Недавно в Балтии побывал ведущий специалист в области клинической психологии, заведующий кафедрой Санкт–Петербургского Института повышения квалификации врачей Виктор Ананьев. Его профессиональный семинар для коллег–медиков прошел при полном аншлаге. Еще бы! Кто же пропустит послушать такую знаменитость! В отличие от медицины, которая изучает болезни, валеология — это наука о том, как оставаться здоровым.
Эта тема волнует не только врачей, но и каждого человека. Даже абсолютно здорового. Поэтому мы не упустили шанса выведать у знаменитого специалиста, почему одни люди, не прилагая особых усилий, сохраняют здоровье до старости, а другие по жизни страдают от хронических недугов.
Человек триедин
— Все больше ученых и медиков приходят к осознанию, что человек — это единство плоти, души и духа. В науке появились совершенно новые направления, которые именно таком контексте рассматривают человека — интегральная медицина, клиническая психология. Вы как раз представляете последнюю. Если попроще, без специальной терминологии, — как бы объяснили, чем, собственно, занимаетесь.
— Я занимаюсь одним из разделов клинической психологии — психосоматикой. Она действительно воспринимает человека целостно, холистически (от греч. холизм — целое). Французы называют это неогипократикой. Это ведь была еще идея Гиппократа: болеет не один орган в человеке, болеет весь человек. При системном подходе мы пытаемся учитывать все уровни организации человека. Исследования показали достаточно интересные результаты.
У человека есть генетическая предрасположенность к каким–то патологиям. К ней добавляются перенесенные детские заболевания. Плюс два психологических фактора — условия воспитания и психотравмирующие ситуации.
Таким образом у каждого из нас с самого детства потихонечку формируется патологическая психосоматическая система. Она возбуждается всякий раз, когда мы переживаем какой–то стресс. Если это происходит часто, то возникает органическое изменение в теле.
Язва желудка, инфаркт миокарда, инсульт, бронхиальная астма, колиты, нейродемиты, сахарный диабет, ревматоидный артрит — эти болезни имеют психологическую причину.
Счастье быть невротиком
Важно знать, в чем отличие больного неврозом от психосоматического больного.
У невротика при стрессе включается сразу много систем, зависящих от центральной нервной системы. Вегетатика, что называется, дребезжит: он потеет, бледнеет, падает в обморок, у него понос, запор и пр. Энергия стресса как бы рассеивается по организму. У психосоматика энергия любого стресса — будь-то большое горе или мелкая обида — идет как бы по лыжне, бьет в одно место и постепенно расшатывает орган.
Можем ли изменить что–то в этой схеме? Можем. Задача психолога — изменить стереотип реагирования.
Допустим, в семье папа болеет язвой двенадцатиперстной кишки. Это чисто психосоматическое заболевание. По генетике он передает предрасположенность к язвенной болезни своей дочке. У дочки на сто процентов может развиться язвенная болезнь, если она а) перенимает у папы образ мыслей — так называемую, карту видения мира. А у психосоматика эта карта пессимистическая: «Вся жизнь — это дерьмо. Кроме мочи». Если девочка перенимает у папы б) эмоциональную реакцию на события. А у него она депрессивная: «Все плохо, все обманывают, все кругом негодяи». И если девочка в) перенимает у отца пассивный образ жизни. Она тоже лежит на диване, не может реализовать себя.
Психолог не может поменять генетику — почва есть почва. Но мы учим его радоваться, быть активным. Если человек меняет образ жизни, то даже при наличии почвы, болезнь у него не развивается.
Учить здоровью смолоду
— Может, есть набор каких–то психо–гигиенических приемов, которым можно прямо со школы обучать?
— Я сейчас развиваю направление, которое называется психология здоровья. Все врачи знают, что такое болезнь. Но спроси у врача, что такое здоровье, он скажет, что такого либо не бывает, либо я не знаю. Вот мы и пытаемся перевернуть эту монету. С одной стороны у нас патология, но с другой–то — здоровье! В наше направление входит и повышение психологической культуры населения. То есть освоение знаний и навыков психической саморегуляции. Дети до двух–трех лет владеют ими в совершенстве. Это заложено в природе. Самый простой пример: ребенок чем–то отравился — его стошнит. Взрослый, отравившись, будет подавлять рвотные позывы. Потому что это неприлично. Хотя знаки организм ему дает. Тибетские монахи ясно сформулировали: все болезни от невежества. Невежество — это быть слепым по отношению к своему организму.
Слушай себя!
Существуют около 20 психосоматических и столько же психологических знаков, как предвестников болезни. Ну, например, у человека появились изжога, чувство тяжести, понос или запор и пр. Он сразу же ищет понятную причину: что–то не то съел… То есть занимается рационализацией — псевдо–разумным объяснением сигналов организма. Включает механизм психологической защиты — я так защищаюсь от тревоги. Потому что, если я задумаюсь, откуда у меня эти недомогания, я должен что–то изменить в своей жизни. А я к этому не готов. Второй механизм — человек вытесняет проблему из сознания. К примеру, раз от разу головную боль снимает анальгетиками.
Умный человек, заметив такие индикаторы неблагополучия как тревожность, бессоница, неудовлетоворенность жизнью, плохое настроение, расконцентрация внимания, усталость — остановится, подумает и пересмотрит некоторые свои установки.
— Какие, к примеру?
— Возможно, у меня завышенная самооценка, или наоборот заниженная… Возможно, я ставлю ложные цели. Слишком развитое чувство собственной важности можно скорректировать, снизить требования к себе. Я могу изменить отношение к себе, к другим, к миру — и у меня все эти симптомы исчезнут.
— Не всякому дано критически посмотреть на себя со стороны. А изнутри нам трудно понять, завышаем мы или занижаем свою самооценку, верно ли выбрали цели…
— Просто прислушивайтесь к телу. Как только я сбиваюсь с пути, не ту цель ставлю, организм начинает напрягаться и выдает предупреждения.
Невежественный человек пропускает симптомы — и у него развивается инфракт миокарда или еще что–то.
Проиллюстирирую на личном примере. В 95–м в Санкт–Петербурге проводим грандиозную конференцию по здоровому образу жизни вместе со Всемирной организацией здравоохранения.
Координатором назначают меня. Я работаю на этой должности два месяца и замечаю, что не выхожу из ОРЗ, чувствую непроходящую усталость, начались сбои сердечного ритма… Я останавливаюсь и спрашиваю себя: «Чем я занимаюсь?» И понимаю, что я не на своем месте. Это административная работа — нужно встречать иностранцев, устраивать их в гостиницы, водить в рестораны, организовывать какие–то семинары и пр. Я профессиональный человек. Мне это неинтересно. Мало того — там такая конкуренция, все грызутся за это место, за деньги на проекты, за поездки, короче, волчьи отношения. Я возвращаюсь на свою кафедру в Институте усовершенствования врачей, занимаюсь своим делом и у меня все восстанавливается.
А если бы я уступил соображениям престижа? Ну, сидел бы сейчас замом комитета по здравоохранению в правительстве города. Но я точно знаю, что я бы сидел в этом кресле, уже пережив инфракт миокарда…
Правильно выбирай цель
— Вон оно что! Теперь я понимаю, почему у нас так много ранних смертей среди мужчин…
— Конечно, подвиг не совершается без напряжения воли. Но здесь важно понять — до какой степени я должен напрягаться, чтобы чего–то достичь в жизни. Если наступает истощение организма, то это может означать — зачем тебе это? Ну, добьешься своего, ну похоронят тебя в цветущем возрасте — цель–то стоит того?
Люди начинают прозревать, как правило, в экстремальных ситуациях. Например, при встрече со смертью. Когда человек переоценивает старые ценности — зачем я несся за этими деньгами, зачем мне был нужен этот престиж? Он понимает, что это ценности даже не второго–третьего порядка, а семнадцатого! А гораздо важнее заниматься любимым делом, развивать, углублять отношения с близкими людьми, получать удовольствие от самой жизни.
— Спасибо за предупреждение!