Несомненно, что большой интерес к дистанционному образованию (ДО), который существует сегодня во всем мире, имеет объективную основу. С одной стороны, растет потребность населения большинства стран в высшем и непрерывном образовании. При этом растущая мобильность жизни вызывает потребность в мобильных учебных системах. С другой стороны, развитие Интернета и телекоммуникаций открывает новые возможности дистанционного образования при относительно низкой себестоимости.

Дистанционное образование — это возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени, возможность учиться всю жизнь. Во всем мире наблюдается рост числа студентов, обучающихся по ДО-технологиям, растет и число вузов, использующих их в учебном процессе; создается большое число международных образовательных структур и т. д. Современное образование — это симбиоз содержания и технологий обучения.

Конечно, есть профессии, диплом по которым нельзя получить заочно. Например, трудно представить себе дистанционно обученную балерину, хирурга или физика- экспериментатора. Однако хирург может получать консультации по Интернету, балерина — изучить историю предыдущих постановок, а о пользе Сети для подготовки физиков и говорить не приходится.

В ответ на объективное требование времени многие учебные заведения начали создавать дистанционные учебные программы. Однако несмотря на то, что практически каждая организация, ведущая ДО-программы, декларирует использование при обучении Интернет-технологий, на деле нередко из всех возможностей Интернета используется только E-MAIL, а в качестве учебных материалов применяются бумажные носители, аудио- и видеокассеты.Это и понятно, поскольку разработка систем дистанционного образования, в полной мере использующихся возможности современных компьютерных технологий и Интернета, — дело дорогостоящее и длительное.

Сегодня некоторые компании создают внутрикорпоративные системы обучения, построенные на Интернет-технологиях. Это позволяет компаниям с географически удаленными филиалами успешно проводить курсы по обучению новейшим технологиям и повышению квалификации без отрыва сотрудников от производства. Подобные системы уже работают или создаются в IBM, GENERAL MOTORS, FORD, FEDERAL EXPRESS, «Газпроме», Федеральном казначействе России.

Интернет представляется почти идеальным техническим средством для дистанционного обучения/образования. С его помощью можно доставить до обучаемого любой дидактический материал (учебник, видеозапись лекции или демонстрации эксперимента) и даже провести контрольную работу. Поэтому возникает искушение реализовать через Интернет полный процесс обучения — от зачисления обучающегося до выдачи диплома. Естественно, что все попытки поддавшихся этому искушению, их удачи и неудачи, методические находки, программно-технические средства активно обсуждаются в Интернете.

Любое обучение требует определенной организационно-информационной поддержки. Необходимо иметь следующие структуры:

— поддержка проектирования учебного материала (курсов);
— доставка учебного материала слушателям;
— поддержка «справочных» материалов (библиотека);
— консультации;
— контроль знаний;
— организация общения обучаемых (коллективные формы обучения).

Существуют ли программно-аппаратные средства, поддерживающие все это? Имеются ли методики, позволяющие быстро и эффективно (в смысле минимизации затрат труда преподавателей и времени обучаемых, а также максимально высокого качества обучения) использовать их?

Общепризнанных решений в этой области пока нет, но кое-что для технического обеспечения дистанционного обучения с применением Интернет-технологий уже создано. Методики и инструментария дистанционного обучения в России никто раскрывать не хочет, хотя Российский НИИ информационных систем (www.riis.ru/windows/titrus.html ) предоставляет информацию о фонде компьютерных обучающих программ, распространяемых РосНИИ ИС, о методике и практике использования компьютерных технологий в реальном учебном процессе, о технологии создания компьютерных обучающих программ (www.riis.ru/windows/ps/menu2.html ) и о свободно распространяемых программных продуктах для информатизации образования (www.riis.ru/windows/fond_pp/fond_pp.html ). Упомянутые центры дистанционного бизнес-образования подчеркивают, что обладают большими сетями филиалов и коллективами преподавателей в них, так что объем очной подготовки в их программах составляет до 40% учебного времени.

Интернет представляет собой неисчерпаемый ресурс по вопросам он-лайн образования, методик образования, Интернет-институтов, и т.д. В силу того, что развитие технологий дистанционного образования посредством Интерент в странах СНГ и запада происходило дифференцированно, то имеет смысл рассмотреть отдельно то, что создано в русской и западной зонах Интернета. В данной статье мы рассмотрим сегмент СНГ.

Евразийская ассоциация дистанционного образования

ЕАДО создана для координации деятельности различных организаций, заинтересованных в развитии дистанционного образования. На сервере публикуются материалы конференций по дистанционному образованию, помещен устав организации. Кроме того, здесь собрана богатая коллекция ссылок на ресурсы по дистанционному обучению в Интернете, а также список организаций, связанных с развитием дистанционного образования. Беглый просмотр ссылок этого списка показал, что учат в основном либо компьютерным дисциплинам, либо работе в области финансов и управления.

www.dist-edu.ru

Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации

Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации FAST- Центр имеет лицензию бизнес-школы Университета Карнеги Меллон (Питтсбург, США) на обучение по программе FAST («Финансовый анализ и торговля ценными бумагами»).

www.fast.ane.ru

Институт дистанционного обучения

На этом сервере вы найдете ответы на все свои вопросы о дистанционном обучении. Здесь подробно разъясняются его концепция, цели, задачи, нормативно-правовая база. Если вы решили, что дистанционное обучение — это то, что вам нужно, сделайте следующий шаг и ознакомьтесь с ИДО МЭСИ (Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики). На его страницах помещен перечень специальностей, по которым проводится подготовка, планы занятий с указанием количества часов и список экзаменов. Бывших военных, возможно, больше заинтересует Центральный институт конверсии военных кадров (ЦИКВОК), при котором открыт Учебный центр профессиональной переподготовки военнослужащих, увольняемых с военной службы, на гражданские специальности. На странице «Ресурсы» указаны цены учебников, CD-ROM, а также помещен список курсов, демо-версия и правила пользования сетевой библиотекой. Под-считав стоимость обучения, вы можете тут же заключить договор (интерактивная форма прилагается) и стать студентом института или слушателем курсов. Кроме того, на сервере публикуется журнал «Дистанционное образование», предлагающий статьи об организации учебного процесса, официальные документы, новости, материалы конференций и семинаров.

www.ido.ru

Институт экономического развития

Информация о программах по информационным технологиям, разрабатывавшихся с участием Института экономического развития. Здесь можно ознакомиться с материалами семинара «Использование Интернета в подготовке учебных материалов и в научных исследованиях», посмотреть содержание курса, презентации страниц участников семинара. Страница «Интерактивные программы для дистанционного обучения» предлагает самотестирование по персональным компьютерам, программному обеспечению, Интернету и WWW с наглядным представлением результатов, тесты по микро- и макроэкономике.

www.edimo.ru

Центр «Информика»

Сервер Центра информатизации Министерства общего и профессионального образования РФ предлагает большой список ассоциаций и институтов, центров дистанционного образования в высших учебных заведениях, поисковую систему по свободно распространяемому программному обеспечению для дистанционного образования, а также содержит информацию по методическому обеспечению учебного процесса и сведения о различных проектах в сфере дистанционного обучения. Здесь же можно ознакомиться с двумя электронными курсами (по экономике и праву в России).

www.informika.ru

Центр дистанционного обучения МИЭМ

Центр Московского Государственного Института Электроники и Математики (МИЭМ) проводит подготовку и переподготовку специалистов в системе дистанционного обучения по различным программам. Это и получение второго высшего образования, и профессиональная переподготовка, и обучение по отдельным курсам с выдачей сертификата МИЭМ, и обучение за рубежом в ведущих университетах Америки и Австралии. По каждому из направлений обучения на страницах сервера предлагается аннотация, краткое содержание, учебный план и условия приема, информация о стоимости обучения.

dlc.miem.edu.ru

Центр дистанционного образования «Эйдос»

«Эйдос» занимается обучением школьников, подготовкой учителей, разработкой научных исследований в области дистанционного образования. На сервере размещен перечень проводящихся в Центре дистанционных курсов, их описание и контактная информация. Творческие работы будут размещаться на сервере Центра, далее планируется дистанционная конференция по защите авторами своих работ. Другие разделы сервера посвящены Международным эвристическим олимпиадам с помощью сети Интернет, которые проводит «Эйдос», дидактике виртуального обучения и курсам психологии по программе «Семейное образование». Работает дистанционная школа творчества.

www.eidos.techno.ru

Центр дистанционного обучения «Истина»

Новый проект Центра называется «Электронный факультет». С 1994 г. центр «Истина» разрабатывает новую методику электронного образования. Российский университет дружбы народов, Московский педагогический государственный университет и Обнинский гуманитарный университет в рамках программы предлагают воспользоваться новой формой обучения — электронным юридическим экстернатом. На сервере вы узнаете о том, что представляет собой экстернат, как и какими методами проводится обучение, сколько оно стоит. Кроме того, Центр разработал программу «Компьютерная грамотность» для студентов дистанционной формы обучения по гуманитарным специальностям. Предлагается ознакомиться с работой этой программы.

www.eidos.techno.ru

Учебный Центр компании IBM в Москве

Компания IBM предлагает персональную обучающую систему PLS для управления процессом обучения и контроля за усвоением знаний. Система дает возможность создавать собственные учебные курсы без привлечения программистов или технических специалистов. В процессе обучения она соединяет традиционный учебный материал: текст и графику со звуком и видео. На странице, рассказывающей об этой системе, приведены ее подробная характеристика и цены.

www.ibm.ru/educ/rmain.htm

Проекты по дистанционному обучению группы Махаон

В настоящее время в Сети появились целые виртуальные университеты и колледжи, и всем им необходимы специальные электронные учебные материалы с новыми техническими возможностями. Пример такого пособия представлен на этом сайте — компьютерный курс «Атомная энергетика и ее безопасность», разработанный группой Махаон совместно с несколькими другими научными учреждениями. Те, кто интересуется теоретическим аспектом проблемы дистанционного обучения, могут ознакомиться с материалами научно-методических конференций, посвященных проблемам образования и развития телекоммуникаций. Кроме того, на сервере собрана коллекция ссылок на ресурсы по дистанционному обучению и помещено несколько электронных тестов из различных областей знаний (английский язык, литература).

www.machaon.ru/educ.html

Открытый колледж

Проект компании «Физикон» представляет собой бесплатную обучающую онлайновую систему по дистанционному образованию. На сервере помещены курсы и тесты для проверки знаний по физике, математике, химии, английскому языку, основам генетики. Готовятся к открытию курсы по некоторым главам из физики и математики с интерактивными учебными JAVA-программами, а также тесты по географии, астрономии, ботанике, зоологии и экономике.

www.physicon.ru/opencollege

Колледж «Тантал»

Русский гуманитарно-технический колледж «Тантал» ведет подготовку и переподготовку специалистов по экономике, менеджменту, правоведению, кибернетике, радиотехнике. На базе колледжа создан Русский институт управления. Развернутая сеть центров связи через Интернет обеспечивает постоянную видеосвязь студентов с учебными центрами в Москве и Находке, что позволяет проводить заочное обучение дистанционными методами без выезда в колледж для сдачи экзаменов. На страницах сервера можно ознакомиться с программами, перечнем специальностей, условиями поступления.

www.tantal-sov.ru

Он-лайн обучение по курсу «Право и менеджмент»

Институт «Высшие Столыпинские курсы государственного права и управления», образованный в 1993 году, использует новейшие методы обучения, в том числе интерактивные учебники и дистанционное обучение при подготовке специалистов самых престижных профессий в области права и управления бизнесом. На сервере размещены перечень специальностей, условия поступления и оплаты обучения. Курс по программе дистанционного обучения предполагает самостоятельную работу в течение семестра и посещение раз в год очных сессий длительностью 7-10 дней. После сдачи выпускных экзаменов и защиты дипломной работы студенты получают диплом.

www.aha.ru/~hsk

Он-лайн обучение по курсу «Менеджмент»

Центр «Линк» распространяет профессиональные образовательные программы, подготовленные Школой бизнеса Открытого университета Великобритании. В настоящее время предлагаются следующие программы, переведенные на русский язык и адаптированные к российским условиям: «Мастер бизнес-администрирования», «Профессиональный сертификат в области менеджмента» и «Профессиональный диплом в области менеджмента». Программы ориентированы на последовательное повышение профессионального и образовательного уровня менеджеров соответствующей квалификации. Обучение происходит по ступеням, и к изучению каждой следующей ступени программы допускаются только те, кто сдал экзамен за предыдущую. На сервере можно более подробно ознакомиться с программами, узнать их перечень, условия обучения. Здесь же помещена карта региональных учебных центров и представительств Центра «Линк».

www.link.msk.ru

Он-лайн обучение курсы по работе в Интернет

«Основы работы в Интернете» — название небольшого, из 30 уроков, курса дистанционного обучения, предлагаемого Центром открытых систем КГТУ им. А. Н. Туполева. На страницах сайта помещена информация о преподавателях, которые будут работать с каждым из подписчиков индивидуально, отвечая на все вопросы по электронной почте. Здесь же публикуется список рекомендуемой литературы, условия регистрации, причем единственным требованием для начала занятий является наличие электронной почты у желающего пройти курс.

www.dlab.kiev.ua/dori/rl00.htm
www.ospu.odessa.ua/dori/rl00.htm

_____________________________________________________
© Заиграев Илья