Кому из нас в последние дни не приходили подобные «открытки»?
Или видеоролики? От безобидных с ностальгией по мультяшному детству до остросаркастических, но ведь из легендарных мультфильмов слов из песни не выкинешь, правда? Вот, например:
https://www.youtube.com/watch?v=QaPEI680Z7M
*
Я соглашусь, что начало для публикации в научно-культурологическом журнале, наверное, не самое-то и научное. Но реальность такова, что современный человек живет в огромном мире разнообразных медиа. И ситуация с распространением коронавируса уже напоминает психологический эксперимент над человечеством. Люди во всем мире оказались перед лицом новой инфекции. Хотя посмотрите – буквально за три месяца ее распространения с медицинской точки зрения уже известно достаточно: пути заражения, способы диагностики, симптомы и методы лечения, группа риска и отдельные протоколы действий при осложнениях, меры профилактики и т.д. Безусловно, так и должно быть в двадцать первом веке. К тому и стремился человек в своих научных познаниях, чтобы перед лицом угроз быстро находить верные решения. Но этот же век стремительного развития технологий принес нам и новые технологии конструирования страхов в информационном пространстве. Ответьте честно, друзья, читая эту заметку: вы боитесь, что коронавирус придет в вашу семью? Как быстро изменилось состояние от полного недоверия к звучащей информации и даже подшучивания до уверенного похода в магазин за лишней пачкой гречки и переносом дополнительных занятий у детей на более поздний период? И эта скорость принятия решений в большей степени зависит сегодня исключительно от того, как с нашим сознанием работают современные медиа.
На мой взгляд, в российском сегменте СМИ сегодня вокруг коронавируса сложилась воистину «болезненная» картина. При всех известных аспектах психологии массовой коммуникации в условиях пандемии COVID – 19 под видом оперативного информирования конструируются массовые страхи. Я сознательно опускаю все экономические и политические интересы (в России и в мире), для которых коронавирус стал удобным инструментом для передела сфер влияния, их в ближайшее время еще проанализируют. Я попробую представить сценарий информационного сопровождения COVID–19 в федеральных медиа в ближайшей перспективе.
Информационно и политически здесь представляется несколько циклов:
1. Формирование информационной волны «Новая угроза человечеству» (с декабря 2019 г.) Период распространения информации о новом и невиданном враге, появившемся в иностранном государстве и угрожающем всему миру. (Уже пройден)
2. Экспозиция «Враг у ворот». Время информационного сопровождения с акцентом на представление данных о ситуации во всех странах с распространением вируса, обращение внимания на неутешительные последствия, а также отсылки к неэффективности мер в отдельных странах в вопросе обеспечения защиты населения, беспечности и т.п. (Январь – февраль 2020 г.)
3. Перипетии «Всё на борьбу с COVID — 19». Подробное информирование о предпринимаемых в России мерах защиты населения: закрытие границ и любых видов сообщения со странами с наиболее неблагополучной обстановкой, перевод системы здравоохранения на новые условия работы, введение карантина, принятие целого ряда решений для социальной защиты населения всеми министерствами и ведомствами и т.п. (Март 2020 г.)
4. Особое внимание к первенству в отдельных аспектах противодействия распространению вируса с условным названием «МЫ ЛУЧШИЕ». Например, представление тестов экспресс-диагностики коронавируса, налаживание масштабного производства и передача необходимого количества в регионы, разворачивание координационных центров мониторинга ситуации и помощи населению (регулярное информирование об их деятельности). То есть, максимальное внимание к масштабу принимаемых мер вкупе с подтверждением цифрами всплеска регистрируемых случаев. На момент написания заметки, 19 марта, появилась информация о полной расшифровке генома COVID-19 российскими учеными, а также новых мерах в отношении иностранных граждан, находящихся в России. Политика акцентирования внимания на превосходстве отечественных мер продолжится и далее, большая часть сообщений будет носить сравнительный характер «они-мы» (Середина марта – апрель 2020)
5. Демонстрация результатов коллективных усилий в критических условиях. Смещение акцентов информационного сопровождения на слаженную работу различных министерств и ведомств, общественных сил, что дало положительный результат в создании преград стремительному распространению вируса. На первом этапе это, возможно, переброска дополнительных сил в систему здравоохранения со стороны медиков от МЧС или временное перепрофилирование отдельных лечебных учреждений, активное участие вузов в вопросах предоставления своих площадок и технических возможностей для реализации отдельных мер, а также государственно-частное партнёрство в вопросах медицинской помощи. На втором этапе продолжение информационной компании профилактики с использованием образа детей, знающих уже о коронавирусе и его профилактике всё, а также счастливые истории выздоровления пожилых людей из уст их семей и т.п.. С учётом опыта распространения вируса в других странах начнется примерно дней через 10. (Конец марта – середина апреля 2020 г.)
6. Переход в спокойную информационную волну «Всё под контролем». К этому моменту уже будет пройден пиковый этап распространения вируса в Европе и других странах, сообщение между странами начнет возобновляться, а в России в плановом порядке приближается народное голосование за принятие поправок в Конституцию, намеченное на 22 апреля. В зависимости от ситуации наиболее возможными представляются 2 варианта развития событий:
1) Прекращение ограничительных мер (восстановление учебного процесса в вузах и школах, возможность проведения массовых мероприятий и т.п.) В этом случае будет реализован традиционный сценарий голосования с информационной поддержкой про все предпринимаемые меры безопасности.
2) Использование практики оnline-голосования, сопровождающаяся широкой информационной кампанией. Варианты возможны различные: посредством портала оказания государственных услуг, при помощи голосования на специально созданном сайте или телефонным звонком на выделенные линии по аналогии с подготовкой проекта «Прямая линия с Президентом России».
То есть, вероятнее всего, ситуация с распространением коронавируса будет выгодно использована в политических целях для беспрепятственного принятия изменений в главный документ страны. А в силу действия ограничительных мер на проведение всех массовых мероприятий априори пресекаются возможные протесты или акции оппозиционно настроенных сил.
(начиная примерно с 10 апреля 2020 г. и до конца месяца с учетом подведения итогов)
7. Кульминация, подтверждающая эффективность принятых мер «Великая Победа». В этом году наша страна празднует 75-годовщину в Великой Отечественной войне. Это уже последний столь яркий юбилей, когда живы участники войны и столь мало осталось тех, кто лично может принимать участие в мероприятиях. Сегодня сложно точно спрогнозировать, какое именно решение будет принято в свете событий, но очевидно, что отменить такое грандиозное историческое событие невозможно. Скорее всего, мы станем свидетелями неожиданного поворота сценария. Будет ли это грандиозная трансляция парада исключительно с участием главнокомандующего и обыгрывание подобного решения драматургически или некое дистанционное объединение всех регионов страны в едином телепроекте в прямом эфире или при помощи других возможностей современной коммуникации – покажет время. Но отказа от столь важного исторического торжества однозначно не будет. (9 мая 2020 года)
8. Финальные аккорды «Всем спасибо!». Плавное сворачивание информационной кампании «угрозы» к кампании «профессиональной благодарности» всем в условиях чрезвычайной ситуации. Приоритет в благодарности людям, которые несли службу, общественным организациям, оказывающим помощь, гражданам, проявившим ответственность, спокойствие и терпение…Обращение к особенностям русского менталитета, способности объединяться перед лицом угрозы, ответственности и заботы о близких людях, а также про слаженные действия чиновников, сопровождающиеся отчетами об эффективном расходовании выделенных материальных средств.
Этот период будет означать переход в новую стадию профессионального владения ситуацией и демонстрацию готовности помогать другим странам. (После 9 мая 2020 года и еще примерно месяц)
Далее информационная кампания сопровождения COVID-19 cвернется, но продолжится периодическое возвращение к теме в рамках отдельных сообщений.
Конечно, предложенный сценарий – это всего лишь прогноз, сделанный на основе наблюдений. Сбудется ли – действительно покажет время, но уже сейчас хочется обратить внимание на серьезные проблемы в информационной политике федеральных СМИ с отражением ситуации. Сегодня с ними еще можно работать, чтобы минимизировать обостренное чувство восприятия информации, чувство недоверия, формируемое у населения. Это сводится к трем основным проблемам:
Вот так незаметно короткие заметки превратились в «полотно» мыслей. Нам еще предстоит полноценный анализ ситуации, а пока снова предлагаю улыбнуться проявлению творчества наших людей. Пока с чувством юмора у нас хорошо, никакой COVID-19 не страшен! Берегите себя и близких, будьте здоровы!
___________________
© Суховеева Ирина Акимовна