На современном этапе развития музеев необходимым условием эффективного функционирования экскурсионной сферы выступает инновационная деятельность. Инновации стимулируют открытие новых возможностей развития экскурсионной работы.
Практически каждым музеем ведётся собственный поиск инновационных форм экскурсионного обслуживания. При их разработке необходимо учитывать существующие и доступные музею ресурсы и технологии, уровень подготовки экскурсантов, их интересы, изучать их запросы и потребности, обеспечивая обратную связь «музей – посетитель», а также дифференцированно подходить к организации, содержанию, методике подготовки и проведения экскурсий для различных возрастных и социальных групп.
Повышение аттрактивности музейных объектов, постоянная деятельность по увеличению музейной аудитории являются сейчас объективными требованиями, выполнение которых может обеспечить эффективное функционирование музеев. В связи с этим востребованность музея сегодня прямо зависит от количества и удовлетворённости его посетителей.
Таким образом, актуальность данной работы связана с изучением теоретических и практических аспектов применения инновационных подходов в экскурсионной работе, что выступает важным средством привлечения посетителей в музеи.
Вопросы применения инноваций в туристической и экскурсионной деятельности, основные проблемы, условия и результаты данного явления освещаются в работах отечественных и зарубежных исследователей. При рассмотрении этих вопросов мы обращались к трудам следующих авторов: Ю.Э. Комлев [1], Н.А. Никишин [2], А.В. Романчук [3], О.С. Сапанжа [4], Л.М. Шляхтина [5], Э.А. Шулепова [6], Т.Ю. Юренева [7], в работах которых рассматриваются основные проблемы музейного туризма; факторы, обеспечивающие привлекательность музеев; инновационные программы экскурсионного обслуживания и т.п. Однако степень изученности инновационных аспектов экскурсионной деятельности сравнительно невелика и требует всестороннего рассмотрения и анализа данной проблемы.
Важно отметить, что успешность современного музея определяется его способностью эффективно взаимодействовать с собственной аудиторией, быть привлекательным для посещений. В условиях свободного рынка и ограниченной государственной поддержки (или даже полном её отсутствии) проблема привлечения посетителей более актуальна для малых и средних музеев, хотя даже крупнейшие музейные центры ведут постоянный поиск новых форм работы с посетителями и разрабатывают стратегии развития музея. По словам М.Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, главнейшим условием успешности музея является «ощущение современного контекста, в котором существует музей». «Успешный музей – музей, который является частью современности. И это означает, что успешный музей постоянно предлагает своему посетителю новые ощущения и впечатления» [8]. Другими словами, средством для достижения цели по привлечению посетителей становится именно инновационная деятельность музеев.
Само понятие «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает «обновление» или «улучшение»; если переводить дословно «innovatio» – «в направлении изменений». В научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Понятия «изменение» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновация» [9].
Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации заключается в том, что она позволяет создать дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.
Предполагается, что инновация имеет место тогда, когда кто-либо использует что-то уже существующее новым образом. Выполняя анализ определения «инновации в туризме», В.С. Новиков приходит к выводу о том, что инновация – это «новый продукт, новое явление или действие, которое имеет целью привлечь потребителя и удовлетворить его потребности» [10]. Это можно отнести и к музейной деятельности, в частности – экскурсионной.
На сегодняшний день чаще всего реализуются следующие виды инноваций в экскурсионно-туристическом обслуживании:
– использование современных информационных и мультимедийных технологий;
– создание новых и диверсификация имеющихся туристских маршрутов;
– организация новых форм взаимодействия с посетителями;
– содействие созданию качественной инфраструктуры туризма, в том числе развитие региональной инфраструктуры и музейной сети для привлечения туристских групп;
– расширение информационного присутствия музея в городе, регионе, стране (интернет-сайт, регулярные публикации в СМИ, путеводители, наличие легкодоступной информации о музее в информационном пространстве и т.д.);
– создание регулярных программ с участием туристических фирм;
– предложение специальных туристских программ (в том числе: создание специальных методических разработок экскурсий для туристических групп различных возрастных и социальных категорий; включение новых разделов в основную экспозицию для привлечения отдельных категорий экскурсантов).
Инновации в экскурсионно-туристическом обслуживании, направленные на организацию новых форм взаимодействия с посетителями, связаны с коммуникационными процессами в музее (использование социальных сетей, механизмов «обратной связи», технологии «соучастия», «вовлечения», «комментирования»), а также с применением новых технологий в культурно-просветительской деятельности музеев (использование технологий синтеза, интерактивности, эдьютейнмента, партнёрства и другие).
Инновационными направлениями работы в сфере экскурсионно-туристического обслуживания являются: создание новых туристских маршрутов, организация новых услуг в сфере туризма, предложение специальных туристических программ и инновационных экскурсионных туров, которые имеют эксклюзивный характер и корректируются для каждой конкретной группы посетителей музея. Выбор той или иной инновационной формы, прежде всего, ориентирован на то, что посетитель ждёт положительных эмоций и яркого впечатления, что, в свою очередь, достигается «оживлением» музейного пространства.
Эффективность экскурсионной работы во многом зависит от дифференцированного подхода к организации, содержанию и методике подготовки и проведения экскурсий, а использование инновационных форм усиливает привлекательность музеев, создаёт благоприятные условия для знакомства посетителей с музейными ценностями.
Интересный опыт накоплен в Государственном музее-заповеднике М.А. Шолохова, который использует в работе разнообразные формы работы и наряду с традиционными предлагает инновационные экскурсии. Чтобы заинтересовать посетителей разных поколений, в основную экспозицию включаются новые разделы, применяются современные мультимедийные технологии, дающие широкие возможности в изучении и популяризации шолоховского наследия.
Организацией экскурсионного обслуживания групп и индивидуальных посетителей занимается экскурсионный отдел музея-заповедника, который также может помочь экскурсантам выбрать одну из уже разработанных экскурсионных программ или составить индивидуальную. Сотрудники отдела ежегодно внедряют в практику новые экскурсионные туры: туры выходного дня, туры для школьников и студентов, событийные туры, бизнес-туры, а также этнографические, литературные, лечебно-оздоровительные и другие. Особой популярностью у экскурсионно-туристических групп пользуются маршруты выходного дня, корпоративное обслуживание, экологические экскурсии. Например, в программу тура выходного дня входит путешествие по казачьей глубинке – посещение хутора Кружилинского, где родился М.А. Шолохов, осмотр Казачьего подворья музея и знакомство с укладом традиционного быта казаков конца XIX – начала ХХ веков. У экскурсантов есть возможность увидеть сельскохозяйственный инвентарь, принять непосредственное участие в хлопотах по хозяйству – покормить домашнюю птицу, подоить корову, затопить печь, а также отведать блюда казачьей кухни.
В своей работе музей-заповедник М.А. Шолохова активно применяет интерактивные формы, позволяющие привлечь и заинтересовать самые различные категории посетителей. Интерактивная экскурсия предполагает включение экскурсантов в мероприятие, взаимодействие всех участников между собой в современном музейном пространстве, что делает экскурсию более интересной и запоминающейся. Например, во время интерактивной экскурсии «В казачий погребок», которая проводится на Казачьем подворье конца XIX – начала XX веков Кружилинского мемориально-исторического комплекса посетители могут попробовать донские разносолы (сочные солёные арбузы, ароматные мочёные яблоки и тёрн, хрустящие бочковые помидоры и огурцы), а на различных мастер-классах «Как не попасть в просак?», «Мельница мелет – мука будет» и «У нашего быка борозда глубока» туристы увидят просак (старинный станок для изготовления верёвок и канатов), научатся плести на нём верёвки и поймут, почему нельзя «попадать впросак», а также попробуют смолоть зерно на старинной ручной мельнице с каменными жерновами и примут участие в пахоте на быках.
Познавательно и интересно проходит в классах Каргинского приходского училища интерактивное занятие «Пиши пером красиво, решай задачи живо», где детям и молодёжи представится возможность перенестись в школу начала XX века и научиться писать пером, макая его в чернильницу, считать на старинных счётах, а взрослым вспомнить уроки чистописания и арифметики. На интерактивном занятии «Старинные забавы», которое проходит на Подворье Т.А. Каргина, и дети, и взрослые смогут покататься на качелях и каруселях, воссозданных по старинным эскизам, а также испытать силу, ловкость, смекалку в играх, в которые играли казачата в начале XX века.
В ходе интерактивной экскурсии «История винокурения на Верхнем Дону в начале ХХ века», взрослые посетители узнают о традициях изготовления горячительных напитков у казаков, особенностях их рецептов, оценят вкус плодово-ягодных настоек, увидят старинный самогонный аппарат.
На конюшне музея-заповедника во время мастер-класса «Сборы казака на службу» туристы научатся правильно чистить лошадь, седлать её, надевать узду, держаться в седле и узнают об особенностях казачьей посадки.
На базе привозных выставок, которые работают в экскурсионно-выставочном центре «Народный дом» в рамках культурно-просветительского проекта «Музей в музее», после традиционной экскурсии проводятся интерактивные занятия и экскурсии в форме театрализации и игры, где дети посредством активного действия из пассивных слушателей и зрителей превращаются в участников и творцов.
Предлагаемые музеем-заповедником экологические экскурсии не оставят равнодушными самых искушённых любителей донской природы и почитателей таланта великого писателя. Отдых на Дону поможет отвлечься от городского шума и суеты, с головой окунуться в мир шолоховских произведений и ощутить душевное равновесие. Экскурсия «Природа донского края» даёт возможность почувствовать всю прелесть активного отдыха, попить родниковой воды, покататься на лошадях, в зависимости от времени года – посетить арбузную бахчу с дегустацией, побывать на пасеке и принять участие в откачке мёда, попить настоящего берёзового сока в «ендовах», где естественно произрастает белоствольная берёза. Экологические экскурсии пользуются неизменной популярностью среди туристов. Попав один раз в заповедные места Шолоховского края, экскурсанты возвращаются сюда снова и снова.
В музее-заповеднике М.А. Шолохова ведётся научная работа по изучению памятников природы, выявлению особо ценных в природоохранном отношении участков, находящихся на территории музея-заповедника и в непосредственной близости от него. Чтобы показать посетителям уголки природы, любимые М.А. Шолоховым, разработаны эколого-туристические и литературные маршруты в окрестностях станицы Вёшенской: «Целебные силы природы», «Тропой Григория Мелехова», «Живой родник», «Лесные озёра» и другие, которые знакомят экскурсантов с природой, описанной в произведениях М.А. Шолохова, позволяют глубже понять творчество и духовный мир писателя. Инновационным для всех маршрутов является то, что каждый из них даёт возможность всем желающим пройти дорогами шолоховских героев и воочию увидеть те места, о которых написано в книгах, насладиться природой донского края.
На протяжении многих лет музей М.А. Шолохова успешно сотрудничает со школой № 96 «Эврика-Развитие» имени М.А. Нагибина и гимназией № 118 г. Ростова-на-Дону в рамках программы «Краеведение». Помимо традиционных экскурсий по объектам музея с учащимися проводятся интерактивные занятия, конкурсы, викторины и другие инновационные формы экскурсионной работы, проходящие в виде увлекательной игры и способствующие формированию творческой активности, воспитанию музейной культуры, развитию эмоционального восприятия и эстетических вкусов детей.
Музеем-заповедником М.А. Шолохова также разработаны инновационные экскурсионные туры к определённым датам и событиям («Донской разгуляй», «Вы проведайте про то, про святое Рождество», «Хоть с себя что заложить, а Маслёну проводить!», «Первомай в Вёшенской», «Шолоховская весна», «Кружилинские толоки» и другие).
Интерактивные экскурсии – это эффективное средство в борьбе с явлением «музейной усталости». Но в то же время используются и традиционные формы работы с посетителями, которые остаются интересными для взрослой аудитории, опытных экскурсантов и специалистов.
Подводя итоги, следует отметить, что перспективы успешного развития музеев в современном мире тесно связаны с изменением их имиджа; с превращением музеев в социальный институт, создающий и предоставляющий нужную информацию и массовую доступность к интеллектуальному, историко-культурному и природному наследию; с развитием разнообразных форм культурно-образовательной деятельности музеев, ориентирующихся на индивидуальные предпочтения, творческие склонности, интересы, уровень подготовки и другие особенности различных категорий посетителей. В соответствии с требованиями времени в музейной сфере активно развивается инновационное движение, а экскурсантам предлагаются новые формы экскурсий и инновационные экскурсионные туры. Предложение подобных инновационных программ экскурсионного обслуживания является одним из распространённых видов применения инноваций для привлечения посетителей в музеи.
Литература
_________________________
© Дебур Марина Алексеевна