Рабочая группа конференции «Общественность Дона против РоАЭС» обратилась к депутатам Законодательного собрания Ростовской области с просьбой внести на рассмотрение проект постановления ЗС «Об обращении Законодательного Собрания Ростовской области «К депутатам Государственной Думы РФ от Ростовской области по вопросу предотвращения ввоза в Россию из-за рубежа облученных тепловыделяющих сборок». В проекте постановления, подготовленного рабочей группой, предусматривается,к роме принятия обращения, решение направить в ГосДуму РФ выводы двух постоянных комиссий о нецелесообразности поддержки одного из законопроектов. Такие выводы депутатами ЗС были сделаны еще в 2000 году, когда проект Закона «О внесении изменений в статью 50 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» поступил в представительный орган власти Ростовской области из Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. Однако на этот раз депутаты что-то не спешат с ответом в ГосДуму. Заместитель председателя ЗС области Николай Шевченко сообщил представителям рабочей группы, что «поправок к указанным законопроектам Законодательное Собрание не направляло». Помощники депутата Ольги Борзовой, главврача областной детской больницы, всячески старались отговорить общественников от обращения именно к ней,а когда все их доводы были исчерпаны, заявили, что депутата до 1 марта в Ростове не будет. Заседание ЗС намечается на вторую декаду марта. Учитывая, что при желании депутаты ГосДумы могут отклонить законопроекты даже в третьем чтении, экологи надеются на то, что областные депутаты все-таки к этому времени определятся.
Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!
21 декабря 2000г. депутаты Государственной Думы РФ приняли в первом чтении три законопроекта, позволяющие ввозить, хранить и перерабатывать в России отработанное ядерное топливо (ОЯТ) из других стран.
Ни одна страна в мире не хранит на своей территории смертоносные отходы, в лучшем случае, перерабатывает и возвращает. Даже в Намибии запрещено заниматься подобного рода бизнесом. Все страны ищут способы избавления от ядерного «добра».
Заверения министра по атомной энергии Адамова о том, что наша страна в случае принятия этих законопроектов получит большие доходы, в лучшем случае, беспочвенны. Доходы получит не Россия, а министерство по атомной энергии, которое в настоящий момент не может заплатить даже тем, кто строит Ростовскую атомную станцию. А таких станций в ближайшие 30 лет планируется построить еще 29. Вот на что пойдут 20 млрд. долларов, на которые рассчитывает Адамов. Будущие атомные станции, в свою очередь, породят новые проблемы с ядерными отходами, а в случае ввоза чужих, уже через 2 года их девать будет некуда.
В настоящий момент ПО «Маяк» из-за сложной экологической ситуации в регионе вместо положенных 400т ОЯТ перерабатывает 200т. Строить новые заводы по переработке наше государство не может- у нас сейчас нет соответствующих технологий и оборудования, которое за колоссальные деньги только можно купить за рубежом. Если запускать такие заводы, то львиная доля обещанных средств уйдет только на это.
Так что никакой переработки чужого ОЯТ не будет-будет только хранение. Именно поэтому в предложенном атомными лоббистами законопроекте «О внесении дополнения в статью 50 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» записано: на временное хранение и (или!) переработку.
7 млрд. долларов Минатом тоже по-своему потратит на экологические программы. Уже не один раз было заявлено, что проблемы реабилитации загрязненных территорий Южного Урала можно решить, построив там…атомную станцию.
Ежегодно в России прибавляется 700 т ОЯТ. По начальной радиоактивности это многократно превышает чернобыльский выброс. Продолжается закачка жидких РАО под землю на производственных площадках Красноярска-26, Томска-7, в районе Димитровграда. И кто может дать гарантию, что не придет кому-то в голову захоронить радиоактивный мусор в отработанных шахтах Ростовской области?
Все это известно депутатам Государственной Думы, тем не менее, 15 депутатов от Ростовской области в первом чтении проголосовали «за» принятие законопроектов или не голосовали.
Просим Вас, уважаемые депутаты Законодательного Собрания, учитывая то, что в начале 2000 года постоянные депутатские комиссии ЗС вынесли решение считать принятие законопроекта «О внесении изменений в ст.50 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» нецелесообразным, направить это решение в Государственную Думу РФ а также обратиться к депутатам Государственной Думы от Ростовской области с просьбой сделать все возможное с их стороны по недопущению принятия вышеупомянутых законопроектов во втором чтении.
Члены рабочей группы конференции
«Общественность Дона против РоАЭС»
И.Перцева, В.Зяблин,Т.Перебайлова
12 февраля 2001г.
Рабочая группа конференции «Общественность Дона против РоАЭС» подготовила письма на имя депутатов Законодательного Собрания Черкасова, Саввиди, Колесникова, Борзовой с просьбой внести на рассмотрение ЗС РО проект постановления «Об обращении «К депутатам Государственной Думы РФ от Ростовской области по вопросу предотвращения ввоза в Россию из-за рубежа облученных тепловыделяющих сборок».
Экологи просят законодателей Ростовской области призвать депутатов ГосДумы не поддерживать во втором чтении законопроекты, направленные на ввоз в Россию с целью хранения и переработки зарубежного ОЯТ, а также направить в ГосДуму решение постоянных комиссий ЗС, в 2000г. признавших нецелесообразным оказание поддержки законопроекту «О внесении изменений в ст.50 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».
Если до 22 февраля заседание Законодательного Собрания не состоится, то реализовать протест депутаты ГосДумы могут в третьем чтении, т.к. законопроект не подлежит дальнейшему рассмотрению, если он не принят депутатами в третьем чтении.
31.01.2001 № П-25/22/27
копия: Председателю
рабочей группы конференции
«Общественность Дона
против РоАЭС»
Перцевой И.И.
Уважаемый Борис Михайлович!
По поручению Совета Безопасности Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по атомной энергии концерн «Росэнергоатом» рассмотрел Ваше обращение о строительстве Ростовской АЭС и сообщает.
В соответствии с решением о включении в сводку затрат на завершение строительства и ввода в эксплуатацию блока №1 Ростовской АЭС, затрат на «Первоочередные мероприятия гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций», утвержденное заместителем министра по атомной энергии Е.А.Решетниковым, решено включить в состав сводки затрат на завершение строительства и ввода в эксплуатацию блока №1 Ростовской АЭС следующие объекты:
1.Убежище на 1200 человек
2.Дооборудование убежища под административным корпусом и создание временного защищенного пункта управления противоаварийными действиями
3.Дооборудование убежища под зданием Караула
4.Локальная система оповещения
5.Площадки и автодороги промплощадки
6.Световая маскировка промплощадки
7.Разработка дополнительного раздела Проекта «ИТМГО МПЧС»
8.Дооборудование убежища в г.Волгодонске под создание временного защищенного пункта управления противоаварийного действия города
9.Складская база ГО
Всего на сумму 13168,51 тыс.руб в ценах 1991 года.
Настоящее Решение составлено на основании и в соответствии со следующими документами:
-приказа Минатома России от 09.10.95г. №391 «О дополнении графиков техперевооружения и модернизации энергоблоков атомных электростанций»
-приказа Концерна «Росэнергоатом» от 13.11.95г. №175 «О мероприятиях по повышению устойчивости функционирования атомных станций»
-экспертного заключения МСЧ России от 14 октября 1997г.
-программы мер по устранению отступлений ИТМ ГО от требований НТД, согласованной с МЧС России и утвержденной Заместителем министра Российской Федерации по атомной энергии Е.А.Решетниковым ,1998г.
-тактико-технического задания на разработку раздела «ИТМГО МПЧС района размещения Ростовской АЭС»,согласованного начальником Главного управления по делам ГО и ЧС Ростовской области Г.И.Бахаревым и утвержденного Директором РоАЭС В.Ф.Погорелым 27.01.2000г.
-Решения протокола №1(13) совещания на РоАЭС оперативного штаба по консервации первого энергоблока РоАЭС от 27.01.2000г.
На данном этапе Нижегородским институтом Атомэнергопроект разработана проектно-сметная документация, завершена отрывка котлована под убежище на 1200 человек. В убежище под административно бытовым корпусом ведутся работы на гравийном охладителе.
Концерном «Росэнергоатом» 19 января 2001 года в Госатомнадзоре России получена лицензия на эксплуатацию первого энергоблока Ростовской АЭС за номером №ГН-03-101-0582.
Исполнительный директор
Ю.Е.Яковлев
Не один раз общественность Дона обращалась в Генеральную прокуратуру РФ по вопросу размещения и строительства Ростовской атомной станции.
1.В 1998 году Генеральная прокуратура провела проверку соблюдения законодательства по этим вопросам, установив, что «выбор площадки под строительство РоАЭС не соответствует законодательству».
2.На настоящий момент постановление Правительства РФ №1026 от 28.12.1992г. о продолжении консервации объекта не отменено, кроме того,16 сентября 1999г. Законодательное Собрание Ростовской области приняло постановление, подтвержающее решения облСовета народных депутатов 1990 и 1992 годов о прекращении строительства.
3.Однако,строительство Ростовской АЭС идет семимильными шагами.На запрос в Генеральную прокуратуру рабочей группы конференции «Общественность Дона против РоАЭС» от 18 апреля 2000г. о законности проводимых на атомной станции строительных работ начальник управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Ростовской области старший советник юстиции Л.В.Савина ответила, что «все решения относительно проведения работ на атомной станции, введения ее в эксплуатацию принимаются Министерством РФ по атомной энергии в соответствии с Программой развития атомной энергетики РФ на 1998-2005 гг. и на период до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства РФ №815 от 21.07.98г.»
Следует отметить, что вызывает сомнение то, что ссылка на вышеназванную программу правомерна. Действительно, согласно ст.9 Закона РФ «Об использовании атомной энергии»,определяющей полномочия Правительства РФ в области использования атомной энергии, Правительство РФ «организует разработку и обеспечивает выполнение федеральных целевых программ».Утверждает же федеральные целевые программы в этой области, согласно ст.8, Федеральное Собрание РФ. «Программа развития атомной энергетики РФ на 1998-2005гг. и на период до 2005 года» Федеральным Собранием РФ не утверждалась, не имеет статуса закона и поэтому, на наш взгляд, не может служить основанием для продолжения строительства Ростовской атомной станции.
4.В конце декабря 2000г. комиссия Госатомнадзора проверила готовность 1-го энергоблока Ростовской АЭС к физическому пуску. Был выявлен ряд серьезных замечаний природоохранного характера. Эти замечания отражены в соответствующем акте Госатомнадзора. Согласно ст.44 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» «ввод в эксплуатацию предприятий,сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом».Учитывая,что все изложенные в акте Госатомнадзора мероприятия должны быть выполнены до физического пуска 1-го энергоблока, сам пуск может состояться не ранее окончания всех запланированных работ,т.е. не ранее IV квартала 2003 г.
СМИ Ростовской области оповестили население, что физический пуск атомной станции состоялся. В газете «Волгодонская правда» от 23.01.01г. была опубликована статья гл.редактора региональной службы информации Ростовской АЭС Егора Обухова «Есть физпуск!»,в которой сообщается о том,что лицензия на эксплуатацию 1-го энергоблока выдана Госатомнадзором 19 января 2001г.,а с 21 января Ростовская АЭС «вступила в строй действующих атомных станций России».Как следует из письма № П-25/22/27 от 31.01.2001г. исполнительного директора Ю.Е.Яковлева, лицензия на эксплуатацию первого энергоблока Ростовской АЭС за номером №ГН-03-101-0582 концерном «Росэнергоатом» действительно получена. Таким образом, по нашему мнению, нарушена статья 44 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».
Просим Вас разобраться в вышеперечисленных моментах, вынести протест и сообщить о результатах рассмотрения по адресу:344091,г.Ростов-на-Дону,п/я 1173,Перцевой Ирине Ивановне.
Приложение: 1.Письмо Генерального прокурора РФ «О результатах проверки соблюдения законодательства при строительстве Ростовской АЭС» №7/4-1-1400-97 от 12.01.98г. на 2 листах;
2.Решение ростовского областного Совета народных депутатов 2 сессии 21 созыва «Об общественно-политической ситуации вокруг строительства Ростовской АЭС» от 28.06.90г. на 2 листах;
3.Решение малого Совета ростовского Областного Совета народных депутатов №51 от 25.03.92г. «О перспективах развития топливно-энергетического комплекса области на период до 2010 года» на 1 листе;
4.Письмо начальника управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов старшего советника юстиции Л.В.Савиной №7-334-97 от 15.05.2000г. на 1 листе;
5.График выполнения и компенсирующие мероприятия по устранению замечаний «Акта по результатам проверки комиссией Госатомнадзора России готовности энергоблока №1 Ростовской АЭС к физическому пуску»,касающихся природоохранной деятельности на 3 листах;
6.Статья Егора Обухова «Есть физпуск!»,»Волгодонская правда»,23 января 2001г. на 1 листе;
7.Письмо исполнительного директора концерна «Росэнергоатом» Ю.Е.Яковлева №П-25/22/27 от 31.01.2001г. на 2 листах, всего на 12 листах.
Председатель рабочей группы конференции
«Общественность Дона против РоАЭС»
И.Перцева
Председатель ростовского отделения МОД
«За безъядерный Дон»
В.Зяблин
Председатель межрегионального
общественного движения «За безъядерный Дон»
И.Резникова
14.02.01г.
_______________________________________________
© Ирина Перцева, председатель рабочей группы конференции
«Общественность Дона против РоАЭС»