На Канарских островах испокон веков жили загадочные островитяне – гуанчи.  Они жили в каменном веке, одевались в шкуры коз, которых выращивали, в битвах сражались палками и камнями, так как железа они не знали. Они жили в островной изоляции, тем более, что до ближайшей суши Западной Африки было более 100 километров.

По своему расовому типу они были европеоидами, причём очень ярко выраженными – имели рыжие волосы, голубые глаза и высокий рост. Средний рост гуанчей составлял 1,8 м. и часто превышал 2 метра.

 С этого и началась вековая тайна Канарских островов – и она остаётся до сих пор, потому что гуанчи исчезли с лица земли (как исчез и их загадочный язык), унеся с собой одну из величайших загадок человечества.  

Загадкой №1 признали гуанчский антропологический тип, не имеющий никакой аналогии на 1000 км вокруг островов.

Как известно, гуанчи питались так называемым гофио – кашей из размолоченных зёрен ячменя. Кроме этого, употребляли мясо домашних животных – коз, свиней и овец. Жили они в пещерах и в домах, сложенных из крупных камней. По своему расовому типу их черепа похожи на черепа кроманьонцев. На Канарах жили представители трех рас –  Средиземноморской, Кроманьонской и Негроидной.

Представители кроманьонской расы были высокими, с массивными надглазничными дугами. Эта раса была характерна в основном для острова Тенерифе, который был завоёван последним из Канарских островов. Само название «гуанчи» происходит от guan – «сын» и Chinerfe – Тенерифе. 

В начале XV века на Канары приплыли завоеватели из Европы, и весь последующий век  гуанчи вели кровопролитную войну с захватчиками – во главе с Ж. Бетанкуром. Несколько сражений было выиграно гуанчами, однако их земля была в конце концов завоёвана. 

Самые упорные битвы имели место на островах Гран-Канария и Тенерифе. Испанцы были вооружены намного лучше гуанчей, у них были мушкеты, алебарды, лошади, в том числе и пушки. Гуанчи были вооружены камнями и палками, которые они называли banot. В 1479 году испанцы потерпели чувствительное поражение у Тирааханы. Они высадились с кораблей и на обратном пути попали в засаду в узком ущелье, потеряв 20 убитыми, более 100 ранеными и 80 взятыми в плен. Пленники, однако, были вскоре освобождены.

Вторая битва у Тираханы произошла, когда испанцы атаковали Тирахану, но гуанчи во главе с вождём Бентагаем отбили нападение, укрывшись в своей горной крепости. Потери испанцев при штурме крепости составили 25 человек и много раненных.

Когда завоеватели уже почти захватили остров, они предприняли атаку на селение Адохар, где укрылись оставшиеся воины гуанчей, потеряв при этом убитыми многих бискайцев.

Завоевание Тенерифе началось с битвы при Акентехо в 1494 году, которую испанцы проиграли.

 Предводитель испанцев Луго предпринял экспедицию во главе своего войска на территорию гуанчей к местечку Тахоро, где он надеялся дать сражение вождю гуанчей Бенкомо. Бенкомо, заранее зная о планах Луго, предупредил своих союзников, по территории которых Луго должен был идти, чтобы они не мешали ему, чтобы он не догадался о предстоящих ему опасностях. По пути испанцы захватили много мелкого домашнего скота, свободно пасшегося на плодородных пастбищах. Когда испанцы вошли в ущелье Акентехо, гуанчи засвистели своим козам, которые, услышав знакомый свист, бросились врассыпную, тем самым приведя лагерь испанцев в беспорядок. Гуанчи забросали войско испанцев камнями, убив в этой битве около 2000 человек. Сам Луго едва спасся, потеряв в сражении несколько зубов. В конце битвы он поменялся одеждой с простым солдатом, который был зверски убит гуанчами, принявшими его за генерала. Эта битва была величайшим поражением испанцев в истории завоевания Тенерифе.

Испанский историк Эспиноза упоминает, что население южной части Тенерифе было темнокожим, а северной части – белым, причём их кожа была розовой. Для своего местоположения раса гуанчей была нетипичной, так как так далеко к югу от мест своего проживания европеоиды не встречались. 

Испанский писатель-историк S.L. Herrera в книге «Canary Islands through History» пишет: «Гуанчи были очень высокими, мужчины ростом между пятью футами девятью и шестью футами двумя дюймами. (1 фут – 30,48 см). Мужчины Фуэртевентуры, одного из Канарских островов, со средним ростом в шесть футов, являются самыми высокими, о которых мы знаем. Священники Бетанкура (Бонтье и Ле Ферье) записали, как настоящий гигант был убит в атаке на деревню, где островитяне сильно пострадали от рук завоевателей: «В ней (атаке) десять человек умерло. Среди них был гигант девяти футов ростом. Сэр Бетанкур настоятельно запретил своим людям убивать его, и хотел захватить его живым, если возможно; но они сказали, что им пришлось убить его, так как он был так силён и сражался так хорошо, что, если бы его пожалели, они бы рисковали быть взятыми в плен и убитыми».

Согласно древним авторам, аборигены имели светлую, розовую кожу, светлые волосы, как у мумий, и голубые глаза. Череп был вытянутым, явно долихоцефальным, показывающий заметное фронтальное развитие, благородный лоб. Лицо было коротким, очень широким в верхней половине и сужающимся в нижней половине.  Нос был средних размеров, прямой, короткий, и широкий, но не приплюснутый.  Некоторые кости также имели специальную характеристику.

Собрания гуанчи проводили в так называемом tagoror.  Это была постройка овальной или круглой формы, в нём заседал совет старейшин и вершилось правосудие.  На площадке около этого сооружения исполнялись обрядовые танцы и игры. В этом сооружении проходила коронация правителя.  Провозглашение короля было следующим: старики племени собирались в tagoror, неся с собой кость, завёрнутую в меха, которая принадлежала самой древней династии гуанчей. Они делали провозглашение и предлагали новому королю поцеловать кость, после чего располагали её на его голове и на своих плечах, распевая: Agone Yacoron Ynatzahana Chaconamet. Эти слова означали: «Я клянусь костью в тот день, в который ты был возвеличен».  Затем, они собирали людей, чтобы показать им их нового правителя и устраивали общественный фестиваль. Этот обряд коронации был настолько святым для них, что, если он происходил во время войны, устанавливался нерушимый мир.

По расе гуанчи были родственны светло-пигментированным ливийцам и их потомкам берберам, жившим в соседней с Канарами Сев. Африке. Ещё древние египтяне подметили эту характерную черту ливийцев, называвшихся на их языке «техену».

 Н. Непомнящий пишет о светлых людях среди берберов: «Р. Верно отметил в Марокко множество людей со светло-коричневыми волосами и светлыми глазами. Он указал, что чёрные прямые волосы преобладают у восточных берберов, вьющиеся и курчавые там, где происходит явное смешение с негроидами, а у западных берберских популяций светлые волосы встречаются даже чаще, чем светлая кожа, особенно в детском возрасте.  Ближайшая к Канарам область распространения блондинов – Марокканский Атлас и  особенно прибрежные районы Рифа – в древности была ещё обширнее…».

У канарцев были не только сходная с берберами раса, но и сходные обычаи с берберами Марокко. Дома гуанчи строили из больших камней без раствора, делая узкий вход, как у берберского народа шлух в Марокко.  Другая черта сходства – основная пища, состоявшая у канарцев из ячменя, размешанного в молоке и жире. Они называли его lasamotan. У шлух в Атласских горах такая же пища называлась azamilta.

Канарцы ходили в коротких штанах с голыми коленями. Такой же обычай был у шлух в Атласских горах. Канарцы приносили в храмах жертвы богам в виде молока и масла. У шлух эти продукты являлись символом богатства.

На Канарах найдены интересные предметы – pintaderas. Они были величиной с монету и предназначались для нанесения рисунка, а также служили в качестве печаток, представляя из себя концентрические круги, квадраты, кресты. 

Ещё одной загадкой является то, как гуанчи попали на острова вместе со стадами коз и овец, ведь они не знали мореплавания, у них не было кораблей и лодок, несмотря на то, что гуанчи были островитянами и должны были знать мореходство. Как будто кто-то высадил их на островах и затем уплыл. Возможно, речь здесь может идти о страхе перед морем. У гуанчей острова Гран-Канария были найдены изображения кораблей разных типов, схожие со скандинавскими петроглифами и додинастическими изображениями на вазах Египта. Д. Вёльфель пишет: «Те мудрые мореплаватели, которые обеспечивали тесные контакты между Южной Испанией, Британией, Бретанью и Скандинавией, очевидно, прекрасно знали архипелаг (Канары) и оставили там свидетельства мегалитической культуры Средиземноморья и Атлантического побережья Европы». 

 Народ гуанчей может быть осколком какой-то неведомой расы, жившей здесь в доисторические времена. Гуанчи могут быть потомками гесперийцев, так как Гесперия, согласно Диодору Сицилийскому, располагалась «напротив горы Атлас», в том самом месте, где находятся Канарские острова. Н.Ф. Жиров считал Канары осколком континентальной суши. Обычаи гуанчей могут быть обычаями гесперийцев. Это относится, например, к мумификации (мумии гуанчи называли хахо), трепанации черепа, которую они проводили, строительству могил и пирамид, мегалитическим постройкам, почитанию священных дев и т.д. Пирамиды в Гуимаре представляют целый комплекс построек, самой высокой из которых является восьмиступенчатая пирамида с каменной лестницей для подъёма.

Л. Зайдлер в своей книге «Великая катастрофа» пишет о тайне происхождения гуанчей и их связи с Атлантидой: «Проще всего объяснить эту тайну, если предположить, что жители стран, лежащих как к западу, так и к востоку от Большой Воды, находились под могущественным влиянием великой культуры атлантов. Допустив такое предположение, нет необходимости доказывать, что гуанчи произошли из Европы или Африки. Они живут на Канарских островах с давних времён как Homo Atlanticus. Гибель родины приостановила их развитие.»

На Канарах встречаются надписи на камне разных типов, что говорит о посещении в древности островов какими-то мореплавателями:

  1. Спирали, бороздки и закруглённые линии, аналогичные которым встречаются в письменах эпохи бронзы в Европе;
  2. Надписи с параллельными горизонтальными линиями, пересечёнными вертикалями, полуспирали и крестики. Возможно родство с граффити лигуров;
  3. Алфавитное письмо, полностью схожее с ливийским;
  4. Значки, сходные с письмом А на Крите и иероглифами Верхнего Египта.

По языку гуанчи были родственны берберо-ливийским народам Северной Африки. Вот примеры нескольких соответствий между языками гуанчей и их соседями из Северной Африки, преимущественно туарегов, но есть и отдельные слова из языков разных племён берберов:

1. Aho (молоко на языке Гран-Канарии, Лансароте, Фуэртевентуры), Ahof, Ajof (молоко на языке Тенерифе), соответственно, Ah (молоко на языке туарегов ahaggar); Ayui (молоко на языке demnat); Ayeb(на языке audjila); 

2. Catana (храбрецы, герои на языке Тенерифе) соотв. Katu, Katuten (храбрец, герой на языке ahaggar); 

3. Aguere, Aguerre (озеро, лагуна на языке Тенерифе) соотв. E-gereu (море, озеро, большая река на языке ahaggar); 

4. Acodetti (четыре на языке Гран-Канарии) соотв. Okkoz (четыре на языке ahaggar), Akkiz (четыре на языке Ghadames), Akkoz, Akkot (на языке зенага); 

5. Afrechos (солома, мякина на языке Гран-Канарии) соотв. Ta-ferk-it («кусочек сухой коры» на языке ahaggar), A-frekk-I («кора», «корка хлеба» на языке семлаль).

Из всего вышеизложенного следует, что гуанчи, как и родственные им берберы, с большой долей вероятности, были выходцами из Гесперии и заселяли занятые ими земли с древнейших времён, являясь коренными жителями данных мест.

______________________

© Вагабов Алексей Исмаилович