Физтех станет инкубатором для менеджеров интернет-проектов

Жизнь студентов может стать разнообразнее, а перспективы — радужнее. С этого семестра в Московском физико-техническом институте начинаются занятия по новой специальности «Интернет-технологии и управление интернет-проектами».

Появилась эта специальность благодаря совместной программе МФТИ и компании «Интернет-инкубатор». «Ведущие российские университеты, такие как МФТИ, научились готовить очень хороших программистов и инженеров, — говорит директор «Интернет-инкубатора» Андрей Вакуленко. — Но квалифицированных менеджеров по-прежнему не хватает. А менеджеров, которые в состоянии глубоко вникнуть в технологию интернет-проекта, руководить созданием сложного технологичного бизнеса, создать программный продукт и продвинуть на рынок, буквально единицы. На нашей кафедре мы будем готовить будущих менеджеров интернет-проектов и технологических директоров (СTO) для новой экономики».

Конкурс для кандидатов на новую специальность был жестким. Из 50 студентов, подавших заявления, после тестов по программированию, деловой игры и многоступенчатых интервью было отобрано 12 человек. Фундаментальные знания студенты, обучающиеся по новой специальности, как и все остальные, будут получать на общеинститутских и факультетских занятиях, а специальные курсы, такие как «Технологии создания программных продуктов», «Финансовый анализ» или «Интернет-маркетинг», будут вести ведущие сотрудники «Интернет-инкубатора» и других высокотехнологичных компаний.

Каждый студент, обучающийся по данной специальности, станет руководителем и совладельцем собственного интернет-проекта. Руководство «Интернет-инкубатора» рассчитывает, что эти проекты должны развиться в прибыльный бизнес. По словам декана факультета прикладной математики и экономики МФТИ Сергея Бирюкова, выпускники Физтеха легко получают работу как в России, так и за рубежом. Причем в последнее время преимущественно за рубежом, куда люди уезжают, достигнув на родине потолка карьерного и профессионального роста. А квалификация, полученная студентами благодаря данной программе, по мнению Сергея Бирюкова, позволит им сделать успешную карьеру в России.

Алексей Кулешов, 14 февраля 2001 г.

MIT откроет в Индии гигантскую медиалабораторию

Массачусетский технологический институт и правительство Индии планируют открыть азиатскую медиалабораторию, сообщила в четверг онлайновая версия Wall Street Journal, сославшись на анонимный источник в индийском правительстве. В проект, призванный оказать региону помощь в техническом развитии, планируется вложить 500-1000 млн $ в течение десяти лет. 20% расходов возьмет на себя правительство Индии. Остальное внесут частные спонсоры, подобранные им совместно с MIT.

Медиалаборатория MIT, основанная в 1985 году, занимается широкомасштабными и часто нетрадиционными исследованиями. Почти целиком она финансируется корпорациями, в том числе Motorola и Intel. В прошлом году MIT открыл европейскую медиалабораторию в Ирландии.

Исполнительный директор Media Lab Вальтер Бендер сказал Wall Street Journal, что переговоры с индийским правительством ведутся, но окончательно вопрос еще не решен. Годовой бюджет Media Lab Asia в 50-100 млн $ превышает бюджеты американской и европейской медиалабораторий.

ZDNet UK (Reuters), 15 февраля 2001 г.

Читатели предпочитают книги на бумаге — пока…

Несмотря на выход на неосвоенный пока рынок электронных книг нескольких мощных компаний, громоздкие и дорогие устройства, которые к тому же, принимая ванну, нельзя ронять, продаются с большим трудом.

«Электронная книга читается точно так же, как обычная… но с меньшим удовольствием, к тому же она дороже и тяжелее, — констатирует аналитик Jupiter Research Роберт Герцберг. — Маркетинговым идеям не за что зацепиться».

Пока от многообразного мира традиционных книг удалось отлучить немного читателей. На фоне американского рынка потребительской электроники объемом в 96 млрд $ или издательского рынка продажи устройств e-book не заметны. Отчасти потребителей отталкивает цена — тексты для e-book не дешевле обычных книг, а устройства стоят 100 $ и дороже, да и весят как приличный том в твердом переплете. Читатели жалуются также на недостаточно широкий выбор книг в цифровом формате; кроме того, читать с экрана размером не больше книжки в мягкой обложке (3х4,75 дюйма) неудобно.

Сами тексты существуют в разных форматах, и их загрузка тоже может оказаться проблематичной. Например, цифровые книги в формате Microsoft Reader сначала нужно занести в ПК или лаптоп и только после этого перенести в карманное устройство. Аналитики считают, что электронные книги, скорее всего, станут применять не для чтения, а в качестве учебников или справочников, так как они позволяют легко искать информацию по ключевым словам и редактировать записи. На прошлой неделе молодая софтверная компания Rovia подписала крупное соглашение с издателем учебников Houghton Mifflin о распространении материалов в онлайне.

Однако потенциальный рынок электронных книг достаточно велик. Если сегодня, по данным Jupiter Research, число электронных устройств для чтения, используемых в США, составляет всего 100 тыс. шт., то к 2005 году, когда упадут цены и улучшится качество, число пользователей, по прогнозу Jupiter, вырастет до 1,9 млн. К этому времени объем рынка составит 7,8 млрд $, а не 838 млн $, как теперь. Объем продаж книг, изданных в цифровом формате и предназначенных для чтения на специальных устройствах, увеличится с 12 млн $ в этом году до 251 млн $ в 2005 г. «Из-за высоких цен распространение этой технологии, по нашему мнению, будет относительно медленным», — говорит Герцберг.

По словам директора аналитической фирмы Envisioneering Group Ричарда Доэрти, более широкому использованию электронных книг также препятствуют проблемы, связанные с авторскими правами. Возможно, что повышению качества устройств будут способствовать предложенные фирмой Sony дисплеи на основе органического электролюминесцентного материала, массовое производство которых компания планирует начать в 2003 году.

Сегодня на рынке электронных книг лидируют устройства eBookMan компании Franklin, включающие также дневник и календарь и способные воспроизводить цифровую музыку, и устройства REB 1100 и REB 1200 компании RCA — подразделения французской Thomson Multimedia. Электронные книги можно читать и на персональных или карманных компьютерах, таких как Palm. В начале 2000 года двери этого бизнеса были широко открытыми и за лидерство боролись небольшие компании вроде Glassbook и Softbook Press. Но к началу этого года контроль над наиболее популярным ПО и аппаратурой электронных книг захватили Microsoft, Adobe Systems и Gemstar-TV Guide International. По данным Microsoft, ее ПО Microsoft Reader с момента начала продаж в августе разошлось более чем в 750 тыс. копий. Adobe выпустила свою программу Acrobat eBook Reader 29 января.

Ян Симпсон, 10 февраля 2001 г.

FineReader уместился в ручке

Во вторник шведская фирма C Technologies и российские компании ABBYY и Galaxy Computers (дистрибутор C Technologies) совместно объявили о завершении интеграции системы распознавания текста FineReader и словаря Lingvo в сканирующую ручку C-Pen и начале ее продаж в России.

C-Pen представляет собой портативный сканер с возможностью распознавания и пословного перевода отсканированного текста. Устройство весом 80 г и длиной 14 см легко помещается в руке. С его помощью, например, в библиотеке можно отсканировать и сохранить в памяти около 2 тыс. страниц текста. Ввод изображения с частотой 100 кадров в секунду осуществляется с помощью миниатюрной цифровой камеры, заменяющей перо. Отсканированная информация сохраняется в памяти ручки в виде обычного текстового файла и может быть передана в компьютер через последовательный или инфракрасный порт. Этим же устройством можно воспользоваться и для перевода, например, меню в ресторане.

C-Pen построена на процессоре Argus CT-100 с тактовой частотой 72 МГц и использует операционную систему ARIPOS — то и другое собственной разработки C Technologies. В конструкцию входят также флэш-память емкостью 6 Мбайт (для модели C-Pen 600МХ, которая и будет поставляться в Россию), оперативная память емкостью 512 Кбайт и четырехстрочный ЖК-дисплей. Питается устройство от двух пальчиковых батарей, которых, как утверждает компания, должно хватать на три-четыре недели.

Первая модель C-Pen (на базе процессора StrongArm 100 МГц) появилась на рынке еще в 1998 году и могла распознавать текст на девяти языках. Теперь C-Pen обеспечивает распознавание текста на 53 языках и перевод слов при помощи программного обеспечения FineReader и словаря Lingvo российской фирмы ABBYY. О начале такой интеграции компании ABBYY и C Technologies объявили еще год назад. Год, по словам генерального директора ABBYY Сергея Андреева, ушел на адаптацию FineReader. Подготовить версию Lingvo для C-Pen удалось гораздо быстрее — за два месяца. Основная сложность заключалась в очень жестких требованиях к системе распознавания для C-Pen: ее пришлось ужать до 2 Мбайт, что на порядок меньше, чем стандартная версия FineReader. Тем не менее задача была решена «без заметной потери качества распознавания текстов». По словам г-на Андреева, уменьшение размеров системы достигнуто за счет удаления ненужных функций. В частности, в версии для C-Pen не требуется распознавание многострочных и смешанных (разноязычных) текстов. ABBYY считает, что ее технология будет востребована и для других карманных устройств, в частности для мобильных телефонов, а в дальнейшем ее доля дохода от продажи таких устройств превысит доход от реализации ПО.

Как рассказали представители C Technologies, система распознавания FineReader используется не только в российской версии C-Pen 600МХ, но и в версиях для всех других стран, а словари Lingvo предлагаются для загрузки в устройство наряду со словарями Oxford, Merriam-Webster и Norstedts. В основе технологии C Technologies лежит преобразование траектории перемещения «пера». По словам представителя компании, интерес к ней проявляют также Ericsson (с этой компанией уже ведутся переговоры о лицензировании) и Palm. Данные из C-Pen можно сохранять не только в системах под Windows, но и в карманных ПК Palm. Ведутся работы по обеспечению совместимости с КПК Psion. Саму ручку можно использовать и как носитель для хранения небольших файлов любого формата. Правда, на экране устройства можно читать только текстовые файлы.

Продажами устройства C-Pen 600МХ в России займется компания Galaxy Computers. Она рассчитывает продавать примерно по 500 ручек в месяц (в мире их продано уже свыше полумиллиона) по цене 260 $. Представители C Technologies считают, что летом цена может опуститься до 200 $.

Роман Спорышев, 8 февраля 2001 г.

Роботы интернет-ищейки

Возможно, скоро по интернету будут рыскать виртуальные роботы, вынюхивающие источники ложных слухов или порнографических фотографий.

Где бы ни находился распространитель фальшивки, направленной на изменение курса акций, или педофил, публикующий запретные изображения, программное обеспечение RumorBot выследит его через поисковые машины и базы данных. «Идея заключается в том, чтобы отслеживать и анализировать в реальном времени содержимое онлайновых новостных групп, чатрумов и списков рассылки», — поясняет журналу New Scientist представитель компании Agence Virtuelle Стефани Перино.

Недавно эта женевская компания выпустила ПО RumorBot, которое использует 44 программных агента для определения источника слухов, анализируя время и место каждой публикации.

ZDNet UK (Reuters), 1 февраля 2001 г.

У технологии слежения за сотовыми телефонами объявились большие инвесторы

Микропроцессорный гигант Intel и производитель аппаратуры сотовой связи Ericsson присоединились к группе инвесторов молодой британской компании Cambridge Positioning Systems (CPS), которая занимается технологией слежения за сотовыми телефонами. Это третий раунд финансирования, общий объем которого достиг 32 млн $. В группу инвесторов входят также компании 3i Group, Infineon Technologies и Prelude.

ПО CPS позволяет операторам сетей отслеживать положение сотовых телефонов GSM (Global System for Mobile) с точностью до 50 м, применяя метод, который компания называет Enhanced Observed Time Difference (расширенная наблюдаемая разница во времени). Компания утверждает, что уже провела испытания своей технологии в Европе, Северной Америке и Азии. CPS конкурирует с системами спутникового слежения, получившими поддержку от крупных телефонных компаний. Однако Ericsson и Nortel Networks заключили соглашения с CPS об интеграции ее технологии в свои сети и устройства.

Инвестиции Intel и Ericsson говорят о растущем интересе к молодому рынку технологии слежения за мобильными телефонами. Возможно, что свободно перемещаемые устройства, такие как сотовые телефоны и электронные органайзеры, позволят компаниям беспроводной передачи данных предлагать потребителям рекламу и услуги там, где они находятся. Правда, технологию и практику такого слежения критикуют правозащитники, которых беспокоит перспектива наблюдения крупными телефонными компаниями за перемещением граждан.

CPS имеет отделения в Балтиморе, Сингапуре, Гонконге и Милане.

Эрик Льюнинг, 16 февраля 2001 г.

Добыча данных: как намыть золото из информации о клиентах

Вам нравится научная фантастика, а Amazon.com торгует книгами этого жанра. Так почему же сайт гиганта электронной коммерции встречает вас предложениями купить DVD, гигиенические принадлежности и шоколадки ко Дню Святого Валентина? Ответ прост: Amazon.com и большинству других онлайновых магазинов следует совершенствовать технологию, называемую «добычей данных» — способ обнаружения скрытых зависимостей в кажущихся случайными данных методами статистического анализа.

Эксперты прогнозируют, что добыча данных станет одной из самых революционных разработок ближайшего десятилетия и даст ключ к «персональному вебу», который настраивается под индивидуальные предпочтения, выявляя полезную структуру в собираемой информации и анализируя ее в реальном времени. Недавно влиятельное издание MIT Technology Review назвало добычу данных в числе десяти новых технологий, которые «изменят мир».

Но некоторые ученые опасаются, что массовое использование упрощенных вариантов этой технологии может дискредитировать идею. Аналитики предупреждают потенциальных инвесторов, что ожидания, направленные на этот мало пока изученный сегмент, могут не оправдаться. «Многие рассуждают так: „Я дам этот инструмент своим маркетологам, и у нас будет философский камень», — говорит вице-президент аналитической фирмы Aberdeen Group Боб Моран. — Однако никакого философского камня не существует. Все результаты добычи данных лежат в серой зоне. Она никогда не дает черно-белых ответов».

Однако те маркетологи, которые признают огромный коммерческий потенциал этой технологии, видят в ней больше, чем черно-белое. Они видят в ней еще и зеленое, полагая, что эта наука способна создавать высокие прибыли и обеспечить рост доходов.

Тысячи тонн словесной руды. Системы добычи данных — сложные и не очень — компании применяют, чтобы найти ответ на вопрос: можно ли извлечь пользу из собранных «сырых» данных, горы которых в последние годы непрестанно растут? В статье, опубликованной недавно в Engineering News-Record, отмечается, что электронная коммерция побуждает компании к сбору огромной массы сведений о своих клиентах, охватывающих все: от числа членов семьи, пользующихся интернетом, до количества автомобилей в гараже. «В течение последних лет, пока конструкция (баз данных) совершенствовалась в погоне за эффективностью и прибылью, постепенно вбирая в себя все новые инструменты обработки цифровой информации, собирался побочный продукт — горы записей, — пишет Том Савье в ноябрьском выпуске отраслевого издания. — Теперь приходит понимание, что это золотые горы».

Около дюжины мелких компаний, специализирующихся на добыче данных, борются за увеличение доли рынка, а тем временем на поле выходят такие гиганты баз данных, как Oracle и IBM. Другие фирмы создают более автоматизированные приложения добычи данных для пользователей, не имеющих специальной подготовки в области статистики, приспосабливая эту науку к нуждам маркетологов и других специалистов, не желающих вдаваться в подробности статистических алгоритмов. Такие приложения дают маркетологам возможность персонализировать котировки акций, новости, специальные предложения и прочую информацию, целенаправленно распространяя ее среди тех, кто с наибольшей долей вероятности заинтересуется ею. Это существенно сокращает расходы на рекламу и повышает доходы. К тому же эти приложения полностью автоматизированы и сразу реагируют на изменения в поведении клиентов, в отличие от подавляющего большинства современных персонализированных веб-сервисов, которые требуют от пользователей заполнения анкеты.

Но у добычи данных есть проблемы, главная из которых, по мнению экспертов, неразрешима, что вполне оправдывает скептицизм по отношению к идее в целом. Добыча данных хорошо прогнозирует поведение потребителя на основании прошлого опыта, т.е. на основе сведений о его предыдущих покупках, географических и других данных позволяет сказать, что он, вероятнее всего, предпочтет. Но эта технология никогда не сможет предсказывать, что люди захотят на самом деле. Например, программа может определить, что 34-летняя домохозяйка с двумя детьми в ближайшие десять лет, скорее всего, каждые три года будет покупать новую микроволновую печь. Но, если нет достоверной информации о финансовых возможностях этого покупателя, программа не скажет, не предпочтет ли эта домохозяйка более дорогую комбинированную плиту-микроволновку.

Директор компании Emerald Solutions по бизнес-интеллекту Кайл Джонстон ключом к обеспечению роста маржи прибыли — конечной цели всех маркетологов — считает способность не просто определить, что люди готовы приобрести, а понять, что именно они выберут. Единственный способ добиться этого — спросить у них прямо сейчас, а не опираться на данные о том, как они поступали в прошлом. «Люди говорят, что любят бифштекс, но на празднике Дня независимости покупают гамбургер. Желание и реальная покупка — не одно и то же, — говорит Джонстон. — Вы можете изучить поведение статистической модели, но главный элемент паззла — то, что человек хочет на самом деле, — упустите… Вычислить это математически невозможно».

Проблема privacy. Большинство компаний, занимающихся добычей данных, получают информацию о клиентах от корпоративных заказчиков, по заданию которых они создают базы данных и эксплуатируют их за плату, обычно не ниже 10 тыс. $ в месяц. Проблему приватности добытчики данных решают так: всю собранную информацию они хранят у себя. Обрабатывая данные, они возвращают их клиенту в форме электронных таблиц, графиков, диаграмм и других визуальных документов. Некоторые компании выполняют при этом и роль консультантов, давая клиентам рекомендации по совершенствованию веб-страниц с целью повышения их эффективности.

Компании, занимающиеся добычей данных, не любят приводить взятые из реальной жизни примеры положительного влияния их расчетов на объемы продаж или число клиентов. Но Усама Файад, некогда входивший в число руководителей Microsoft, а затем основавший компанию DigiMine, рассказал, как он пользовался добычей данных для раскрутки веб-сайта Microsoft MSNBC.com. Файад обнаружил, что часть читателей MSNBC, составляющая приблизительно 22%, ведет себя в онлайне примерно одинаково, обращаясь в точности к одним и тем же заметкам. Но эти пользователи не относятся ни к одной из пяти обозначенных компанией категорий читателей, в число которых входили интересующиеся политикой, спортом и погодой. В компании Файада обнаружили, что приманкой, притягивавшей эту странную группу, были заметки, в которых есть что-нибудь скандальное, вроде слухов, публикуемых в таблоидах. MSNBC существенно изменила свой формат в расчете на эту крупную аудиторию, и теперь на главной странице сайта каждый день обязательно появляется по крайней мере одна подобная заметка. Так исследование помогло сделать раздел MSNBC Living самым популярным.

«Вывод ясен: до использования добычи данных они не знали, что происходит с четвертью их базы данных, — говорит Файад. — Если в обычном магазине обрушатся три или четыре полки, покупатели не смогут пройти, и служащие отремонтируют их. Примерно то же происходит и в вебе, но никто не знает, как разобрать эти завалы».

Добыча данных становится массовой. Десятки лет коммунальные службы использовали добычу данных, чтобы с определенной точностью предсказывать момент вероятного выхода из строя генераторов. В корпоративном мире эта технология начала широко применяться в 90-е годы как средство выявления мошенничества в страховании, здравоохранении и индустрии кредитных карт. Строя модели и предсказывая вероятное поведение клиентов, компании могут отлавливать тех, кто обманывает программы, участвует в нелегальных схемах или ведет себя опасным образом. Пока среди электронных магазинов и контент-провайдеров, рассчитанных на широкую аудиторию, мало тех, что пользуются добычей данных в полном объеме. Отчасти это вызвано сложностью и плохим пониманием методов — алгоритмов, принципов выборки и сути параллелизма. Но данная технология уже начинает прокладывать путь в мейнстрим. «Электронная коммерция — новая и модная область применения добычи данных, — говорит президент и исполнительный директор компании Data Mining Technologies Майкл Джилман. — Везде, где есть накапливаемые данные, их можно использовать для получения модели, невооруженным глазом не видимой».

Одна из старейших и крупнейших компаний, специализирующихся на добыче данных, — SAS. Эта фирма с 25-летней историей утверждает, что сегодня работает уже с 98% компаний Fortune 500 и теперь нацелена на электронную коммерцию. По статистике SAS, внедряя методы добычи данных, фирмы, торгующие по каталогам и через веб-сайты, увеличили свою прибыль на инвестированный капитал более чем на 1000%. «Многие компании, торгующие по каталогам, считали, что их дела и так идут хорошо, — рассказывает специалист SAS по аналитической стратегии Энн Милли. — Но когда пришли мы, они были ошарашены. Теперь компании видят, кто их покупатели, что и как часто они отправляют и сколько бывает повторных покупок. Картина маркетинга становится более отчетливой: кто покупает по каталогам, а кто — в онлайне, так что ясно, как оптимизировать контакты с клиентами».

По мере упрощения добычи данных эта технология, вероятно, проникнет в общество еще глубже. Epiphany — одна из нескольких компаний, специализирующихся на организации отношений с клиентами в вебе, которые активно используют добычу данных и хорошо известны своими относительно простыми в применении инструментами. Главный специалист Epiphany по добыче данных Джордж Джон, защитивший докторскую диссертацию по статистике в Стэнфордском университете, говорит, что компания преднамеренно делает упор на упрощенный подход. Он считает это главным козырем своей компании в борьбе с конкурентами, ПО которых, возможно, и более совершенное, но гораздо сложнее в применении. «Разработав системы добычи данных первого поколения, мы стали наблюдать, как предприятия ими пользуются. Они задавали сравнительно простые вопросы, не требуя разработки прогноза прибыльности вплоть до цента с участием десятка докторов наук, — рассказывает Джон, ветеран IBM и основатель программы добычи данных в Epiphany. — Мы каждый раз старались сделать пользовательский интерфейс еще более наглядным и думали: „Ну, теперь-то маркетологи непременно воспользуются им». Главное — понять, что нужно людям на самом деле».

Хотя упрощенный подход к добыче данных кажется логичным, его результаты могут оказаться разочаровывающими. Файад и другие эксперты предупреждают, что чрезмерное упрощение приводит к искажению фактов и побуждает руководителей принимать решения по ценам и инвентарным запасам на основе неверных выводов.

При переходе добычи данных из академического мира в коммерческий возникает и более общее противоречие: академики от статистики гордятся своими сложными методами анализа и часто пренебрежительно относятся к коллегам, ушедшим в корпоративную среду, называя их ренегатами, продавшимися маркетологам. Джону из Epiphany то и дело приходится поправлять людей, использующих для обозначения цветных карт и других упрощенных статистических диаграмм термин «приземление». Он предпочитает называть это «углубленным проникновением» добычи данных в ряды маркетологов и других неспециалистов в области статистики. «Мы показываем контингент клиентов при помощи наглядных графиков, изображая их состав, — говорит Джон, чуть ли не извиняясь. — Большинству это нравится. Технология должна быть такой, чтобы ее понимали не только нобелевские лауреаты».

Рейчел Конрад, 8 февраля 2001 г.

_____________________________________________________
© ZDNet Express