(памяти Дмитрия Покровского)

Известие о смерти Дмитрия Покровского обожгло, как известие о смерти близкого человека. С.Бондарчук, Е.Евстигнеев, И.Смоктуновский, … «уж сколько их упало в эту бездну». Мастера, учителя. Их жизнь, их любовь не к Человечеству, но к Человеку в большой мере были оправданием и нашего существования. И вот Дмитрий Покровский.

Его имя возвращает меня в тот февральский день, когда в Большом зале Ростовской филармонии он подарил нам радость встречи с подлинной нестилизованной русской песней и созданным им уникальным коллективом ее исполнителей.

Дмитрий Покровский владел несметными сокровищами и в широте души своей готов был щедро делиться ими с каждым, кто может распахнуть свое сердце навстречу настоящей народной песне.

В репертуаре — тысячи песен. Впрочем, слово «репертуар» здесь не совсем уместно или совсем не уместно. Оно звучит в отношении к творчеству Дмитрия Покровского несколько сухо, отчужденно, в то время как сокровенная суть этих песен в том, что они сближали певцов друг с другом, певцов со слушателями (я не могу сказать с «публикой») и объединяли всех слушателей в одну добрую семью — народ.

Атмосферой искренности и неподдельности было проникнуто все «действо», творимое Дм. Покровским с его молодыми товарищами и учениками. Запас песен огромен. «Предлагайте, — говорил Покровский, — мы будем петь для вас и играть, что хотите». И вот через зал на сцену поплыли записки — желания жаждущих душ. Как добрый волшебник, он тут же исполнял их, легко перестраивая программу. Собственно, программы и не было. Были только песни, чрезвычайно разнообразные по характеру, по стилистике (и музыкальной, и языковой). Песни русского Севера и казачьи песни, песни Полесья и Забайкалья. Древние языческие песнопения и современные народные. Программы, как таковой нет, но есть тонко развитое чувство сценической композиции, которое не позволяло отдельным «номерам» (опять не то слово) распадаться: есть чувство, чутье, которое безошибочно верно ведет нарастающее «действо», сохраняя его целостность в удивительном богатстве многообразия. Первой песней звучало трио, второй — квартет, в квинтете третьей сплетались уже пять разных голосов, потом вступали народные инструменты. Вначале это были разнообразные пастушьи рожки, затем — лира, сопровождающая песню бродячего музыканта. Косы, пилы, какие-то гортанные струны. Казалось, любой предмет может запеть в чутких руках музыкантов. И вот уже в «действо» постепенно включаются слушатели. Сначала робко, потом, зачарованные добрым волшебником, все смелее и смелее и, наконец, зал вдруг оказывается на сцене, а затем и зрители, и артисты — все перетекает в фойе. И вот уже в общем хороводе отличить одних от других можно только по национальным костюмам певцов — тоже подлинным, тоже достоверным, как все, с чем имеет дело Д.Покровский. Он давал людям именно то, чего нам так иногда не хватает: внутреннюю свободу, раскованность в самом лучшем смысле этого слова. Возвращение к детству человечества как к собственному детству.

«Чтобы оценить Тадж-Магал», — говорят индусы, — «надо освободиться от его очарования». От очарования концерта Д.Покровского освободиться трудно и не хочется. Критический анализ неуместен в дни памяти. Да и возможен ли он по отношению к первопроходцам. Песни, собранные и исполняемые коллективом Д.Покровского — светлый источник большой радости. Скорее даже и не источник, а море, океан, безбрежный океан великого народного творчества, уходящий в туманную даль времени и сливающийся там с самой природой.

Д.Покровский был подвижником и гражданином. Дело, которое он вершил, собирая народные песни (очень нелегкое дело) и которому он посвятил свою жизнь, соразмерно с этим океаном. Выпускник Гнесинки, затем ее преподаватель, талантливый музыкант, пропагандист русского искусства на Западе, артист, ученый-этнограф — все ипостаси Д.Покровского трудно перечислить. Тонко чувствуя музыкальную гармонию и душу песни, он составил «Красную книгу» национального фольклора, география которой — география всей нашей страны и так называемого ближнего зарубежья. Но это не только география — это и история, поскольку, как писал В. Ключевский, переживание народа становится историческим фактом, наряду с событиями.

В этих песнях слиты пространство и время, далекое прошлое и настоящее. Значение деятельности Д.Покровского для культуры XX века переоценить невозможно, потому что через нее проходит путь и к будущему музыкального искусства, которое теряет свою силу, утрачивая антееву связь с народным творчеством. В периоды исторических переломов движение к истокам становится сильной и объективной необходимостью. Творчество Д.Покровского — одно из выражений этой необходимости. Оно стало возможным благодаря его замечательным личностным качествам. В памяти навсегда останется добрый свет его глаз, одухотворенность каждого движения, зримая безмерная увлеченность делом, которому он служит преданно и профессионально.

____________________________________________________
© Боровская Наталья