6 июня в Государственной Думе РФ состоялось третье чтение по законопроектам, принятие которых снимает запрет на ввоз в Россию отработанного (облученного) ядерного топлива. Большинство депутатов проголосовали «ЗА» принятие этих законопроектов, вносящих поправки в Законы «Об охране окружающей среды» и «Об использовании атомной энергии».
Общие результаты голосования:
ФЗ «О внесении дополнения в статью 50 Закона «Об охране
окружающей среды»:
243 — ЗА, 125 — ПРОТИВ, 7 — ВОЗДЕРЖАЛОСЬ, 75 — НЕ ГОЛОСОВАЛО.
ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный Закон об использовании
атомной энергии»:
250 — ЗА, 125 — ПРОТИВ, 6 — ВОЗДЕРЖАЛОСЬ, 69 — НЕ ГОЛОСОВАЛО.
ПРОТИВ принятия поправок полностью голосовали фракции Яблоко и СПС, ЗА — полностью фракции Единство (против — 1 депутат) и ЛДПР.
Таким образом, высший законодательный орган страны, призванный служить интересам населения России и им избранный именно для этого, подписал приговор будущему страны. Россия и без того в большей степени, чем остальные страны мира, пострадала от развития военного и «мирного» атома, она не способна справиться с собственными ядерными отходами, а теперь ей суждено стать всемирной ядерной помойкой.
Надежда теперь только на Совет Федерации и Президента России, которые еще могут остановить принятие этих преступных законов.
Как голосовал юг России
Из 54 депутатов от Юга России по проекту Закона «О внесении дополнения в статью 50 Закона об охране окружающей среды» 25 голосовали ЗА, 21 — ПРОТИВ, 5 — НЕ ГОЛОСОВАЛИ, 3 — ВОЗДЕРЖАЛИСЬ. В процентном отношении депутатский корпус от Юга России голосовал более ответственно и честно, чем в целом депутатский корпус
страны.
После второго чтения многие депутаты изменили свои позиции и приняли сторону своих избирателей, проголосовав ПРОТИВ принятия поправок к обоим законам. Это депутаты: Бурулько А.П. (Краснодарский край), Сенин Г.Н. (Адыгея), Гаманенко А.И. (Краснодарский край), Шишкарев С.Н. (Краснодарский край), Данченко Б.И. (Ростовская обл.), Куликов А.С. (Ставропольский край), Мещерин И.В. (Ставропольский край).
Депутаты, проголосовавшие ЗА принятие ядерных поправок, явственно показали свое безответственное отношение к будущему страны и то, насколько важно (а точнее не важно) для них конституционное право людей, их избравших, жить в благоприятной окружающей среде. Они были полностью информированы о чрезвычайной опасности этого решения. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ЛИЧНО получил материалы, однозначно доказывающие недопустимость принятия ядерных поправок. Но на их позицию не изменило ни это, ни многочисленные письма общественности, ни доводы против принятия поправок многих авторитетных ученых, в том числе и атомщиков, ни то обстоятельство, что одним из намечаемых пунктов перевалки ядерных отходов из-за границы является Новороссийск с последующей транспортировкой по Югу России на Волгодонск и далее, и что одним из возможных мест захоронения дополнительных объемов ядерных отходов является Волгоградская область.
Для общественного экологического движения Юга России данная ситуация является хорошим уроком. Необходимо активнее относится к выборам, и прилагать усилия, чтобы избирались те депутаты, для которых важнее права и свободы населения, а не корыстные интересы Минатома и подобных ему структур.
Ниже мы приводим результаты поименного голосования по этому закону.
Арефьев Н.В. — НЕ ГОЛОСОВАЛ (Астраханская обл., КПРФ)
Шеин О.В. — ПРОТИВ (Астраханская обл., «Регионы России»)
Апарина А.В. — ПРОТИВ (Волгоградская обл., КПРФ)
Галушкин В.И. — ЗА (Волгоградская обл., «Народный депутат»)
Ищенко Е.П. — ПРОТИВ (Волгоградская обл., независимый)
Куликов А.Д. — ВОЗДЕРЖАЛСЯ (Волгоградская обл., КПРФ)
Плотников В.Н. — ЗА (Волгоградская обл., Агропром. деп. группа)
Бурулько А.П. — ПРОТИВ (Краснодарский край, Агропром. деп. группа)
Гаманенко А.И. — ПРОТИВ (Краснодарский край, Агропром. деп. группа)
Кибирев Б.Г. — НЕ ГОЛОСОВАЛ (Краснодарский край, КПРФ)
Мащенко О.И. — ЗА (Краснодарский край, Агропром. деп. группа)
Пашуто В.Р. — ПРОТИВ (Краснодарский край, Агропром. деп. группа)
Севастьянов В.И. — НЕ ГОЛОСОВАЛ (Краснодарский край, КПРФ)
Тетерин В.Н. — ЗА (Краснодарский край, «Единство»)
Ханкоев И.М. — ЗА (Краснодарский край, «Народный депутат»)
Шишкарев С.Н. — ПРОТИВ (Краснодарский край, «Народный депутат»)
Аверченко В.А. — ЗА (Ростовская обл., «Народный депутат»)
Апатенко С.Н. — ПРОТИВ (Ростовская обл., «Единство»)
Гребенюк В.Д. — ПРОТИВ (Ростовская обл., «Регионы России»)
Данченко Б.И. — ПРОТИВ (Ростовская обл., Агропром. деп. группа)
Емельянов М.В. — ПРОТИВ (Ростовская обл., «Яблоко»)
Иванченко Л.А. — НЕ ГОЛОСОВАЛ (Ростовская обл., КПРФ)
Катальников В.Д. — ПРОТИВ (Ростовская обл., «Регионы России»)
Коломейцев В.А. — ПРОТИВ (Ростовская обл., КПРФ)
Коломейцев Н.В. — ПРОТИВ (Ростовская обл., КПРФ)
Литвинов В.А. — НЕ ГОЛОСОВАЛ (Ростовская обл., ОВР)
Родионов Ю.Н. — ЗА (Ростовская обл., «Единство»)
Сорокин Н.Е. — ЗА (Ростовская обл., «Единство»)
Стрельченко С.Г. — ЗА (Ростовская обл., «Единство»)
Титенко Б.М. — ПРОТИВ (Ростовская обл., СПС)
Топилин В.М. — ЗА (Ростовская обл., «Народный депутат»)
Шоршоров С.М. — ЗА (Ростовская обл., «Единство»)
Бурлуцкий Ю.И. — ЗА (Ставропольcкий край, КПРФ)
Ивер В.М. — ПРОТИВ (Ставропольcкий край, Агропром. деп. группа)
Катренко В.С. — ЗА (Ставропольcкий край, «Единство»)
Куликов А.С. — ПРОТИВ (Ставропольcкий край, независимый)
Мещерин И.В. — ПРОТИВ (Ставропольcкий край, Агропром. деп. группа)
Родионов И.Н. — ПРОТИВ (Ставропольская обл., КПРФ)
Сенин Г.Н. — ПРОТИВ (Адыгея, Агропром. деп. группа)
Гамзатова Х.М. — ЗА (Дагестан, КПРФ)
Гасанов М.Н. — ЗА (Дагестан, ОВР)
Махачев Г.Н. — ЗА (Дагестан, «Народный депутат»)
Омаров Г.З. — ЗА (Дагестан, «Народный депутат»)
Решульский С.Н. — ЗА (Дагестан, КПРФ)
Сафаралиев Г.К. — ЗА (Дагестан, «Единство»)
Амирханов А.Х. — ЗА (Ингушетия, «Единство»)
Буратаева А.М. — ВОЗДЕРЖАЛАСЬ (Калмыкия, «Единство»)
Сохов В.К. — ЗА (Кабардино-Балкария,»Единство»)
Залиханов М.Ч.- ЗА (Кабардино-Балкария, ОВР)
Залепухин Н.П. — ЗА (Карачаево-Черкессия, «Единство»)
Текеев М.А. — ВОЗДЕРЖАЛСЯ (Карачаево-Черкессия, ОВР)
Чехоев А.Г. — ЗА (Северная Осетия, КПРФ)
Аслаханов А.А. — ПРОТИВ (Чечня, независимый)
«Газпром» вне закона
Газовая корпорация нарушает российское законодательство при реализации проекта газопровода «Голубой поток»
27 мая 2001г. представители четырех общественных экологических организаций (Независимая Экологическая Служба по Северному Кавказу (Майкоп), Черноморский Социально-экологический центр (Геленджик), Общественный комитет экологического контроля и содействия (Туапсе), «Зеленая Молния» (Сочи)) осуществили выезд в район строительства сооружений газопровода Россия-Турция («Голубой поток») в районе урочища Дровяная Щель (г.Геленджик, Архипо- Осиповский административный округ).
Здесь, согласно проекту, намечен переход от сухопутной части газопровода к подводной и должна быть расположена компрессорная станция «Береговая» — самый крупный объект инфраструктуры газопровода.
Данный участок расположен в 1-й и 2-й зоне округа санитарной охраны курорта Геленджик и на территории памятника природы «Архипо- Осиповский бор сосны крымской». Он уникален огромным сплошным массивом краснокнижных древесных видов сосны крымской и сосны пицундской. Расположение крупного промышленного объекта, каким является компрессорная станция «Береговая», во 2-й зоне округа санитарной охраны курорта, вообще размещение любых сооружений газопровода в 1-й и 2-й зоне округа санитарной охраны курорта, вырубка огромного количества краснокнижных деревьев на территории памятника природы грубо противоречат российскому законодательству. Тем не менее, государственные органы пошли на компромисс и в принципе согласились с размещением газопровода именно в этом уникальном месте. Но с большими оговорками. Чтобы размещение здесь сооружений газопровода было легитимным необходимо исключить этот участок из округа санитарной охраны курорта и отменить здесь памятник природы. И сейчас происходит работа в этом направлении. Кроме того, «Газпром» должен выплатить компенсацию за уничтожение краснокнижных видов. Вопрос о размерах компенсации до сих пор не решен и разрешения на рубку в прибрежной зоне газопровода «Газпром» не получил.
Несмотря на это, несколько месяцев назад на этом участке начались работы. В начале мая инспекционная группа Социально- экологического Союза Западного Кавказа побывала здесь и констатировала грубые нарушения закона. В различные государственные инстанции были направлены официальные письма. Как показал новый выезд, это не принесло результатов. За время, прошедшее после инспекции, был построен заключительный участок притрассовой автодороги, и она вышла к морю в устье ручья Дровяная Щель. При этом было вырублено около 400 деревьев крымской и пицундской сосны и 50 деревьев можжевельника красного — древесного вида, также включенного в Красную книгу. Экологические активисты стали свидетелями строительных работ на последних сотнях метрах этой дороги.
Строители спешат и соблюдение требований закона для них на одном из последних мест. Данный произвол объясняется тем, что проект получил поддержку на самом верху. Его активно поддерживают сам Президент России и глава Правительства. При таком прикрытии, можно нарушать все что угодно. Если что-то не согласовано вовремя — будет согласовано задним числом. Если на пути стоит особо охраняемая природная территория — значит нужно отменить эту территорию.
Не надеясь на то, что этот вопрос может быть решен в России, общественные экологические организации намерены поднимать вопрос о незаконности строительных работ на этом участке газопровода на международном уровне. Проект имеет международное значение, и если зарубежные банки прекратят его финансирование он не сможет быть реализован.
Если «Газпрому» мешает особо охраняемая природная территория, значит ее нужно отменить
Правительство России исключило из состава курорта Геленджик земельный участок, где немечено построить прибрежные сооружения газопровода Россия-Турция («Голубой Поток»)
В мае 2001 года общественными экологическими организациями был поднят вопрос о грубых нарушениях законодательства при строительстве газопровода Россия-Турция. В прибрежной зоне на территории округа санитарной защиты курорта Геленджик в настоящее время развернулись активные строительные работы. Здесь намечено расположить, кроме собственно трубопровода, крупнейший объект газопровода — компрессорную станцию «Береговая» и многие другие объекты инфраструктуры газопровода.
При этом намечены к вырубке большие площади уникальных древесных видов, включенных в Красную Книгу — сосны крымской и сосны пицундской. Данный участок расположен на территории 1-й и 2-й зоны округа санитарной охраны курорта Геленджик и на территории памятника природы краевого значения «Архипо-Осиповский бор сосны крымской». Режим 1-й и 2-й зоны округа санитарной защиты курорта исключает здесь возможность строительства газопровода и его сооружений, особенно такого рода как компрессорная станция «Береговая». (КС «Береговая» — крупный промышленный объект по шумовым характеристикам сопоставимый с крупным аэропортом и производящий огромное загрязнение воздушной среды). Памятник природы, сохраняющий уникальный массив сосны крымской, единственный такого рода массив в России, имеет режим охраны «заповедный». То есть никакая хозяйственная деятельность на этом участке недопустима. Произрастающий здесь массив сосны крымской является критическим местообитанием вида, включенного в Красную Книгу, уничтожение которого наказуемо согласно Уголовному Кодексу. Оба охранных статуса данная территория получила еще в 70-е годы. И, тем не менее, государственные органы согласовали здесь строительство газопровода, строители приступили к строительным работам, на отдельных участках уникальный сосновый лес уже вырублен, построена притрассовая автодорога, которая вышла на берег моря.
В ответ на официальные письма, протестующие против этого беззакония, в Социально-экологический Союз Западного Кавказ пришел ответ, что данный участок Распоряжением Правительства РФ №412-р от 23 марта 2001 года был выведен из состава земель особо охраняемой природной территории курорта федерального значения г.Геленджика. То есть все законно, была здесь охранная зона курорта, и нет уже никакой охранной зоны. Подписал это Распоряжение Премьер-министр Михаил Касьянов.
Правомочность данного решения спорна, и, скорее всего, общественные экологические организации будут оспаривать его в судебном порядке. Хотя шансов победить крайне мало, так как суды практически всегда в подобного рода делах истолковывают Закон так, как это нужно власти. Ибо мы живем в стране, где правовое поле можно менять как угодно в угоду интересам тех, кто имеет власть и деньги.
«Позвонил Рэм Вяхирев Михаилу Касьянову — «мешает мне в этом месте охранная зона, не дает законно газопровод построить. — Ну, раз мешает, значит отменим там охранную зону. Газопровод ведь международного значения. Надо побыстрее весь российский газ продать за границу.»
Это анекдот, пути согласования этого решения, конечно, были длиннее и обрамлены в формальную переписку разных государственных структур. Возможно, не только эти лица звонили друг другу и панибратски решали эту неудобную проблему. Но в сути этот вопрос решался именно так. Что в сравнении с сохранением какого-то федерального курорта интересы крупнейшей российской газовой корпорации. «Газпром» выше Закона, «Газпром» вне Закона.
Однако, государственные деятели, забыли об одной «мелочи». Помимо округа санитарной защиты курорта территория, где намечен газопровод, находится еще в составе памятника природы с заповедным режимом «Архипо-Осиповский бор сосны крымской». Этот памятник полностью юридически действителен, и все, что сейчас делает «Газпром» в прибрежной зоне полностью незаконно, несмотря на Распоряжение Правительства №412-р. Однако государственные структуры, как федеральные, так и краевые, несмотря на многократные обращения общественных организаций, закрывают глаза на эти нарушения. Наверно, готовят, очередное распоряжение. Теперь уже об отмене памятника природы.
Андрей Рудомаха
P.S. Межрегиональная общественная экологическая организация Социально-экологический Союз Западного Кавказа направила в различные государственные инстанции официальные письма о неправомочности принятия Распоряжения Правительства РФ №412-р. В том числе это письмо было направлено Генеральному Прокурору России Владимиру Устинову
Генеральному прокурору РФ
Устинову В.В.
23 марта 2001 года Премьер-министр РФ М.Касьянов издал Распоряжение № 412-р, согласно которому из состава земель особо охраняемой природной территории — курорта федерального значения г.Геленджик были исключены земельные участки общей площадью 77,54 га для строительства объектов газопровода Россия-Турция («Голубой Поток»).
Данное решение является неправомочным. Курорт Геленджик является особо охраняемой природной территорией федерального значения. Округ санитарной охраны курорта Геленджик был утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР №484, от 17.12.1987.
То есть природоохранный режим на данной территории, исключающий возможность реализации на ней экологических опасных проектов, был утвержден задолго до появления проекта газопровода Россия-Турция.
Изначально организация, осуществлявшая проектирование, (ДОАО «Гипроспецгаз», С.Петербург) при составлении ТЭО проекта не учла то обстоятельство, что российским законодательством запрещена реализация подобных проектов на территории курортов. Она не имела права проектировать трассу и сооружения газопровода на территории округа санитарной охраны курорта федерального значения.
Затем Госкомэкология РФ неправомочно выдала положительное заключение государственной экологической экспертизы на ТЭО проекта (Приказ Госкомэкологии РФ №302, от 18 мая 1998 г.). Госкомэкология РФ была обязана отклонить ТЭО до изменения проектных решений, так чтобы они не затрагивали ООПТ.
После этого размещение сооружений газопровода Россия-Турция на территории округа санитарной охраны курорта Геленджик в нарушение требований законодательства согласовала администрация Краснодарского края.
Все эти действия были осуществлены в нарушение следующих федеральных законов:
Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», ст.66:
С целью сохранения природных свойств и лечебных средств курортных и лечебно-оздоровительных зон, предохранения их от порчи, загрязнения и преждевременного истощения устанавливаются округа санитарной охраны, в пределах которых запрещается проведение работ, загрязняющих почву, водные источники, воздух, причиняющих вред лесам и отрицательно влияющих на лечебные свойства и санитарное состояние особо охраняемой территории.
Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях», ст.32:
В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
Закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», ст.16:
На территории первой зоны округа санитарной охраны курорта запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологических чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
Земельный Кодекс РСФСР, ст.24:
Изъятие земель природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий, не допускается.
В процессе утверждения выбора площадки для строительства прибрежного участка сухопутной части газопровода не было учтено то обстоятельство, что многие организации указывали проектировщикам и заказчикам проекта газопровода Россия-Турция на данное нарушение закона и предлагали изменить трассу газопровода. Однако все эти предложения были проигнорированы и государственные органы России, от которых зависел выбор трассы газопровода, все-таки поддержали этот вариант. Интересы «Газпрома» оказались выше, чем требования Закона.
Реализация данного решения наносит огромный ущерб рекреационному потенциалу Черноморского побережья. Согласно этому решению в прибрежной зоне будет построен крупный промышленный объект (компрессорная станция «Береговая»), оказывающий огромное воздействие на окружающую природную среду и будет расположен начальный участок морской части газопровода, несущий огромную опасность для курортной зоны в случае возможных аварийных ситуаций.
К сожалению, Правительство РФ, не достаточно проработало этот вопрос и не учло неправомочность исключения данных земель из состава курорта Геленджик, в результате чего было принято Распоряжение № 412-р от 23.03.2001.
Но никто не может быть свободным от необходимости следовать требованиям Закона, даже Правительство РФ.
Генеральная Прокуратура РФ призвана быть гарантом соблюдения законности на территории Российской Федерации.
В этой связи СоЭС Западного Кавказа просит Вас опротестовать данное Распоряжение Правительства РФ.