https://www.svoboda.org/a/31084048.html?ltflags=mailer
Власти решили, что школьникам не хватает воспитания
С 2022 года в российских школах появятся должности советников директоров школ по воспитанию. Они должны будут обсуждать со школьниками, в том числе, политические темы и митинги. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в Кремле. Конкурсы на эти должности пройдут во всех российских регионах.
О конкурсах «Навигаторы детства» на такие должности в школах сообщил министр просвещения Сергей Кравцов. По его словам, их уже провели в 10 пилотных регионах, а с 1 марта там появятся ставки советников-воспитателей. Для них предусмотрена ежемесячная надбавка в 15 тысяч рублей. Всего в России более 40 тысяч школ.
Источник «Коммерсанта» уточнил, что тема участия подростков в протестах обсуждается «на самых верхах», поэтому Кремль сейчас намерен активизировать все молодёжные проекты.
За этот проект отвечает созданное в 2015 году Российское движение школьников (РДШ), которое курирует администрация президента. Возглавляет РДШ 33-летняя Ирина Плещева – до этого она работала в прокремлёвском движении «Наши» и Общероссийском народном фронте (ОНФ).
По словам Плещевой, основной задачей советника-воспитателя будет общение с молодёжью «на их темы»: «Нужно знать язык и мемы, смотреть стримы и фильмы, которые они смотрят, музыку, которую они слушают, вести соцсети». Плещева подчеркнула, что особое внимание надо уделять подросткам, которых задерживали на несанкционированных акциях: «Нужно, чтобы они не чувствовали злобу и что они покинуты».
В интервью Радио Свобода Ирина Плещева заявила, что создание новых должностей никак не связано с возможным участием школьников в акциях в поддержку Алексея Навального и никаких политинформаций советского типа советники-воспитатели проводить не будут:
– Этому проекту уже полгода, он был начат еще в прошлом году. Если помните, в мае месяце Госдума вовсю обсуждала проект патриотического воспитания, и о создании этих ставок было объявлено именно там. Полгода ведется работа, объявлены конкурсы. Но сейчас произошла подмена понятий. Раньше все это было интересно только «Учительской газете» и агентству ТАСС. Но после того, как три недели назад произошли определенные политические события, это заинтересовало СМИ другого толка – именно в разрезе обсуждения с детьми политики.
– То есть вы хотите подчеркнуть, что это нововведение – создание новых должностей в российских школах – никак не связано с возвращением Алексея Навального и акциями протеста?
– Именно так. Вопрос в том, что эта тема почему-то стала вдруг интересна в разрезе политической истории. Дело в том, что у нас очень давно история воспитания вообще ушла из школ. Школа превратилась в хороший, удобный образовательный сервис, где дети занимаются только тем, что получают образование. И педагоги заняты только тем, чтобы пройти с ними образовательную программу. Это я на собственном опыте могу сказать, потому что, как только я пришла работать в «Российское движение школьников» в сентябре, я устроилась педагогом-организатором в одну из подмосковных школ. Я понимаю, что дети, кроме образования, в школе мало что получают. У них нет больше никаких возможностей, в том числе и нормально общаться друг с другом, кроме как только через соцсети. Тем более еще случилась пандемия, которая наложила кучу разных ограничений. Педагоги говорят, что им просто физически не хватает времени на детей.
– А чем будут заниматься эти советники директоров по воспитанию, что будет входить в их должностные обязанности?
– В их должностные обязанности будет входить работа с детским коллективом, определенная коммуникация с детьми, возможность их выбора и самоопределения, интеграция в разные общественные проекты. После 1 сентября один из наших мальчишек обратился к президенту с просьбой легализовать киберспорт в школах. И мы сейчас, например, проводим в школах Киберспортивную лигу. Если ребенку интересно заниматься волонтерством, то есть большой волонтерский проект «Добро не уходит на каникулы». Если детям интересно как-то граждански самовыразиться, то, например, есть история «Шеф в школе». Мы делали этот проект с известным шеф-поваром Константином Ивлевым. Мы мониторим школьное питание, в том числе смотрим, насколько оно качественное, насколько оно горячее, ставим оценки в школах и так далее. Если интересна зоозащита, а у нас большой тренд, мы помогаем зверушкам, ходим в приют и так далее. Давайте будем честны: вообще школьникам очень мало интересна политика. Если посмотрим контент «Тик-Тока», если вычесть последние три недели, когда ребята были спровоцированы погулять, то детей там больше интересовало, кто как танцует, кто какие мемы делает и кто в кого влюбляется. Честно говоря, в пубертатный период интересуют другие вещи, а не политика..
– Хорошо, а где предполагается набирать кадры на эти должности? И кто будет финансировать этот проект?
– Во-первых, это входит в систему проекта «Образование», который недавно заслушивали сенаторы в Совете Федерации, и его подписал министр просвещения. Это что касается финансирования. Что касается кадров, то это студенты старших курсов педагогических вузов, это люди, имеющие опыт вожатской деятельности. Если кто не знает, у нас в стране тысячи людей, которые участвуют в конкурсе «Вожатые страны», являются кадровым резервом «Артека», «Орленка» и других российских центров. Люди, которые работают на сменах с детьми. Это люди, в том числе, и работающие в школах, если они подходят по критериям и пройдут все отборы. Отбор будут проводить эксперты из Института им. Герцена.
– То есть политинформаций в школах не будет?
– Речь не идет о политинформациях, речь идет о коммуникации с детьми. Смысл этой коммуникации – уметь отвечать на вопросы, которые их интересуют. Если говорить о последних событиях: я считаю, что в отношении засидевшихся дома во время пандемии детей, не знающих, чем себя занять, была произведена провокация. Они получили эту рассылку, некий укол активизации. И решили пойти погулять. К сожалению, педагогический состав и родители не были к этому готовы. А с детьми надо было поговорить, вот и все. Но это долгая, интересная педагогическая работа, не имеющая никакого отношения к политрукам, – полагает Ирина Плещева из «Российского движения школьников».
Политолог Константин Калачев уверен, что новые должности в российских школах вводятся как раз из-за того, что власть напугана возможным участием подростков в оппозиционных акциях. Но он уверен, что очередной проект по работе с молодежью потерпит фиаско:
– Этот проект ведет Ирина Плещева, которая возглавляет «Российское движение школьников». До этого она состояла в движении «Наши», работала в администрации Московской области и «Российском народном фронте». Давайте вспомним судьбу движения «Наши». Оно закончилось уже давно, и значительная часть его активистов сейчас настроены оппозиционно. Они были разочарованы, что перспективы, которые им нарисовали, так и не были реализованы. У них были завышенные ожидания, они разочаровались, а некоторые из них, насколько я знаю, стали критиками власти. Если говорить о новых должностях в школах, любое излишнее давление на молодежь может привести к обратной реакции. Каждое действие вызывает противодействие. Если мы вспомним политинформации советских времен, не скажу, что они были так уж эффективны. Если сейчас в школах появятся «комиссары» или воспитатели, которые будут объяснять детям опасность участия в митингах, они только подогреют к этому интерес. Вообще, для власти лучше, если молодежь будет аполитична, а для этого нужно развивать сеть кружков и секций, каких-то доступных образовательных учреждений, то есть дать возможность молодежи заниматься тем, что ей нравится, не втягивая ее в политику.
– Инициаторы проекта и создания в школах новых должностей утверждают, что в этом нет никакой политики…
– Я думаю, эта история – это как раз попытка втянуть молодежь в политику на стороне власти. Кто-то, может быть, встанет на сторону власти, но большая часть, особенно с учетом того, как это может быть скучно, уныло, назидательно и неубедительно, может заинтересоваться оппозицией. В общем, не буди лихо, пока оно тихо. Я, конечно, понимаю, что под это будут выделены бюджеты, куча людей будет занята, куча людей найдет себе работу и везде и всюду поставят галочки. Но, как педагог по образованию, как бывший учитель, могу сказать, что воспитывать молодежь можно только личным примером, но никак не лекциями о международном положении или «пятой колонне». Так что я к этой идее отношусь весьма скептически. Зная детей, и своих детей в том числе, полагаю, что это у них точно не вызовет энтузиазма, – уверен политолог Константин Калачев.
Детский психолог Светлана Качмар напоминает, что в последние годы из российских школ исчезли психологи, логопеды и другие специалисты, не связанные с преподаванием школьных предметов: их сократили из-за нехватки финансирования. Так что ей не совсем понятно, из каких бюджетов будет оплачиваться труд новых советников-воспитателей, в высокой квалификации которых она сильно сомневается:
– Если смотреть широко, там действительно объявлен конкурс не на политинформатора, а на воспитателя. Они говорят о возвращении воспитательной работы, которая должна производиться комплексно. Как это делали пионервожатые в советское время. Они занимались не только политической и идеологической подготовкой, но и всякими культмассовыми мероприятиями. Но мне кажется, что времена изменились. Я уверена, что новые работники не будут достаточно подкованы для того, чтобы разговаривать с детьми о политике. А наши дети не настолько глупы, чтобы не заметить давления и попытки «втюхать» им какую-то информацию. Более того, я вижу, что этим проектом занимаются люди, которые раньше были в движении «Наши». Куда это движение ни прикладывали, сколько финансирования на него ни выделяли, оно так и не встроилось в нашу повседневную жизнь, общество его не приняло.
– Тем не менее эти новые люди приходят в российские школы…
– Помните, в школах вводили курс ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики. – РС), против которого многие выступали? Его изначально планировали как предмет, состоящий из многих разных курсов. Можно было выбирать изучение религии, светской этики и так далее. На практике оказалось, что это организовать невозможно, и будет какой-то общий культурологический курс «Основы религий», и все. Если не очень понятно содержание образовательного стандарта, он и не будет работать. Понятно, что сейчас Министерству просвещения необходимо как-то реагировать на повестку дня. Это такая логика чиновников: надо что-то делать – и вот мы что-то делаем. Скорее всего, это будет организованно в форме классных часов с какой-то навязанной повесткой дня, но дети же не дураки. Дети прекрасно все понимают. Сила детей в том, что они могут обсмеять любую инициативу, как это обычно и происходит. Кроме того, эти новые кадры – не очень хорошая идея с финансовой точки зрения. Кто будет оплачивать эти 15 тысяч каждому новому педагогу? Региональные бюджеты. А это наши с вами деньги. При этом ранее из школ посокращали психологов, логопедов, завучей по воспитательной работе. Но сейчас Министерству просвещения можно указать: вы убрали из школ всю воспитательную работу, а теперь пытаетесь замести следы, вводя какие-то новые ставки. Мы должны требовать возвращения этих специалистов, – говорит детский психолог Светлана Качмар.
По мнению сопредседателя профсоюза «Учитель» Всеволода Луховицкого, приход в школу новых людей «ничего, кроме смеха, не вызовет», поскольку «ни один нормальный ребенок не будет искренне разговаривать с посторонней тетей». Кроме того, он уверен, что найти специалистов, желающих воспитывать школьников за 15 тысяч рублей в месяц, будет сложно:
– Если я правильно понимаю, речь идет не прямо о воспитателях – политических трактователях, а о так называемых помощниках или советниках директоров по воспитанию. Насколько реально и осмысленно это реализовать? Думаю, этот проект чиновников, скорее всего, забудется через несколько месяцев. Он не может быть реализован по многим причинам. Во-первых, потому что неоткуда взять людей. В России около 50 тысяч школ, и представить себе, что сейчас найдутся 50 тысяч добровольцев, которые за 15 тысяч рублей в месяц будут готовы заниматься воспитанием школьников, я не могу. Это заведомо рухнет просто потому, что не будет желающих.
– А если кому-то из учителей предложат подработать?
– Это уже совсем другой вопрос. Пока речь идет о том, что это будут именно специальные воспитатели. Кроме того, ни этих людей, ни учителей, кроме преподавателей обществознания, никто и никогда не учил разговаривать с детьми серьезно на правовые, политические, гражданско-правовые темы. Что будут говорить детям эти воспитатели? Что бы они ни говорили, это будет восприниматься детьми как повод для мягких или не мягких шуток. Дети совсем неглупые люди и очень хорошо понимают, когда с ними разговаривают для галочки и когда с ними разговаривают умные люди, хорошо знающие предмет.
Совсем другое дело, когда с детьми будет говорить человек, взявшийся за такую фантастическую должность. Если среди учителей такие найдутся, то я буду крайне удивлен. Учитывая, что учителя сейчас и так перегружены, каждый учитель тащит по 1,5–2 ставки, если человек еще при этом скажет: я хочу подзаработать на халтурной работе, то дети тоже будут к этому относиться как к халтурной работе. То есть, даже если это будет введено формально, это не даст тех результатов, которых они хотят. Но я подозреваю, что никаких серьезных результатов Министерство просвещения и не хочет. От него потребовали как-нибудь отреагировать на вызовы времени, ну, вот оно и отреагировало, как положено чиновникам реагировать на какой-то приказ сверху, – говорит сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.
В акциях в поддержку Алексея Навального, прошедших 23 и 31 января, участвовали школьники. Сообщалось о по меньшей мере пятистах задержанных несовершеннолетних. Накануне акций протеста 23 января Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о вовлечении несовершеннолетних в совершение противоправных действий. Обвинение по этому делу предъявлено ближайшему соратнику Навального Леониду Волкову. При этом сам Волков призывал родителей не отпускать детей на акции. В вовлечении несовершеннолетних в митинги обвинил организаторов акций президент Владимир Путин, заявив, что «так поступают террористы, которые впереди себя гонят женщин и детей». Социологи и антропологи провели выборочный опрос участников акции 31 января и выяснили, что на митингах присутствовало не более 2% несовершеннолетних. Основной контингент участников нынешних акций – это люди 18–24 лет (24%) и 23–35 лет (42%).
_____________
©Чижова Любовь