Может быть, вы не знаете, что город Бостон – столица штата Массачусетс, расположен на берегу Атлантического океана, и что именно сюда приплывали когда-то корабли первых английских переселенцев. Здесь начиналась история Соединённых Штатов Америки. Название «Новая Англия» сохраняется в этой области и сейчас, а традиции и современность переплетаются в Бостоне очень органично. Небоскрёбы и старинные здания смотрятся рядом на удивление естественно, а известный американский практицизм, доходящий порой до того, что молодожёнам могут подарить место на кладбище, спокойно уживается со способностью ценить красоту, цветы, растущие возле каждого дома, с любовью к искусству, к музыке.
О том, что в Бостоне 13 июня начался и будет продолжаться целую неделю фестиваль старинной муэыки, мы (то есть, я и моя дочь, только приступившая к работе в Гарвардском университете) узнали не сразу и случайно: афиш практически не было. Оказалось, что фестиваль – бьеннале: со времени своего основания в 1980 году Полом О Деттом и Стефеном Стаббсом он проводится регулярно один раз в два года, и те, кому это надо, всегда знают о нём, тем более, что в Интернете информация всегда есть.
Собирая ведущих исполнителей старинной музыки США и других стран Мира, фестиваль обычно зажигает и новые звёзды. «Даже самые малоизвестные участники фестиваля играют блистательно», — сказала мне после одного из концертов Марлей Грейер-Райан, профессор японского языка Нью-Йоркского университета.
Ежедневно с одиннадцати утра и до одиннадцати ночи в концертных залах, многочисленных храмах и старинных домах звучала музыка европейского Средневековья, Ренессанса, Барокко, ранняя американская музыка эпохи Переселения, а также более поздние обработки старинных музыкальных тем. Исполнение произведения немецкого композитора Карла Орфа «Кармина Бурано», написанного в 1936 году на основе баварских народных песен XIV века стало одним из событий фестиваля.
Как и всегда, наряду с известными произведениями и композиторами звучали восстановленные по праву малоизвестные или неизвестные ранее. Знаковым моментом фестиваля была мировая премьера созданной в 1710 году и вновь открытой оперы Иоганна Матессона «Борис Годунов», того самого Матессона, который в свое время протежировал Генделю. Однако главное, конечно, в том, что опера Матессона, по словам организаторов фестиваля, «содержит все черты, наиболее ценимые аудиторией бостонских фестивалей: богатство и красота партитуры, запоминающиеся небольшие ансамбли и большие хоральные фрагменты, множество танцев» с музыкой, исполнявшейся знаменитым бостонским Оркестром старинной музыки. Как это естественно для американских оперных постановок, в интернациональной оперной труппе были собраны выдающиеся вокалисты мира, а на роль царя Бориса приглашен русский – Борис Кравец. Знаковость оперы определялась основной темой XIII фестиваля: встреча Востока и Запада — Германии, России и Балтийских государств Северной Европы.
Я думаю, что для многих любителей музыки в Бостоне в эти дни проблема выбора была мукой, потому что каждый час, а иногда и полчаса где-нибудь начинался концерт, и ради одного надо было пропустить другое, не менее интересное. Что выбирать: произведение или исполнителя, открывать молодых или слушать маститых и т. д., и т.п..
Музыка исполнялась только на тех инструментах, для которых и была написана: клавесин, виола да гамба, барочные скрипка и виолончель, деревянные флейты и другие инструменты прошлых веков. Под сводами древних храмов или в старинных интерьерах, соло или в ансамблях, порой сопровождая совершенно «кружевной по рисунку» вокал или старинные танцы, свершались таинства перевоплощения.
Любопытно, что в тот день, когда мне сказали о фестивале, на витрине какой-то лавки среди тряпья и треснутых чашек я случайно увидела и купила альбом любимого мною голландского художника XVII века Вермеера Дельфтского (помните «Девушку с письмом у окна» из собрания Дрезденской галереи?), а надо заметить, что в картинах Вермеера с его трогательной любовью к людям, к жизни во всех ее проявлениях и деталях есть место и музыкантам с музыкальными инструментами, и самой музыке.
Так, с альбомом Вермеера в сумке и картой Бостона в руках я и отправилась искать «Бикон-Хилл ливинг рум» на улице Байрона, 14 – гостиную в старинном доме, которую его нынешняя хозяйка превратила в музыкальный салон. Хотя улица Байрона – этот маленький тупичок находится рядом с оживлённой Бикон Стрит, оказалось, что очень многие горожане, пробегая мимо всего в нескольких метрах, понятия не имеют ни об улице Байрона, ни о «Бикон-Хилл ливинг рум», ни о музыкальном фестивале.
Но, кружа в поисках, я напиталась атмосферой старины, и какой же это было замечательной прелюдией к музыке! Ремонтирующий кирпичную мостовую рабочий в оранжевой жилетке показал мне дом №14. Кружевное литье чугунных ворот, крутая деревянная лестница на антресоли, мягкое освещение бра и настольной лампы рядом с клавесином, рыцари на гобелене, букет, будто с картины голландского мастера XVII века, – здесь невольно становились тихими и поступь, и голоса. Расположившись в старинном кресле (сказали, что можно) я не просто слушала музыку, я слушала время, выраженное в звуках, мир переживаний людей иных эпох, так прекрасно раскрытый хрупкой японской пианисткой Миюки Цурутани. Но самое главное – ей удалось показать, что вся галантная музыка XVII – XVIII веков — лишь предыстория, и лишь подчеркивает свободу, смелость, глубину и величественную простоту Иоганна Себастиана Баха, с которого собственно и начинается подлинная история европейской музыки.
Под высокими сводами евангелистской Церкви святого Иоанна концерты барочной музыки звучали каждый день. Плата за концерт – добровольные пожертвования. В пуританском облике храма – каменной глыбы, зажатой между более поздними постройками, – сосредоточенность на внутреннем. Витражи стрельчатых окон бросали разноцветные блики на скромное убранство интерьера, деревянные скамьи и четырёх молодых девушек перед иконостасом: Кристиан Лафлем (деревянная флейта), Диана Ли-Плейнс (барочная скрипка), Каролина Канг (барочная виолончель), Акаки Еното Саки (клавесин). Несмотря на молодость, все они – известные музыканты. Сонаты Генделя, Иоганна Себастиана Баха, Агреля и Виллема де Феша прозвучали очень проникновенно и в необычайно красивом тембральном созвучии.
Атмосфера доброжелательности, удивительной открытости артистов публике, доступности к общению усиливала ощущение праздника. Шаловливо весёлая, очаровательно непосредственная американская пианистка Сильвия Берри рядом с автографом изобразила рожицу в улыбке. «Смех и слезы трех венских мастеров», — так сказала она о своей программе.
— Мне кажется, Вы чувствуете не только произведение в целом, не только каждую фразу, но и каждый звук – обратилась я к Сильвии. — С Вашей помощью эти большие дети — Гайдн, Моцарт, Бетховен — сегодня говорили с нами. Как нравится Вам инструмент, на котором Вы играете?
— О, это замечательное старинное фортепиано. Именно на таком играли Гайдн и Моцарт, может быть, и ранний Бетховен. В нем — всего пять октав. Моцарт укладывался в эти пять октав. У более поздних инструментов клавиатура расширилась до пяти с половиной. Для Шуберта, например, такая клавиатура уже мала.
— Что значит для Вас этот фестиваль?
— О, очень много. Сама я родом из Филадельфии, но раньше жила в Бостоне и недавно снова переехала сюда. Я испытываю большое волнение, потому что это мое первое выступление здесь после большого перерыва. Этот фестиваль – событие и для Бостона, и для меня.
— Кого из современных российских музыкантов Вы считаете выдающимися исполнителями музыки Барокко, — спросила я Сцинтию Робертс после ее концерта с клавесинистом Джеймсом Ричманом, в котором они с блеском исполнили труднейшую программу из четырех скрипичных сонат И.С.Баха.
— До сих пор считалось, что лучше всего барочную музыку исполняют в Голландии, Германии и Англии, но блестящие музыканты из России скрипачи Андрей Решетин и Мария Крестинская опровергли это утверждение. Они очень молоды, но уже большие мастера.
— Что значит этот фестиваль для Бостона? — спросила я супругов из штата Тенесси, приехавших сюда слушать музыку.
— Этот фестиваль – большое событие в жизни и Бостона, и Америки. В Бостоне давно существует Общество барочной музыки. Бостон по праву называют ее центром. Очень важно, что выдающиеся исполнители из разных стран мира могут показать свои достижения и обменяться опытом. В рамках фестиваля проводились не только концерты, но и мастер-классы, и симпозиумы, на которых, если можно так сказать, открывались тонкости творческой лаборатории исполнителей. Целую неделю жить в атмосфере прекрасной музыки, жить музыкой – это счастье!
___________________________
© Боровская Наталья Ивановна