4 декабря 2018 года исполнилось 133 года со дня рождения скрипача-самородка, заслуженного артиста Российской Федерации Михаила Эрденко (1885 – 1940). Научная его биография до сих пор не написана, на этом пути сделаны лишь первые робкие шаги, в том числе упомяну статьи широко известные, но давние статьи И. Ямпольского [1], Л. Гинзбурга [2] (Москва), ряд книжных и газетно-журнальных публикаций Б. Осыкова (Белгород) [3] и объемный, самый подробный, но малоизвестный очерк А. Сенченко (Старый Оскол), основанный на изучении музейного фонда Старооскольского краеведческого музея, большая часть документов в котором переданы дочерью скрипача [4]. Очерк А.Д.Сенченко основан на широком круге архивных источников из Старооскольского краеведческого музея, однако, как и работы Б.И. Осыкова, носит явный краеведческий характер.
Мой интерес к личности М.Г. Эрденко возник давно и привел к собиранию и изучению редких документов о нем. Так, в моем личном архиве есть фото с автографом Эрденко 1912 года, когда он работал в Киевском музыкальном училище, открытка, отправленная семьей Эрденко в Москву перед гастролями в Японии, программа концерта Заслуженного деятеля искусств Михаила Эрденко в Ростове-на-Дону вместе с Диной Гольцер в марте 1938 года.
Загадки метрической записи
Как водится, наибольший интерес – к раннему детству и семье музыканта, к первым шагам его становления до революции. Ведь до сих пор во многих источниках и даже на надгробии указана официальная, но неверная дата его рождения – 1886 год. Приводят и различные варианты фамилии: Эрденко(в), Ярденко(в), Ерденко(в) [5]. Дореволюционная брошюра утверждает, что Эрденко родился в 1886 году в Старом Осколе, а отец его был музыкантом и «управлял оркестром местного Общественного Собрания» [6].
Было очень любопытно узнать, как же именно был записан мальчик в главном документе о крещении и имянаречении, когда именно и где это произошло. И на вопросы удалось найти ответ. Метрическая запись сохранилась в Государственном архиве Белгородской области. Но сделана она вовсе не там, где следовало бы искать ее по известным данным – не в с. Бараново Барановской волости, а действительно в Успенской церкви г. Старый Оскол. Под № 21 в списке родившихся мужского пола от 22 ноября 1885 года ст. ст. записан Михаил, его родители: «Барановской волости крестьянин Гавриил Васильев Ярденко, законная жена его Прасковья Иванова, оба православного вероисповедания», и восприемники: «Крестьяне Марк Стефанов Емельянов, Елизавета Даниилова Шахова», таинство же крещения совершили диакон Акиндил Белкин и псаломщик Василий Успенский [7]. А на самой записи есть помета работника ЗАГС, что 4 января 1958 года была предоставлена выписка по запросу научного сотрудника в г. Старый Оскол.
К сожалению, метрическая дата рождения М.Г. Эрденко, совпадающая с датой на дипломе, оказывается, известна недостаточно, хотя о ней писал, к примеру, Б.И. Осыков еще несколько десятилетий назад [8]. Вне круга скрипачей, преподавателей и теоретиков скрипичного искусства, любителей цыганской музыки имя Эрденко начинает забываться, особенно после смерти в 2002 году его единственной дочери Инны Михайловны. Она всегда бережно поддерживала память об отце, все юбилейные мероприятия в Старом Осколе и Белгороде, конкурс скрипачей им. М.Г. Эрденко.
В «Курских губернских ведомостях» за 1891 год А. И. Лимаровым была выявлена анонимная заметка-перепечатка о первых концертах юного скрипача в Старом Осколе и Харькове «Пятилетний старооскольский музыкант»: «Харьк. губ. вед. сообщают, что в настоящее время в Харькове находится пятилетний скрипач, участвовавший недавно в концерте, устроенном в его пользу в Старом Осколе. Мальчик этот представляет собой выдающееся явление (ему нет даже и пяти лет), с крошечными ручками, играющий по слуху множество песен, танцев, обнаруживая при этом и верность слуха, и замечательную для его возраста технику. Он принадлежит к семье, живущей в селе Бараново Старооскольского уезда Курской губ. Родители не имеют средств и не могут, к сожалению, дать ему музыкального образования, которое развило бы его природное, недюжинное дарование. Настоящая же его игра по слуху на несоразмерно большой для него скрипке может только испортить его» [9]. Отметим, 22 ноября 1891 года Михаилу Эрденко исполнялось уже шесть полных лет, и путаница с возрастом и датой рождения, как можно судить, была допущена сознательно с его самых ранних лет в свете формирования образа чудо-ребенка.
С 1892 года Эрденко жил в Москве, в семье Анны Лауб, вдовы профессора консерватории. Обучал Михаила профессор И.В. Гржимали, женатый на дочери Ф. Лауба [10]. В 1904 году Михаил Эрденко получил диплом Императорского Русского Музыкального общества Московского отделения и консерватории: «Совет Консерватории сим свидетельствует, что крестьянин Курской губернии Старооскольского уезда Знаменской волости села Баранова Михаил Гаврилович Ерденков, православного вероисповедания, родившийся 22 ноября 1885 года, окончил в Московской консерватории в мае 1904 года полный курс музыкального образования. …Советом Консерватории удостоен звания свободного художника и утвержден в оном председателем Императорского Русского музыкального общества со всеми присвоенными сему званию правами и преимуществами, во внимание же к особым музыкальным дарованиям и отличным успехам Михаила Ерденкова он награжден малою золотою медалью…» [11].
«Профессор Киевской консерватории»
В поисках информации о работе М.Г. и Е.И. Эрденко в Киеве были просмотрены документы Государственного архива г. Киева, где хранятся документы Музыкального училища Киевского отделения Императорского русского музыкального общества. Здесь М.Г. Эрденко был старшим ординарным преподавателем с 25 августа 1910-го по 25 августа 1916 года, включая период эвакуации училища в Ростов с сентября 1915 года, сохранились контракты с ним и его женой, пианисткой Евгенией Иосифовной Гордзялковской-Эрденко [12]. Она была дочерью поляка, сосланного в Самарскую губернию за участие в польском восстании, окончила Московскую консерваторию по классу К.Н.Игумнов [13]. В Самаре Эрденко проработал год. Михаил Гаврилович много сил приложил к реформе и Киевского музыкального училища. Здесь, в Киеве, были изданы ноты еврейской молитвы «Кол Нидрэй» в обработке Эрденко, которую до недавнего времени называли просто «еврейской мелодией». Еще несколько лет назад коллекционеры разыскивали эти редкие ноты, и экземпляр издания был найден [14].
А вот что написано в брошюре «Михаил Эрденко – знаменитый скрипач-виртуоз, лауреат императорской консерватории» в 1911 году: «Значение и происхождение Кол-Нидрэ. В средних веках, когда в Испании царила инквизиция, когда пытками и страшными мучениями в застенках сотни и тысячи евреев насильно обращались в христианство, среди них образовалась секта «моранов», которые, исполняя все внешние обряды католицизма, в душе оставались преданы своей вере. В Судный день (день прощения и разрешения всяких обетов), эти жертвы инквизиции тайно собирались и молили бога о прощении о невольной измене вере и народу своему. Моления эти выразились в молитве «Кол-Нидрэ». Таково историческое происхождение ея и значение для еврейского народа. И поныне поется она ежегодно в Великий Судный день. Знаменитый скрипач Михаил Эрденко, посетивши в Судный день синагогу, имел возможность услышать Кол-Нидрэ в исполнении известного еврейского кантора г. К.…
Скорбь молящихся, безысходная тоска и отчаяние, звучащие в каждой нотке покаянной молитвы, произвела на г. Эрденко неотразимое впечатление, и, вернувшись домой, он немедленно же записал слышанное, расширив его и аранжировав для скрипки. Приписал кроме того, аккомпанемент для фортепиано. Обладая громадным талантом и необыкновенной глубиной чувства, г. Эрденко является единственным исполнителем «Кол-Нидрэ» на скрипке в оригинале [15]
В 1915 году с Киевской консерваторией Эрденко был эвакуирован в Ростов-на-Дону, затем работал на Кубани. Но если его деятельность в поддержку русских революций и советского строительства известна достаточно хорошо, то выступления в поддержку деникинцев, как в 1918 году в Харькове, где в пользу госпиталя генерала Шкуро в Харьковской общественной библиотеке состоялся концерт «известного в Киеве цыганского скрипача, профессора Киевской консерватории» [16], еще должны быть изучены. Точно так же всё еще ждут своего изучения дела репрессированных представителей этого же рода.
Перед отъездом в Японию и Китай
Тем не менее, несколько лет спустя, уже в 1927-1928 годах, Эрденко с женой стали одними из первых советских артистов, кто совершил длительные гастрольные турне по странам Европы и Азии, в том числе – в Японии и Китае. Можно предположить, что эти поездки были связаны с 20-летием творческой деятельности М.Г. Эрденко и служили продолжением юбилейных концертов. В нашем собрании есть открытка «Владивосток. Вид с гавани» (издание Николая Иванова в Нью-Йорке, США, 1922 год, № 20). Отправлена она 2-го, в Москве – 16 мая 1927 года по штемпелям. Адресована «гр. Балясниковым, ул. Садово-Самотечная, д. № 7, кв. 56»: «Дорогие друзья! Шлем последний привет с Русского берега. Уезжаем на «Kagi-Maru» (пароход. – Ю.П.) в Японию. Всем всего хорошего. Крепко целуем. Любящее «trio» Эрденко». Важно, что в Японии Эрденко записал ряд пластинок.
Рождение в Старооскольском уезде, яркая внешность, артистизм, игра на скрипке, успех в странах Азии – все это невольно роднит Михаила Эрденко с его младшим земляком – писателем-символистом Василием Ерошенко.
При работе над этой публикацией одним из открытий стало то, что во многих источниках в интернете указано, что в 1925 году М.Г. Эрденко получил звание заслуженного артиста республики, однако во всех изученных печатных источниках, начиная с самых ранних речь идет только о присвоении ему звания заслуженного деятеля искусств РСФСР на десять лет позже – в 1935 г. О том же свидетельствуют и фонды ГАРФа, хранящие дело о присуждении звания заслуженного деятеля искусств [17].
Москва, Новодевичье. Семейный некрополь
Во время работы над статьей очень хотелось найти могилу скрипача, тем более что было известно, на каком кладбище похоронен он сам и его родные. На скромном памятнике выбиты имена большой семьи. Здесь сам Михаил Гаврилович, профессор, скрипач, заслуженный деятель искусств РСФСР – умер 21 января 1940 года; его жена Е.И. Эрденко (1880-1953), сестры Юлия, Анастасия, Антонина: Ю.Г. Кудрявцева-Эрденко (1889 – 1942), А.Г. Куренкова-Эрденко (1884-1956), А.Г. Алейникова-Эрденко (1887 – 1964), племянница Л.С. Кудрявцева (1919 – 1966), дочь Инна Михайловна (1914 – 2002).
С помощью коллег – Василия Обидченко и Лады Анцибор – удалось не только найти захоронение (уч. 2, ряд 23, место 19), но и упорядочить могилу перед юбилеем артиста в 2015 году.
Записи Михаила Эрденко можно услышать в интернете. Игра выдающегося мастера скрипки не утратила своего очарования даже спустя столетие.
Литература:
1. Ямпольский И. Скрипач М.Г. Эрденко // Советская музыка. – 1950. — № 2. – С.74-75.
2. Гинзбург Л.С. Скрипач Михаил Эрденко // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 4. — М., 1967. – С. 216-226.
3. Начиная с ранних публикаций, к примеру: Осыков Б. И. Его скрипку слушал Лев Толстой. — «Подъем», 1965, № 2; Осыков Б. И. Дивный дар. // В кн.: Осыков Б. И. Здесь рождались синие звезды. Очерки. Воронеж. Центрально-черноземное книжное издательство, 1968, С. 6, 32 – 63.
4. Сенченко А. Жизнь, отданная народу. К 110-летию М. Г. Эрденко // Сенченко А. Соловьи Белогорья. – Старый Оскол, 1995. – С.21-48.
5. Написание фамилии музыканта в статье дано согласно архивным и печатным источникам. – Ю.П.
6. Михаил Эрденко — знаменитый скрипач-виртуоз, лауреат императорской консерватории: [Крат. биогр. и рец.]. – [Санкт-Петербург]: тип. Н. Гальперина, [1911]. – 7 с.: портр. – С.2.
7. ГАБО, Ф. 139. – Оп.1. – Д.229. – Лл. 135об. – 136.
8. Осыков, Б. И. Скрипка Михаила Эрденко / Б. И. Осыков // Памятники Отечества: ил. альманах Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. – М., 2001. – Вып. 50. – С.145–146.
9. Курские губернские ведомости. – 1891. — № 88. – Часть неофициальная. – 2 ноября. – С.2.
10. Сенченко А. Соловьи Белогорья. – Старый Оскол, 1995. – С. 23
11. Белгородский историко-краеведческий музей, копия диплома в экспозиции.
12. Государственный архив г. Киева (ГАК). – Ф. 297. – Оп. 1. – Д. 69.
13. Цветова Е.М. Возрожденный «Олимп». Из истории музыкальной жизни Самары. Куйбышев: Самарское книжное издательство, 1991. – С. 30. В этом источнике неверно упомянуто восстание Костюшко, чего не может быть и на что мне было указано после одной из публикаций.
14. Рубин Борис. «В сумеркахъ» и другая салонная музыка. http://www.borisrubin.com/2009/03/25/v-sumerkah/
15. Михаил Эрденко – знаменитый скрипач-виртуоз, лауреат императорской консерватории: [Крат. биогр. и рец.]. – [Санкт-Петербург]: тип. Н. Гальперина, [1911]. – С.6-7.
16. См.: http://kornilov.name/hronologiya-19-oktyabrya/
17. ГАРФ, ф. Р1235, оп. 136, д. 2099.
Благодарю за помощь в подготовке статьи, розыске и уборке семейного захоронения Эрденко Ладу Анцибор, Александра Лимарова, Василия Обидченко.
________________________
© Патлань Юлия Валериевна