить в городе театр. На 176-м году своей жизни Новочеркасский театр живет интересной напряженной жизнью: у него огромный творческий потенциал и великое будущее. Я верю в это!»
Л.И.Шатохин, художественный руководитель театра

Наталья. Театр я люблю, но хожу туда крайне редко. Боюсь, что покажут что-нибудь фальшивое, бездарное, пошлое, а от плохого спектакля впечатление почему-то гораздо сильнее, чем от фильма. Осадок остается на месяцы, если не на годы. И тут приглашение в Новочеркасский театр. А я, честно говоря, о нем до сей поры ничего не знала и спектаклей не видела. Было опасение, когда ехали на первый спектакль — «Кровавая свадьба» Ф.Г. Лорки. Входим, а это не театр, а какой-то ледяной дом. Несколько зрителей проникли в зал вопреки запрету пожарных, сидят в шубах. И мы приготовились терпеть. Но только начался спектакль, как стало ясно: театр — настоящий. Актеры не только хорошо играют, они великолепно движутся, танцуют. А как поют! Истинное фламенко! Совсем юные и зрелые артисты работают в ансамбле. Никто не «тянет одеяло на себя». Хотя мне больше всего запомнилась Мать — И. Шатохина (потом в других спектаклях она тоже играла — и оказалась настолько разноплановой актрисой, что даже узнать ее каждый раз удавалось не сразу). И еще поразило, что в зале зрителей не больше, чем актеров на сцене, а они играют на таком накале, будто перед ними полный зал взыскательной публики.

Второй спектакль был «Ретро» А. Галина. Опасная пьеса. Легко скатиться в фарс, дурное комикование. (Этим, между прочим, меня оттолкнули навсегда столичные гастролеры, которые едут с «чесом» в провинцию и считают, что для этой публики нужна клоунада.) Дочь-москвичка перевезла к себе из деревни старого отца и вместе с мужем задумала найти ему жену. Приходят три пожилые женщины — непредвиденно в одно время. Очень хочется назвать фамилии актеров старшего поколения, участвующих в спектакле: В. Иванкова, Э. Красовская, Л. Грузина, А. Иванков. Все они сумели удержаться на грани риска, были смешными, глуповатыми, трогательными, с актерскими (а может, режиссерскими) тонкими находками, но без шутовства. И опять — стройный ансамбль. Зрителей на этот раз было много. Чудесная у этого театра публика: реагируют точно, уместно, благодарно. После спектакля не бегут к выходу, а стоят и аплодируют, несколько раз вызывая артистов.

Александр. Может, не надо так подробно рассказывать о каждом виденном спектакле? Я бы хотел сказать в общем: театр небольшого (меньше 200 тысяч жителей) города приятно удивляет высокой КУЛЬТУРОЙ. Что такое «культурный» театр? Хорошо, умно подобранный репертуар, ни одной пьесы «модной», явно рассчитанной на то, чтобы потрафить публике… Далее, актерский ансамбль. Провинциальные театры обычно не тем отличаются от столичных, что в одних плохие актеры, в других — хорошие, а тем, что в маленьких городах все действие строится в расчете на двух-трех «звезд», обслуживаемых остальным составом. А в Новочеркасском театре каждый исполнитель, даже невеликого дарования и в невеликой роли, вполне понимает «свой маневр», свое место, свою задачу и влагает душу в то, чтобы ее выполнить. Ты обратила внимание, что во время своих пауз исполнители не «отключаются» от действия, а продолжают жить, общаться с партнерами, реагировать на происходящее?

И еще: этому театру свойственно понимание стиля, жанра, эпохи. «Ретро», о котором ты говорила, и шекспировская комедия «Сон в летнюю ночь», и «Кровавая свадьба», и «Беда от нежного сердца» — как будто разными режиссерами поставлены, разными труппами сыграны!

А собственно, надо ли так удивляться и умиляться тому факту, что в Новочеркасске мы видели Настоящий Хороший Театр и работы настоящего режиссера — Творца, Мастера? Кто сказал, что таковые водятся только в столицах?!

Наталья. Я всегда предполагала, что у нас пресса и телевидение создали ложное представление о превосходстве — по определению — столичных театров и актеров. А в провинции можно встретить театральный уровень выше многих столичных образцов. И нужно назвать имя Леонида Ивановича Шатохина, который уже десять лет руководит театром и создает на сцене этот эфемерный, яркий мир, глядя на который зритель поднимается над серостью, монотонностью, провинциальностью, бедностью и хотя бы два часа живет страстями, которых, быть может, и не узнал бы никогда в обычной жизни, или вдруг обнаруживает, что способен испытывать такие тонкие оттенки чувств, о которых не подозревал. Вот что может сделать хороший театр. Чего мы, собственно, и ожидаем, когда идем туда. Но тут я вспоминаю, что здание театра в аварийном состоянии уже несколько лет, что там плохо топят, от этого неуютно. А самое печальное — то, о чем год назад уже писала в нашей газете Людмила Фрейдлин («Ползучий крах», «ЛГ-Юг России» № 1-2, 2000 г.): в руководстве города всерьез обсуждалась идея закрыть театр и превратить его здание в центр шоу-бизнеса. Все здание театра отдать Дому культуры, который сейчас занимает несколько комнат. И проводить в фойе дискотеки — доходней оно и прелестней. Ничего не имею против дискотеки, однако она относится к физкультуре, а не к культуре. Юным попрыгать полезно и приятно. Но не всегда же выбирать для отдыха безмозглые формы.

Кстати, вслушайся в смысл привычного словосочетания «дом культуры». Оно из того же ряда, что «изба-читальня», «красный уголок» и т.п. Вокруг темнота и бескультурье — а тут КУЛЬТУРА в одном отдельно взятом доме. Атрибут наивного и давно прошедшего времени…

Если люди нуждаются в клубах по увлечениям — на здоровье. Но зачем профессиональный театр и самодеятельность объединять в одном здании? Да еще пытаться выкинуть из помещения хозяев — театр, которому здание принадлежит… Но мне представляется, что возможен некоторый компромиссный вариант. Если театр расширит время пребывания в нем зрителей, создаст им возможность общения до и после спектакля, это не будет ему в ущерб; возможно, даже принесет — со временем — чаемый городскими властями доход. Сейчас уже делается что-то подобное, имею в виду кабаре «Арлекин». Но для этого нужно сначала привести здание в такое состояние, чтобы приятно было долго находиться в нем. А не кутаться в шубу, с сочувствием разглядывая одетых в кисею актеров.

Александр. В «Трех сестрах» Чехова упоминается, что в городе, где происходит действие, сто тысяч населения — и есть театр. В болгарском Плевене, городке вполне сопоставимом по масштабам с Новочеркасском, есть и драматический театр, и кукольный, и опера (!! — В миллионном Ростове оперный театр только-только появился). После этого как-то неловко говорить об уникальной нашей культуре и великой духовности. Ведь в «классический» советский период — 30-70-е годы — почти не появлялись новые театры, но, кажется, никому не приходило в голову закрывать старые, и «убыточность» театрального искусства воспринималась как естественное и должное.

Наталья. Владимир Ильич не успел положить в гроб театры, особенно оперу и балет, которые он считал буржуазным искусством. А после него никто не покушался на театры. И я думаю, вот почему. Общеизвестно, что Сталин к театру был неравнодушен. Смотрел «Дни Турбиных» во МХАТе много раз, любил оперу. Вкусы у него были не самые утонченные, но все же и сам к культуре стремился, и всех заставлял. Полиграфы Полиграфовичи Шариковы, сделавшие большую партийно-государственную карьеру, поджали хвост и ходили как миленькие в театры по примеру Хозяина. И долго-долго еще после его смерти по инерции театры получали государственную поддержку, несмотря на свою недоходность. Но насильно культурным не будешь. А теперь слишком многое — сама жизнь — стало зависеть от людей, которые считают: право на существование имеет только то, что приносит доход. Если так смотреть, то лучше всего заниматься наркотиками, торговлей оружием, поддельной водкой. Или — из менее криминального — содержать казино, сауны, «массажные» салоны.

Александр. Сейчас искусство, в лице своих деятелей и учреждений, вынуждено постоянно оправдываться и доказывать свое право… ну, не на существование, конечно, но на серьезную поддержку общества, государства.

Я охотно допускаю, что кто-то из отцов города в полной душевной простоте искренне не понимает, зачем надо тратить деньги налогоплательщиков на содержание огромного здания, зарплату работникам театра и прочее, если это здание может не «потреблять», а приносить доход. Так и слышу возмущенный голос:

— Как не стыдно требовать на костюмы и декорации, когда людям не хватает на хлеб?! Не лучше ли на те средства, что бесцельно проедаются театром, сделать что-то действительно полезное горожанам?!

Наталья. Это еще Александр Сергеевич отметил: «Тебе бы пользы все — на вес кумир ты ценишь Бельведерский. Ты пользы, пользы в нем не зришь». И у Дюма описано, как к французскому министру финансов (Кольберу, кажется) пришел один деятель культуры просить аванс, мотивируя тем, что «мне ведь нужно жить». Министр ответил: «Не вижу в этом государственной необходимости». Так и наши новые-старые начальники вдруг раскрепостились и не видят необходимости тратить деньги на им самим не нужное искусство.

И министр, и они ошибаются. Есть государственная необходимость в существовании тонкой пленки культурного слоя. Без нее начинается деградация всей культуры, а затем и государства.

Александр. И увы, если руководители сами не понимают, что вложение капитала в хороший театр — одно из самых разумных и эффективных для общества, вряд ли кто-то сможет их в этом убедить. Хотя хороший театр — назову первое, что приходит в голову — в каком-то смысле лишает работы инспекцию по делам несовершеннолетних, отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и т.д. И это только на первый случай. Зависимость здесь прямая, но неявная, отдаленная по времени. А главное, по разным строчкам бюджета идет финансирование культуры и правоохранительных органов… Поэтому куда легче добиться строительства новой исправительной колонии, чем «чего-нибудь культурного».

Наталья. Театр — место недоходное почти всегда и везде. Хотя это искусство доступное и демократичное; не сравнить с симфонической музыкой и всякими сложными видами искусства, требующими специальной подготовки. Все равно он нуждается в поддержке государства (а на спонсоров в наших условиях рассчитывать наивно. Казаки, видать, тоже не спонсоры, спасибо им хотя бы за моральную поддержку).

Новочеркасский театр выступает в роли просветительской. Она тоже чрезвычайно важна. Именно там зрители знакомятся с мировой классикой, не знать которую просто неприлично, а узнать больше негде (по телевизору теперь сериалы, канал «Культура» нам недоступен). Такая миссионерская функция — особенность единственного театра в небольшом городе. За одно это его нужно беречь и холить. Да еще городу повезло, что во главе театра такая многогранная личность, как Шатохин. Он и художественный руководитель, и режиссер всех спектаклей, и незаурядный актер, и руководитель филиала Ярославского театрального института — его студенты одновременно и его актеры. Театр зовут на гастроли в Москву и в Питер. Шатохина пытаются сманивать в другие города. А здесь от него требуют предъявить диплом режиссера (он по диплому актер), ехать куда-то учиться. Станиславский, Товстоногов, Марк Захаров остались бы в Новочеркасске без работы — тоже дипломы не те. «Не для житейского волненья, не для корысти, не для битв» рождены творческие люди. А Шатохин вынужден решать нетворческие, административные проблемы и еще бороться за выживание самого театра. «Почему он все это делает? Что с этого имеет?» — наверно, эта мысль свербит тех начальников, которые мечтают «положить в гроб» недоходный театр.

Александр. Допустим, мы сумеем доказать, что театр ИМЕЕТ ПРАВО быть убыточным. Однако, возвращаясь к конкретной ситуации, мы должны ответить еще на один неприятный вопрос: «Почему хороший театр не очень большого, но не такого уж маленького города сам себя НЕ МОЖЕТ прокормить?»

Мешает конкуренция других форм культурного досуга? Ну, как вариант: профессор не идет на спектакль потому, что слушает запись симфонии или смотрит по «видику» фильм Антониони. Не верю! Потребность в «живом» зрелище, в соучастии ничем не заменима. Иначе не заполняли бы люди Дворцы спорта ради встречи с поп-звездой, заведомо зная, что петь она будет под старые, всем давно известные фонограммы. И скорее не для слушанья приходят на эти концерты, а… Чтобы отметиться, обозначить свой статус («Я вчера был на Пугачевой, сидел в пяти метрах от мэра»).

Наталья. Вот я скажу с позиции чисто женской. Так приятно было бы выходить в свет в красивом платье! У нас же некуда пойти нарядно одетой, в вечернем туалете. И эта женская слабость, если сыграть на ней, может дать театру дополнительный способ привлечения публики. Представь: после спектакля публика рассаживается в фойе, где устроено артистическое кафе. Актрисы переодеваются во что-то роскошное, выходят тоже, садятся за столики. Зрители счастливы видеть так близко своих кумиров. Шампанское рекой! Мы чувствуем себя светскими людьми.

Александр. Это невинное желание имеет, конечно, лишь косвенное отношение к эстетическому воспитанию. Но… По-моему, это очень хорошо, когда театр становится чем-то вроде клуба интеллигентных или считающих себя таковыми людей (разумеется, имею в виду не интеллигенцию в узком смысле слова). Вот на филармонических концертах антракты длинные, хотя в этом нет технической необходимости, не надо менять декорации и т.д. Это делается нарочно — чтобы публика имела возможность пообщаться, точнее, утвердить себя как некую общность.

Наталья. Людям иногда хочется провести вечер в культурном месте и при этом на других посмотреть, себя показать. Театр в таком городе, как Новочеркасск, может быть центром светской жизни. Где ж еще собираться приличной публике? Вот в Рыбинске в 2000-м году театр тоже отпраздновал свое 175-летие. Так в городе это было событием! В ознаменование его даже выпустили шоколад с цветными фотографиями сцен из спектаклей на коробке. А в Новочеркасске на вечере в честь 175-летия театра присутствовали только руководители казачьих организаций. Первые лица города отправились в это время на конкурс парикмахеров! Вероятно, сочли это событие более важным для культуры… Тут уже ясны культурные, так сказать, приоритеты. Театр а-а-ат-меняется! Вместо него — дискотека! Вынесенный в эпиграф завет Ильича вдруг начали претворять в жизнь. (Кстати, с того времени кое-что изменилось: выбрали другого мэра, сменились люди в руководстве; есть надежда на улучшение отношения к театру.)

Александр. Хождение в театр, как нетрудно понять, для новочеркассцев, хотя бы для городской элиты, не стало знаком хорошего тона. А не ходить на премьеры — не стало как бы неприличным для лица, входящего в определенное сословие.

Если мэр, ректор университета, генеральный директор считают «культпоходы» делом естественным, привычным, необходимым, за ними начнут тянуться другие. И пусть поначалу для кого-то это будет подражанием «через силу» и вопреки истинным глубинным потребностям души — ничего, даст бог, привыкнут, приучатся получать удовольствие. А уж детишки наверняка станут завзятыми театралами. Традиции надо создавать, традиции! Без традиций культуры не существует!

Наталья. Ты хочешь сказать — воссоздавать? Ведь это все было. Ходили в театры, посещали премьеры, и это было праздником. И остается еще публика, хранящая и передающая детям эту традицию. Только должен быть такой Театр, который побеждает нежелание вылезать вечером из дому, который сильнее наркотика телеящика… Театр, который дает такое, чего нам не хватает в жизни. Театр в Новочеркасске это умеет. Вот если бы я была не я, а богатая женщина с машиной, я бы из Ростова ездила в Новочеркасск раз или два в неделю и посмотрела бы все тридцать спектаклей из репертуара театра — для подъема духа. Потому что именно это слово — духоподъемность — объединяет разноплановые спектакли театра.

___________________________________________
© Хавчин Александр, Смирнова Наталья