Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. 

Глава 1. 1912–1924. 

К 100-летию гражданской авиации на Дону, к 15 июня 2025 года, мы открываем рассказ об неожиданной истории зарождения, развития и становления донской авиации. И начинаем его с переломного периода в истории Российской империи, с первой мировой войны и революции, с русской военной авиации, с русских военных лётчиках, с трудных лет и непростых событиях, на фоне которых, в том числе, происходило зарождение гражданской авиации на Дону. Это Хроника, все события выстроены по временной шкале. Сегодня мы представляем начальную главу из этого материала.

Для поддержания особого восприятия исторических событий мы сохранили в ряде случаев правописание, склонения, синтаксический строй, термины и сленг текстов того времени. 

Пролог

Начиная рассказ о Хронике русской авиации, мы должны сказать, что ее зарождение стало возможным, в том числе, во многом благодаря деятельности двух русских одарённых людей — создателя аэродинамики Николая Егоровича Жуковского и талантливого авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского.

Николай Жуковский — русский учёный-механик, основоположник гидро и аэродинамики, отец русской авиации. 

Именно он открыл закон подъемной силы для крыла самолета, разработал теоретическое обоснование для создания воздушного винта, и создал научный центр авиации — Центральный аэродинамический институт (ЦАГИ). 

Он научил летать самолеты, а сам никогда не летал на самолете. 

«Аттестат Николая Жуковского свидетельствующий о том, что он, окончив 4-ю Московскую гимназию с награждением серебряной медалью, в августе месяце 1864 года, принял был в число студентов Московского Университета, где, при отличном поведении, окончил курс по Физико-Математическому факультету, по отделу Математических наук, на своем содержании, и за оказанные им отличные успехи, определением Университетского Совета, 7-го сего Сентября состоявшимся, утвержден в степени Кандидата. При вступлении в службу, в гражданскую, он принимается в оную 10-ым классом; права же при вступлении в военную службу и производство его в офицеры, определяется существующими по военному ведомству правилами. …»

Игорь Сикорский — русский учёный, русский и американский авиаконструктор, философ. 

Конструктор и создатель первого в мире большого моторного самолета «Русский витязь», который опередил свое время. 

Это он воскликнул: «Воздухоплавание не было ни наукой, ни отраслью промышленности. Оно было чудом». 

1904 

1904 — в то время,120 лет назад, под словом «флот» понимался как «морской флот», так и «воздушный флот». Хотя слово «авиация было придумано в 1863 году французскими фотографом и романистом, но оно еще не использовалось ни в профессиональном общении, ни в социальной среде. Только в начале 20 века, когда парение в атмосфере предметов легче воздуха (воздушных шаров), или воздухоплавание, стало переходить в движение в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха (самолетов) с опорой на воздух, термин «авиация» становился все более понятным и общеупотребительным. 

Само слово «авиация» и в русском, и в других языках, трактуется как «теория и практика передвижения по воздуху на летательных аппаратах».

1904 февраль 6 – первый государственный шаг в направлении развития авиации — император Всероссийский Николай Александрович Романов подписал указ об учреждении «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования». По тем временам собрали достаточно много пожертвований, хватило и на морские суда, и на летальные аппараты, на самолеты. Купили несколько аэропланов и вложились в создание авиашкол в Гатчине, и под Севастополем.

 

1906

1906 – из суммы, собранной «Особым комитетом» на добровольные пожертвования граждан, около 2 млн руб. – ушло на закупку около аэропланов и создание авиашкол под Севастополем и Гатчине. По тем временам это была значительная сумма.

 

1910 

1910 — в интересах авиации, при «Особом комитете», был организован «Отдел воздушного флота», перед которым была поставлена задача — «скорейшего создания воздушного флота, путём обучения офицеров армии и флота, а также, если средства позволят, других лиц искусству летать на приборах тяжелее воздуха, создания запаса самолётов с полным снабжением и оборудованием, в полной готовности для снабжения ими, согласно правилам военного и морского министерств, авиационных отрядов». Это был самый первый и решительный шаг в государстве по развитию и обустройству авиации, и военной, в первую очередь, и гражданской, в перспективе

1910 — была сформирована Гатчинская авиашкола, которая дала России целый перечень блестящих лётчиков-асов и организаторов авиационного дела.

1910 ноябрь 21 – открылась Севастопольская офицерская школа авиации в Крыму, которую окончили в том числе и некоторые летчики авиации Дона. 

Севастопольская офицерская школа авиации Отдела воздушного флота, вошла в историю как Качинское Краснознаменное военное авиационное училище летчиков… Достаточно сказать, что из его стен вышли 117 Георгиевских кавалеров, в том числе восемь полных Георгиевских кавалеров Русской императорской авиации и 369 Героев Советского Союза и России. 13 боевых летчиков были удостоены этого звания дважды, а военный летчик Александр Покрышкин — трижды. 

1911 

1911 октябрь – в Севастопольской военной авиационной школе состоялся первый выпуск. «Капитаны 2 ранга Кедрин и Дмитриев, поручики Макеев и Гельгар, лейтенанты Дорожинский, Буксгевден, Дыбовский, Подгурский первыми из офицеров флота получили официальное звание военного летчика». По этому случаю император Николай II подарил школе часы, которые дожили до наших дней.

26 июня 1910 года, наряду с другими российским авиаторами (М. Н. Ефимовым, Н. Е. Поповым, В. А. Лебедевым и А. Петровским), получил во Франции, в авиашколе «Антуанетт», свидетельство авиатора № 125. В 1911 году, окончив Офицерскую авиационную школу Отдела воздушного флота (ОВФ), первым из 8-ми выпущенных офицеров официально получил звание «военный летчик» и тем самым стал первым дипломированным российским военным лётчиком. Владел французским, английским и немецким языками.

 

Из Хроники РОАО и ДОНАВИА. Глава 1. 1912–1924.

Отличие настоящих событий и фактов от Хроники состоит в том, что мы не знаем, чем закончится сегодняшнее всё это. А описывая происходящее в прошлом, мы попробуем понять смысл прошедших событий и фактов, увидеть, какие последствия они за собой повлекли. 

Понятно, что история никогда не повторяется полностью, что путей развития много, но мы имеем возможность избежать повторения одной и той последовательности событий. Для это не надо быть провидцем. 

Непредвиденное, не преднамеренное сочетание зарождения, воспитания, образования и опыта может показать некоторой группе специалистов и экспертов сокровенную суть событий, невидимую другим. Что мы и делаем. 

 

1912

1912 – решительное время и решительный год, когда на основе структур Российского императорского военного воздушного флота, русских военных лётчиков и офицеров на Юге России, в том числе, была сформирована авиация на Дону. Это означает, что появились первые постоянные стационарные авиационные структуры — аэродромы, ангары, самолеты, связь, коммуникации, и самое главное, офицерский лётный состав и технический персонал, способные эксплуатировать воздушные суда, и не только в условиях военных действий. Понятно, что весь русский гражданский воздушный флот вырос из русской военной авиации — технически, технологически, структурно и кадровым составом. 

Последующие 70 лет, до 1992 года, ГВФ практически был структурой военной воздушных сил страны. 

1912 август 12 – приказом по военному ведомству № 397 вопросы воздухоплавания и авиации переданы специально созданному органу — Воздухоплавательной части Генерального штаба Военного Министерства. Поэтому 12 августа принято считать началом создания военной авиации России. 

1912 – Гатчинскую авиашколу окончил, в том числе, и Баранов Вячеслав Григорьевич, выпускник Донского кадетского корпуса, Николаевского инженерного училища, командир 7-го авиадивизиона Донской армии, который в 1920 году стал начальником авиации Донской армии. 

Блестящий офицер, военный летчик, именно он все свои силы приложил для сохранения авиации и авиационной структуры, один из организаторов и основателей Донской авиации.

Баранов Вячеслав Григорьевич 

1918 сентябрь – в Донской армии

1918 декабрь 25 – полковник Донской армии

1918 сентябрь 26 – командир Донского самолетного дивизиона

1919 март 03 – начальник авиации Донской армии

1920 апрель 30 – генерал-майор авиации 

 

1913

1913 – Циолковский Н. Е. создал первую в России аэродинамическую трубу, первый в Европе Аэродинамический институт, был одним из основателей «Кратких теоретических курсов авиации», из которых со временем выросли Военно-воздушная академия и Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

Почти всю жизнь Циолковский Н. Е. много занимался вопросами воздухоплавания.

Его первая научная работа по воздухоплаванию «Аэростат металлический, управляемый» увидела свет в 1892 году.

1914 

1914 май 20 — начальник Главного управления Генштаба (ГУГШ) генерал от кавалерии Я. Г. Жилинский утвердил, в том числе, программу подготовки офицеров и лётчиков-наблюдателей для ведения воздушной разведки. Авиация, как ни одно из подразделений армии, остро нуждалась в специалистах. 

1914 июнь 17 — под командованием русского офицера, Баранова Вячеслава Григорьевича, осуществлен отрядный перелет группы самолетов по маршруту Санкт-Петербург — Новгород — Псков — Юрьев — Ревель — Санкт-Петербург.

1914 июнь 28 – начало Первой мировой войны, Российское государство на момент начала Первой мировой войны имела самый большой воздушный флот в мире, в составе Императорского Военно-Воздушного Флота, было 39 авиационных отрядов, по пять – семь самолётов в каждом, всего 263 самолета и 14 дирижаблей. при этом Русская Авиация находилась в стадии формирования, однако здесь один из законов диалектики дал трещину: количественное преимущество не переросло в качественное, материальная часть была сильно изношена, отряды выступили на фронт с аэропланами и двигателями, бывшими в эксплуатации уже два года, транспортные средства (обозы) оказались совершенно не приспособлены для перевозки авиационного имущества, а грузовых автомобилей не хватало, что отрицательно сказалось на маневренность авиаподразделений в первые месяцы войны.

1914 июль 19 – на базе Авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы, в пригороде Санкт-Петербурга, открылась Гатчинская военная авиационная школа (официальное открытие), выпускниками которой, в том числе, стали и летчики Дона. 

 

1915 

1915 январь – в действующей Русской армии образованы Центральное Управление Военно-Воздушного Флота (ВВФ) и Управление заведующего (Авиадарм) организацией авиационного дела, управление возглавил Великий князь Александр Михайлович Романов (Сандро), которому подчинялась вся авиация действующей Российской армии, кроме Эскадры воздушных кораблей, подчинённой непосредственно (через командира эскадры) Верховному Главнокомандующему (являлась его стратегическим резервом).

Александр Михайлович Романов — великий князь, сын великого князя Михаила Николаевича, брат великого князя Николая Михайловича, муж великой княгини Ксении Александровны, отец княжны крови Ирины Александровны. Флигель-адъютант (1886), контр-адмирал Свиты (1903), вице-адмирал и генерал-адъютант (1909), адмирал (1915). Специалист в области кораблестроения, археолог-любитель и коллекционер. Получив домашнее образование, был зачислен в Гвардейский экипаж, неоднократно совершал длительные плавания. Член (1898) и председатель (1900) Совета по делам торгового мореплавания, председатель Особого совещания для рассмотрения вопроса об управлении торговыми портами (1901), главноуправляющий торговым мореплаванием и портами (1902-1905), младший флагман Черноморского (1903) и Балтийского (1905-1909) флотов. Во время Первой мировой войны – командовал организацией авиационного дела в армиях Юго-Западного фронта (1914), и во всей действующей армии (1915), полевой генерал-инспектор авиации (1916–1917). 

1915 июнь – Севастопольская авиационная школа подготовила 166 пилотов, в том числе со званием «военный летчик» — 128 человек (из них офицеров — 49, военнослужащих нижних чинов и «охотников» — 79), со званием «летчик» — 34 (из них офицеров — 8, военнослужащих нижних чинов и «охотников» — 26), со званием «летчик-наблюдатель» — 4, переподготовлено летчиков строевых частей — 55, в том числе офицеров – 35, охотников – 1, военнослужащих нижних чинов – 19, по состоянию на 16 июня количество обучаемых офицеров, военнослужащих нижних чинов и охотников составляло 137 человек, из них 72 человека проходили подготовку на «Фарманах», 28 – на «Моранах», 37 – на «Ньюпорах», самолетный парк школы составлял 55 самолетов, в том числе «Фарман» всех типов – 26, «Моран» -17, «Ньюпор» — 9, «Вуазен» — 3.

 

1916 

1916 март – реорганизация в Военном министерстве русской армии, вместо Воздухоплавательного отдела Главного военно-технического управления (ГВТУ) и авиационных подразделений отдела по устройству войск Генштаба, было создано Управление военного воздушного флота (Увофлот) во главе с генерал-майором Н. В. Пневским, Управление воздушным флотом становится централизованным, именно с этого момента можно говорить о полноценной организации и создании Императорского воздушного флота, до того имелись только отдельные авиационные и воздухоплавательные части.

1916 сентябрь – именно Первая мировая стала местом и временем боевого крещения авиации. Аэропланы стали оснащаться бомбами, ракетами, пулемётами и пушками. 

1916 сентябрь 25 – первое использование пушки в воздушном бою, сохранилось документальное подтверждение данного факта

 

1917 

1917 — Авиационная промышленность СССР. Первые авиационные предприятия в России возникли в 1910–1912 годах. До 1917 в России насчитывалось примерно 15 небольших авиазаводов (около 10 тыс. рабочих). 

1917 октябрь – 1922 октябрь – период Гражданской войны на территории Российской империи. 

1917 — советская авиация явилась составной частью Вооруженных Сил нашего государства, и все этапы ее развития неотделимы от общего строительства, всех видов и родов войск Красной Армии.

1917 октябрь 25 – октябрьский переворот, образована Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР).

1917 октябрь 28 — в Смольном по инициативе В. И. Ленина было создано Бюро авиационных комиссаров, а в Москве — Военно-революционный комитет по авиации Московского военного округа. Первая государственная структура, которая занималась вопросами авиации.

 

1918

1918 январь — Всероссийская авиационная коллегия по поручению Центрального Комитета партии и лично В. И. Ленина обратилась ко всем авиачастям с призывом организованно переходить в ряды Красной Армии. В результате удалось вывести в центр Советской России около 38 авиаотрядов, примерно 37 процентов всей авиации старой армии. 

1918 январь 31 – далее в России сразу наступил день 14 февраля — в стране был введен календарь «нового» стиля (григорианский), а потому период с 1 по 13 февраля просто потерялся. 

1918 май – в формировании первых авиаотрядов авиации Вооруженных сил Юга России принял военный летчик, помощник командира авиационного дивизиона, командир авиагруппы (1918–1919), Стрельников Иван Степанович, окончивший Севастопольскую авиационную школу (1913), участник Белого движения на юге России, с мая 1918 в рядах Донской армии, один из организаторов и основателей Донской авиации. Состоял в управлении Донской авиации (1919–1920). Генерал-майор Донской авиации (1920). 

 

Донская авиация. 

Стрельников Иван Степанович с супругой, начальник 6-го корпусного авиаотряда, 1919–1920 помощник начальника авиации по оперативной части. Генерал-майор (29 март. 1920).

1918 июнь 28 – Приказ Всевеликому Войску Донскому №348 г. Новочеркасск. Были приняты опознавательные знаки самолетов Донской авиации.

1918 июнь 28 – Приказ Всевеликому Войску Донскому №348 г. Новочеркасск.

 

Донская авиация. 

Опознавательные знаки самолетов Донской авиации.

Описание:

Приказ

Всевеликому Войску Донскому №348

28 июня 1918 года

г. Новочеркасск

При сём объявляю отличительный знак Донских Самолётов:

«Черный треугольник на белом круге».

Знаки на самолётах устроить в трёхдневный срок со дня объявления настоящего приказа. 

Приложение: 

чертёж знака    

Ширина окружности 1 дюйм.

По ширине окружности несущей поверхности и рулей глубины и направления.

Начальник Технического Отделения Войскового Штаба ВВД военный лётчик, подполковник Усов

Донской Атаман генерал-майор Краснов

 

Донская авиация. Опознавательные знаки самолетов Донской авиации. 

Самолеты белые Voisin с эмблемой Донской авиации – черный треугольник на фоне круга. 1918 г.

1918 июнь 28 — декретом Советского правительства была проведена национализация авиазаводов, в том же году создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

1918 июль — на борьбу против немецких интервентов было брошено 24 авиаотряда, имевших около 160 исправных самолетов. 

1918 август — линейка первых машин Донской авиации. Новочеркасск, август 1918 год

 

Донская авиация. 

1918 сентябрь 12 – «прибыл (из Киева) второй эшелон, состоящий из 44 вагонов, нагруженных аэропланами, автомобилями, бомбами и прочим всем необходимым. Этот эшелон дал уже вполне прочное и солидное основание для постановки авиационного дела на Дону. Немедленно же было приступлено к формированию 2-го Донского Самолётного Отряда (ДСО), командиром которого был назначен подполковник Лавров, и Донского авиационного парка, командиром которого назначен капитан Павлов, Командиром Донского самолётного дивизиона назначен прибывший из Киева подполковник Баранов В.Г., командир Донского самолётного отряда (парка, дивизиона) капитан Павлов, подчинялся начальнику технического отдела полковнику Усову, исполнявшему должность инспектора авиации». 

1918 август — в приложенной к приказу № 366 ведомости погон и цветных отличий, не упоминалось о броневых частях и авиации. В связи с этим, один из организаторов и основателей Донской авиации, подполковник В. И. Усов разработал проект и рисунок погон Донского самолетного отряда. Этот проект был утвержден приказом по Всевеликому войску Донскому № 778 от 17 августа 1918 г. Отныне казакам донской авиации полагались алые погоны с желтой трафаретной шифровкой – пропеллер с крыльями и под ним римский номер отряда с литерой «Д». У офицеров погоны были из серебряного галуна. В развитие этого, приказом по Всевеликому войску Донскому № 832 от 24 августа 1918 г. было объявлено описание форм обмундирования для самолетных и броневых частей Донской армии. Главным отличием их формы стали темно-синие мундиры, как более стойкие при выполнении работ с боевой техникой.

1918 сентябрь 23 – Актом Уфимского Государственного совещания от 23 сентября 1918 года (на основе Конституции Уфимской Директории) провозглашено Российское государство, или государство Российское.

1918 сентябрь — авиация в Российского государства «организационно состояла из отдельных авиационных отрядов, входивших в окружные Управления Воздушного Флота, которые в сентябре 1918 года были переформированы во фронтовые и армейские полевые Управления авиации и воздухоплавания при штабах фронтов и общевойсковых армий». 

1918 сентябрь — авиация государства Российского состояла из отдельных авиационных отрядов, входивших в окружные Управления Воздушного Флота (вооруженных сил), которые в сентябре 1918 года были переформированы во фронтовые и армейские полевые Управления Авиации и Воздухоплавания при штабах фронтов и общевойсковых армий.

1918 октябрь 18 – «перелетевший 18 октября 9-й армейский авиационный отряд сразу увеличил собою численность отрядов Донского дивизиона, сохранив, однако, по ходатайству офицеров отряда, наименование 9-го армейского Авиационного Отряда, каковым он не переставал именоваться с момента своего сформирования в период германской войны».

1918 ноябрь 11 — в результате окончания Первой мировой войны, демобилизации воздушного флота царской армии, в Советской Республике было сохранено 33 авиаотряда (из 97), сосредоточенных, в том числе, в районах Петрограда и Москвы, Ростова-на-Дону.

1918– период, когда Вооруженные силы Юга России (ВС ЮР, 1918–1919) – одно из самых крупных формирований Белого движения Гражданской войны, которое было образовано в результате объединения под командованием генерала А. И. Деникина белогвардейских группировок на Южном фронте. Но авиационные силы и структуры, входящие в их состав, имели только три армии: Донская, Добровольческая и Кубанская.

1918 — воздушный флот ВС ЮР (1918–1920) состоял в, основном, из одного вида авиации, самолеты-истребители. Полноценные воздухоплавательные части, а именно, самолеты, технический состав, наземная структура, вспомогательный автомобильный транспорт, система снабжения, практически отсутствовали, так как требовали для обслуживания большого числа личного состава и специалистов, которых практически не было.

1918 – только в книги полковника Российской Армии, Баранова Вячеслава Григорьевича, описаны исторические события (1918–1920) и дана первая оценка зарождающейся донской авиации:

«… Предваряя рукопись, нельзя не сказать об эпизодах самоотверженных перелётов к восставшим казакам Верхне-Донской области: здесь донские пилоты предвосхитили появление в отечественной авиации нового вида воздушных войск — транспортной военной авиации…». Баранов В. Г.

Данная рукопись пролежала в архивах не опубликованной до 2006 года. Около 85 лет.

Из предисловия к рукописи: «К числу литературных и исторических особенностей рукописи следует отнести то, что публикуемый текст создавался в описываемую эпоху, т. е. в 1918—1920 гг., когда мало кто в России был озабочен фиксацией и, тем более, анализом подобного материала. То же самое можно сказать о коллекции фотодокументов: 25 фотографий, приложенных к рукописи, представляют собой самую обильную подборку иллюстраций из всех известных на сегодняшний день, относящихся к теме Белой авиации».

1918 май  – 1922 октябрь — авиация, в сравнении с Первой мировой войной, использовалась всеми воюющими сторонами незначительно, и большей частью в целях разведки, бомбовые удары носили эпизодический характер, за все годы гражданской войны известны лишь 169 воздушных боёв, в которых сбито 9 «красных» самолётов, а у их противников — 3 «белых» и 2 английских интервентов.

1918 май – июнь – создание воздушных сил Добровольческой Армии белогвардейского движения Юга России. В Ростове-на-Дону были сформированы первые авиаотряды авиации Вооруженных сил Юга России под командованием генерал-майора Кравцевич И. И.

 

Донская авиация. 

1918 август — любая авиация, военная и гражданская, прежде всего начинается с появления самолетов. Первые самолеты на Дону, военные самолеты, и соответственно, авиационные структуры, и, самое главное, авиационные специалисты, появились в июле-августе 1918 года. С этого момента началось рождение авиации, в том числе были заложены основы гражданской авиации на Дону. После завершения военных действий, авиационные специалисты, чаще всего становятся специалистами гражданской авиации. 

1918 сентябрь 12 – «прибыл (из Киева) второй эшелон, состоящий из 44 вагонов, нагруженных аэропланами, автомобилями, бомбами и прочим всем необходимым. Этот эшелон дал уже вполне прочное и солидное основание для постановки авиационного дела на Дону. «Немедленно же было приступлено к формированию 2-го Донского Самолётного Отряда (ДСО), командиром которого был назначен подполковник Лавров, и Донского авиационного парка, командиром которого назначен капитан Павлов, Командиром Донского самолётного дивизиона назначен прибывший из Киева подполковник Баранов В. Г., командир Донского самолётного отряда (парка, дивизиона) капитан Павлов, подчинялся начальнику технического отдела полковнику Усову, исполнявшему должность инспектора авиации». 

1918 ноябрь 11 — в результате окончания Первой мировой войны, демобилизации воздушного флота царской армии в Советской Республике было сохранено 33 авиаотряда (из 97), сосредоточенных, в том числе, в районах Петрограда и Москвы, Ростова-на-Дону.

1918 декабрь 01 — на базе аэродинамической лаборатории МВТУ и авиационного расчётно-испытательного бюро (РИБ), пионером отечественной авиации Н. Е. Жуковским, в Москве, основан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). 

 

1919

1919 февраль, конец месяца — против советской власти восстали казаки Верхне-Донского округа, этот трагический эпизод российской истории, очень подробно описанный в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон», ознаменовался очень малоизвестным фактом: казачье восстание послужило толчком для применения военной авиации на Юге России в ходе Гражданской войны…, применять авиацию на фронте в годы Гражданской войны начали именно у нас на Дону, и этому способствовало казачье восстание в отдаленных районах от Ростова и Новочеркасска, где располагалось командования белогвардейскими силами.

1919 март — начали прибывать в Новороссийск английские аэропланы типа «Ариэйт» для авиации ВС ЮР. В конце апреля 1-й Донской самолѐтный отряд был послан в города Екатеринодар (с 1920 г. Краснодар) и Новороссийск для перевооружения на английские самолёты.

Эти самолеты считались устаревшими, да и полѐтные качества аппарата были неудовлетворительны, требовали большой точности управления. Небольшая ошибка в управлении, вполне допустимая в других аппаратах, вела к гибели лѐтчиков (впоследствии 8 военлетов Донской авиации сгорели на этих самолѐтах).

1919 март — военный лётчик подъесаул Фёдоров Дмитрий Васильевич явился одним из первым специалистом, показавшим в полёте с членом Круга казаков сотником Варламовым, что полёт в Верхнее-Донской округ — вещь выполнимая. Воспользовавшись его почином, отважные донские лётчики, не считаясь с изношенностью аппаратов, предприняли ряд удачных разведывательных полётов, давших ценные сведения.    

1919 март 11 – 1919 июнь 8 – Верхнедонское восстание казаков (станица Вешенская), Вёшенский мятеж,  против большевистской власти, установившейся на территориях Верхне-Донского округа после их занятия силами Южного фронта Красной Армии в январе−марте 1919 года. События, которые легли в основу романа эпопеи Шолохова М. А. «Тихий Дон».

1919 апрель — первый полет в станицу Вешенскую из Новочеркасска было поручено совершить военному летчику 3-го авиаотряда подъесаулу Дмитрию Васильевичу Федорову, которого сопровождал член Войскового Круга В.А. Харламов. Затея была крайне рискованной: пролететь предстояло более 300 верст, над территорией, занятой красными.

«На английском истребителе Сопвич «Кэмэл» (Sopwith F.1 Camel): смельчаки долетели до Вешенской и совершили посадку в окрестностях станицы. Однако, в момент их посадки, вдали появился конный отряд, с ходу открывший стрельбу. За дальностью расстояния нельзя было разобрать, были это красные или повстанцы, но летчику пришлось срочно взлетать и ложиться на обратный курс. По дороге воздушный аппарат приземлился на территории неприятеля, чтобы пополнить баки бензином. С пулевыми пробоинами на крыльях и фюзеляже, «Сопвич» едва дотянул до Новочеркасска».

1919 апрель 27 — военный лётчик поручик Веселовский Валентин Семенович с наблюдателем поручиком Тихоновичем на самолете «Бранденбург» сделали полёт около 680 вёрст продолжительностью более 5 часов, покрыв пространство до станции Нижне-Чирской, доставили интересные военные сведения. 

1919 июнь – третий главком авиации РСФСР Акашев Константин Васильевич, был участником вооружённого восстания в Петрограде в 1917 году, был выбран комиссаром Управления Военно-воздушного флота. В декабре 1917 назначен председателем Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом, на которую были возложены основные функции по созданию и строительству воздушного флота республики, включая подготовку кадров и материально-техническое обеспечение. В 1918 году был командующим воздушными силами 5-й армии Восточного фронта, с декабря 1918 года назначен начальником авиации воздухоплавания Южного фронта. С июня 1919 года по февраль 1921 года — начальник Главвоздухофлота, гражданской авиации РСФСР. 

Акашев, Константин Васильевич.

С ноября 1917 – комиссар Управления Военно-воздушного флота.

С декабря 1917 – председатель Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом.

С июня 1919 по февраль 1921 – начальник Главного управления Рабоче-Крестьянского Красного Военно-Воздушного Флота (Главвоздухофлота).

1919 август – Всевеликое Войско Донское, как одно из белогвардейских формирований Вооруженных сил Юга России, под командованием полковника Баранова В. Г., имело в своем составе авиацию, состоящую из 6 авиаотрядов, 45–50 самолетов, 25–30  летчиков.  

1919 август начало — на Донском фронте оперировало всего три авиационные части: 3-й, 4-й и 5-й Донские самолётные отряды.

1919 август 30 – вышел 30 номер за 1919 год журнала Донская волна, посвященный Донской авиации 1918–1919, с фотографией на обложке полковника Баранова В. Г.

1919 конец года — Донская область была оставлена формированиями белого движения, причём во время эвакуации погибла часть донского авиационного имущества. Приказом Донской армии и флота от 6 января 1920 года за № 2, донская авиация была сокращена до 3 авиаотрядов, одной авиабазы, парка и управления начальника донской авиации. Авиационный парк перешёл в станицу Усть-Лабинскую, на территорию кубанского казачьего полка. 

1919 закончилась История Императорского Военно-Воздушного Флота (1917–1919), когда революция (переворот) привела к развалу России, её Вооружённых Сил и авиационной промышленности. И всё-таки, нельзя говорить «закончилась». 

Реально, в декабре 1917 для надзора за Увофлотом создаётся большевистская коллегия, затем Увофлот (Управление Военного воздушного флота, Увофлот или УВВФ) переименовывается в Главное управление Рабоче-Крестьянского воздушного флота (Главвоздухофлот), которое в 1925 году стало Управлением ВВС РККА. 

Таким образом, в центральных управлениях гражданского воздушного флота наблюдалась прямая организационная и структурная преемственность с Императорским Военно-Воздушным Флотом. Аналогично, прямая преемственность наблюдалась и в авиационной промышленности.

 

1920

1920 январь, февраль и начало марта — донская авиация, несмотря на тяжёлые условия, работала усиленно и самоотверженно. После эвакуации Екатеринодара, где погибло много авиационного имущества, на станцию Георгие-Афипскую прилетело 20 оставшихся аэропланов, развивших интенсивную деятельность. Затем во время начавшегося беспорядочного отступления к Новороссийску донская авиация таяла с каждым днём, на каждой станции сжигалось несколько аппаратов. В Новороссийск прилетело 8 аппаратов, а в Крым из состава авиации Донской армии только 4 самолёта прилетело в Крым. При эвакуации в Крым пропало без вести 56 офицеров и классных чинов донской авиации.

1920 март 25 — Приказом Донской авиации за № 125 от 25 марта 1920 г. Донская авиация была расформирована. 

Всевеликое Войско Донское, как одно из формирований Вооруженных сил Юга России (ВСЮР), имело в своем составе авиацию под командованием полковника Баранова В. Г., состоящую из 6 авиаотрядов, 45–50 самолетов, 25–30 летчиков.  

1920 март 25 — закончилась история донской военной авиации времен Российской империи, остатки парка самолетов и личного состава эвакуировались в Крым, где вошли в состав русской армии, которой командовал Врангель Пётр Николаевич, генерал лейтенант, командующий Добровольческой армией, Вооруженными силами Юга России, Русской армией.

1920 июнь – в вооруженных Силах Советской России из фронтовых и армейских полевых управлений воздушным флотом, началось формирование штабов воздушных флотов с непосредственным подчинением командующим фронтами и общевойсковыми армиями.

1920 июль — на базе Севастопольской военно-авиационной школы, из 17 офицеров, летчиков и наблюдателей Донской авиации, был сформирован авиационный отряд, который по приказу Главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России № 3149 от 7 июля 1920 г. был включён в состав авиации ВС ЮР.

1920 сентябрь 21 – для испытания новой авиационной техники в Москве, на Ходынке был создан Научно-опытный аэродром, подчиненный Главвоздухфлоту, прошли испытания самолеты конструкции А.А. Пороховщикова, И.И. Попова и В.Н. Хиони. 

1920-е годы в авиаперевозках преобладали воздушные суда иностранного производства, в основном Фоккер Ф3 и Юнкерс Ф-13.

1920–1924 – город Ростов имел административный статус центра Донской области, с 1924 года – центра Юго-Восточного края, немногим позже — Северо-Кавказского, а с 1934 года – Азово-Черноморского края. 

 

1921

1921–1929 – период Новой Экономической Политики (НЭП) в РСФСР.

1921 январь — принят первый законодательный акт Советского Правительства о развитии гражданской авиации, им явился декрет Совнаркома РСФСР о воздушном передвижении, одна из очередных задач которого – изыскать средства на строительство воздушного флота, в ответ на призывы правительства «Трудовой народ – строй воздушный флот!», «Пролетариат — на самолет!» в стране возникают общества друзей воздушного флота (ОДВФ), которые организуют сбор средств на постройку самолетов. 

1921 – в учреждениях РСФСР (республика образована 25 октября 1917) работало 2.5 млн. чиновников (в 1917 году в царских учреждениях работало около 1 млн чиновников, население Российской Империи в 1917 году составляло 91 млн. человек), большинство людей шли работать в советские учреждения ради привилегий, прежде всего ради продовольственного пайка.  

1921 январь 17 — Декрет СНК о воздушных передвижениях. 

1921 январь 17 — Первый закон нашего государства, заложивший основу организации воздушных сообщений и порядка движения самолетов в воздушном пространстве над территорией РСФСР, был Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О воздушных передвижениях» декрет СНК РСФСР от 17 января 1921 г., о воздушных передвижениях (С.У. РСФСР, 1921, N 6, ст. 40), от 17 января 1921 года (отменено 27.04.32). При организации первых воздушных линий руководство движением самолетов осуществлялось командирами летных отрядов. 

1921 – Декрет «О воздушных передвижениях» — первый законодательный акт, устанавливающий правила воздушного сообщения в стране, одновременно создается «Главвоздухфлот» — административный орган для руководства гражданской авиации, Советское Правительство распорядилось «…отпустить 35 миллионов рублей золотом на развитие авиации, из них 20 миллионов в 1922 году и 15 миллионов не позднее 1 апреля 1923 года». В 1924 году в Ростове строится первый на Дону аэродром (с июля 1939 это испытательный полигон авиационного завода «Роствертол»). Дислоцировавшаяся в Ростове эскадрилья получает в свое распоряжение 19 самолетов от Москвы.

 

1922

1922 май 10 – открылась, сначала пробным рейсом Москва – Кенигсберг, пассажирская международная линия для полета самолетов. Репортерская заметка об этом примечательном событии, даже для людей состоятельных, стала приятным открытием. В заметке отмечалось: «аппарат с виду точно игрушечка», при нем «каюта для пассажиров, в которую ведет дверь с каретным окном». Каюта «похожа на вместилище старых дилижансов», где есть «два друг против друга мягких дивана, всего мест на шесть». «Вес летательного аппарата – 92 пуда. Грузоподъемность – 56 пудов. Путь от Москвы до Кенигсберга он преодолеет в воздухе за 11 часов. Остановки – в Смоленске и Полоцке» – не случайно выбранные «точки». 

Таковы скупые, без указания типа самолета, журналистские строчки. Одними из первых авиапассажиров на этом рейсе, в день весенний, были молодожены – танцовщица Айседора Дункан и поэт Сергей Есенин. Именитые пассажиры, впрочем, «хотели они того или не хотели, но перед посадкой специальные брезентовые костюмы надели. 

… Потом самолет разогнался на Ходынском поле и медленно высоту набрал. В своем первом полете Есенин от укачивания усердно лимоны сосал. Дункан на всякий случай оставила в спешке на брата Августина завещание. Все же до Кенигсберга супруги долетели благополучно, по расписанию».

1922 декабрь 30 — образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР), в состав которого вошла Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР образована ранее — 25 октября 1917). 

1922 октябрь 25 – окончание Гражданской войны на территории Российской империи, которая длилась в период с  1917 октябрь 25 (07 ноября по новому стилю) – 1922 октябрь 25, незначительные боестолкновения до 16 июля 1923 года.

1922 — большинство первых русских пилотов погибли в гражданской войне или эмигрировали из Российской империи, однако, некоторое количество авиационных отрядов Императорского Военного Воздушного Флота перешло на сторону большевиков. Несмотря на свою короткую историю, Императорский Военно-Воздушный Флот быстро стал одним из лучших воздушных флотов (сил) мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации.

 

 1923

1923 февраль 09 — создан Совет по гражданской авиации, принято постановление Совета Труда и Обороны (СТО) «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». В Совет вошли 9 человек … КТО???

 Постановление Совета Труда и Обороны «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное Управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». 9 февраля 1923 г. Автор документа – СТО.

СТО СССР рассматривал вопросы управления и финансирования различных отраслей народного хозяйства. Действовал на правах комиссии СНК СССР, для обеспечения текущей работы пользовался рабочим аппаратом СНК СССР. Постановлением ЦИК СССР от 28 апреля 1937 Совет Труда и Обороны при СНК СССР был упразднён.

В Совет вошли 9 человек: председатель: СНК (председатель Совета Труда и Обороны  и народные комиссары — по военным делам, путей сообщения, земледелия, продовольствия, труда, РКИ, председатель ВСНХ, представитель ВЦСПС, управляющий ЦСУ.

1923 – авиация фронтов (после гражданской войны 1917—1923 годов) перешла в состав военных округов. 

1923 — на территории СССР в области гражданской авиации действовали три акционерных общества — «Добролет» (Москва), «Укрвоздухпуть» (Харьков) и «Закавиа» (Баку).

1923 март 17 – зарегистрировано Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет», которое в 1932 году было реорганизовано в Главное управление гражданского воздушного флота при Совнаркоме (СНК).

1923 март 23 – зарегистрировано Украинское акционерное общество воздушных сообщений «Укрвоздухпуть», которое в 1929 году было объединено с обществом «Добролет».

Знак эмблема Общество «Укрвоздухпуть», или ОАВУК – «Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма 1923–25 г».

1923 – зарегистрировано (10 мая) авиационно-транспортное предприятие акционерное общество Закавказской Социалистической Федеративной Советской республики «Закавиа». «Общество утверждено Совнаркомом З.С.Ф.С. Р. 10 мая 1923 г., и Советом по Гражданской авиации при СТО 17 сентября 1923 г.». Общество «Закавиа» в 1925 году (после катастрофа Юнкерс Ю-13 под Тифлисом, которую потерпел RR-ECA 22 марта 1925 года), было объединено с «Укрвоздухпуть». 

1923 март 01 — началась Всесоюзная «Неделя воздушного флота», в ходе которой был организован добровольный сбор взносов на постройку самолетов.

1923 март 8–17 – были зарегистрированы 

  •  Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет» (Москва), 
  •  Закавказское акционерное общество гражданской авиации «Закавиа» (Баку),
  •  Украинское АО воздушных сообщений «Укрвоздухпуть» (Харьков).

1923 март 26 – акционерное общество «Укрвоздухпуть» в Ростове-на-Дону открыло Северо-Кавказскую краевую контору, структуру, которая занималась эксплуатацией гражданских воздушных судов. Основной аэропорт базирования общества находился в Харькове. Общество располагало самолетами, аэродромами и специалистами для эксплуатации воздушных судов. 

1923 март 17 — открыта подписка на акции Российского Общества Добровольного воздушного флота — «Добролет», ставшего родоначальником гражданской авиации СССР. Согласно уставу данного общества, Параграф 2, «В случае войны Общество обязано по первому требованию Правительства предоставить в его распоряжение с возможной скоростью все имущество флота» (орфография документа сохранена).

1923 апрель 11 — на волне возрожденных НЭПом коммерческих структур в Харькове на учредительном собрании был принят Устав Акционерного Общества, в котором общество получило название Украинское общество воздушных путей.

1923 апрель 30 — Утвержден Устав общества «Добролет».

1923 мая 10 – зарегистрировано авиационно-транспортное предприятие акционерное общество Закавказской Социалистической Федеративной Советской республики «Закавиа» (Баку). «Общество утверждено Совнаркомом З.С.Ф.С. Р. 10 мая 1923 г., и Советом по Гражданской авиации при СТО 17 сентября 1923 г.». 

Общество «Закавиа» в 1925 году (после катастрофы Юнкерс Ю-13 под Тифлисом, которую потерпел самолет RR-ECA 22 марта 1925 года, в момент столкновения самолет был исправен, пожар был в салоне), было объединено с «Укрвоздухпуть».

1923 июль 15 — открыта первая в СССР регулярная пассажирская линия Москва — Нижний Новгород протяженностью 420 километров. Открыл воздушный маршрут Яков Моисеев на самолете «Юнкерс Ф-13», получившем название «Промбанк», — так назывался ключевой акционер «Добролета». Пассажирский перелет Москва — Нижний Новгород занимал 4 часа и проходил только днем и над железной дорогой, чтобы пилот не сбился с пути.

1923 июнь — начались полеты самолетов авиакомпании по маршруту Москва – Орел – Харьков – Ростов – Новороссийск – Батум – Тифлис (ныне Тбилиси). До октября на этой авиалинии было перевезено 1231 пассажир и около 4 тонн грузов.

1923 октябрь 19 — Совет Труда и Обороны при СНК СССР утвердил первый план развития воздушных линий в стране на 1924–1926 гг.

1923 октябрь 28 — Совет Труда и Обороны при СНК СССР принял постановление «Об отводе земельных участков для устройства аэродромов и посадочных площадок». 

1923 декабре 11 — Постановление СНК Союза ССР об административных взысканиях за нарушение правил и инструкций о порядке совершения полетов гражданскими воздушными судами (Вестн. ЦИК, СНК и СТО СССР, 1923, N 12, ст. 339) (отменено 27.04.32).

 

1924

1924 – в Ростове-на-Дону, на территории, за линией Владикавказской железной дороги (в северном направлении между современными станциями Рабочий городок и Ростов Товарный), за дачным поселением, за современным проспектом Ленина, заложили первый аэродром в городе Ростов-на-Дону, с июля 1939 – это испытательный полигон завода «Роствертол». 

1924 март 8 – в Харькове состоялись переговоры представителей акционерное общество «Укрвоздухпуть» и Российского общества добровольного воздушного флота «Добролет», была предпринята неудачная попытка урегулировать разногласия по организации гидроавиалиний Евпатория — Севастополь и Севастополь-Ялта. Добролет провел целый комплекс работ по организации гидроавиалиний Евпатория — Севастополь и Севастополь-Ялта вплоть до закупки нескольких «Юнкере» Р-13 на поплавках. Однако проделал он это без согласования с «Укрвоздухпутем», за которым признавалось приоритетное право на деятельность в регионе. Разгорелся конфликт, который так не был урегулирован. 

1924 май 25 – акционерное общество «Укрвоздухпуть» организовало регулярные грузопассажирские авиаперевозки. В этот день были выполнены два рейса из Харькова, бывшего тогда столицей УССР, в Одессу, с посадкой в Елисаветграде, и в Киев, с посадкой в Полтаве. Далее еженедельно выполнялись два рейса на Киев и один на Одессу. В следующем году (1925) добавились рейсы на Москву (ежедневный) и на Ростов (два раза в неделю).

1924 июнь – начало авиастроения на Дону, на Таганрогском авиазаводе № 31 запущено крупное серийное производство самолёта Р-1 (в летных кругах его звали «Донской рабочий»), в 1924 году было выпущено уже 100 машин данной серии, с 1924 до 1931 года данный самолет являлся самым массовым самолётом, выпускаемым в СССР, в тот период, несмотря на свои заурядные данные, было построено более 1000 самолётов. 

Модель выходила в двух вариантах — сухопутном и морском. 

В последующем на заводе собирали многоцелевой самолет Р-5, АНТ-7 Туполева и самолет-амфибию Ш-2.

1924 июнь 13 — Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 13 июня 1924 г. об условиях изготовления и приобретения воздушных судов и авиационных моторов (Вестн. ЦИК, СНК и СТО СССР, 1924, N 6, ст. 208) (отменено 27.04.32).

1924 октябрь 16 – создан Северо-Кавказский Край, административно-территориальная единица на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР), организационно край существовал с 16 октября 1924 года по 13 марта 1937 года, административный центр — город Ростов-на-Дону, административная территориальная единица, предопределившая структуру образования авиатранспортных предприятий и организаций.  

1924 – авиационные военные отряды военных округов были сведены в однородные авиационные эскадрильи (по 18—43 самолёта), преобразованные в конце 20-х годов в авиационные бригады. 

1924 июнь 24 — В газете «Советский Юг» сообщалось: «В воскресенье, 24 июня 1924 года, организуется грандиозное гулянье на аэродроме: платные полеты на самолетах всех систем, открытых и закрытых, фигурные полеты; плата за вход на аэродром 25 рублей, плата за полет — один червонец, а в закрытых самолетах — 100 рублей…» В этом мероприятии приняло участие тысячи ростовчан, а вырученные с него деньги были направлены на строительство новых самолетов.

1924 — заместителем наркомвоенмора СССР Михаилом Фрунзе было ВВЕДЕНО такое понятие, как Военно-воздушные силы. 

1924 июль 14 — заместителем наркомвоенмора СССР Михаилом Фрунзе был назначен «день годового праздника для ВВС — 14 июля». 

С 1924 года советские летчики праздновали День своих ВВС 14 июля почти 10 лет. Но в начале 1930-х (1933) Сталин объявил, что «у нас раньше не было авиационной промышленности. Она есть у нас теперь», а Совнарком определил 18 августа как День праздника Воздушного флота СССР, а день ВВС был забыт. И только под занавес ХХ века президент России Борис Ельцин подписал указ, в котором 12 августа был определено как День российских ВВС.

1925 — «… совершенно очевидно, что детища НЭПа «Добролет» и «Укрвоздухпуть» организуются не на пустом месте, а на заложенной в дореволюционное время 

инфраструктурной базе, сохранившемся, хоть и поредевшем после Гражданской войны, кадровом составе и авиапарке, частично обновляемом за счет немецкого 

импорта техники и специалистов согласно соглашениям в рамках «Рапальского договора» (1922–1933) «о создании системы тайного военного сотрудничества между оборонно-промышленными комплексами и вооруженными силами двух стран».

Отец русской авиации, имперский основоположник аэродинамики Н. Е. Жуковский никогда не летал на самолете. Но это не помешало ему стать великим …

15 июня 1925 года, почти 100 лет назад, состоялось открытие прямого авиасообщения из Ростова-на-Дону в Москву. В это день, когда началось выполнение авиарейсов из столицы Дона, именно донскими авиаторами, можно сказать, и появилась донская гражданская авиация. 

Началась Хроника Ростовского Объединенного Авиаотряда (РОАО) и авиакомпании ДОНАВИА.1925–2025.

Будущее авиации за тяжелыми, но быстроходными аппаратами, которые своей громадной скоростью и массой дадут авиатору надежную опору в воздухе.

Игорь Сикорский

_________________________

© Аверьянов Антон Викторович