Когда-то источником знаний служила книга. А.М.Горький так и сказал: «Любите книгу — источник знания». Но всё течёт и изменяется, можно сказать, эволюционирует,  согласно теории Чарльза Дарвина, о трудах которого многие знают не из его книг, а исключительно понаслышке. 

    Авторитетное утверждение о происхождении человека от обезьяны приписывают именно ему, хотя ничего подобного английский натуралист не говорил и тем более не писал. 

   Считается, что Фридрих Энгельс, верный соратник Карла Маркса, первым указал на решающую роль труда в ходе эволюции. Дескать, труд создал из обезьяны человека. Где и когда это было сказано, достоверно неизвестно, но в наш обиход прочно вошло. 

     Таким образом «наслышку» тоже можно считать источником, довольно успешно конкурирующим с книгой.   

     Сегодня все нужные и ненужные, достоверные и не очень сведения мы черпаем из Интернета — всемирной паутины. Там и книги, и «наслышки», и разнообразнейшая информация, разборки и сплетни, порнуха и откровения святых отцов, история с географией, предсказания прорицателей, биографии и мемуары, кулинария с медициной, юмор с сатирой, политика, курсы обучения чему угодно, магазины онлайн и т.д. Всего не перечесть. Главная привлекательность Сети — демократичность и анонимность её пользователей. Дополняет этот ряд, правда, безответственность и безнаказанность. 

    Когда-то приводили цитаты из книг, называли имена и фамилии авторов. Мы любим подкреплять личные соображения цитатами и ссылками на признанные авторитеты. Сегодня достаточно сослаться на Интернет. Компетентность Сети сомнений не вызывает…

     Итак, взято из Интернета, из полученных пересылок. Автор неизвестен. Похоже, что текст переводной. Читайте и судите сами:    

     «Всё как у людей. Потрясающе: товар — деньги — товар.

  Деньги у обезьян — это источник жадности, жестокости и проституции. Американские этологи провели эксперимент по введению «трудовых отношений» в стае обезьян шимпанзе. Они придумали в вольере «работу» и универсальный «эквивалент» – деньги. Работа состояла в том, чтобы дёргать рычаг с усилием в 8 килограммов. Значительное усилие для некрупных шимпанзе. Это для них настоящий малоприятный труд. За каждый качок рычага обезьяна получала ветку винограда. Как только шимпанзе усвоили простое правило «работа = вознаграждение», им тут же ввели промежуточный агент — разноцветные пластмассовые кружочки. Вместо винограда шимпанзе стали получать жетоны разного номинала. За белый жетон можно было купить у людей одну ветку винограда, за синий — две, за красный — стакан газировки и т.д. 

     Вскоре обезьянье общество расслоилось.  В нём возникли те же самые типы, что и в человеческом стаде. Появились трудоголики и лодыри, бандиты и накопители. Одна обезьяна умудрилась за 10 минут поднять рычаг 185 раз! Очень денег хотелось заработать. Кто-то из шимпанзе предпочитал не работать, а отнимать у других. Но главное, что отметили экспериментаторы, – у обезьян появились те черты характера, которые ранее не были заметны — жадность, жестокость и ярость в отстаивании своих денег, подозрительность друг к другу. В продолжении изучения экономического поведения, обезьянам вручили «деньги» в виде серебряных дисков, с отверстием в середине. Через несколько дней капуцины усвоили, что за эти монетки можно получать пищу.  

   Экспериментатор, который в молодости увлекался марксизмом, не стал проверять, правда ли труд превращает обезьяну в человека. Он просто раздал обезьянам эти монетки и научил использовать их для покупки фруктов. Перед этим выяснили, кто что любит, чтобы установить для каждой из обезьян свою шкалу предпочтений. Сначала такса была единой: за кислое яблоко и кисть сладкого винограда просили одинаковое количество монет. Естественно, яблоки не пользовались успехом, а запасы винограда таяли. Но картина резко поменялась когда цена на яблоки вдвое снизилась. После довольно долгого замешательства обезьяны решили практически полностью тратить свои монеты на яблоки. И только изредка позволяли себе полакомиться виноградом. Типичное поведение людей в универмагах во время «распродаж». В один из дней, когда все подопытные животные в общей клетке уже знали, что одни предметы стоят дороже, а другие дешевле, одна из обезьян проникла в отсек, где хранилась коммунальная касса, и присвоила все монетки себе, отбиваясь от людей, пытавшихся отобрать у неё металлическую добычу. Так обезьяны совершили первое «ограбление банка». Прошло ещё несколько дней, и капуцины открыли для себя феномен проституции. Молодой самец дал монетку самке. Учёные думали: влюбился и сделал подарок. Ан нет, «девочка» вступила за деньги с кавалером в половую связь, а затем пошла к окошку, за которым дежурили учёные, и купила у них несколько виноградин. Все остались довольны, особенно биологи, научившие зверей азам капиталистической экономики.»

    Любопытная пересылка, правда? Попробуем её проанализировать.

    На научную работу она не тянет. В глаза бросается неточность. Если в начале статьи речь шла об обезьянах шимпанзе, то как появились в эксперименте  капуцины? Это ведь разные обезьяны. Бесхвостые шимпанзе — выходцы из Африки, капуцины — обитатели Нового Света, длиннохвостые. Они считаются самыми смышлёными обезьянами. Шимпанзе иногда охотятся и  поедают себе подобных. Словом, есть много существенных различий во внешнем облике и поведении животных. 

     Автор сознательно обходит реалии, не оглашая ни имён учёных, ни место проведения опытов, ни их цель. Похоже, что кто-то неизвестный взял на себя труд скомпоновать статью, пользуясь различными источниками, но не пожелал их назвать.  Во Всемирной Сети это, к сожалению, обычная практика, свойственная недобросовестным журналистам. Завершающая фраза об обучении «зверей азам капиталистической экономики» звучит хлёстко, но смысла эксперимента не передаёт. Зато начало-заголовок «Всё как у людей», дополненное неточной цитатой из «Всеобщей формулы капитала» Карла Маркса, привлекает читательское  внимание, претендуя на «научную серьёзность» публикации.      

   А теперь посмотрим, как псевдонаучные сведения распространяются среди людей. Убедительный пример — цитата из бессмертного романа «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». Автор – Владимир Николаевич Войнович (1932-2018). 

        Диалог между агрономом Гладышевым и Иваном Чонкиным.

  — Нет, ты подумай только, — горячился Гладышев. — Ведь просто, Ваня, обидно до слёз. Люди, Ваня, должны не воевать, а трудиться на благо будущих поколений, потому что именно труд превратил обезьяну в современного человека.

       Гладышев посмотрел на собеседника и вдруг сообразил: 

       — А ведь ты, Ваня небось и не знаешь, что человек произошёл от обезьяны.

       — По мне — хоть от коровы, — сказал Чонкин.

      — От коровы человек произойти не мог, – убеждённо возразил Гладышев. – Ты спросишь — почему?

       — Не спрошу, – сказал Чонкин.

       — Ну, можешь спросить. – Гладышев пытался втянуть его в спор, чтобы доказать свою образованность. — А я тебе скажу: корова не работала, а обезьяна работала.

        — Где? – неожиданно спросил Чонкин и в упор посмотрел на Гладышева.

        — Что — где? — опешил Гладышев.

      — Я тебя пытаю: где твоя обезьяна работала? — сказал Чонкин, раздражаясь всё больше.        — На заводе, в колхозе, на фабрике — где?

     — Вот дурила! – заволновался Гладышев. – Да какие ж заводы, колхозы и прочее, когда всюду была непрерывная дикость. Ты что, паря, не при своих? Это ж надо такое ляпнуть! В джунглях она работала, вот где! Сперва на деревья лазила за бананами, потом палкой их стала шибать, а уж опосля и камень в руки взяла.

        Беседа друзей продолжилась на митинге.

       — Слышишь, что ли, сосед, — добравшись до Гладышева, Чонкин толкнул его под локоть, — я вот спытать тебя хочу, а как же лошадь?

       — Какая лошадь? — недоуменно повернулся Гладышев.

    — Ну, лошадь, лошадь, — сердился Чонкин на непонятливого Гладышева. — Скотина на четырёх ногах. Она ж работает. А почему ж в человека не превращается?

     «Своим глупым вопросом на митинге Чонкин смутил его душу, пошатнув его, казалось бы, незыблемую веру в науку и научные авторитеты. Почему лошадь не становится человеком? А в самом деле, почему?

     Действительно, каждая лошадь работает много, побольше любой обезьяны. На ней ездят верхом, на ней пашут, возят всевозможные грузы. Лошадь работает летом и зимой по многу часов, не зная ни выходных, ни отпусков. Животное, конечно, не самое глупое, но всё же ни одна из всех лошадей, которых знал Гладышев, не стала ещё человеком. Не находя сколько-нибудь удобного объяснения такой загадке природы, Гладышев шумно вздохнул.»

   Как видим из приведенного отрывка, вопрос о возникновении рода человеческого продолжает будоражить умы. Более ста пятидесяти лет прошло с момента опубликования Ч.Дарвиным его капитального труда «Происхождение видов», но споры вокруг теории эволюции не утихают. 

    Сам Дарвин писал: 

«Я очень хорошо сознаю, что нет почти ни одного положения в этой книге, по отношению к которому нельзя было бы предъявить фактов, приводящих, по-видимому, к заключениям, прямо противоположным моим».  

    Остаётся добавить, что формула капитализма по Марксу «деньги — товар — деньги» не то же самое, что «товар — деньги — товар»; что предположение Энгельса о роли труда в ходе нашей эволюции тоже пока окончательно не выяснено, что само понятие «труд»  достаточно расплывчато, а его облагораживающее влияние входит в противоречие с извечной мечтой человечества о райской жизни, где, как известно, он не предусмотрен.

_________________________

© Лось Светлана Александровна