Коммерциализация медийных рынков порождает новые профессионально-квалификационные требования к сотрудникам СМИ, и – опосредованно – провоцирует изменения в системе профессиональной подготовки журналистов. В Германии обсуждение вопросов, касающихся изменения традиционных представлений о профессионализме журналистов под влиянием коммерциализации прессы и формирования новых квалификационных требований к газетчикам, происходит главным образом в связи с обсуждением проблем развития журналистского образования.
Любое профессиональное образование должно быть не только качественным, но и соответствовать требованиям социальной, политической и экономической действительности, ориентироваться на потребности практики. Исследователи отмечают, что сложившаяся в ФРГ система профессиональной подготовки и повышения квалификации журналистов стоит перед необходимостью радикальных реформ. Насущность преобразований в системе журналистского образования вызвана причинами как общего, так и частного свойства.
Во-первых, потребность в реформировании журналистского образования диктуется существенной трансформацией объективных социальных, политических и экономических условий профессиональной деятельности журналистов и, в определённой степени, изменением еe характера. Конечно, можно было бы возразить, что подобные изменения имели место и раньше, ведь «на пути радикальных преобразований» СМИ Германии (как и многих других развитых стран мира) находятся с 1980-х гг.[1]. Но в начале нового века необходимость в переменах стала ещё более очевидной. Под влиянием процессов коммерциализации в Германии изменился сам рынок труда журналистов-газетчиков[2], а вместе с ним и представления о характере их профессиональной культуры.
Во-вторых, на мире профессий уже сегодня сказываются повсеместные изменения на рынке труда, обусловленные глобализацией, интеграцией и внедрением современных технологий. Традиционные редакционные профессии наполняются новым содержанием, модернизируются, одновременно возникают совершенно новые, которых еще несколько лет назад не существовало [3]. В то же время везде уделяется недостаточно внимания обучению новым профессиям – таким, как редактор банка данных, технический редактор, редактор-документалист, редактор-исследователь, менеджер редакции, специалист по редакционному маркетингу. Здесь открываются весьма значительные профессиональные шансы и вместе с тем большие возможности для учебных заведений нового прогрессивного профиля.
Необходимо учесть, что в ежедневных газетах заняты не только собственно журналисты, но и медиапрофессионалы — представители других профессий. Сфера их задач и обязанностей также стремительно меняется. О повышении их квалификации пока никто не заботится, хотя в издательствах они представлены даже больше, чем журналисты: в пропорции 2:3. Такое развитие изменяет профиль требований к большинству видов профессиональной жизни, а вместе с тем и к обучению будущих профессионалов. Журналистская профессия – не исключение: работодатели предъявляют новые квалификационные требования к сотрудникам медийной сферы [4].
В-третьих, как отмечают многие германские исследователи, потребность в радикальных реформах журналистского образования становится всё более настоятельной по мере наблюдаемого ныне снижения публицистического качества журналистской продукции. Ибо в конечном итоге именно требования к профессиональной квалификации, а следовательно, и к обучению, во многом определяют особенности и качественность продукта или услуги, создаваемых в процессе профессиональной деятельности.
Итак, очевидно, что происходящие сегодня в массово-информационной сфере структурные и содержательные преобразования задают новые требования к профессиональной квалификации германских журналистов (не исключая газетчиков), а следовательно, и к их обучению. Слова известного германского исследователя журналистики Д. Ратцке о том, что «в ходе изменений СМИ должен измениться сам журналист, его профессиональная этика, должно измениться и его образование» [5], лишь подтверждают верность сделанных выводов. Тем не менее, произошедшие перемены пока не привели к концептуальным реформам в системе журналистского образования в Германии. Соответствует ли современные программы журналистского образования в Германии задачам сегодняшнего и завтрашнего дня? «По количеству – да, а по качеству и содержанию – нет», – отвечает на этот вопрос Д. Ратцке [6].
Каким же профессиональным требованиям должен соответствовать журналист-газетчик, чтобы эффективно действовать в изменившихся условиях, на что должны быть ориентированы перемены в журналистском образовании? Как отвечают на этот вопрос германские исследователи журналистики и медиакритика?
Результаты опроса 53 германских экспертов [7] свидетельствуют: как и раньше, преимущественное значение имеет компетентность журналиста в определённых предметных областях знаний (т.е. базовых, специальных и междисциплинарных). При этом специальные знания по журналистике, за исключением правовой, экономической и технической областей, оценивались большинством опрошенных как менее значимые в будущем. Под специальными понимались «инструментальные» познания и способности, необходимые для поиска информации, редактирования журналистских текстов, для организации работы журналиста, и знания в сфере экономики, истории, политики, техники и права СМИ, а также общие знания в рамках наук о коммуникации (коммуникативистики) [8].
Сегодня всe большее значение приобретает умение производить оценку и селекцию информации по степени еe важности. Освещаемые в СМИ процессы и события становятся все более сложными и многослойными, объёмы информации, обрабатываемой журналистами, постоянно растут. Чтобы анализировать входящую информацию, понимать взаимосвязи между различными фактами и явлениями, журналист должен иметь хорошую общеобразовательную подготовку. В самое ближайшее время ему придeтся стать своего рода «человеком-оркестром», ведь новому рынку труда нужны специалисты-универсалы с ярко выраженными творческими способностями. Творческий подход, умение мыслить нестандартно будут в дальнейшем исключительно важны – как и люди, способные объединять в своём мышлении совершенно различные сферы знаний [9], ибо работа журналиста становится всe более сложной. Из этого следует, что приоритет необходимо отдавать университетской подготовке разносторонне образованного журналиста. Это требование приобретает все большую значимость в связи с ростом образовательного уровня широкой публики.
Аналогичного мнения придерживались и опрошенные эксперты: большинство из них полагает, что компетентность будущих журналистов будет иметь всe большее значение, и журналисты едва ли смогут обойтись в будущем без высшего образования, поскольку в новом столетии к журналистам будут предъявляться значительно более высокие квалификационные требования во всех сферах их профессиональной деятельности и подсистемах СМИ.
Но одних предметных знаний уже недостаточно. Сегодня от журналистов всё чаще требуются способности и умения, которые до сих пор редко упоминались. Их называют также «ключевые качества» или «ключевые квалификации» — “soft skills”. Данное понятие включает в себя компетентность в сфере методики применения знаний, что подразумевает умение комбинировать и дополнять полученные знания, принимать решения и решать проблемы, а также компетентность в сфере социальных отношений и в сфере новых средств информации.
Компетентность в сфере социальных отношений означает способность работать в команде, кооперироваться с коллегами, преодолевать конфликты. Иными словами, речь идeт об умении общаться в процессе решения профессиональных задач [10]. Сегодня работодатель обращает на эти качества всё больше внимания. Если говорить о принципах кадровой политики, «то речь уже давно не идeт о том, чтобы выудить из числа кандидатов лучшего журналиста, предпочтение отдаётся тому, кто лучше всего вписывается в существующую команду и тем самым в профиль редакции» [11]. А этому пока не учат в университетах. Кроме того, ввиду растущей интернационализации современного мира, необходимости обращения журналистов к различным целевым группам аудитории с разнообразными социокультурными характеристиками всe более важными становятся знания менталитета разных народов и отдельных групп общества, иностранных языков и культур.
Компетентность в сфере новых информационных средств. Поражающее своей масштабностью развитие новых информационных технологий привело к тому, что за достаточно короткий промежуток времени компьютер и Интернет внедрились практически во все сферы социальной действительности. Рынок труда – не исключение, и новые информационные средства будут иметь в мире профессий всe большее значение.
Техническая модернизация массмедиа порождает новые тенденции развития. Изменение технического потенциала открывает для медийных организаций новые возможности рационализации, которая затрагивают редакционные структуры и структуру расходов, изменяет сложившиеся представления о профессии, ставит перед журналистами новые задачи. Поэтому более высокие требования предъявляются к компетентности журналистов в сфере новых информационных средств, а следовательно, и к их обучению. Классическое высшее образование сегодня видоизменяется. В университете теперь будут в меньшей степени учить, где искать и откуда брать знания. Сам по себе сбор информации постепенно утратит своe уникальное значение. Современные технологии, высокоскоростные каналы поиска и передачи информации, набирающее темпы глобальное компьютерно-сетевое объединение и банки данных — всe это открывает совершенно новые возможности для сбора и обработки информации и тем самым радикально меняет условия работы журналистов. Журналист обязан уметь пользоваться новыми коммуникационными и информационными технологиями.
Без сомнения, новые и новейшие СМИ меняются очень быстро. Также быстро должны реагировать на эти изменения и учреждения, готовящие журналистов, постоянно перестраивая свои программы, причeм без спешки и не ради лишь новаций, а с учётом критической позиции опытных специалистов – учeных и практиков. К сожалению, системе образования Германии требуется по-прежнему достаточно много времени, чтобы разработать и внедрить программы и курсы, соответствующие новым требованиям рынка труда. Зачастую студенты получают специализацию, которая к концу периода обучения устаревает, теряет свою актуальность.
Многочисленные новые источники информации – сетевые агентства, пиар-службы и т.д. – предлагают сегодня журналистам уже готовые материалы и тексты пресс-релизов. Однако германские медиакритики отмечают: если речь идёт о качественной журналистике, то публикацию подобных текстов под видом журналистских материалов (или же в форме бегло отредактированных версий) следует признать недопустимой. Конкурируя с такими сетевыми источниками информации, журналисту волей-неволей придётся блистать точностью и остротой выводов, умением анализировать и высказывать собственное мнение, знанием форм представления материала и мастерством презентации, умением владеть языком и чётко излагать мысли. Отсюда проистекает еще одна важная задача для тех, кто готовит будущих работников печатной и электронной прессы: журналистское образование должно быть направлено не только на ознакомление с новшествами в технической сфере и передачу навыков пользования ими, но и на более традиционные аспекты формирования профессионального мастерства.
Не следует недооценивать также тот факт, что внедрение новых технологий и компьютеризация рабочих мест способны одновременно усилить проявления рутины, обеднения профессиональной деятельности журналиста. Без компенсирующих мер компьютерная рационализация рабочих мест может привести к понижению публицистического качества журналистики [12].
Существенную переакцентировку профессиональных приоритетов в характере и методах работы журналистов вызывает усиление влияния рыночных экономических факторов на медийные организации. Сегодня для Германии характерна тенденция поворота от журналистики «просветительской» к «маркетинговой» журналистике. Залогом успеха в этих условиях, наряду с глобальным мышлением, является знание и понимание законов рынка, умение ориентироваться в рыночной среде и добиваться успеха в конкурентной борьбе. Поэтому журналист должен уметь позиционировать на рынке свою газету так, чтобы она была востребована потребителями и привлекла рекламодателей. Бесспорно, эти тенденции ставят новые задачи перед учебными заведениями, готовящими журналистов.
При маркетинговых подходах к редакционной деятельности необходимость заботиться о выполнении общеэкономических задач медийного предприятия ложится на журналистов и редакторов дополнительным бременем. Речь не идeт о том, чтобы каждый журналист был экономистом и имел высшее экономическое образование. Но редакция должна нести определeнную ответственность за экономические издержки и результаты работы, а от журналистов следует требовать ответственного обращения с ресурсами медийного предприятия [13]. В первую очередь это касается, конечно, редакторов, которые должны иметь представление об экономической стороне медийного производства и следовать требованиям редакционного маркетинга в газете. Они должны знать экономические основы функционирования массмедиа, принимая во внимание, что деньги на содержание всего медийного предприятия (включая налоги, стоимость расходных материалов, заработную плату и пр.) приобретаются в результате экономической деятельности на рынке. Деньги приносит реципиент (он же — потребитель). А где потребитель, там – экономика [14].
Учитывая, что медийные организации действуют сегодня в остроконкурентной рыночной среде, особенно важными становятся проблемы выработки верных тактик и стратегий редакционного менеджмента. Журналисты – особенно представители редакционного руководящего звена – должны быть способны нести ответственность не только за собственно журналистскую продукцию, но и за решение управленческих и экономических задач. Поэтому наряду с рассмотренными выше аспектами профессиональной подготовки, всe большее значение будет придаваться, по мнению многих авторов, формированию у них квалификационных качеств менеджера – знаний и способностей, необходимых для эффективного управления персоналом и принятия компетентных решений в вопросах медиаэкономики [15]. Аналогичного мнения придерживаются и 96% опрошенных экспертов [16]. Эти требования относятся не только к журналистам крупных издательских концернов, но и к сотрудниками локальных изданий. По мнению П.-Й. Рауэ, в будущем и «главный редактор локальной газеты будет понимать производство газеты как задачу менеджмента» [17].
В этих условиях перед журналистским образованием стоит сразу несколько новых задач: пересмотреть представления о нормативности журналистской деятельности, предоставлять знания в относительно новых для журналистики областях (маркетинг и менеджмент) – и не допустить при этом содержательных перекосов в обучении будущих работников печатной и электронной прессы. Задачу внедрения экономических подходов к журналистской деятельности не так уж легко осуществить в условиях, когда многие журналисты по-прежнему довольно сдержанно относятся к вопросам экономики и маркетинг-менеджмента. Ведь в газетной журналистике до сих пор считается хорошим тоном отдавать предпочтение публицистическим аспектам профессиональной деятельности. Уже давно слышны предостережения об угрожающем «приспособлении к требованиям рынка» и «рыночной зависимости прессы», и, как следствие, превращении СМИ в средства развлечения. Внедрение редакционного маркетинга расценивается многими как преклонение перед законами рынка, как передача журналистики в руки коммерции. В противовес рыночным тенденциям на первый план выдвигается стремление редакции работать в соответствии с журналистскими принципами и нормами [18]. Еще в середине 1980-х Д. МакКуэйл констатировал «напряжение, которое зачастую возникает между коммерциализацией и профессионализмом коммуникатора» [19].
Сегодня преодоление этой напряжённости является одной из основных проблем. Может ли журналистская профессия быть бизнесом? В наше время все чаще ответ звучит однозначно: да. Сторонники рассматривать прессу как составную часть системы экономики выдвигают следующие аргументы в обоснование своей позиции:
– Экономика вездесуща. Очень часто поведение и действия людей обусловлены экономически. Едва ли какая область социальной действительности остаётся незатронутой. И журналистика не имеет права уклоняться от преобразований, какими бы жесткими и неприятными они не были [20].
– СМИ функционируют не в вакууме, а в условиях рыночной экономики. Чтобы журналист имел возможность реализовать свои стремления и амбиции, медийная организация, в которой он работает, должна быть, в первую очередь, рентабельной. Иными словами, «журналисты, которые хотят просвещать, должны также уметь считать деньги» [21].
– Журналистам, сетующим на засилье рынка, стоило бы задуматься над тем, что осознание сотрудниками редакции экономической реальности и учёт издержек являются факторами качества и конкурентоспособности медийной организации, а тем самым долгосрочной гарантией ее выживания на рынке. Проблема экономической успешности касается всех сотрудников медийного предприятия, в том числе и журналистов, которые таким образом могут обеспечить возможность оставаться в профессии и условия для своей профессиональной карьеры. Таким образом, журналисту предлагается превращение из человека-творца в некое подобие «хомо экономикус» [22].
Для того чтобы будущие журналисты могли успешно решать задачи, поставленные перед ними рыночной экономикой, было бы целесообразно активнее включать в журналистское образование информацию о редакционном маркетинге и менеджменте, о том, какие возможности и опасности они в себе таят. Такой подход означает не просто приспособление концепции образования и учебных планов к требованиям рынка. Он нацелен на более чёткое осознание журналистами изменений, происходящих в медийной сфере и развитие способности к анализу происходящей ныне социальной переориентации журналистской работы со всеми вытекающими из нее последствиями [23]. Знание основных законов маркетинг-менеджмента и умение ими пользоваться в редакционной деятельности приносит с собой не только понимание того, что любое СМИ действует в рыночных условиях в соответствии с законами экономики, а журналистская информация-услуга является товаром, реализующимся на рынке. Это знание формирует отчетливые представления о границах воздействия экономических законов и рынка – и позволяет таким образом защитить исконно журналистские принципы, ценности и нормы от натиска слишком ярых сторонников экономизации всех сторон деятельности журналистов.
О реакции системы журналистского образования ФРГ на потребности практики, изменяющейся под воздействием рыночных факторов, свидетельствует появление учебной литературы по журналистике, в которой проблематика редакционно-издательского маркетинга излагается как нечто равнозначное профессиональным проблемам журналистики, как составная часть повседневной практики журналиста. Так, в новом переиздании широко используемого учебника «Практическая журналистика» дополнительно к прежним главам о журналистском мастерстве добавлены новые темы и целые главы, посвященные экономическим аспектам журналистики (характеристике медийных рынков, экономике новых СМИ, маркетингу, исследованиям эффективности воздействия на потребителей и пр.) [24].
Возникает вопрос: а может ли вообще сегодняшняя система образования подготовить будущих германских журналистов к выходу на новый рынок труда? Ответ будет положительным, если университеты возьмут на себя роль учреждений, которые дают студентам не только образование и профессиональную квалификацию, но и формируют реальную способность к адаптации и конкуренции на рынке труда. Развиваемые в ходе обучения способности должны стать навыками уже в университете, а не после нескольких лет профессиональной деятельности. Благодаря университетскому образованию студент должен быть не только «способным вступить в профессию», но подготовленным к полнообъемному квалифицированному исполнению своих профессиональных обязанностей в условиях реальной медийной практики [25]. Университетские программы в Германии следует систематически обновлять и увеличивать долю практикумов. В противном случае обучение «ремеслу» затягивается, продолжаясь после вуза в редакции, и выпускники слишком поздно становятся профессионалами. Конечно, система образования пока ещё не готова к таким кардинальным переменам. Возможно, ситуация изменится, когда в университетах поймут, что ответственность за студента не ограничивается периодом его обучения, поскольку простирается и на его профессиональную жизнь.
В Германии традиционно сосуществуют два основных направления в профессиональном медиаобразовании – «теоретическое» (научное) и практическое. Им соответствуют две базовые модели журналистского образования. К первой относится долгосрочная подготовка журналистов-практиков и исследователей журналистики в институтах публицистики, действующих в структуре германских университетов. Вторая модель, предусматривающая главным образом практическое обучение журналистов конкретным профессиональным нормам, умениям и навыкам работы в редакциях массмедиа, реализуется преимущественно на базе различных школ журналистики и краткосрочных курсов. На данный момент в стране существует около 170 образовательных учреждений, где осуществляется подготовка журналистов на основе различных подходов к обучению [26].
В настоящее время в Германии, согласно данным федеральной статистической службы, насчитывается 99 университетов [27]. Но полномасштабные программы журналистского образования осуществляют менее десяти университетских центров. К ним относятся университеты в Дортмунде, Айхштетте, Лейпциге, Мюнхене (с защитой диплома), Берлине, Бохуме, Дрездене и Мюнстере (с присвоением степени магистра). Наиболее удачным для журналистского образования оказался специализированный курс подготовки журналистов по модели университета в Гессене. Общеобразовательное обучение в Гессене идет параллельно с журналистским образованием, но не с теоретическим, основывающимся на теории публицистики, а на базе истории. Журналистское образование в Майнце значительно улучшило свою репутацию после того, как журналисты, получающие после окончания учебы университетские дипломы, прежде всего, по теории публицистики, стали проходить учебную практику в редакциях. Исходя из опыта, накопленного в Майнце, следует сдать в архив распространённое мнение, будто институты публицистики выпускают теоретиков, совершенно не приспособленных для практической журналистики: 85% выпускников курса пост-градуального обучения при этом университете по окончанию обучения находят место работы.
Ко второй модели журналистского образования традиционно относят школы журналистики и учебные центры, принадлежащие медиаконцернам. Сейчас в Германии существуют десятки подобных центров по подготовке журналистов. То тут, то там появляются частные, связанные с медиаконцернами школы журналистского мастерства и курсы обучения начинающих журналистов-внештатников — так называемых волонтёров. При этом бросается в глаза, насколько сильно определяют общую картину появившиеся за последние годы в самих издательствах собственные «инкубаторы» журналистских кадров. Хорошей репутацией пользуется, например, журналистская школа имени Генри Наннена издательского дома “Gruner und Jahr“.
Действуют и самостоятельные школы журналистики, не принадлежащие медиаконцернам. Лучшие среди них — Кельнская, Мюнхенская и Гамбургская. Недавно даже Евангелическая церковь открыла свою журналистскую школу в Берлине. В ней учат «практической журналистике с этическим самоанализом», «совершенному ремеслу». Такие школы нередко являются тщательно организованными, солидными учебными заведениями, хотя ведущие медийные организации их не всегда признают. Очевидно, это связано с тем, что в этих школах зачастую недостает преемственности в преподавании из-за частой сменяемости преподавателей, в качестве которых обычно используются приглашенные опытные журналисты-практики. Многие работающие журналисты отмечают, что в сущности, там учат только тому, что в редакционной практике приобретается автоматически и что именуется learning by doing (обучение на примерах по принципу «делай, как я»).
К третьей модели можно отнести и волонтариат – классический для Германии, наиболее часто избираемый путь в журналистскую профессию. Волонтариатом именуется двухлетнее обучение добровольцев-учеников в редакциях с целью овладения журналистским «ремеслом» на практике. Как правило, это выпускники общеобразовательных школ, имеющие склонность к журналистской деятельности. Но волонтариат приносит успех только в том случае, если ученик-«подмастерье» не только приобрел практические знания и навыки в редакции, но и прошел курс практического профессионального обучения или закончил специальное учебное заведение. В противном случае возможности карьерного роста тех, кто прошел через волонтариат, окажутся ограниченными.
В Германии существует немало учреждений, занимающихся повышением квалификации и переподготовкой журналистских кадров – хотя само это направление образовательной деятельности пока еще находится на стадии становления. В первую очередь следует упомянуть Академию Баварской прессы, Академию публицистики и Дом Буша в Хагене – три общепризнанных учреждения, реализующих краткосрочные программы повышения квалификации журналистов. В Берлинском университете организован курс постградуального (послевузовского) обучения журналистов. Трехдневные курсы повышения квалификации проводит с 1993 г. и Академия СМИ в Любеке. В большинстве случаев названные учреждения предлагают тематическое обучение.
Данное образовательное направление поддерживается многими благотворительными и культурными фондами – например, такой крупной общественной организацией как Фонд им. Конрада Аденауэра. С опозданием, но не без успеха, начали принимать участие в повышении квалификации и профессиональные союзы, например, Федеральный союз немецких газетных издателей. Повышение квалификации включено в программу Федерального центра политического образования, но он специализируется, прежде всего, на переподготовке журналистов из локальных СМИ.
Существенную роль в повышении квалификации германских журналистов играют образовательные учреждения объединенной Европы. В Маастрихте под эгидой ЕС создан Центр повышения квалификации работников прессы. В одной только Европейской ассоциации журналистов объединено 60 институтов, занимающихся повышением квалификации журналистов.
И все же повышение квалификации до сих пор остается главным образом уделом отдельных учреждений и энтузиастов-инициаторов. Тому есть ряд причин. Во-первых, лишь некоторые издательские дома и вещательные компании заботятся о том, чтобы их персонал мог повышать свою квалификацию. Большинство же медийных организаций не хотят предоставлять своим сотрудникам свободное время для дальнейшего обучения, забывая, что именно журналистам важно иметь возможность для постоянного ознакомления с новейшим научными разработками и практическим опытом. Руководители этих организаций не задумываются о том, что в данном случае попытки экономии средств могут оказаться недальновидными с точки зрения стратегии развития. Во-вторых, сами журналисты либо не всегда осознают необходимость повышения своей квалификации, полагая, что они и так все знают и умеют, либо не хотят терять заработок и не берут положенный по закону учебный отпуск (особенно это характерно для сотрудников частных СМИ). Такая позиция предопределяет их незаинтересованность в вопросах повышения квалификации. В-третьих, сказывается, конечно, и большая загруженность журналистов. Ситуация изменится только тогда, когда все стороны поймут насущную необходимость в повышении квалификации.
В наступившую информационную эпоху медийная отрасль является одним из самых быстрорастущих секторов – и будет оставаться таковой в ближайшем будущем. Это относится, прежде всего, к электронным СМИ, переживающим череду бурных технических инноваций и структурных изменений. Поэтому спрос на журналистов-профессионалов будет расти именно в области электронных массмедиа. Здесь для них открываются невероятно широкие перспективы. Очевидны востребованность и перспективность различных форм профессионального образования, нацеленного на подготовку персонала для электронных средств массовой информации: ведь для того, чтобы работать в этой сфере завтра, журналисты должны готовиться к этому уже сегодня. Тем более что многие газеты выпускают свою сетевую версию, для подготовки которой требуются обученные специалисты.
Что же касается развития «классического» обучения и повышения квалификации, ориентированного только на подготовку кадров для печатных СМИ, то тут прогнозы не столь утешительны. И тому есть объективные причины. Сегодня за привлечение внимания публики борются не только ставшие уже привычными электронные СМИ (радио, кабельное и спутниковое ТВ), но и новейшие текстовые и иллюстративные средства информации (Интернет-издания, телетекст и пр.) Традиционным печатным изданиям становится всё труднее выживать в условиях быстро изменяющегося медийного ландшафта.
Между тем именно газеты, имеющие значительный численный перевес по сравнению с журналами, обеспечивают основную часть рабочих мест для германских журналистов. Если же рынок печатных СМИ будет сокращаться, соответственно, уменьшатся и возможности трудоустройства журналистов в этом сегменте медиаэкономики. В этой связи некоторые преccоведы полагают, что классическая подготовка кадров для газетно-журнальной отрасли в скором будущем зайдёт в тупик. Но имеются и аргументы иного рода. Поскольку печатным СМИ становится все сложнее выжить в условиях жёсткой конкуренции с новейшими средствами массовой информации, редакциям нужны первоклассные специалисты, и в этой связи компетентность журналистов, хорошо подготовленных именно для работы в сфере печатных СМИ, приобретает всё большее значение.
Долгое время считалось, что хороший журналист – это разносторонний талант, который сегодня мог бы работать на телевидении, завтра делать газету, а послезавтра – готовить телетексты. Но эксперименты по переводу журналистов, в совершенстве владевших профессией газетчика, в электронные СМИ, себя не оправдали: как правило, ожидания, что они будут работать так же хорошо, как в газете, не сбываются. Различные «традиционные» средства информации настолько далеко отстоят друг от друга по формам презентации информации, что трудно встретить профессионала, который сегодня мог бы работать в электронных СМИ, завтра – так же хорошо в печатном издании.
И тем не менее постепенно, по-видимому, все более востребованными будут становиться именно журналисты-универсалы. Это связано с тем, что сегодня, в условиях применения новейших информационных и коммуникационных технологий стираются и исчезают привычные линии демаркации между СМИ (печатными, аудио-визуальными, сетевыми) [28]. Как утверждают исследователи, размыванию границ между разнородными средствами массовой информации (и, соответственно, между различными областями журналистской деятельности) активно способствует наблюдаемый ныне процесс медиаконвергенции.
Медиаконвергенция не только открывает перед СМИ небывалые возможности, которыми не располагает ни одно из «традиционных» средств массовой информации, но и порождает новые требования к профессиональным качествам коммуникаторов. Для конвергированных СМИ, для сетевой журналистики требуются журналисты-универсалы, способные совмещать разнообразные профессиональные обязанности: ведь глобальная сеть Интернет объединила в себе все основные этапы информационной деятельности (сбор, обработку, перемещение, хранение информации). Это означает, что система образования обязана быстро и гибко реагировать на текущие изменения, формируя тактику и стратегию профессиональной подготовки журналистов в зависимости от изменяющихся задач, учитывая перемены в медиасистеме и новую специфику СМИ.
В условиях растущего информационного изобилия, развития интерактивных коммуникаций, радикально меняющих традиционное распределение ролей между коммуникаторами и реципиентами информации, возникает закономерный вопрос: а будут ли вообще востребованы журналисты в дальнейшем? В научных исследованиях выражены две точки зрения. Пессимисты рассматривают журналистику завтрашнего дня как рутинную деятельность в офисе. При этом журналисты, во все большей степени становящиеся производителями различных «сопутствующих товаров» (наподобие инфотейнмента и разного рода развлекательных материалов) и «упаковщиками» готовой информации, получаемой из сторонних источников, едва ли будут способны следовать своему традиционному профессиональному предназначению. Оптимисты надеются на появление новой личности журналиста, которая сумеет создать себе необходимое свободное пространство.
Если реализуется пессимистическая версия развития сценария будущего, то о журналистике можно будет говорить как об исчезающей профессии. Но постепенно приходит осознание того, что даже в электронную эпоху подготовка газеты, радиопрограммы или телепередачи все же была, есть и будет делом людей. С. Русс-Моль подчеркивает: человеческий капитал по-прежнему является важнейшим ресурсом для подготовки качественного информационного продукта [29].
Но журналисты завтрашнего дня должны быть другими, нежели сегодня, поскольку завтра они будут иметь дело с информацией иного рода, с другими ее объемами и источниками. Журналист должен иметь хорошую общеобразовательную подготовку. Он должен больше знать о социальных последствиях воздействия СМИ, чтобы учитывать это в своей работе. Он должен лучше знать свою аудитории, чтобы суметь удовлетворить ее информационные интересы и запросы. Он должен уметь выбирать и в разнообразных формах и стилях презентовать информацию, чтобы оптимально донести ее до потребителя. Он должен лучше владеть языковыми ресурсами, чтобы информировать о явлениях и процессах усложняющейся действительности языком, понятным и доступным аудитории. Он должен овладевать техническими новшествами, так как СМИ непрерывно технизируются. Он должен больше знать о производственно-экономических процессах, потому что ему все чаще приходится работать в медийном предприятии, находящемся под давлением экономических факторов. Не помешают и более глубокие знания юридических тонкостей и правовых норм.
В. Д’Инка полагает, что любая подготовка журналистов должна исходить из понимания того, что «…хорошая журналистика питается из четырех источников: таланта, «ремесла», знания и характера» [30]. В конечном итоге вопрос о качестве журналиста будет решать завтра, так же как и сегодня, личность, всесторонне образованная, сочетающая глубокие познания с владением «ремеслом» [31].
Журналисту необходимы также определенные личные характеристики – например, чтобы противодействовать тенденциям снижения социальной критичности массмедиа в условиях растущего рыночного давления на прессу, маргинализации серьезной расследующей журналистики — той самой области журналистской деятельности, которую Х. Петткер охарактеризовал как средство эмансипации журналиста от собственных предрассудков и эмансипации от них публики [32]. Отмечая, что в условиях усиливающейся коммерциализации и конкуренции СМИ журналистское расследование воспринимается медиапрофессионалами как нежелательный затратный фактор, исследователь возлагает надежду на изменение этого восприятия через процесс «профессиональной социализации посредством выработки непредвзятости и любознательности как нового психологического качества» [33].
Таким образом, ведущие прессоведы и медиакритики ФРГ сходятся во мнении, что личные творческие способности, воля и незашоренный критический ум журналиста востребованы сегодня, как и прежде. Поэтому журналистское образование не может сводиться к передаче «ремесленных» знаний и навыков, к решению общеобразовательных задач. Подготовка журналистов XXI века должна содержать обязательный элемент воспитания личности журналиста, способной выполнить свой социальный и профессиональный долг в новых условиях.
Литература и примечания:
1. Meckel, M. Redaktionsmanagement. Ansaetze aus Theorie und Praxis. Opladen, Wiesbaden, 1999. — S. 129.
2. Altmeppen, K.-D. Arbeitsmarktentwicklung in Kommunikationsberufen. Zur Klassifikation journalistischer und journalismusnaher Arbeitsmaerkte. / Knoche M., Siegert G. Strukturwandel der Medienwirtschaft im Zeitalter digitaler Kommunikation. Muenchen, 1999. — S. 69-87.
3. o.V.: Ein radikaler Umbruch. // Markt. № 20, S. 4.
4. o.V.: Sieben Thesen zur Arbeitswelt der Zukunft. // Markt. № 19, S. 1; o.V.: Berufe im Zeitgeist. // Markt. № 19, S. 7.
5. Ratzke D. Neue Technologien und die Entwicklung der Medien in Russland und Deutschland. Institut fuer Medienentwicklung und Kommunikation GmbH in der Verlagsgruppe FAZ GmbH. Frankfurt a.M., 1998. — S. 33.
6. Ratzke D. Ibid. S. 34.
7. В составе опрошенных было 33 журналиста, 10 вузовских преподавателей журналистики, 4 представителя внеуниверситетских образовательных институтов, 6 экспертов из Союза журналистов и других организаций.
8. Weischenberg, S., Аltmeppen, K.-D., Loeffelholz, M. Die Zukunft des Journalismus. Technologische, oekonomische und redaktionelle Trends. Opladen, 1994. — S. 48, 176.
9. o.V.: Ein radikaler Umbruch. // Markt. №20, S. 4.
10. o.V.: Kompetenzen fuer die Zukunft. // Мarkt. №19, S. 1; o.V.: Sozialkompetenz zaehlt. // Мarkt. №19, S. 2; o.V.: Fachwissen allein genuegt nicht. // Мarkt. №19, S. 3; o.V.: Wie wichtig sind Soft Skills? // Мarkt. №19, S. 3; o.V.: Schluesselqualifikationen // Мarkt. №19, S. 5.
11. Mast, C. Journalismus fuer die Praxis. Ein Leitfaden fuer die Redaktionsarbeit. Hohenheim, 1991. — S. 284.
12. Hienzsch, U. Journalismus als Restgrоеsse. Redaktionelle Rationalisierung und publizistischer Leistungsverlust. Wiesbaden, 1990. — S. 21.
13. Mast, C. Journalismus oder Redaktionsmanagement? Professionalitaet im journalistischen Alltag heute. / Schneider, B., Reumann, K., Schiwy, P. Publizistik. Beitraege zur Medienentwicklung. Konstanz, 1995. — S. 409-419, S. 419.
14. Schulte-Hilten, G. Der Chefredakteur sollte kein Verleger sein. / Floeper, B.L., Raue, P.-J. Zeitung der Zukunft — Zukunft der Zeitung. Bonn, 1995. — S. 91-94.
15. Springensguth, J. Redaktionelles Management – Der taegliche Spagat am Schreibtisch. / BDZV (Hrsg.): Zeitungen ’94. Bonn, 1994. — S. 282-291, S. 284-285; Weber, B. Mit System vom Chaos zur Kreativitaet. / Rager, G., Schaefer-Dieterle, S., Weber, B. Redaktionelles Marketing. Wie Zeitungen die Zukunft meistern. Bonn, 1994. — S. 81-116, S. 104.
16. Weischenberg, S., Аltmeppen, K.-D.., Loeffelholz, M. Die Zukunft des Journalismus. S. 182.
17. Raue, P.-J. Redaktionsmanagement: Vom Leitartikler zum Manager. // W&V-Extra ”40 Jahre BDZV. 100 Jahre Verband deutscher Zeitungsverleger“, 48/1994, S. 70.
18. Rager, G., Werner, P., Weber, B. Arbeitsplatz Lokalradio. S. 28.
19. McQuail, D. Kommerz und Kommunikationstheorie. // Media Perspektiven 10/1986, S. 633-643.
20. Meckel, M. Ibid. S. 188.
21. Russ-Mohl, St. Anything goes? Ein Stolperstein und sieben Thesen zur journalistischen Qualitaetssicherung. / Reiter, S., Russ-Mohl, S. (Hrsg.): Zukunft oder Ende des Journalismus? Medienmanagement — Publizistische Qualitaetssicherung — Redaktionelles Marketing. Guetersloh, 1994. — S. 20-28, S. 25.
22. Fengler S., Russ-Mohl St. Der Journalist als “Homo oeconomicus”. Konstanz, 2005.
23. Meckel, M. Ibid. S. 189.
24. Puerer H., Rahofer M., Reitan C. (Hrsg.): Praktischer Journalismus. Presse, Radio, Fernsehen, Online. Inklusive CD-ROM. Konstanz, 2004.
24. o.V.: Hilfe fuer den Tag danach. // Markt. №21, S. 3.
26. Д’Инка В. Журналистика: между профессией мечты и «духовной каторгой». / Современное состояние университетского филологического и журналистского образования, перспективы его модернизации и вхождения в международное образовательное пространство. Журналистика. Материалы Международной научно-практической конференции. РГУ — Свободный российско-германский институт публицистики. Ростов-на-Дону. 2004. — C. 29 – 31, зд. c. 30.
27. См.: http://www. wissenschaftsrat.de/texte/5125-02.pdf; http://www.destatis.de/allg/d/impr/d_impr.
28. Mast,C. Was leisten die Medien? Funktionaler Strukturwandel in den Kommunikationssystemen. Osnabrueck, 1986.
29. Russ-Mohl, St. Redaktionelles Marketing und Management. / Jarren, O. Medien und Journalismus. Bd. 2, Opladen. 1995. — S. 125.
30. Д’Инка В. Там же. С. 31
31. Ратцке Д. Там же. С. 35
32. Петткер Х. Как освободить журналистское расследование от оков? / Современное состояние университетского филологического и журналистского образования, перспективы его модернизации и вхождения в международное образовательное пространство. Журналистика. Материалы Международной научно-практической конференции. РГУ — Свободный российско-германский институт публицистики. Ростов-на-Дону, 2004. — С. 53-57, зд. с. 54
33. Петткер Х. Там же.
__________________________________
© Фатымина Виктория Джианшиевна