Ледяная февральская ночь 1943 года. Ростов накануне освобождения от фашистов. Вся Богатяновка спит тревожным сном. На снегу лежит лошадь и истекает кровью. Она ещё жива: жадно вдыхает морозный воздух и смотрит блестящими большими глазами в зимнее богатяновское небо. Чья лихая пуля настигла несчастное животное? И теперь вместе с кровью из неё вытекает жизнь, стекая по незнакомой чужой улице…
Дядя Вася, старый одинокий инвалид, вставал раньше всех в округе и убирал снег. Как обычно, ещё засветло, он брал свою большую лопату, тележку и выходил из дому. И вот однажды…Валил густой снегопад, где-то далеко одиноко выла собака. Чьё-то тяжёлое дыхание нарушило глубокую тишину богатяновской ночи: дядя Вася оглянулся и увидел лошадь. Он медленно подошёл к ней и погладил тёплой рукой: «Красавица, кто же тебя так?» Дядя Вася посмотрел на неё и увидел, что она…плачет! Ни минуты не колеблясь, он начал хлопотать возле нее, пытаясь поднять, а она, словно почувствовав что-то, собрала все свои оставшиеся силы и с огромным трудом встала на ноги. Всех её сил хватило только на то, чтобы кое-как доплестись до сарая.
Уже к середине дня вся Богатяновка знала, что у дяди Васи появилась лошадь, и что у неё даже есть имя — Красавица. Красавица выздоравливала очень тяжело и медленно. Каждый новый день казался для нее последним. Люди несли из своих домов свои нехитрые пожитки, что, как им казалось, могло ей пригодиться: какие-то лекарства, старые тряпки, сено и даже продукты. Только весной Красавица начала вставать, потихоньку ходить по двору своего нового хозяина, потом по улице. Затем на неё стали сажать детей лет до пяти, и она шагом катала их туда-сюда по Богатяновке.
К осени лошадка практически выздоровела. Теперь на неё мог сесть не только ребёнок, но и взрослый человек. А на новый год Красавица вообще привела всех в восторг: дядя Вася соорудил небольшие сани, и она всю новогоднюю ночь возила соседей друг к другу в гости и за это дети кормили её с рук конфетами и сахаром. Красавица оказалась очень умной и доброй лошадкой. Думалось, что она никогда не устаёт, дорожит каждой прожитой на земле минутой. С дядей Васей у неё были особенные отношения. Они относились друг к другу трепетно, с большим пониманием. Животное прекрасно осознавало, кто подарил ему вторую жизнь, кто в одинокую заснеженную ночь внял его немым молитвам и прекратил ужасные страдания.
Пришла великая весна 1945 года. Cоветские солдаты после тяжелой и жестокой Войны возвращались по домам через Ростов. Сколько счастья, сколько ликования было в лицах людей! Дядя Вася и Красавица тоже вышли из дома, чтобы встречать тех, благодаря кому они были живы и дышали весной…
Один из солдат остановился возле дерева, тяжело дыша. Это был инвалид, только что вышедший из госпиталя. У него не было ноги. Он облокотился на дерево, а Красавица стояла возле него, молча тершись головой о его впалую грудь. Она сразу узнала бывшего хозяина, с которым разлучила война.
Только теперь дядя Вася осознал, почему уже несколько дней у него было тяжело на душе и почему столько раз он ловил в глазах лошади необъяснимую пронзительную грусть…
Через некоторое время благодарный солдат уже сидел на Красавице, и она увозила его в неведомую даль. Потом она еще долго оборачивалась, смотря на дядю Васю, который улыбался и махал им вслед рукой. Но как только они навсегда растворились в туманной дали, дядя Вася с отчаянием обнял дерево и горько зарыдал…
Дядя Игнат был одним из самых заядлых и опустившихся пьяниц Богатяновки. Жены у него не было, детей не нажил. Единственная отрада в жизни — бутылка. Хорошо ещё, что хоть свой угол был на старости лет — маленькая тёмная каморка в подвале с крошечным загаженным окошком под потолком, где изредка мелькали ноги прохожих. Так ничем не примечательная его жизнь протекала своим чередом.
Однажды тихим летним вечером, как обычно, один, Игнат с единственной своей спутницей — бутылкой отмечал очередной, одному ему ведомый праздник. Время было далеко за полночь. Летний ветерок раздольно гулял по комнате и играл лохмотьями на стенах, которые когда-то были обоями. Свеча, растянутая на многие ночи, временами ярко вспыхивала в своей предсмертной агонии. Одна из последних вспышек была настолько ярка, что осветила почти всю каморку. И в этот момент помутневшие глаза хозяина наткнулись на две горящие в углу бусинки — крысиные глазки. Поединок взглядов длился очень долго. Глазки крысы блестели ярче свечи — она явно чего-то хотела или чего-то ждала… Выдержать пронзительный взгляд этого странного существа для дяди Игната, пережившего и войну, и белую горячку, было выше человеческих сил. Недолго думая, он взял со стола хлебную корку и швырнул крысе в угол. Схватив этот подарок, и, сверкнув своими бусинками, крыса моментально скрылась в норке под полом.
«
Да, — глубокомысленно пробормотал дядя Игнат, — каждый в этом мире зарабатывает…по мере своих возможностей…» Не прошло и трёх минут, как в углу послышалась возня и писк. Игнат устремил свой взор туда: там сидела крыса, а в зубах у неё сверкала… золотая монета! Затем она положила монету на пол и исчезла. Дядя Игнат поднял монету, попробовал ее на зуб и стал разглядывать: это была золотая монета старинной чеканки.
Так и пошёл у них своеобразный еженощный обмен. Но Игнат, не понимая истинной ценности «крысиного» золота, обменивал монеты на бутылку в доме напротив у таких же, как и он сам, алкоголиков. После того, как он принёс очередную монету, друзья-товарищи насторожились, пристали с расспросами. Беcхитростный Игнат рассказал всю историю с крысой в подробностях.
«
Да ведь там же клад, — смекнули собутыльники, — вот откуда крыса таскает-то!» Тем же вечером все собрались у Игната в комнатушке и ждали… Когда появилась крыса, один из кампании просто прибил её лопатой. Стали копать. Копали долго — почти два месяца, но, увы, никакого клада не было. Благо, дом стоял в самом закоулке Богатяновки и никто не слышал, как день и ночь стучали лопаты о несбывшиеся мечты и не найденный богатяновский клад…
_________________________
© Минина Юлия