Четыре «Евангелия» — от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна (в таком порядке они публикуются) являются основной, базовой частью канонических текстов, составивших Новый Завет, второй свод материалов, называемых Библией. По поводу каждого из «Евангелий» существует значительный корпус научной и теологической литературы, где подробно и в разных ракурсах рассматриваются содержание их — то, как данные религиозные повествования описывают рождение, жизнь, служение, учение и смерть Иисуса из Назарета, то, как в них выразились исторические и богословские реалии, что стало апологетикой и экзегетикой того, что связано с именем и деятельностью главного персонажа их и той религии — христианства, которая возникла в результате его последовательной пропаганды своей теории нового мироустройства. А также значительный ряд тем и вопросов, связанных со всем, что в них отображено в первые века новой эры.
В настоящем эссе предлагается возможность осмыслить содержание и подтекст канонических «Евангелий» в закономерном, как представляется, но несколько неожиданном аспекте. Собственно говоря, таковых два: то, как они стали точкой отсчета для трех основных направлений христианства, а также то, как они связаны с распространением его в Европе, в первую очередь.
1. В библеистике приняты за основу несколько традиционных догматов: во-первых, то, что всем каноническим «Евангелиям» предшествовал некий пратекст, на основе его возникло «Евангелие от Марка»; во-вторых, «Евангелие от Матфея» и «Евангелие от Луки» созданы на основе «Евангелия от Марка», которое в таком случае трактуется как конспект-компендиум; в третьих, «Евангелие от Матфея», «Евангелие от Марка» и «Евангелие от Луки», которые чрезвычайно близки по содержанию и различаются несколько объемами каждого текста друг от друга, некоторыми добавлениями и уточнениями -считаются потому так называемыми «синоптическими», сходными в основных моментах и особенностях; в-четвертых, «Евангелие от Иоанна», в котором религиозность сочетается с большим философским, обобщающим контекстом, оказывается как бы отдельным, что не умаляет его значения для верующих ни в коей мере.
В связи с этим обратим наше внимание теперь исключительно на синоптические «Евангелия». Сначала на их количество, которое точно соответствует трем ведущим направлениям христианства — католицизму, протестантизму и православию. Однако, как представляется при ближайшем и вдумчивом знакомстве с этими религиозными текстами, может стать очевидным, что не только количественно, но и качественно соответствуют указанному списку направлений христианства.
«Евангелие от Матфея» адресовано было иудео-христианам. В тексте есть пафос, уверенность в том, что это истина в последней инстанции, фундаментальность подхода к изложению темы. Данное «Евангелие» вполне сравнимо по сути с католицизмом, наиболее точно отражая его особенности. Приведем для примера и то, что сказано о том, что апостол Петр является основателем церкви, о которой говорил Иисус и о том, что он трижды отрекся от своего учителя. В католицизме Папа Римский считается наместником Петра на Земле, а то, что сначала католицизм отрекся от еврейской Библии, считая ее Ветхим Заветом, тем, что устарело — было первым отречением, вторым стало разделение церкви христианской на католицизм и православие, а третьим — отделение от католицизма — протестантизма.
То есть, «Евангелие от Матфея» интерпретируется в подобном контекста в качестве программного для католиков, отражая в себе то, что стало теорией и практикой католицизма.
«Евангелие от Марка» тогда можно признать в качестве программного для протестантизма. Основатель его — Мартин Лютер — был фанатичным католиком, но после посещения Рима изменил отношение к католицизму и стал призывать, достаточно, впрочем, успешно, к реформированию его (Реформация), что получило развитие не только в Германии благодаря его усилиям, но и в Швейцарии из-за пуританизма Кальвина.
Здесь любопытно обратить внимание вот на какой аспект, характерный для теологических установок христианства как мировой религии. Лютер сначала уповал на еврейское присутствие в религии и даже уважение к этому народу, а затем резко переменил свое отношение к евреям на прямо противоположное ( вспомним как дальнее последствие этого — Холокост). Как можно предположить, суть здесь в том, что христианская вера основывалась на постулате о приходе Мессии, но он должен был прийти и быть принятым за такового евреями. Поскольку этого не произошло, встал вопрос или о насильном крещении их или об истреблении, что бывало и таким, и другим образом тогда, когда после разрушения Храма евреи оказались в диаспоре. (И из этого можно сделать сакраментальный вывод о том, что в действительности все войны, происходившие в истории человечества- религиозные — в них насаждалась или отстаивалась та или иная дорога к Богу.)
«Евангелие от Марка», как сказано было выше, самое краткое из трех «синоптических Евангелий». И Протестантизм есть некоторое освобождение христианства от внешней роскоши и помпезной обрядности, что также соответствует как букве, так и духу «Евангелия от Марка».
«Евангелие от Луки» есть самое большое из «синоптических» «Евангелий». Формально, в отдельности, его объем почти совпадает с объемом «Евангелия от Матфея». Но в первом разделе «Нового Завета» «Евангелие от Луки» состоит из двух частей. Собственно, названного «Евангелия» и «Деяний апостолов», что по манере письма, предполагаемому авторству считаются идентичными произведениями.
Известно, что в XI-м веке произошло разделение церквей. От католицизма отделилось православие. Слово это, взятое в название третьего направления христианства, является калькой, переводом на русский язык греческого слова — ортодоксия. Что должно было утверждать тот тезис, что православие есть истинное христианство, то его развитие, которое сохраняет целостность веры и не подвержено новациям и отклонениям в ту или иную сторону от изначальной истины. Таким православие вошло в историю религии, как феномен защиты традиции и веры.
«Евангелие от Луки», как доказывается на основе его интерпретации евангельских событий, адресовано было евреям и неевреям эллинистического мира. И изначально исходило из общего же положения — что учение Иисуса из Назарета основано на Законе и пророках (иудаизм), и потому евреи в первую очередь обязаны принять его как развитие того, что для них свято и служит духовными координатами бытия. В связи с тем, что выяснилось, что Иерусалим в широком смысле слова не принимает нововведения, внедряемые настойчиво и целеустремленно Иисусом из Назарета, Лука выступает с критикой косности иудейской религии как таковой. И это нашло отражение и в практике существования православия, что подтверждено фактами, например, историей трагичного в девятнадцатом веке существования в России Библейского общества, против которого выступало православие, считая его адептом католицизма и протестантизма.
Как бы там ни было, «Евангелие от Луки» наряду с «Деяниями апостолов» с большой уверенностью стоит воспринимать именно как основу фундаментализма православия во всех ее особенностях и подробностях.
Обратим здесь же внимание на еще один существенный момент рассмотрения «синоптических» «Евангелий». То, что связано с именами Матфея (что нам чрезвычайно важно подчеркнуть в данном случае в свете нашей гипотезы, что имеет прямое отношение к претензии католицизма на верховенство в христианстве по всем статьям) и Иоанна, доказательно связывается с именами апостолов, непосредственных учеников Иисуса из Назарета. (Матфей, а крещенный еврей Савл стал апостолом Павлом потому, что являлся ярым последователем христианства, миссионером и вероучителем.) А Марк и Лука таковыми не были. Первый был спутником апостола Петра, второй — апостола Павла, как принято в библеистике.
Если связать этот факт с тезисом о том, что каждое из «Синоптических» «Евангелий» связано с одним из направлений христианства, то он подтверждается также фактически. Лютеранство ( протестантизм) и православие вышли из католицизма, став как бы спутником этого направления христианства, которое в силу ряда причин наиболее распространено и известно в мире.
Таким образом, даже при самом лаконичном перечислении фактов по «синоптическим» «Евангелиям» можно, в принципе, принять за основу тот вывод, что они своей самобытностью являются наиболее концентрированным выражением трех самых известных направлений христианства, опираясь на одно и тоже основание – судьбу и духовные искания Иисуса из Назарета.
Что касается четвертого Евангелия – от Иоанна, то оно представляется в наших рассуждениях несколько обособленным, хотя и является более философским, чем другие. Естественно, своя философия содержится в каждом ведущем направлении христианства, что в рамках нашего прогноза и гипотезы касается этим самым трех, проанализированных выше.
2. Теперь несколько слов о страноведении. В рамках заданной здесь темы речь пойдет о том, как «синоптическим» «Евангелиям» соответствует характер титульных, государственных религий европейских стран. ( Естественно, нужно иметь в виду, что страны и народы — Германия, Великобритания, Франция за годы своего существования меняли религию, как соединяющее в одно целое народ, населяющий их. Во- первых, потому, что некоторые из нынешних государств в разные времена были частями империй — например, Римской, Австро-Венгрии, Датской унии, что имело непосредственное влияние на то, какая религия становилась базовой для каждого из народов в них. Это можно подтвердить примером различия титульной религии в Финляндии и в Фенгрии, хотя основное население их относится к финно-угорской группе, то есть , родственно по точке духовного отсчета. Кроме того, несомненно, что среди жителей европейских стран есть как те, кто к религии относится равнодушно до атеизма, или принадлежит по вероисповеданию к иной конфессии, чем определено титульным народом. При этом, важно, что принцип все же прослеживается и выглядит вполне доказательно, что и есть указание на соответствие «синоптических» «Евангелий» трем направлениям в христианстве.)
Для начала отметим, что канон дает следующее сопоставление очередности «Евангелий»: повторим, от Матфея, от Марка, от Луки. Если мы примем в качестве гипотезы заключение о том, что первому соответствует католицизм, второму — протестантизм, а третьему — православие, то, соотнеся это с географической картой и перечислив титульные религии каждой из европейской страны, заметим — перечисление «Евангелий» практически точно соответствует разделению на направления в христианстве. Мы будем мысленно двигаться по карте сверху вниз от Исландии до Португалии, от Великобритании до Италии, от Швеции до Греции и России. И убедимся, что обозначенный принцип связи «Евангелий» и титульных религий европейских стран за некоторыми исключениями выдерживается уверенно и реально, так сказать, зримо.
Было бы, на наш взгляд, неправильно, относиться к высказанному мнению только как к игре ума, интеллектуальной эквилибристике. Если мы исходим из того, что ничего в нашей жизни не может быть случайного, то тем более такого не может быть в том, что принято в качестве Священного Писания. Это тем более само собой разумеется, что не только доказывает рациональный характер бытования и объяснения всего и вся на Земле во всех их проявлениях, но и, главным образом, то, что во всем нам даны намеки и знаки, которые необходимо осмысливать не демагогически, а чутко, серьезно и без идеологических заблуждений. Что и доказывает, в рамках данного анализа, взаимосвязь «Евангелий» и направлений христианства, как и обнаружение ее в том, что не только логически обосновывается, а и при всех перипетиях обнаружения, существует фактически и наглядно.
Пусть это и будет еще одна возможность увидеть в библейском возвышенный подтекст и смысл, что само по себе немаловажно, как бы ни казалось то странным, то обыденным, то несомненным в принятии такого взгляда на общеизвестное, который изложен тут тезисно и популярно.
___________________
© Абель Илья Викторович