Многодетная мама, заботясь о воспитании и образовании детей во время карантина в связи с эпидемией Covid-19, придумала виртуальные путешествия с ними, чтобы показать, как велика страна наша и как прекрасен мир, как глубоки, нравственны обитающие в нем люди, независимо от географии, национальных и религиозных устоев, политико-экономической ориентации, возраста и пола, историко-культурных интересов, и почему за событиями истории надо смотреть проникновеннее и полнее того, что лежит на поверхности. И почему так важен и красив диалог культур, который не знает границ. Несмотря на лавину и сумбур излагаемых без программы фактов и размышлений, это может оказаться интересным для читателей…
*
Обьясняю про стодневку. Начиная с 1 ноября мы путешествуем. Точка на карте имеет какой-то информационный повод. Экскурс выборочный — то, что зацепило.
Например, Париж мне интересен и многочисленными христианскими святынями. Как, например, оказался во Франции Терновый венец Спасителя или Плат (Покров) Пресвятой Богородицы? Во Франции хранится и та самая Иверская, которая исчезла из Москвы в 1812 году и промыслом Божиим находилась почти 120 лет в безвестности. Ее, стоящую вниз головой, нашел в лавке старого антиквара владыка Вениамин (Федченков). Был в ужасе. Упав на колени перед образом, он на глазах удивленного хозяина стал слезно молиться. Вероятно, это зрелище произвело на антиквара сильное впечатление – он неожиданно снизил цену.
На улице Сен-Дени находится церковь Сен-Лё-Сен-Жиль, в которой покоятся мощи святой царицы Елены, матери императора Константина. Еще одна величайшая святыня — глава Иоанна Предтечи. Но согласитесь, цель кратких заметок — прежде всего, не наскучить, не набить оскомину. Не монастырями, не святынями. Но и по улицам красных фонарей, увольте, ходить не буду. Не буду в подробностях излагать как в Нотр-Даме отрезали голову прихожанке церкви. Что тому способствовало тоже опускаю. Не искушайтесь видимым присутствием зла в этом мире.
,, Мы должны научиться так смотреть друг на друга, как на самое драгоценное, что есть на свете,, – сказал митрополит Антоний Сурожский. Я вот этому и учусь. Сегодня мне поступило предложение отправиться в Свияжск. Мои друзья, кстати, идею поняли и приняли. И в голову никому не пришло, что я реально двигаю сто дней с родины Иоанна Крондштадского, нашей общей родины…
*
Сегодня день рождения святого праведного Иоанна Кронштадтского. Поэтому стодневку путешествий (сегодня стартуем!) начинаю с нашей общей родины. Мы сегодня в с. Сура Пинежского района Архангельской губернии. Смотрим картины, вдохновляемся. Будущий чудотворец, великий молитвенник родился в семье бедного причетника. Позже о. Иоанн в автобиографии напишет: «С самого раннего детства родители приучили меня к молитве… Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем и утешителем…».
Грамота давалась ему тяжело, «но, будучи приучен отцом и матерью к молитве, скорбя о неуспехах своего учения, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум, и я помню, как вдруг спала точно пелена с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Детям читаю о детстве, нелегкой учебе великого пастыря. 40-е прошение самого Ивана:
«Отец мой Илья Сергиев, проживающий в Сурском приходе Пинежского уезда дьячком, имеет кроме меня и брата моего Ивана Сергиева, обучающегося в первом приходском классе, в семействе четыре человека. По бедности своей он не только не в состоянии мне доставлять приличного для ученика одеяния, но и с величайшею трудностию пропитывает меньшего брата моего, который содержится на его собственном иждивении уже третий год. Посему покорнейше прошу Семинарское правление, не соблаговолено ли будет меня принять на полное казенное содержание, и тем избавить отца моего от крайней бедности. О чем учинить милостивейшее благорассмотрение и решение.
К сему прошению вышеозначенный ученик Низшего класса Иван Сергиев руку приложил 1842 года cентября 11 дня».
Всею душою чувствую родство! Северная моя родина, запах дыма из труб, вековые сосны, уходящие в небо, избы, выстроенные на века… Кланяюсь низко! Стихи не мои. Пинежца 21 века Ивана Порохина:
Как не любить поля, луга, туманы,
И запах трав, и красоту берёз,
Как не пьянеть черёмухи дурманом,
И не бродить среди янтарных рос.
Как не грустить осеннею порою,
Когда кричат, прощаясь, журавли.
Я в этот миг слезы своей не скрою
Пока они не скроются вдали..
________________________
@ Сура (Архангельская область)
*
Ресторан «Одесса»
Когда на обед у тебя солянка из ресторана «Одесса» (так зять – поваром работает там!) и к тому же, именины мальчика Темы, «живого, как огонь, подвижного, как ртуть, неуравновешенного, вечно взбудораженного, возбужденного, впечатлительного, безрассудного…» – говорить можно только о море.
— Правда, медузы белые и снизу их трогать нельзя?
— Я не пробовал, бабанаташа, и насчет китов я пошутил, дельфинов, да, видел.
На вопрос, какая у него самая-самая сильная мечта, Темка вдруг и определил тему про море, сказав:
— Лежать на песке, ракушками на спине у мамы выкладывать цветочки.
Да, море он помнит, хоть и был маленький. Сегодня всем говорит, что ему уже шесть лет. Ну, раз именины! Обьясняю, день рождения – раз в году. А именины могут быть дважды. Но традиции прежние – торт на всех, подарочки, и, конечно, отстоять службу в День Ангела и причаститься.
На закуску, раз мы сегодня одесситы, помимо солянки любимый мною фильм «Детство Темы». Всем рекомендую.
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, написавший эту чудесную вещь, родился в Одессе. В сутолоке дней – горячее сердце рождается у маленького одессита Темы, дворянина и барчука. У него пять сестер.
У самого писателя было 11 детей, семеро в первой семье, четверо во второй. Никогда и ни при каких обстоятельствах детей не наказывал. В фильме экзекуция поркой Темы отцом вызывает у меня просто физическую боль и отвращение.
«Так воспитывали меня» – говорит отец-генерал возмущенной супруги, матери Темы. Она добра и великодушна. И справедлива. И вовсе не портит ребенка, как считает муж.
В пышном букете людей, живущих в нашей стране, есть «листочки», которые при рождении так напитаны солнечным светом, что потом всю жизнь перерабатывают углекислый газ обыденности в энергию созидания. И этой своей способностью так заряжают всех, кто рядом с ними, что не заметить их невозможно. Такие для меня одесситы со своим искрометным юмором.
«Я не раз бывал в Одессе и обратил внимание, что люди различных национальностей, живущие в этом городе, очень схожи между собой. И дело не только в особом одесском жаргоне и дикции, а в восприятии жизни и отношении к ней» – писал Зиновий Гердт.
В «Детстве Темы» он классно играет одессита, готового ради любимой супруги, вечно раздраженной, даже сдохнуть. Насколько взрослый диалог у него с восьмилетним Темой, когда ему кажется, что всё должно расти, люди, города, деньги, в первую очередь!
На море я не была. Каждому одесситу готова поклониться – в ноги. За сохранение «живого» в себе!
Кстати, была поражена в самое сердце. Ангелоподобный мальчик играл Тему в фильме. Сережа Голев. Он не был профессиональным актером. Только в этом фильме и сыграл. Еще однажды в «Ералаше». И всё-таки впечатления, вынесенные со съемочной площадки, высокие слова о вечной Истине, сделали свое дело. Мальчик Тема выбрал своей жизненной стезей служение Христу, стал священнослужителем. Отец Сергий является и сегодня настоятелем нескольких храмов в Домодедовском районе Московской области. Прекрасный регент патриаршьего хора. Все мы – инженеры своих собственных душ!
*
Ницца
Ницца, нам тока сницца. Разумеется. И всё же, счастлив тот, кто умеет петь с душою чистой и открытой… И находить радость во всём: в небе, в деревьях, в цветах. Так говорил Матисс, ушедший в райский сад 3 ноября, умер он в 1954-м. Оставим мир танцев и пасторалей, красивых ваз, сочных плодов, оранжерейных растений, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток. Сегодня очередь эпиталамы, как вы точно выразились, Булонскому лесу. Территориально берем «точку на карте». Определяем узкими рамками «свой интерес». Меня зацепил Анри Матисс. Честно скажу, меня покорила Муза Мастера. Сибирячка, она же парижанка, русская эмигрантка Лидия. Натурщица, вдохновительница – меньше, чем жена, если брать жизнь плотскую, и больше – в духовной, по ее же собственным словам.
Этой простой русской девушке суждено было войти в историю – она стала секретарем, затем незаменимой помощницей, а после – ближайшим другом, сохраняющей до гробовой доски наследие художника. Удивительно, что для родной России она выкупала на собственные средства картины художника, еще при его жизни. И подаренные ей – тоже отдала в музеи страны без упоминания дарительницы.
20 лет была «светом его очей», а он для нее – единственным смыслом жизни. За наследство не билась. Интервью избегала. Вот она, ментальность.
«Боже милостивый, не действует ли это то, что называют «славянским шармом»? А дело просто-напросто в том, что она добрая…» – писал Матисс.
Художник и его модель обращались друг к другу только на «вы». Матисс обращался к ней «мадам Лидия», а в шутку называл «татаркой» и «казашкой». «Когда мне скучно, – признавался художник, – я делаю портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву».
Она всегда смотрела прямо в глаза, говорила то, что думала, и вела себя так, чтобы все знали, и Матисс, в первую очередь, что она не претендует на то, что принадлежит всей семье.
44 года в одиночестве – не пригласили даже на похороны, страна отказалась принять, которой она же подарила свои сокровища. На сельском кладбище Павловска под Петербургом по ее завещанию покоится урна с прахом.
Почти каждому просвещенному человеку, не лишенному воображения, жизнь готовит встречу с Парижем. Так писал Константин Паустовский (все 12 томов писателя Лидия, да, та самая Лидия, перевела с русского на французский).
Даже если встреча с Парижем не состоялась, и человек умер, не повидав, Эйфелевой башни и Лувра, то всё равно он уже, наверное, побывал здесь в своем представлении. Я долгие годы при слове Париж вспоминала «Шербургские зонтики».
Здесь «тело Венеры Милосской как бы отлито из сумрачного жемчуга и без всякой видимой причины на глазах у людей появляются непокорные слез».
Дарю вам, дети, «бульварный запах пыли, табака и пудры; скрипучие лестницы на мансардах (ступеньки у этих лестниц стерлись от столетнего шарканья подошвами, как старые кухонные ножи); дым вокзалов… посвистывание веселых таксистов… непроветренную средневековую темноту Нотр-дам». Да, Ромена Роллана дарю – с Гюго впридачу!
Без Паустовского никак (очерк «Мимолетный Париж»). Они (про импрессионистов) устроили пиршество красок для всех и каждого, лишь бы он не был слеп. Они не требовали благодарности за то, что увидели мир таким, каков он есть, – совершенно великолепным».
– «Я совершенно не собираюсь передать в этих беглых заметках облик Парижа. Я был в нем мимоходом. Самое главное, что я вывез из этого изумительного города, – любовь к нему и желание изучать его все больше и больше. Для этого нужно много времени, а его никогда не хватает. Времени всегда остается в обрез именно тогда, когда мы встречаемся с интереснейшими местами, людьми или явлениями».
Париж существует как нечто цельное, огромное, залитое дымным солнечным светом, сверкающее блеском окон, витрин, листвы, головокружительно высокой голубизной неба и зеленью тех парков, где всегда пахнет весной – сначала подлинной, а потом той, что сочится с запахом фиалок из теплиц, цветочных киосков и кафе.
Говорят, этот запах можно услышать в Париже даже в сырые зимние дни.
Что представляет собой сегодня город, который может столько рассказать…?
Дома до звезд, а небо ниже,
Земля в чаду ему близка.
В большом и радостном Париже
Все та же тайная тоска… Париж Цветаевой!
Париж получил разные прозвища, но самым известным из них является «Город огней – смею равняться с нашим городом золотых огней.
Период увлечения Диснейлендом детьми не пережит. И увлечения сказками Шарля Перро.
На вопрос, что моя девятилетняя дочь знает о французах и самом дорогом французском – как ни странно, она называет Лепренса де Бомон «Красавица и Чудовище»: «Ну, это то же, чо и «Аленький цветочек», мам!
«ясный разум, доброжелательство к другим народам и, конечно, отсутствие бахвальства и самомнения. Нужно сердце, не отягченное недоверием и страхом, и разум, не знающий пристрастия и скептицизма. Люди, ищущие поводов для недовольства, никогда не узнают простой истины, что в конечном счете жизнь хороша…»
*
Питер
Сегодня точка на карте — Питер. Формат убивает, мало можно вместить. Я бы еще втиснула Питер Цоя, Питер Бутусова, а то застыла – в мамином. Вспоминая ее ленинградский облик. Всю жизнь она так и оставалась ленинградской барышней, любившей наряжаться, делать прически, быть простой, но исключительно женственной, хоть война тебе, хоть камни с неба. «У нас, ленинградцев, накопился опыт – на всю жизнь хватит», – писал Шварц.
Мне, рожденной на земле ленинградской, сфотографироваться у Медного Всадника было бы за счастье, а для питерца – моветон. У Спаса на Крови селфи? Или рядом с голодной кошкой?
Провинциалам лишь бы «остановить мгновение». А петербуржец (остались ли истинные?) будет восхищенно замирать каждый раз, глядя на Казанский собор, ровно столько раз, сколько будет его видеть.
Сегодня, на Казанской, к чудотворной иконе – в Казанском соборе хранится один из уникальных списков – пришли самые настоящие счастливчики.
Уверяю, не меньшие счастливчики и мы – возносившие свои молитвы у многочисленных икон образа Казанской Божьей матери. Сегодня в нашем храме на молебне зачитывались десятки имен заболевших ковидных больных. В удивительное время мы живем.
Мама моя, зачем я сегодня в Питере? В ноябре всегда так. Тянущая грусть-тоска. Обнять бы, поговорить. За всю свою жизнь мне встречалось несколько ленинградских барышень. Одна из них – ты. Всегда знавшая меру. Обладавшая тактом.
В Петербург едут не за радостями жизни, солнцем и теплом пляжей, не за большими деньгами или какими-то гастрономическими изысками. Ты не раз вспоминала красивую архитектуру в своих рассказах, о том, как гуляя вдоль каналов и рек, встретила моего отца, о вашей жизни в 11-метровой квартирке на Набережной.
Единственный в Европе город, так и не сдавшийся врагу. Под небом белых ночей прошла твоя юность. Пытаюсь ходить теми же маршрутами. Черпая из гранита, воздуха ценности, цели, смысл жизни и жизненную силу. Мне кажется, ты передала мне Питер по наследству.
Страх перед жизнью один из факторов, формирующих менталитет, – говорят психологи. Одиночество тоже. Любовь играет роль основы, на которой «вышивается» текст смысла жизни. Любовь здесь – это желание добра другому человеку, как самому себе. В 1-м Послании Павла коринфянам сказаны чрезвычайно важные слова: «Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я – ничто».
В Петербурге первым делом наведалась бы к Рабе Божией Ксении. Погуляла б по Летнему саду. Пушкин называл его «мой огород» – я так называю Покровский садик, где помогаю ухаживать за розами.
Навестила элитный ресторан на Невском, где Чайковский заказал воды, заразился холерой и умер. Но один день в Питере, согласитесь, это нонсенс. Даже кладбища не обойти, где столько родных. По Духу.
Куцая была сегодня Казанская. Без пышностей, Крестного хода. В ковидном госпитале сам Владыка Игнатий, настоятель Никандр тоже ковидный. Кашель, температура. Наш черед, видимо, не за горами. На всё Воля Божья. Пресвятая Богородица, спаси нас!
*
Париж
Париж – самый романтический город на земле, Челябинск – самый суровый, Токио – современный, Рим – величественный. И если с этими «гигантами» всё ясно, то каким словом можно охарактеризовать город Петтинг в Германии, Содом в Саратове или Слизь в Хорватии?
Иные саратовцы даже понятия не имеют, что живут практически у библейского места (основан Содом в 1789 г). Причем, есть Большой Содом и Малый. Между ними деревеньку местные прозвали «Геморрое». Говорят, это вовсе не шутка.
И красивая легенда о содомской волости есть.
Говорят, в стародавние времена село называлось Покровское – в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. И было даже уездным центром. Люди там жили благочестивые и глубоко верующие. Но в середине позапрошлого столетия приехали в Покровское два молодых барина. И началось. Ни один день не проходил без скандала, драки или попойки. Вслед за господами развратились и крестьяне. Началось повальное пьянство. И сколько ни уговаривал местный священник односельчан одуматься, всё без толку. Разозлившись, пришел он однажды к барьям и молвил: «Недостойны вы носить имя Покрова. С этого дня за грехи ваши будете называться Содомом». Сказка ложь, да в ней намек. Реальная подоплека названию – типа так сами церковники назвали – «местность староверо». Жестоко, однако. Надо будет отца Сергия, нашего крестоходного, расспросить. Он карабулакский! Село расположено на левом берегу малой реки Елшанка (приток Узы) в 15 км к северу от посёлка Свободный, в 20 км от Базарного Карабулака и в 105 км от Саратова!
«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих… И посмотрел [Авраам] к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи».. Из Библии (Быт. 19).
Все ясно: Бог уничтожил отвратительных местных грешников нетрадиционной сексуальной ориентации – «блудодействовавших и ходивших за иною плотию» (Иуд. 1:7) Господи, наши Содомы милуй, даже если найдется парочка Лотов! Не хотелось бы Лотовой женой быть – все время глядеть на грехи свои, привязываться к земному!
Головная боль и бессоница выдают мое нездоровье. Но я не думаю, что подцепила новомодную болезнь (других не стало). Когда в паровозе скапливается слишком много пара, то открывают клапан и выпускают лишний пар. Такое сравнение с головной болью прочла у Анны Тютчевой, дочери поэта: «Самое опасное – позволить неясным и ленивым мыслям гулять в голове». В целях гигиены – дабы не ржавела машина для производства мыслей, хороших, надо полагать – Анна советует ежедневную практику написания чего-нибудь. Излагайте, к примеру, свои претензии к кому-нибудь на чистейшей бумаге, паркером. Поначалу будут ругательства. На второй и третий лист пойдет философская лирика. А там тишина и мир водворятся в сердце. Ну, правда, мило же? А Вам приемы такие помогают?
*
Чунцин
Стодневка моя набирает обороты. Самым большим городом в мире по площади является китайский Чунцин – город туманов!
Вы снова спросите, зачем мои эпиталамы, мессы, дифирамбы. Отнюдь, нет моей задачи повторять, как жалкому попугайчику сказанное до нас.
Вот Паустовский грезил экзотическими странами, писал так, что ты чувствовал песок скрипучий на губах – если он писал о море. Представляете, его, живущего в век виртуальных возможностей, когда эффект присутствия не проблема?
Янцзы – самая длинная и многоводная река в Евразии, третья в мире по полноводности, четвертая в мире по длине, где обитают аллигаторы огибает Чунцин. А всего в городе 80 рек!
Население — 7739000 по переписи 2020 г
Возник в 316 г до н. э. Площадь 32-х столиц нашей родины, представляете?
82 403 кв км!!!
Из-за холмистого ландшафта Чунцин прозвали «горным городом» (Шаньчэн).
Короткая и относительно мягкая зима и жаркое, с высокой влажностью воздуха лето. Название «Чунцин» («двойное торжество») – когда какой-то там сын императора получил княжеский титул и в том же году сел на трон.
Здания в городе растут как грибы после дождя, и сейчас Чунцин представляет собой нагромождение высоток.
Может показаться, что это дом плывет по реке, но на самом деле это один из десятков ресторанов, которые так популярны в Чунцине. Эти громадные здания пришвартованы у городских набережных. В них готовят блюда из рыбы, которую вылавливают из реки.
Где-то в районе Чунцина находится обувная фабрика, и кожаная обувь продается везде. Детская, взрослая, на улицах подешевле, в универмагах получше фасон и чуть дороже.
За последние годы тут построили кучу новых мостов, небоскребов и эстакад. Год развития Чунцина, как 20 лет для Москвы.
Чунцин – это город нетривиальной красоты, невероятных контрастов, как пишут в блогах, сумбурности и чудес. Первые два прилагательных, которые приходят в голову при слове Чунцин – безумный и запутанный. Это город-лабиринт с неадекватной архитектурой, гениальными автомобильными развязками, небоскребами и с домиками, которым сотни лет.
Никакого городского планирования в городе до недавнего времени не существовало, к тому же Чунцин – город на горах, поэтому тут очень легко заблудиться – поворачивая в какой-нибудь переулочек, ты никогда не можешь быть уверен, где в итоге вырулишь. Из-за этого любая прогулка – даже если ты просто вышел купить хлебушка – превращается в занимательное приключение.
Также Чунцин – это город с очень развитой транспортной системой: машины, автобусы, ж/д транспорт, метро, паромы, канатные дороги через реку, уличный лифт, эскалаторы и фуникулеры – все это можно увидеть тут.
Я уже чувствую вкус на губах китайского острого перца «ладзяо» – локальный ядерный взрыв, происходящий в вашей ротовой полости. Здесь специи не добавляют разве что в вареное яйцо!
При упоминании «город самых красивых девушек» ревностно подумала, что именно так называли наш Саратов в доблогерскую эпоху.
Кажется, кто-то в Китае посмотрел тогда кино и подумал: «Вот так должен выглядеть настоящий город будущего. Мы непременно построим себе этот рай на земле!» И они построили.
Что до самочувствия, стимул путешествовать – для меня сейчас и есть жизнь, каждый день делать маленькие открытия. И открывать различные страны – для своих детей. С эффектом присутствия. Завтра мы постараемся узнать, если ли всамделишный необитаемый остров, где провел Робинзон Крузо свои лучшие годы?
Не читайте детям нотации, читайте – книги!
*
Остров Робинзона Крузо
Как и обещала, абстрагируюсь от окружающих обстоятельств на острове Робинзона. Мы с детьми уже второй раз (в их детстве, не считая моего) читаем роман Даниэля Дефо о необычайных приключениях человека, вынужденного каждодневно бороться за свою жизнь. Остров Робинзона Крузо на самом деле есть! В Тихом океане в составе группы островов архипелага Хуана Фернандеса в 560 километрах от берегов Чили.
Один из островов архипелага Мас-а-Тьерра в 1960 году правительство Чили переименовало в честь литературного героя в Остров Робинзона Крузо, а остров Мас-а-Фуэра – в Остров Александра Селькирка, прототипа Робинзона. На самом деле был такой морской путешественник, с него и списал автор портрет.
Видели бы вы глаза детей, когда мы дошли до описания момента приручения козы, или как терпеливо Робинзон выращивал единственное зернышко, чтоб получить колос.
Остров ныне, отнюдь, необитаемым не назовешь. Еще с робинзоновских времен, после освобождения героя из тихоокеанского плена, народ сюда валит в туристических целях. Пожить в хижине. Самим подобывать еду.
Поселок Робинзона сегодня расположился в маленькой долине на берегу бухты, куда заходят суда, в окружении живописных гор, являющихся естественной защитой от ветров.
Здесь есть все для нормальной жизни: больница, школа, роддом, библиотека, отель»Альдеа де Даниэль Дефо»со всеми удобствами, кафе «Пятница», телеграфная и телефонная связь.
Желающим предоставляется возможность переночевать в пещере, как у Робинзона Крузо, пожить в домике на пляже или хижине. Но ухаживать за собой и готовить себе пищу вы будете сами.
Любителям активного отдыха тоже есть, чем заняться: альпинизм, плавание в заливе с чистейшей водой, подводная охота, путешествия по тропическим лесам острова. Круглый год здесь прекрасная погода, песчаные пляжи… и Тихий океан.
«Ожидание опасностей в тысячу раз страшней самой опасности, и ожидание зла в десять тысяч раз хуже самого зла» – цитирую гениального автора. – Такова человеческая натура, мы не ценим благ, пока не лишимся их»…
«Все наши сетования по поводу того, что мы не имеем, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем».
Сегодня все эти высказывания обо мне, разбитой радикулитом. Слезы в подушку. И представления, что так будет всегда.
«Страх – болезнь, расслабляющая душу, как расслабляет тело физический недуг… Не бойтесь!» – это уже слова Спасителя из Писания. Надо будет подсчитать, сколько раз Он об этом нам говорит.
«За все это время у меня не мелькнуло ни единой мысли о Боге, кроме как «Господи, помилуй меня», – читаю Робинзона и умиляюсь.
«Все мы подобны глине в руках горшечника. Которому ни один сосуд не вправе сказать для чего Ты сотворил меня в таком виде?»
*
Гжель
«Ведает Отец наш небесный, в чем имеем нужду, прежде нашего прошения у него» (Мф. 6:8) Когда смотришь в потолок, и даже не помышляешь о путешествиях, на уколах, невольно воспроизводишь в памяти место Силы. Я помню, где стала сильной по-настоящему.
Сейчас я расскажу про МОЮ Гжель. Более семисот лет в шестидесяти км от столицы кипит промысловая жизнь. Беден язык, чтоб описать лучшие глины и лучших мастеров, их орнаметры, кобальты. Я вспоминаю, как ходила по улочкам Гжели, как она из чужой становилась родной, но так и ни разу перо не просилось к бумаге.
Недавно у Аллы Приен нашла, любимого моего автора, с Релги. Про феномен косноязычия. Вы куда едете? В Турцию! ? И куда именно? В отель!!!
Вот и для меня было так: справа автобан и слева автобан. И полная зашоренность. А теперь вспоминаю. Вам сколько узбеков? – в «фирмочке», куда обратишься за экскаватором. Узбеки в Гжели научились даже статуэтки расписывать. Или еще мужество духа. Отец семейства один воспитывает детей. Посменно на заводе. Ночами – рисует животных и птиц, расписывает слоников. У самого онкология четвертой степени.
Здешние кулинары (лучшие тортики мотай на ус – asia_tort) даже ввели в пользование узор «гжель». Маникюрщицы расписывают синим и голубым цветом ногти, вырисовывая на них цветки, листки и птиц диковинных.
Ценность, надо сказать, прямо противоположная современному мэйнстриму, культивирующему всеобщее смешение – под видом толерантности. Уникальность культурного кода. Я не о ногтях расписанных, естественно, не о тортиках. Нас совсем бы не касалось магическое действие мастеров, не побуждай они дух наш к чудесам восприятия.
Как электрическая искра происходит от прикосновения наэлектризованных тел, так и жизнь духа вытекает из его взаимодействия с этой, самой по себе, безмолвною природой (произведениями искусства — мое добавл.) Она ( природа) пробуждает в духе дремлющую прометеевскую искру самосознания; она же открывает ему общение с другими духами «. Мне запало, как Гарднер говорил о восприятии.
«Чудо природ» в том, что она, нагая, бедная содержанием, чуждая поэзии и по-видимому лишенная духовного содержания, открывает духу его бесконечное богатство и своим давлением побуждает его ( дух) к произведению субъективных миров».
*
Москва
«Москва – как много в этом звуке!» – читали с сыном букварь. Думала одновременно, а какая она, моя Москва, что я в ней видела, кроме нескольких растаможек, куда мы ходили по обьявлению устраивать Зою на работу – в пору, когда «хотели стать москвичами».
Москвичка у нас только Вера, однако, с благодарственным письмом от Громова и материнским капиталом, который пришлось «перевести в Саратовскую область». Закопали в стройку. Где до сих пор «начальный цикл» с коммуникациями.
В Москву я выбиралась несколько раз. Живя в Гжели. И не только. Памятно, как поехала в Останкино. Чтоб хоть что-то в памяти. Познакомилась с датчанином. Который сказал, что, «лучше в беде, но в России. У них там, когда у тебя беда, типа даже родные нулями, друзья и все-все. Остается покончить с жизнью. У вас есть нечто, что не дает».
В Измайлово. Трогательный момент. Вспоминала в «день революции». На свалке рядом два облупленных памятника. Ленин с Горьким.
Измайлово, впрочем, будет вспоминаться космической гостиницей. Лимузином. Качелями, на которых летала моя Таня. Таня Синицына. Целых три незабываемых дня мы жили в Измайлово, купались в пенистой ванной. Здесь же в ванной мой Пикассо рисовал шедевр. А потом ее одаривали на местном рынке матрешками, сумочками, бусами. Она купила майку с волком. Одну себе. Другую мне. Меня всегда удивляли Танины покупки. Розовые очки, например. Еще мы катались на теплоходе. Были в Малом. Тусили на Воробьевых горах. Таня от массы сувениров утащила меня в церковь. Где мы обомлели. Трава, всюду трава.. Троицын день в храме!
Мы с нею были в Москве еще раз. Пробились к Матронушке. Сходили в кинотеатр на фильм «Спасибо, что живой». У нас было несколько выставок в библиотеках. Куда пришли бабушки, божьи одуванчики и ушли восторженные, славя Бога. И один продюссер. Купивший самую знатную картину за 5 тысяч р. (на радостях Таня подарила ему еще одну).
Данилов монастырь останется в памяти, куда я отвезла записочку от сестры. По дороге читала и умилялась. Она, как с живым, со святым угодником говорила о том, как неимоверно трудно тянуть им ипотеку. Итог прожитых лет: я со своим скептицизмом до сих пор бездомная. Асюха моя выкупила свой дом с небесными силами вкупе.
Что еще? Наверно, Арбат. Окуджава, как живой – рядом сидели босые гитаристы. Пели его песни. В антикварной пыли я тогда за 10 рублей разыскала прозу Окуджавы (мне странным показалось, что он еще и прозаик). И сколько лет зачитывалась «Свиданием с Бонапартом». Тешила свой патриотический дух…
*
Мальдивы
Наверно, осенний сплин гонит к Солнцу. Сегодня шла и ловила лицом лучи. Представляла Мальдивы, на которых никогда не была и самый маленький город, занесенный в книгу Гинесса, Мале. Всего 2 км на сотню тысяч жителей. Об этой «точке на карте» с интересом читала детям в последнее время. «Опуская стоимость отелей, перевозчиков, суточных –банальщину потребителя. Оставляя Солнце, воздух, лазурное море, коралловые рифы у берега, баунти-пляжи, где купаться в бикини запрещено – страна исламского целомудрия. Появляться на улицах в шортах тоже нельзя и с открытыми плечами. Ходить по городу придется пешком, обойдете сразу за час со всеми достопримечательностями!
В Мале нельзя строить сорокаэтажные небоскребы, потому что тогда все уйдет под воду, поэтому все здания не выше 5-7 этажей, но зато какие тут узкие переулки!
Мале (произносится как «Маа-лэй» (Maa-Lay). Город расположен на острове, в Каафу Атолле (Kaafu Atoll).
Традиционно считается Королевским островом, с которого Мальдивами управляли династии королевских семей с древних времён. Но потом королей прогнали. Установили республику.
Президентский дворец, является главной достопримечательностью Мале. Представляет из себя, красивое строение в бело-синих тонах, в колониальном стиле, был возведен более ста лет назад, по приказу султана. Тот строил наследную резиденцию для своего сына.
Королевский дворец в итоге был разрушен вместе с живописными фортами и бастионами, в ходе реконструкции города после отмены монархии.
Сезон дождей продолжается в Мале с мая по декабрь, а сухой сезон в остальные четыре месяца. Температура на протяжении всего года меняется не более чем на 1-2 °C, держится на уровне около 25-30 °C.
В Мале отсутствуют пресноводные водоёмы, поэтому питьевую воду получают путём опреснения подземных вод. Сточные воды без очистки выливаются прямо в океан. Твёрдые отходы перевозятся на соседние острова, и там ими наполняют лагуны. Электроэнергия производится с помощью дизельных генераторов.
Поразило, что Мале при всей густозаселенности остается чистым и опрятным городом с мечетями, рынками, лабиринтом маленьких улиц.
Цепь из 20 атоллов, состоящих из 1192 коралловых островков. Население – около 393 тыс. человек. Таковы Мальдивы. Маленький рай на земле.
Ни на одном острове Мальдив нет рек и озёр. Зато куда ни кинь глаз – водная гладь океана.
На Мальдивах очень богатый живой мир. При этом нет опасных животных или ядовитых рептилий. Также нет собак, потому что их содержание запрещено. Из домашних животных можно увидеть кошек, хотя их не так уж много, и птицу. На некоторых островах встречаются козы – их разводят на мясо. Свиней нет, а коровы немногочисленны из-за скудности пастбищ. Фруктовых летучих мышей, или летающих лисиц, можно увидеть обычно на закате. Также на островах имеются черепахи, множество червей и моллюсков. Да, про животный мир детям понравилось больше всего. Ни разу не спросили, чем занимаются местные жители. Петя оживился при слове рыбалка. Заинтересовался разделкой тунца, оценил утренний улов рыбаков.
Вы сможете посетить в городе (аэропорт на соседнем острове) продуктовый и рыбный рынки, полные ароматов Индийского океана. С живописной набережной можно понаблюдать за современными катерами и традиционными лодками дони, соединяющими город с бесчисленными островами. Старая Пятничная мечеть 17-го века – одна из самых старых построек на Мальдивах. «Всякий дол да наполнится, и неровные пути сделаются гладкими
И узрит всяк плоть спасение Божие (Исайя 40, 3-5)» – читаем и мы в Евангелии от Луки. Удивляясь континентам и странам.
*
Гремячий ключ
Зима в сердце лютая. Конечно, среда заела. Бессердечный мой, страждущий, на днях празднует День Ангела. Впрочем, празднует он каждый день.
Оттого, наверно, хочется на край света (не на тот). Сегодня вот вспоминала силу свою — десятилетней давности. Тогда – скала была. Одно из мест силы – Гремячий ключ, что рядом с Сергиевым Посадом. Расположился этот уникальный источник на крутом берегу реки Вондиги, что находится между двумя деревнями Ляпино и Взгляднево. Внешне водопад больше похож на горную речку, что само по себе уже несвойственно для этой местности. Целая подземная река ниспадает красивыми каскадами с 30 метровой высоты и вытекает с огромного обрыва, что создает поистине уникальное и живописное явление природы.
Так пишут в путеводителях. Я была лишь однажды. Запомнилось то, что на машине было не проехать. Идти километра два пешком по бездорожью.
Но стоит того, открывается взору красота небесная. Царство Божье на земле. Где времени нет, о нем забываешь.
«И едва произнес он молитву и осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода, как вдруг из под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, и она потекла ручьем по долине…» Так рассказывается в книгах о том, как забил источник по молитве св. Сергия Радонежского на его пути в Кержач. Тогда он шел от лаврских распрей.
Вот и я от своих. В Гремячий. Под защиту Святого Сергия. Вода здесь необыкновенная. Дивной красоты и духовной чистоты места!
В небесном направлении идешь в горку и по полю, испытывая непередаваемые ощущения. Это и есть Русь, уходящая в глубину веков.
Основное, конечно, зачем туда едут и идут – это источники, тот самый водопад. Чудо очевидное! Красоты средней полосы России не сравнятся ни с одним мировым оазисом.
«Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной – со всей своей грустью, спокойствием и простором, – как средняя полоса России, – читаю с восторгом у Паустовского. – Величину этой любви трудно измерить. Каждый знает это по себе.Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из летнего колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха, каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу» .
Хочется любить всех-всех и всё, всё, всё. Вот мое умонастроение. И страстное желание бегом от унылости и разочарования. Не получится уйти, уползти, убежать. Каким-то образом – только вытаскивать себя из болота. Как Мюнхаузен. Вы вытаскиваете?
*
Из варяг в греки
Мои заметки сегодня – поморские…..
Привлекателен для меня путь «из варяг в греки» – предки же мои чудь, поморы! — обращенные из язычества в православие, от тьмы к свету. Кстати, первые древнерусские мученики Фёдор и сын его Иоанн как раз были из варягов. Юношу Иоанна собирались в жертву принести языческому богу, а он вместе с отцом своим Феодором языческого бога за бога не признал. Открыто признал Бога Единого.
В Норвегии святых мучеников православные христиане (конечно, их немного) почитают. Как и поморов, первооткрывателей Шпицбергена, он же русский Грумант – архангельских купцов, мореплавателей Старостиных. Их род более 400 лет занимался рыбной ловней, добычей моржей. Никто столько не прожил на территории современного Лонгиеберга, или Лонгиненбьюера, не выговорить, как Иван Старостин – 39 зим. Его называют патриархом острова. По оставленным свидетельствам предок русских поморов был монахом Соловецкого монастыря.
Палеографы, используя достижения науки и техники, с точностью установили: русская изба была срублена в 1556 году, за четыре десятилетия до того, как увидел Шпицберген Биллем Баренц.
Лонгиеберг – один из самых холодных городов мире, где проживает всего 2 тысячи жителей, в переводе название означает «длинный год»! Что-то эпическое вообще, когда смотришь фотографии, совершенно первозданная прода. Меня, северянку, она завораживает. Добраться сюда можно лишь через волны, через бурю, снега… Здесь в голой снежной пустыне, где кроме ледников и льда и снега почти ничего нет, живут самые упертые и самые морозоустойчивые. Неспешно живут. Здесь больше трех месяцев полярная ночь, когда нет солнца — только фонари на улице. А начиная с апреля и до конца августа – полярный день, когда солнце круглосуточно на небе.
И вот в этих условиях живут люди. На голых скалах, когда те показываются из подо льда, местами даже отдельные травинки есть в теплую пору, растут и деревья. Ну, естественно, очень карликового размера. Потому что там самые гиганты достигают 20-30 см.
Удивительны законы Норвегии, эта территория свободная – она безвизовая, бестаможенная. Здесь есть закон, по которому в городе Лонгиенбьюен (не знаю, правильно ли опять выговорила 12 букв) нельзя рождаться и умирать. Вот просто нельзя. Гроб отправят из города. Роженицу тоже.
Впрочем, нормальный такой городишко. Когда у норвежцев открыли нефть и газ, то они стали одной из самых богатых стран в мире, на душу населения.
Почему вокруг этих мест веками не утихает шум на уровне государств? Все дело в рыбе. Самой разной – пикше, треске, селедке и прочих. У архипелага, где много рыбной еды и холодное северное солнце лучше прогревает воду, буквально рыбий заповедник. В северных морях рыбаки могут неделями безуспешно гоняться за косяками, а здесь рыба есть всегда, и без улова от Шпицбергена никто не уходит.
Века среди суровой северной природа воспитали в характере поморов непоколебимую стойкость и умение выживать. Сложился здесь и своеобразный психологический тип человека – помора, привыкшего к суровым климатическим условиям, к изменчивому, таящему опасности морю.
Михаил Пришвин во время своего путешествия на Север с удивлением узнал, что «до сих пор еще русские моряки не считаются с научным описанием Северного Ледовитого океана. У них есть собственные лоции… описание лоции поморами почти художественное произведение. На одной стороне – рассудок, на другой – вера. Пока видны приметы на берегу, помор читает одну сторону книги; когда приметы исчезают, и шторм вот-вот разобьет судно, помор перевертывает страницы и обращается к Николаю Угоднику…»
*
Польша
Польша.. День сегодняшний.. Спасибо sasha_borovitskaya за ссылку на лучший европейский фильм прошлого года, отмеченный на венецианском кинофестивале – «Тело Христово» – кинорежиссёра Яна Комасы, снятый по сценарию Матеуша.
Могут ли пути к Богу быть лживы? В одном из интервью Ян Комаса, анализируя молодежную аудиторию, ради которой затевает все свои проекты, сказал: «Вряд ли их чем-то можно удивить. Их накрыла волна скуки».
Удивительно в точку!
Фильм о новом Ревизоре, практически (у меня аналогия с гоголевским). Молодой паренек из колонии, где видит все формы насилия и жестокости, выносит одно лишь светлое воспоминание: уроки Закона Божьего. Душа подсознательно тянется к свету. Вот и освобождаемый по УДО говорит пастору о своем страстном желании изменить свою жизнь. Стать священником.
У Бога возможно все. Пастор открывает парню глаза на то, что карьера священника с его прошлым невозможна. Но обстоятельства вносят свои коррективы в судьбу бывшего заключенного. Он выдает себя за вчерашнего семинариста старому пастору в местной церквушке. Не захотелось быть поротым на лесопилке, куда он прибыл для жизни на вольном поселении. Вот ноги и привели в Божий Дом.
Невинный обман лишь очередное преступление: на воле орел молодой со всей страстностью отдается под власть греха. Только Душа жаждет Небесного. Пастор болен, ему нужно ехать на обследование, так молодому сменщику оказывается полное доверие вести мессы и исповедовать.
Играя в священника, тем не менее, главный герой следует зову Духа Святого. Так рождаются проповеди, которые ведут за собой людей, окостеневших в своем безверии и нелюбви.
Игра заходит слишком далеко. Главный герой завоевывает доверие, но, естественно, низвергнут, снова отправлен за решетку. Где вновь становится телом христовым. Есть ощущение, что судьба дает ему второй шанс. Как дан он всем участникам драмы. Шанс изменить свою жизнь.
В каждом польском доме висят святые лики, а внутри у людей только злоба и алчность, сведение счетов и ложь. Фильм отнюдь не про Бога, религию, а про человека, делающего выбор. Ежесекундно. Богу служить или Маммоне.
Главный герой в исполнении Бартоша Белени обладает трагичной внешностью – светлые, но впавшие глаза и болезненная худоба, бледность вкупе со страдальческим взглядом. Он, как свеча, горит с обоих сторон. Тоже – своеобразный путь к Богу. Чем сильнее искус окончательнее пасть – тем не менее страстным является желание быть со Христом, быть как Христос.
Злые и жестокие люди тоже верят в Бога. Главное, что Он верит в них.
«Прощать – это не значит забыть, – говорит Даниэль в одной из импровизированных проповедей. – Прощать – это значит любить».
Верующие любят говорить, что Бог говорит с людьми разными событиями и вот кажется это было именно то самое.
Акира Куросава однажды так описывал главную, как ему казалось, особенность Ф.М. Достоевского: «Он смотрит на страдание, и взгляд его полон любви, он смотрит и не отворачивается, хотя другие бы давно отвернулись на его месте».
Картина, на мой взгляд, блестящая. Так вот, религиозность поляков, их неравнодушие рождает такие невероятные в своей достоверности рефлексии на трагедию пустоты, на утрату смыслов, ценностей.
Подросток, нарядившийся в священника, играл священника – как играл, но его игра выглядела убедительнее, чем служение многих из нас, не играющих.
Картина о простой юношеской вере в оголённом движении души, ещё не законсервированной в формализме и ритуалах, об истинном сострадании и взаимопомощи. Польшу можно заменить на Венгрию, Украину, Литву или Россию – и все останется на своих местах.
Как заставить сына бросить курить — один лишь эпизод фильма – не просто молиться Богу, а бросить курить самой, а еще купить самые крепкие сигареты и заставить ребенка подряд до тошноты выкурить всю пачку. Конечно, привычнее успокоиться «Аве Марией», только не нужно потом удивляться, что все местные подростки обдолбаны по выходным.
*
Великий Устюг
У нас сегодня путешествие на родину Деда Мороза в Великий Устюг. Вологодчина для меня почти родина. Старших возили маленьких к бабуле в Архангельскую область. Катали их на резных санях, в гостях у крестного дети учились туески плести, вырезать птицу счастья.
Вот и у Дедушки в гостях рассказать ему можно, что хорошего было сделано за прошедший год, и даже посидеть на его волшебном троне. Дедушка сегодня принимает поздравления с днем рождения. Сам невыездной из-за пандемии, ограничения по возрасту.
Устюгские деревянные домики, пожалуй, не спутаешь ни с какими другими – северная деревянная архитектура спокойная, основательная и не кричащая.
Довольно много двухэтажных строений с балконами и мезонинами. И всё из дерева, дверь и крыльцо словно визитная карточка хозяина. Царит здесь атмосфера уютной старины. Живописная природа. Старинные храмы. Сам город называют музеем под открытым небом. К слову, история Великого Устюга насчитывает уже свыше 800 лет.
Вот ей Богу, в свои 48 я верю в то, что Дедушка Мороз – не фольклорный герой. Мелкий наш Темка заразился неверием. Говорит, что Дед Мороз не существует. Ну, это как Бог существует для тех, кто в него верит – независимо от тех, кто не верит.
Значит, тебе и подарков не будет – нет же Дед Мороза. Как последний аргумент. Темка огорченно соглашается, «поверить еще раз».
Великий Устюг – город-ровесник Москвы, о чем возвещает стелла на въезде в город. Город расположен на берегу реки Сухоны, но название своё берет от производного слова «устье» и названия реки Юг.
На самом деле Великий Устюг это прежде всего старинный русский северный город, сохранивший старую застройку и самые яркие образцы своей архитектуры, прежде всего, церковной. При этом, упор на «родину Деда Мороза», рассчитанный на приток туристов нисколько не должен смущать – Вотчина Деда Мороза это по-настоящему отличное место, заставляющее поверить в сказку, сколько бы тебе не было лет.
Прежде чем покинуть окрестности Великого Устюга заезжаем в Дымково, это село, расположенное аккурат напротив центральной части города, на другом берегу реки Сухоны. Здесь находятся две каменные церкви, Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского. Обе церкви являются «потомками», деревянных храмов, построенных сразу после победы войска Дмитрия Донского на Куликовом поле, отсюда и названия в честь Святых покровителей.
Летом наверняка по-иному предстанут раскиданные по берегам Сухоны, Юга и Северной Двины северные деревеньки. Поблизости находится природный заповедник Опоки с круглый год бьющим прямо из-под земли фонтаном.
На протяжении всего пути стоит нетронутый лес – природа первозданная. Стеной возвышаются вековые деревья. В лесном море как островки раскинуты редкие поселения.
При слиянии рек Сухона и Юг на высоком холме, примерно в 9-10 веке на этом же месте образовался город Гледен.
Сведений о городе сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Как гласит предание, большую часть своих богатств гледенские купцы спрятали, прорыв тоннель под дном реки. Вел он вверх по течению к мысу Бык. Там в пещере и было спрятаны сокровища, а вход в пещеру эту охранял «страж ужасный – гроб с упокойничком».
Пушнина, рыба, соляные источники привлекали сюда предприимчивых соседей. Уже в 11-м веке на Двинскую землю началось упорное наступление новгородцев, и к началу 12-го века почти весь Северный край превратился в обширную новгородскую колонию. Но уже в первой половине 12-го века начался захват территорий и Владимиро-Суздальским княжеством. В результате напряженной борьбы между могущественными соседями, новгородцы захватили верхнее и среднее течение реки Сухоны, где основали города Вологду и Тотьму, а все нижнее течение оказалось в руках владимиро-суздальцев.
Чтобы закрепить свои позиции на стыке этого края – Сухоны, Юга и Северной Двины, они основали новый город Устюг в нескольких километрах от уже существовавшего города Гледен, но на другом берегу реки. Местность, где возник Устюг, носила название Черный Прилук, так как была расположена у излучины реки.
В 1436 году Василий Косой осадил Гледен и после 2 месяцев осады вошел в Гледен, поклявшись («крест святой целовал») не причинять вреда его защитникам.
Существует еще и такая легенда: чтобы спасти во время осады города женщин и детей под дном реки был прокопан еще один тоннель, который вел на Черный Прилук.
Как водится, Василий «преступил клятву» и казнил множество жителей во главе с Воеводой. А в 1488 город был сожжен и опустошен вятичами, Так он исчез с арены истории, оставив свое имя в названии Троице — Гледенского монастыря.
Предшественник потихоньку угасал. К концу девяностых годов прошлого века в городе остались лишь несколько фабрик, на которых выпускались валенки, кисточки, щетки и водка, да еще работал молочный комбинат и хлебопекарни. Продукция нужная, но не слишком ходовая, поэтому у Великого Устюга были реальные перспективы превратиться в богом забытый медвежий угол. В дополнение ко всему – наводнения, которые разоряли этот старорусский городок с завидной регулярностью – раз в пятьдесят лет. После одного из таких наводнений, оказавшегося особенно разрушительным для города, в 1998 году сюда приехал мэр Москвы Юрий Лужков. Это было началом сказки, ведь именно тогда у города появилось новое дело – встречать гостей Деда Мороза, иными словами, волшебный туризм. Сейчас Великий Устюг называют не иначе, как сказочным городом и родиной Деда Мороза. А тогда, десять лет назад, решили: хватит уже зимнему волшебнику скитаться по миру бездомным, возраст все-таки солидный – более двух тысяч лет. И выстроили неподалеку от Великого Устюга терем для Деда Мороза – здесь теперь его вотчина, в самом городе отдали историческое здание под его резиденцию, а по соседству расположилась почта, куда слетаются письма Деду Морозу со всего мира.
*
Чита
Мое виртуальное путешествие гонит меня и впрямь больше по Северам, чем по Югам. Сегодня вот Забайкалье. Конечно, ракурс мой однобокий – что попало в объектив. Другой цели и не было. Сказать, чем точка на карте тебе дорога. И всё тут. Небольшой исторический экскурс. Так вот..
Предки мои со стороны бабушки, маминой мамы, из «глубины сибирских руд» – каторжане или золотодобытчики.
Чехов в заметках на пути к Сахалину писал: «В Забайкалье я находил всё, что хотел: и Кавказ, и долину Псла, и Звенигородский уезд, и Дон. Днём скачешь по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром очнёшься от дремоты, глядь – уж Полтавская губерния – и так всю тысячу вёрст. Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии. Вообще говоря, от Байкала начинается Сибирская поэзия, до Байкала же была проза».
Конечно же, история умалчивает, как прадед мой украинских кровей по фамилии Шевченко мог оказаться в городе Балее Читинской области. В стародавние времена сюда непокорных ссылали. Первым ссыльным в Забайкалье считают Аввакума. Каторжанами были декабристы, участники польского восстания 1830 года, да мало ли?
История семьи сохранила совсем малочисленные сведения. Я знаю, что на шахте в военную пору работала, будучи девушкой, моя бабушка Маруся. Рассказывала, что у нее было всего одно «угольное платье». Приходя домой со смены, его надо было отстирывать. Спать приходилось нагишом.
Женщины работали во всех цехах в шахтах на мужских должностях, преодолевая огромные трудности и лишения, работая по 12-15 часов в сутки, добывая золото для страны. Их подвиг был равен подвигу бойца на фронте.
Зачастую, придя домой с работы, валились с ног. Они от усталости не имели возможности протопить печь и приготовить пищу. Никто в годы войны не хотел отставать, каждый стремился сделать как можно больше. Поэтому повышенные обязательства и брали, а не выполнить свои обязательства каждый считал для себя позорным.
Прадед Ефим канул без вести пропавшим в 37-м. О его судьбе я узнала из Книги Памяти репрессированных Читинской области. Расстрелян. Обвинения в антисоветской агитации. Прабабушка сжала полоску ржи четверым голодным детям (официальная версия). Пришли забрать ее. А прадед взял вину на себя.
Читинская область по площади равна Японии. В Японии живет 120 млн, у нас – в сто раз меньше. Регион напоминает стоптанный башмак на карте. Опираясь на границу с Монголией, башмак повернут носком в сторону Байкала. Опора его – Монголия в песках и в горах – вся желтая. Это уже пустыня. Верхняя часть башмака прикрыта зеленой затаеженной низиной – видятся бесконечные лиственничные леса Якутии. Дальше – рукой подать до полярного круга.
Зима здесь длиннее лета, потому и накапливается в недрах вековой холод.
И гнали на каторгу через Читу – отважных людей, что за правду стояли.. Читинские старожилы любят рассказывать приезжим, что центр их города своими прямыми улицами сильно напоминает Санкт-Петербург, так как спроектирован сосланными сюда декабристами. Они любят показывать и главный символ города – бревенчатую Михайло-Архангельскую церковь.
В ней венчались ссыльные. Самая романтическая история – это венчание во все той же Михайло-Архангельской церкви французской модистки Полины Гебль и ее возлюбленного Ивана Анненкова, ради которого девушка преодолела длинный путь в Забайкалье. После таинства молодую пару приветствовал перезвон кандалов всех присутствовавших на венчании декабристов. История их любви вдохновила Александра Дюма на роман «Учитель фехтования».
Возможно, прабабка моя с прадедом венчались тоже в Чите. Прабабушка всегда помнится мне у икон. Она была молитвенницей. Прожила без малого сотню лет, а в голод вынуждена была с котомкой ходить по дворам, просить за ради Христа хлеба детям.
__________________________
© Музафарова Наталья Владимировна