Уважаемые коллеги, позвольте познакомить Вас с комментариями Экспертов Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), по очередному аспекту пенсионной реформы в России
С 1 июля по 1 октября 2003 года участник накопительной пенсионной системы (любой работающий россиянин, родившийся после 1953 г., или россиянка, родившаяся после 1958 г.) может воспользоваться своим правом выбрать инвестиционный портфель и перевести свои пенсионные накопления под управление частной управляющей компании. Для этого он должен подать заявление установленной формы (будет разработана позже) в территориальный орган ПФР (или попросту говоря, собес) по месту жительства. В соответствии с законом, сделать это можно «лично» или «иным способом».
Что значит «личное посещение собеса» Вам расскажет любой бухгалтер: огромные очереди, бесчисленные бабушки и задерганные хамоватые служащие, которым Вы своим появлением добавляете забот. После подобного опыта у любого нормального человека возникает огромное желание сделать это «иным способом», хотя из текста закона не совсем понятно, как именно. Возможно, под иным способом имеется в виду по почте или через организацию-работодателя, представляющую свою отчетность в ПФР. В этом случае необходимо удостоверить подлинность подписи на заявлении. По российскому законодательству в большинстве случаев это означает визит к нотариусу с уплатой от 50 до 250 рублей из собственного кармана. Теоретически возможен и вариант удостоверения подписей органом (организацией), с которым у ПФР будет заключено соответствующее соглашение. В данном случае в руках ПФР находятся широкие полномочия, связанные с тем, разрешить ли использование удобного и дешевого «иного способа». Например, как это сделано в Казахстане, где заверять заявления о переводе накоплений могут сами предприятия-работодатели. Хотя это привело и к негативным последствиям, таким как массовый перевод накоплений сотрудников крупных предприятий в дружественные пенсионные фонды, зачастую без ведома и тем паче согласия отдельного работника. Возможна и другая крайность: ПФР не будет принимать заявления, заверенные кем-либо кроме нотариуса, что приведет к значительным неудобствам для населения и возникновению потенциального барьера для граждан, желающих распорядиться своей пенсией. В России необходимо соблюсти баланс интересов всех участников и гарантировать свободный выбор управляющей компании.
Видимо, с учетом негативного зарубежного опыта, следует разрешить заверку подписей сотрудникам банков и страховых компаний, и продумать процедуру заверки подписей на рабочем месте, не допускающую злоупотреблений.
С уважением,
пресс-директор
Института Национального проекта«Общественный договор»
Олег Комаровский