В прошедшие времена с пафосом писали, что СССР — самая читающая в мире стране. В этом был и элемент пропаганды, скажем, культуры и образования, но и момент правды, поскольку, действительно, книги издавались нередко массовыми тиражами в сотни тысяч экземпляров. Однако, естественно, был и элемент лукавства. Достаточно вспомнить, что читали, в основном, в транспорте — поездах метро или трамваях (в троллейбусе, автобусе — реже, поскольку очень трясло во время движения). И по дороге на работу, и с работы, поскольку вечером было уже не до чтения — очереди в магазинах, уроки с детьми, смотрение телевизора и всё такое. Кроме того, чтение стало формой спасения от идеологии, возможность таким способом хоть на время избавиться от лозунгов, призывов и демагогии. Понятно, что издавали не все, что хотели бы читатели. А наряду с научной и художественной литературой, как правило, хорошего уровня — отечественной и зарубежной, много книг политического рода – прямолинейных, с идейным напором и мало востребованных.
Как правило, книги издавали в основном двух-трех форматов. И шрифт (гарнитура) их был удобочитаемым — в меру крупным и красивым, а страницы с большими полями и достаточным расстоянием между строчками. В книгах карманного формата печатали обычно поэзию, там шрифт был мелкий, но удобно расположенные на странице строчки скрадывали неудобства его размерности.
Сейчас в России издают книги разных форматов, но вот о читателях издательства думают в последнюю очередь, как мне представляется. Да, были сложные девяностые годы прошлого века, когда напечатать книгу становилось проблемой. И печатали их на плохой бумаге и самым мелким шрифтом. Зато с твердой обложкой, а если в мягкой, то их прошивали, а не то, что сейчас — без переплета практически и со страницами на клею. (Так что не успеешь книгу дочитать до конца, а она уже рассыпается на блоки и отдельные страницы. Но это другая история.)
В данном случае речь идет о том, что искусство книги, которым всегда славилась Россия с самых давних пор, не утратило своего присутствия в современной издательской деятельности. Но наряду с красотой оформления всё заметнее забывается уважение к читателю.
Вот три книги одного издательства одинакового карманного формата. Естественно, с мелким шрифтом. Но у двух шрифт читаемый и с достаточным расстоянием между строчками, а в третьей — шрифт мелкий до предела, да и расстояние между строчками таково, что прочитаешь страницу, и надо дать отдохнуть глазам. А это, на минуточку, философские тексты, тут и без того напряжение мысли и зрения при знакомстве с ними. Или выбирается неудобный формат, не оставляются совсем поля по бокам страниц и текст идет настолько убористым, что решаешь, что дороже — зрение или знание. (Речь не о словарях и энциклопедиях, где определению надо дать как можно больше информации потенциальному читателю и потому шрифт всегда мельчайший, да и на странице набрано к тому же два-три столбца. Но ведь такую литературу мы открываем не как художественную, и прочитываем по случаю и выборочно, так что тут небольшой размер гарнитуры привычен и приемлем.)
Теперь про шрифты. И сейчас книги наряду с традиционно популярными тиражами набирают порой с использованием редкого шрифта. Очень мало — гарнитура елизаветинская с завитушками, с красивыми буквами и связанной со шрифтом атмосферой старины и некоторой роскоши. Чаще — гарнитура Лазурского, красивая, но угловатая и, на мой субъективный взгляд, неудобная для чтения. То есть, когда те же буквы отпечатаны как графические произведения и крупно, они похожи на картинки, достаточно эффектные, талантливо и изысканно выполненные. А когда тоже самое набрано машинным способом и угловато, тесно вписано в страницу любого размера — это не одно и тоже.
Несомненно, что рисовать шрифты — искусство. И к нему именно так и надо относиться. Но то, что хорошо смотрится в специальном искусствоведческом издании и радует глаз мастерством исполнения (а это должно развиваться и меняться время от времени), совсем другое впечатление производит в конкретном издании, которое берешь для учебы, досуга или в подарок кому-то.
Вероятно, в полиграфии существуют правила так называемого золотого сечения или золотой середины, когда размер шрифта в данном издании, его расположение на странице (поля и расстояние между строчками, формат издания) продуманы тщательно и с заботой не только о том, чтобы не выйти из объема и цены издания, а о том, чтобы чтение книги не повредило читателю. Можно сказать, что редкую книгу читают больше одного раза и часто, как это делают книголюбы. И не так принято задумываться о том, что чтение в том же метро, где страницы трясутся, не столь полезно, сколь проблематично. Тем не менее, уже нельзя делать вид, что читатель, покупая книгу, сам решает, подходит она ему по содержанию или нет, тем самым соглашаясь в положительном варианте выбора с тем, что и оформление ее устраивает, поскольку всё равно или нужно или хочется с нею познакомиться.
Мне думается, что, хоть книги теперь, при всей своей массовости, не столь дешевый продукт культуры, пусть и станут несколько дороже стоить, но станут такими, которые не портят зрения, как минимум. (О так называемых толстых журналах — говорить вообще не хочется. Наверное, только очень большие любители литературы прочитывают их от корки до корки, сознательно при этом утрачивая зрение. Да, и журналы, и книги можно прочитать или сказать в интернете, выбрав любой размер шрифта. Но чтение с монитора тоже не так уж полезно для глаз, а про планшеты и телефоны разного рода тоже говорить не хочется, хотя и там можно выбрать приемлемый для их обладателей размер гарнитуры.)
Короче говоря, издание книг — дело полезное и благое. Однако, хотелось бы, чтобы профессионалы книжного бизнеса думали не только о своей прибыли, но и о том, что здоровье читателей их разнообразной продукции — тоже в сфере их работы. И одно — просветительство или коммерция — не исключает другого — внимания, уважения к читателям, в том числе, и к их здоровью, что немаловажно, как нетрудно понять, и самим издателям, если думать не только о сиюминутной выгоде от продажи книг, а о перспективе книгоиздательской деятельности.
____________________
© Абель Илья Викторович