Индия – быстро меняющаяся страна. Каждый год и каждый новый премьер-министр Индии приносят перемены. Казалось, только недавно место в двухместном номере в приличной гостинице стоило 10 долларов (в плохонькой – 2), а в трех из 18 штатов Индии был сухой закон. И вот уже мало-мальски приличная гостиница стоит 50 долларов в день (а действительно приличная – 200), и сухой закон отменен, и первого в истории премьера-мусульманина сменил более привычный в этой роли брамин высшей касты. «Что изменилось со сменой премьер-министра?» — спросил я таксиста. «Полиция начала штрафовать — ответил он. — Например, если не наденешь положенную каждому таксисту зеленую форменную рубашку, будешь оштрафован на 4 доллара. Это 10% его месячной зарплаты. А раньше смотрели сквозь пальцы».
Только недавно в Индии была лишь одна государственная авиакомпания – «Индиан Эйрлайнз» — к слову, самая дорогая в мире. Теперь к ней добавились три частных. Только недавно в Индии нельзя было купить говядину, единственным мясом была птица – для местных мусульман. Теперь те же мусульмане коров режут, несмотря на недовольство традиционных индусов, и – едят! В Бангалоре осталось всего 40% вегетарианцев, а ведь это Южная Индия – место традиционного вегетарианства. Значит, в северных штатах этот процент еще вдвое, если не вчетверо, ниже.
Только в прошлом году мы покупали симкарту Tata Cellular за 4 доллара в мелкой лавке на улице Анантапура, и вот, год спустя, для покупки той же симкарты нужно письменное заявление, ксерокопия паспорта и две фотографии.
При таких темпах изменений трудно строить прогнозы о будущем Индии…
Что такое Индия, когда видишь ее впервые?
Индия – это шок всех пяти чувств.
Бах! Это вы почувствовали запах. Запах смога, жарящейся еды, нечистот, благовонных курений.
Бах! Это на вас обрушилась какофония звуков. Непрерывные гудки автотранспорта, крик продавцов, мычание коров, крики ослов, свиней и обезьян, музыка, молитвенные песнопения.
Бах! Кто-то дергает вас за рукав, кто-то толкает, сует в руку свой товар.
Бах! Это в глаза вам ударило солнце, пестрота товаров, одежд, немыслимо раскрашенных грузовиков, плодов, которых вы никогда раньше не видели.
Бах! Это вы положили в рот кусок местной лепешки, и вы больше ничего не хотите, кроме как отдышаться и запить ее водичкой, – потому что кто-то придумал делать лепешки на девять десятых из чистого горького перца.
Сложите это все вместе, и вы получите представление о том, каково бывает первое впечатление от Индии.
Авиаперелеты
Сначала мы летели из Ростова в Москву (1100 км), затем, через 4 часа, из Москвы в Дели (4700 км), причем вылет был задержан на 2 часа. Из-за этого мы еле-еле успели на третий самолет по маршруту Дели-Бангалор (2500 км) компании Air Sahara. В Бангалоре ее называют «Сахара», а в Дели — «Саара», единого мнения по поводу произношения нет. А из Бангалора взяли такси, которое за 3 часа (140 км) доставило нас к интересующему нас месту (ашрам Сатья Саи Бабы). Благодаря трем перелетам подряд мы смогли проделать путь от места до места ровно за одни сутки. В двух предыдущих поездках для этого мне понадобилось ровно по 5 суток.
Три перелета подряд располагают к сравнению и размышлениям. Первый вспоминается с тяжелым чувством. Он весь наполнен коленями, упирающимися в переднее кресло (точнее – в железяки по его бокам), лимонадом, который не хочется пить, и бисквитом, который не хочется есть. Но, слава Богу, длится всего полтора часа. Самолет заполнен до отказа, ни одного свободного места. Мрачные люди, облачное небо. Которое остается облачным даже на высоте 10 км (!) – небывалый для меня случай. Наконец, мы выходим в Шереметьево-1, затем нас, как транзитных пассажиров, перевезят в Шереметьево-2. Далее слоняемся без дела. Приткнуться негде. Аэропорт катастрофически мал. Он вдвое меньше Ростовского и в 20 раз меньше аэропорта в Дели.
Второй наш полет выполняет также Аэрофлот. Ноги уже не упираются — это Боинг 767. Персонал повежливее, чем на внутренних линиях. Но, например, если вы хотите взять вегетарианский обед, получить его непросто – его нужно оговорить заранее, при покупке билета. Мы оговорили, и наш обед достается нам без скандала (как раньше). Мониторы в проходах непрерывно показывают данные о полете – скорость, высоту, пройденный и оставшийся путь, температуру за бортом – в милях, километрах, футах, метрах, градусах по Цельсию и Фаренгейту. Также выдаются картинки GPS в трех разных масштабах, где мы видим пунктиром по карте путь самолета. К слову сказать, на обратном пути мы почти пролетаем над Ростовом.
Самолет, однако, забит не хуже предыдущего. Ни одного свободного места, включая бизнес-класс. Интересно, как это получается, что самолеты в Индию всегда забиты до отказа, а обратные всегда пустые? Не в этом ли секрет такой густонаселенности Индии? Шутка. Дело, видимо, в том, что как раз в ноябре в Индии начинается самое приятное время – зима. И народ едет туда в отпускное время на отдых. Видимо, в феврале (когда хороший сезон заканчивается) ситуация обратная: полные самолеты летят из Индии, а пустые в Индию.
Мы прилетаем в Дели в 5 утра. В прошлом году мы прилетали в Бомбей, и это было на 1200 км ближе к нашей цели. Билет в прошлом году (что в Дели, что в Бомбей) стоил 635 долларов, а в этом, в связи с какой-то акцией, – 430 долларов (в Бомбей летать вообще перестали). А в 7 утра мы должны улететь на «Сахаре» в Бангалор. В нос бьет привычный для Индийского аэропорта запах хлорки. Неспешная индийская таможня вызывает у нас сомнение, что мы успеем на самолет. Меняем сотню баксов на рупии и бежим к такси. После краткой, но энергичной перепалки, нас довозят за 11 долларов (это втрое меньше первоначально запрошенной цены) от международного аэропорта до местного. Регистрация на рейс уже идет, но времени достаточно. Достаточно, чтобы неспешно выпить пару чашек кофе «Nestle». Кофе просто превосходен – в пику э-э… бурде, которая продается под этим названием у нас. После Шереметьево особенно интересна цена: 5 рупий за 100-граммовую чашку. Это чуть более трех российских рублей. Вообще, рупия меньше рубля в настоящий момент ровно в полтора раза.
Досмотр гораздо дотошнее аэрофлотовского. Просвечивание, заглядывание внутрь сумок, прозвонка и легкий обыск – общупывание на предмет оружия и пр.
И вот начинается полет и рассвет одновременно. Между прочим, самолет отрывается от земли точно — минута в минуту — во время, указанное в билете. Турбовинтовой самолет поднимается ввысь, и наступает ощущение настоящего счастья. Еще вчера мы летели в свинцовом холодном небе среди мрачных людей, и вдруг – тебя словно простили. Лето, чистое, без единого облачка, небо, приветливые беззаботные люди и самолет, в котором просто невозможно достать коленями до сиденья впереди. Насколько чистое небо? Настолько, что, когда самолет набирает высоту полета – то ли 6 то ли 8 км – все три часа полета непрерывно видна земля внизу – города, реки, холмы. Насколько беззаботны и приветливы работники «Сахары»? Это не так просто передать. Помните советское время? То есть, когда никто не думал о прибыли? Вот представьте 180-местный самолет, в котором летит 20 человек и вежливейших стюардов и красивых улыбчивых стюардесс в сари, которые просто счастливы угадать, чего вы хотите. Мой брат утверждает, что сервис европейских авиакомпаний, услугами которых ему приходилось пользоваться, значительно отстает от Air Sahara, которую он оценил, как компанию мирового уровня сервиса.
Индусы же считают, что лучшей компанией является Jet Airwais. Из интереса мы воспользовались ею две недели спустя, когда летели из Бангалора в Гоа. Нам понравилось меньше. Во-первых, женская часть персонала была в юбках и блузках с галстуками, – что выглядит куда хуже сари. Во-вторых, они не были так красивы. В-третьих, хотя персонал и был безупречно вежлив, но вежливость эта отдавала скорее дрессировкой и имела своим предметом именно безупречность. Тогда как персонал «Сахары» имел в фокусе своего внимания именно клиента и его интересы (а не соблюдение лица), что, конечно, указывает на сервис и дрессировку более высокого класса.
Аэропорты Индии различны, как различны ее города. Аэропорт Бангалора строг, порядочен, там низкие цены и приличное поведение обслуживающего персонала. Аэропорт Гоа (считайте за наши Сочи) имеет вдвое более высокие цены, недодачу сдачи, втрое более жидкий кофе и слабо замаскированное хамство персонала.
В Бангалор мы прибыли лететь в Гоа. Прибыли рановато: до полета было целых пять часов. Камер хранения в индийских аэропортах не бывает (в Дели вроде есть, но мы ее не нашли), а багаж уж очень отягощал руки. Наудачу я подошел к стойке регистрации и спросил: нельзя ли сдать багаж? И с удивлением услышал, что можно. Мы сдали багаж и облегченно вздохнули.
Меры, которые предпринимаются против терроризма в индийских аэропортах, строги и эффективны. Просвечивание багажа, досмотр, «прозвонка» людей, личный обыск дважды, строгая проверка ручной клади. У меня отобрали лежавший в боковом кармане сумки узкий нескладной ножик, хлипкий, с закругленным концом – годный только на разрезание хлеба. Сравнивая Аэрофлот с индусами, я вижу, что у нас легко пронести на борт в кармане бутыль нитроглицерина или нож из твердой пластмассы. В Индии это совершенно нереально.
Поскольку в Гоа нам быстро надоело, мы решили улететь на неделю раньше. «Сахара» поменяла нам билет бесплатно и с улыбкой, «Аэрофлот» за перенос даты полета попросил нас доплатить по 211 долларов за каждый билет до Москвы, а касса «Дон-Авиа» в Шереметьево-1 с улыбкой взяла с нас по 42 рубля за… стикер (!), который нужно наклеить на бланк билета, чтобы вписать новые дату и время – типа, сам перенос даты бесплатен.
Последнее воспоминание о самолетах: рейс Москва – Ростов. Впечатлило глубокое равнодушие к пассажирам немолодых неулыбчивых стюардесс. Даже не взглянули, пристегнулись ли. Одна пассажирка ходила взад-вперед по салону и снимала сверху чемоданы (!) в момент посадки. Стюардессы были за задернутыми занавесками, и на нас никто не смотрел – никому ничего не надо.
Путтапарти
Путтапарти – это маленькая деревня, которая находится на 140 км севернее Бангалора и на 80 км южнее Анантапура. Бангалор – это один из крупнейших городов Индии, крупнее Дели. Здесь живет 6 миллионов человек. Из них миллион христиан, два миллиона мусульман и три миллиона исповедующих индуизм. На мой вопрос, бывают ли тут атеисты, ответ получил не сразу. Сначала мне пришлось довольно долго объяснять, что я имею в виду. Когда меня понимали, реакцией бывал смех, неверие и испуг одновременно. Ответ, однако, был одинаков: здесь никогда не слышали о таких людях. Как косвенное и эксцентричное подтверждение правоты этих слов могу добавить, что одна австралийка жаловалась мне, что когда в анкете, необходимой для поселения в отель, в графе «вероисповедание» она указала «атеист», ее в отель не пустили. Просто махнули рукой – выметайся, мол. Найти среди этих верующих человека, который не осуществляет при этом религиозной практики – чтение молитв, посещение храма – не так просто. На глазок, 90% всего населения Индии ежедневно молятся и регулярно посещают храмы. Русскому народу-богоносцу впору задуматься. Потому что против этих 90% он может выставить едва ли 5%, а то и меньше.
Одной из основ веры индусов является возможность воплощения Божественности в человеческом облике. Более того, – необходимое и неизбежное следствие духовного прогресса человека, по мнению индусов, – это его обожествление, святость. Таких святых людей и учителей в Индии множество. Один из них – Бхагаван Шри Сатьянараяна Раджу Саи Баба. Или просто – Саи Баба. Он родился 23 ноября 1926 года в Путтапарти, на рассвете. С ранних лет он многократно демонстрировал свои Божественные свойства, – являя власть над материей, помощь людям, всезнание и пр. В настоящий момент он живет там же, проливая обильный поток своей благодати на местное население и на всех, кто приезжает к нему.
Ашрам – так называется место, где находится духовный учитель с учениками. Это что-то вроде довольно большого санатория или пионерского лагеря, только в центре находится храм, в котором живет Саи Баба. Строгих правил немного. Есть ночное время, когда хождение воспрещается. Это с 21 часа до 3-30 утра. И запрещается хождение в непристойном виде – в шортах, в сильно просвечивающей одежде и пр. Мы прибыли около 15 часов, обратились в Accomodation Office и получили комнату гостиничного типа на двоих. Площадь комнаты – около 20 м2, кроме того, – санузел. Две кровати. Два раза в день можно ходить смотреть на Саи Бабу. Это мероприятие называется «даршан». Это в 7 утра и в 2 часа дня. Можно прийти за 10 минут до его выхода, но тогда увидишь его лишь издали. Если хочешь увидеть вблизи, то нужно прийти на утренний даршан не позже, чем в 4:30-4:45. Примерно в 5 утра проводится жеребьевка между колоннами сидящих на земле людей. И люди, пришедшие и рассаживающиеся рядами – ряд за рядом, уходят колоннами, по жребию. И нередко последние (по времени прихода) становятся первыми (по близости к Саи Бабе), а первые последними. Первые, более счастливые, попадают в первый ряд. Последние – в шестой-восьмой. Это, естественно, касается только тех, кто пришел до пяти утра. Все, кто пришел позже, заполняют помещение постепенно и сидят уже дальше.
Саи Баба холит и лелеет своих преданных. Он интересуется их делами, помогает им, нередко материализует (то есть, создает из ничего) в подарок кольца с крупными бриллиантами – от одного до полутора сантиметров в диаметре. Вы скажете, что такой бриллиант должен стоить свыше ста тысяч долларов. А я скажу вам, что таких колец Саи Баба материализовал тысячи, и, если вы сидите на даршане, пошарьте глазами по рукам соседей, и в поле вашего зрения обязательно найдется парочка таких колец.
Саи Баба не только материализует кольца и сладости. Он выстроил школы для местного населения, детские сады, музыкальный лицей, в Путтапарти можно получить даже высшее образование. Отмечу, что все эти учебные заведения бесплатны и бескастовы: экзамены все сдают на равных. Конкурс, например, когда туда поступал мой знакомый мусульманин Ахмет, был 100 человек на место. Создана и действует бесплатная система снабжения питьевой водой высокой очистки, что для Индии обычно проблема. Саи Баба нередко дает неимущим деньги на приобретение недорогого жилья, раздает одежду и пищу. Еще Саи Баба выстроил госпиталь, оснащенный по такому классу, что европейские и американские врачи не верят своим глазам, когда видят уровень техники и лечения – госпиталь смело можно назвать лучшим в мире. Причем лечение там полностью бесплатно. В одинаковой мере для местных крестьян и заезжих иностранцев. Откуда же Саи Баба берет деньги? Довольно давно он отобрал из множества желающих помогать ему, некоторое количество богатых людей, чьи намерения он признал кристально чистыми, и позволил им создать трест своего имени. Именно этот трест и строит все на свои деньги, устанавливает цены и заводит порядки.
Вернемся к даршану. На даршане сидят очень разные и очень интересные люди. И среди них – очень знаменитые. Например, там любит бывать Борис Гребенщиков, там бывала Хиллари Клинтон, Президент Индии и пр. Рядом с нами на даршанах сидели один из ведущих канала «Дискавери» и Антонио Бандеррас. Бандеррас однажды сидел прямо за мной. Помогал мне поправить подстилку на спинке моего сиденья. Мы с ним немного поболтали и, в общем, видимо, достаточно познакомились. Во всяком случае, в ашраме мы здоровались при встрече. При своей сумасшедшей популярности в мире, Антонио Бандеррас сам бы мог устраивать даршаны для многочисленных поклонников. И я очень рад за него в том, что Дух внутри него толкнул его вместо этого на поиски подлинной Божественности.
На даршаны, впрочем, ходить необязательно. В смысле – никто не заставляет. Можно приехать, поселиться в номере (2 доллара в день двухместный номер), есть, пить и спать — и никуда не ходить.
Насчет еды. В ашраме действует три столовых. Одна – индийская. Цены там мизерные. Еда чисто индийская и для индусов. Ложек нет, едят руками. Вторая – западная, для людей с Запада. Тут в день проедается 2-3 доллара. Здесь еда пресная, с изысками и уклоном в сторону английской кухни – овсянка и фрукты на завтрак и пр. И третья – «Northern Indian Canteen». Пишу дословно, потому что не знаю, что скрывается за этим названием — «Северо-индийская столовая». Еда здесь индийская, острая. Она настолько вкусна, что, попробовав ее однажды, я не смог вернуться в Западную столовую ни разу. Ложки (и только ложки) выдают. Проесть в день больше 60-80 центов невозможно.
В ашраме постоянно проживает сменяющие друг друга 3-4 тысячи человек. За порядком следят так называемые севадалы – бесплатные работники организации Satya Sai Seva Dal. Они блюдут порядок на территории, в корпусах, в храме (мандире) и на воротах. Работают они круглосуточно, без отдыха (спят часа по 4-5 на стуле на своем посту), без зарплаты и даже без бесплатной кормежки. Это добровольные помощники Саи Бабы. Работают они по неделе или больше. Потом их сменяют другие.
За забором ашрама простирается соблазнительный аутсайд (от «outside»). Множество лавок с ювелирными изделиями, кашемировыми шалями, персидскими коврами, индийской резьбой по камню, благовониями и так далее. В каждую лавку тебя зазывают, как старого друга и пытаются всучить все подряд. Кашемировые шали (здесь они действительно из штата Кашмир) стоят от 900 рупий (делите на полтора, чтобы узнать цену в рублях) до 5000 рупий. Ювелирные изделия стоят, в общем, от вдвое выше до втрое ниже, чем в России. Причем здесь встречаются вещи, которые совершенно невозможно представить в России. Изготовление ювелирных изделий и торговля ими процветают, в том числе и предметами низкого качества, с трещинами и мутью. Серебро вообще не считается за драгоценный металл. За 1800 рупий можно купить серебряный стакан, а за 2500 – кружку с ручкой и очень приличной резьбой снаружи.
Колоритные, явно сытые нищие, бродят по улицам Путтапарти. Многие из них предъявляют свои язвы или вывернутые конечности в доказательство, что они заслуживают милостыни.
Мы совершили объезд местных достопримечательностей – место рождения Саи Бабы, дерево исполнения желаний (на нем Саи Баба «выращивал» финики с манго с апельсинами и яблоками одновременно), гора, на которой он 46 дней и ночей воздерживался от пищи и воды, и пр.
Последние два дня мы прожили в отеле. В связи с наплывом народа перед днем рождения Саи Бабы, нам предложили или съехать, или уплотниться до 4 человек в комнате, самостоятельно найдя еще двух человек для проживания с нами. Мы предпочли первое. Отель прямо напротив ворот ашрама стоит 440 рупий в день двухместный номер или 660 он же, если вы будете пользоваться лифтом (!) – такого я не встречал нигде и никогда. И, наверное, не встречу. В отеле серые простыни, страшный шум по утрам и вечерам, сильные сквозняки и мелкие скачущие насекомые в постели.
Переехав в отель, мы решили уехать, не дожидаясь дня рождения Саи Бабы (вообще-то, однажды я видел день рождения – в 1996 году). В наших билетах на самолет нам переделали дату отлета за 10 минут и 50 рупий, одним телефонным звонком. И мы улетели в Гоа.
Сотовая телефония
Прежде, чем говорить о сотовой, упомяну об обычной телефонии. В Индии звонок за границу можно сделать практически везде. Если вы только не стоите в чистом поле (а иногда и практически в чистом поле), оглянитесь – и почти наверняка вы увидите табличку «STD/ISD/ISTD calls here». Вы заходите, в лучшем случае, в кабинку, в худшем – в халабуду, сколоченную из досок и пальмовых листьев, и видите телефонный аппарат. Снимайте трубку, набирайте «007», это код России, затем код вашего города и номер вызываемого абонента. Всё, вы разговариваете с Россией! Как только вы положите трубку, автомат рядом с ней выбьет чек. Вы заплатите на месте хозяину лавки, и это все. Цена звонка неуклонно падает. В 1996 году за разговор с Россией я платил, кажется 2 доллара в минуту. В 2001-м – ровно 1 доллар. В этом, 2002-м – меньше полудоллара в минуту. Видимо, организация подобной точки проста и выгодна, раз ими буквально усеян любой населенный пункт Индии. Хорошо бы и властям России поучиться убирать ненужные препоны с пути осуществления полезных дел.
Однако полное сходство и стабильность работы таких точек сыграло со мной злую шутку. Я позвонил домой из аэропорта в Дели и вдруг, вместо ожидаемой суммы в 100-200 рупий, мне называют (и показывают на дисплее) сумму 1990 рупий. Я очень удивляюсь и спрашиваю, почему так дорого. Мне говорят – такса аэропорта. Я отдаю имеющиеся у меня 1500 рупий и иду к брату взять у него еще 500. Он молча выслушивает меня, идет к этой точке, отбирает у ее хозяина три четверти уже уплаченной мной суммы и приносит мне деньги. И лишь тогда я вспоминаю, что аппарат не застрекотал, выбивая чек, как обычно. Моя уверенность, что там, где написано «STD/ISD», там все всегда по-честному, сыграла со мной злую шутку. Если бы я хоть чуть критично воспринял информацию и потребовал бы чек, этого не было бы. Вывод: в Индии расслабляться нельзя, надурить могут в любой момент и на чем угодно. Впрочем, не только в Индии.
Кстати. Год назад мы приехали в Индию группой из 8 ростовчан. У нас на руках было 4 сотовых телефона с симкартами ростовского оператора «Донтелеком» и сооблазнительное обещание, что некий оператор 40411 нас в Индии поддержит. Выйдя из самолета в Бомбее, мы, однако, обнаружили 4 блокированные сетки. Проехав более 1000 км по Индии, мы нигде не обнаружили поддержку таинственного оператора. Скрепя сердце, мы обошлись без роуминга по Индии, хотя хотели его иметь даже по неслабой цене 3,5 доллара за минуту с поминутным расчетом. Я не понимаю, как можно предлагать «роуминг по Индии», не имея покрытия даже в столицах! Каково покрытие таинственного 40411, мне до сих пор неизвестно.
Доехав (мы путешествовали на двух джипах) до города Анантапур, мы обнаружили, что в первой попавшейся лавке, между зубных щеток и жвачек, продаются симкарты местной компании Tata Cellular. Анантапур – это центр именно того района штата Андра Прадеш, в котором мы собирались проживать. Сам офис компании оказался тут же, в двухстах метрах. Мы обзавелись четырьмя симкартами и некоторым количетвом 300-рупиевых карт оплаты. Сервис в тот момент нам казался немыслимо высоким – ведь оплату можно было произвести прямо с сотового телефона, никуда не двигаясь с места. Лишь позже появившийся в нашем городе «Мегафон» дал нам такую возможность. А затем и неповоротливый «Донтелеком» неторопливо присоединился к нему. Кроме того, после каждого звонка приходило SMS-сообщение, которое содержало информацию о длительности только что сделанного звонка, его цене и остатке на счете. Из этих сообщений мы поняли, что звонок в Россию стоит 1 доллар с посекундным расчетом. К сожалению, звонки по SMS в Россию не проходили.
Но это было год назад.
В этом году мы с братом захватили прошлогодние симкарты Tata Cellular. Так как прошло только 11 месяцев с момента последнего их использования, а хозяева обещали деактивацию каты только через 12 месяцев. Но нас ожидало разочарование. Правительство Индии, озабоченное тем, что террористы используют в своих целях столь легко приобретаемую сотовую связь, установило новые правила приобретения симкарт. Письменное заявление, ксерокопия паспорта и две фотографии установленного размера – все равно, индус вы или иностранец – вот что теперь нужно для приобретения симкарты. Когда я услышал про фотографии, я морально сдался. Тем более что произошла еще одна перемена. Путтапарти, в котором в прошлом году была только одна сетка Tata Cellular, теперь покрывается четырьмя сетками, одна из которых – да-да, проницательный читатель – поддерживается нашим родным «Донтелекомом». Сетка эта называется «AIRTEL». Так что, в отличие от прошлого года, телефон начал работать прямо в Дели, работал также и в Бангалоре, и даже в деревне Путтапарти. Правда, в Гоа он работать перестал. Там «AIRTEL» меняется на «INA AIRTEL», который уже не работает. Честно говоря, я не очень понимаю, в чем проблема. Ведь всю Индию покрывает одна гигантская сетка – «BPL MOBILE», почему бы не договориться именно с ней? Ну, да оставим кесарево кесарю.
У моего брата история была несколько иной. Не выдержав общения с «Донтелекомом», он некоторое время назад сменил его на «Мегафон Чемпион». Так вот, его телефон работал везде там же, где и мой, но он работал и в Гоа. Кроме того, у него исходящий-входящий стоили 1,65/2,5 доллара, а у меня 2,6/3,5 доллара за минуту. Единственное, в чем мой телефон оказался лучше – он мог отсылать из Путтапарти SMS-сообщения в Ростов. С мегафоновского телефона брата они уходили почему-то только на донтелекомовские телефоны в Ростове.
Вы, конечно, понимаете, что при такой сумасшедшей цене звонка, мы ограничились использованием сотовых только в момент приезда для банального сообщения о благополучном прибытии.
В остальное время я пользовался переговорными пунктами STD/ISTD и SMS-сообщениями. Главное, что через их посредство у меня была обратная связь с Ростовом – если что, мне могли в любой момент прислать сообщение. Попытка выяснить в «Донтелекоме», сколько же стоит одно сообщение, ни к чему не привела. Мне назвали тарифы с тремя операторами, среди которых реально поддерживающего меня AIRTEL, не было. В общем, с известной долей вероятности, можно предположить, что одно сообщение стоит 29 центов – то есть, 9 рублей за 160 символов. Отмечу, что с русифицированных аппаратов в Ростове SMS на мой, тоже русифицированный Ericsson T-65, приходили на русском языке (это уже не 160, а 70 символов). Обратно – со второго раза, тоже по-русски.
Брат же не поленился и приобрел местную симкарту «Airtel». И пользовался ею для звонков в Ростов. Она, увы, перестала работать при переезде в Гоа.
Прошу прощения за столь длинный рассказ на столь узкую тему у тех, кому это неинтересно. Но здесь содержится информация, полученная из практического опыта. Информация, которой местные операторы просто не владеют. Кое-кому она может оказаться полезной.
Гоа
Впервые в этой поездке у меня была не только возможность посетить Саи Бабу, но и отдохнуть. Отдыху мы хотели посвятить десять дней, но обошлись тремя: захотелось быстрей вернуться к своим семьям.
Гоа – это название штата Индии, находящегося на западном побережье Индийского океана. До недавнего времени он оставался португальской колонией. Здесь большой процент христиан – видимо, португальцы относились к миссионерству ревностней англичан. Здесь индусов зовут Марк, Лиза, Лариса, Антоний и др. На Гоа явно лежит печать курорта. Завышенные цены, попытки обмануть здесь почти норма.
У нас не было никакого плана. Прямо в аэропорту мы увидели ларек, в котором предлагалось поселение. Цены начинались с 1500 долларов в день – это, якобы, был президентский номер в Президент-отеле. Далее 200 долларов в день за 5-звездочный отель Мэриот. Далее шел 4-звездочный отель за 30-60 долларов в день, на котором мы и остановились. Служащий вызвал нам такси, забронировал номер по телефону, и мы поехали. В общем, это оказалось своеобразное место, километров 30 на юг от аэропорта. Что-то типа рыбацкой деревушки, где этот отель смотрелся как нечто чужеродное. До океана, впрочем, было метров 100-150. Отель, похоже, только начинал работать. В общем, служащие явно старались и не ждали чаевых. Мы сняли номер из числа недорогих. Здесь оказались все удобства, кондиционер Sharp, телевизор, который, видимо, с помощью спутниковой антенны, транслировал 30 каналов, в том числе Discovery и BBC. Постриженный газон, бассейн, ресторан. Дискотека, бар, интернет-кафе пока еще не работали. Отель назывался “Bollyvood” в честь одноименной индийской киностудии – а, может, это была ее собственность.
На следующий день в 8 утра мы пошли купаться в Индийском океане. Температура воздуха была где-то +25, а воды +27. Берег песчаный, с очень небольшим количеством ракушек, вход в воду очень пологий – примерно, как на левом берегу Дона. Чтобы зайти по шею, нужно отойти от берега метров 50. К сожалению, непрерывно снующие вдоль берега кораблики создают волны и невозможно насладиться штилем. Вода мутная – то ли от взвеси мелких песчинок, то ли от микроорганизмов. Шутка ли: ведь +25…+27 — это самая низкая температура воды за весь год. Летом она наверняка доходит до +45 и выше.
На следующий день мы посетили столицу Гоа – Панаджи. Это обычный шумный индийский город на берегу реки, впадающей в океан. Единственное отличие от других городов — это двойные-тройные цены на все, что могут покупать туристы.
На следующий день с утра мы собрались и улетели домой.
В общем, если вы хотели бы отдохнуть за границей и понимаете под этим купание в море, то это неплохой вариант. 450-650 долларов стоит билет на самолет Москва-Дели-Москва в оба конца. Еще 250 долларов — перелет Дели-Гоа-Дели. Причем, тут можно сэкономить и воспользоваться поездом. Билет приличного класса будет стоить примерно 40 долларов в один конец. И далее сам отдых: по цене 30 долларов в день очень приличный двухместный номер. Знакомые рассказывали мне, что и за 10 долларов в день можно снять очень приличную комнату – конечно, без кондиционера и телевизора.
Ну, и хватит. Будут вопросы – спрашивайте:
s-akopov@aaanet.ru